Фортуна трубопрокладчик кому принадлежит

“Газпрому” придется договориться с владельцем трубоукладочной баржи “Фортуна”, которая должна помочь трубоукладчику “Академик Черский” достроить “Северный поток-2”. Такое мнение высказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Фортуна трубопрокладчик кому принадлежит

Ранее газета РБК сообщила, что арендатор “Фортуны” — “Межрегионтрубопроводстрой” — не участвует в работах по укладке газопровода и не намерен этого делать. При этом собственником зарегистрированного в Гонконге судна является люксембургская компания Maritime Construction Services, связанная с некой “российской офшорной компанией”.

“Газпром” при желании сможет договориться с владельцами судна. Единственное, что не до конца понятно, кто им владеет, там достаточно сложная схема владения. Но возможно, что владельцы уже как-то аффилированы с “Газпромом”, – полагает Белогорьев. – Я не вижу здесь проблемы, скорее всего, это никак не скажется на сроках строительства”.

Напомним, возможным вариантом достройки “Северного потока 2” считается использование якорного трубоукладчика в сопровождении другого судна — с системой динамического позиционирования, которая способна удерживать судно в нужной точке без якорей и швартовки.

Почему баржа “Фортуна” так важна

Одним из судов, которые могут завершить строительство газопровода, до этого момента называлась якорная баржа “Фортуна” компании “Межрегионтрубопроводстрой” (МРТС). Второй кандидат — трубоукладчик “Академик Черский” с системой динамического позиционирования.

“Акционерное общество “Межрегионтрубопроводстрой” не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи “Фортуна” или иным образом”, — цитирует РБК на своем сайте официального представителя компании. В МРТС также уточнили, что компания никогда не являлась собственником баржи “Фортуна”. Она арендует ее “по договору бербоут-чартера для использования в других проектах”.

Использование баржи “Фортуна” стало возможным после того, как разрешение Датского энергетического агентства (DEA) использовать для строительства “Северного потока-2” суда с якорным позиционированием так и не было обжаловано.

“Датский апелляционный совет по энергетике не получал никаких апелляций против решения Датского энергетического агентства от 6 июля 2020 года”, — говорится в сообщении ведомства. В Совете уточнили, что со вторника Nord Stream 2 AG может возобновить строительство в любое удобное время.

Правда, перед возобновлением работ компания должна предоставить новый график прокладки труб. Но его утверждение от DEA не требуется. Глава пресс-службы агентства Туре Фалбе-Хансен не уточнил, получило ли оно обновленное расписание от оператора. :///

В германии потребовали ввести штрафные пошлины на американский газ

Осталось всего 30 километров до завершения работ трубоукладчика «Фортуна» по строительству «Северного потока — 2» в немецких территориальных водах. Еще порядка 120 км российскому судну предстоит проложить в международных водах вокруг острова Борнхольм в Балтийском море — тогда строительство 1200-километрового газопровода, по которому российский газ пойдет в Германию, завершится.

Но незадолго до передачи власти демократу Джо Байдену президент Дональд Трамп впервые вводит санкции против проекта. Основой его решения стал санкционный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций».

Ранее Трамп лишь грозил введением санкций. Но и угроз было достаточно. Международные компании, например, швейцарская фирма Allseas, чей трубоукладчик строил газопровод в Балтийском море, отозвали свое спецсудно. И международная сертификационная компании DNV GL вышла из участия в проекте.

Теперь из немецко-российского газового проекта выходит строительный концерн Bilfinger, как сообщает издание Bild. Со ссылкой на пункты по защите европейского закона об энергетической безопасности все сотрудничество и соглашения с «Северным потоком — 2» расторгнуты.

В конце 2017 года Bilfinger получил заказ на разработку и ввод в эксплуатацию систем технологического управления и безопасности для газопровода между Россией и Германией. Сумма заказа составила около 15 миллионов евро.

Также Bilfinger задействован в строительстве тепловой станции для подогрева газа в месте выхода газопровода в Лубмине.

Анонсированные сейчас санкции напрямую затрагивают задействованное русскими судно-трубоукладчик. Судно «Фортуна», которое с недавнего времени принадлежит российской фирме КВТ-Рус, расценивается как «заблокированная собственность». Без «Фортуны» русские не смогут достроить последние 150 километров газопровода.

Но смогут ли американцы своими санкциями против собственника судна остановить строительство «Северного потока — 2», еще не ясно. Русские неоднократно меняли собственников «Фортуны».

Еще в прошлом году судно было зарегистрировано на компанию Universal Transport Group, которая в свою очередь незадолго до этого приобрела его у гонконгской компании Strategic Mileage.

Между тем в российском международном реестре судов собственником значится КВТ-Рус. Эта малоизвестная компания зарегистрирована в Москве. В 2019 году у нее не было зафиксировано заработка. По данным ФНС, в ней только один сотрудник.

Если в ноябре прошлого года, по данным торгового реестра, компания специализировалась на сантехническом и отопительном оборудовании, производила насосную и компрессорную технику, то с декабря она специализируется на оказании транспортных услуг и морских перевозках.

Кто в действительности стоит за компанией КВТ-Рус, против кого именно американцы могут ввести санкции и какие последствия это повлечет за собой для микрокомпании КВТ-Рус, пока их судно «Фортуна» не находится в американских территориальных водах, также неясно.

Маскировка — тактика русских

Россия всеми силами пытается обойти санкции американцев. Для русских важно замести следы, а в случае «Фортуны» от санкций американцев должны быть ограждены и бывшие собственники судна, говорит эксперт по санкциям Мария Шагина из Университета Цюриха.

Фортуна трубопрокладчик кому принадлежитDeutschlandfunk20.01.2021Jyllands-Posten20.01.2021

Работы по строительству газопровода на данный момент не ведутся, и когда они продолжатся, неизвестно, сказал представитель «Северного потока — 2». Союз охраны природы и биоразнообразия Германии (Nabu) подал жалобу на строительство газопровода в Федеральное ведомство морского судоходства и гидрографии.

Любое возражение принципиально имеет приостанавливающее действие, отметили в ведомстве.

Ранее ведомство постановило, что, несмотря на традиционную приостановку работ с осени по лето ради охраны природы, строительные работы могут быть продолжены, если вмешательство в природу будет ограниченным и будет обеспечена защита птиц.

Русские хотят достроить газопровод «Северный поток — 2» вопреки санкциям США. Но без международных компаний, которые страхуют и сертифицируют многомиллиардный проект, ему грозит закрытие, даже если русским удастся проложить все трубы в Балтийском море.

Сомнения высказал даже российский энергетический гигант Газпром, основной инвестор «Северного потока — 2». Российское государственное информационное агентство ТАСС цитирует документ для инвесторов, в котором Газпром впервые больше не исключает полного закрытия проекта из-за политического давления.

Есть риски, связанные с изменением политической ситуации в разных регионах, говорится в документе. Это приводит к напряженности между странами, изменению позиций партнеров и регулирующих органов.

В некоторых случаях такие изменения могут привести к тому, что реализация проекта станет невозможной или нецелесообразной, а значит, проект будет приостановлен или отменен, говорится в документе.

США выступают против строительства газопровода протяженностью 1200 километров, утверждая, что Европа тем самым станет еще более зависимой от российского природного газа.

Вместе с тем США сами хотят продавать свой СПГ в Европу. Председатель комитета по экономике бундестага Клаус Эрнст исходит из того, что санкции не возымеют запланированного действия.

Он потребовал ответных мер, например, штрафных пошлин на импорт американского газа.

По данным Газпрома, газопровод уже достроен на 94%. Он состоит из двух ниток протяженностью 1230 км каждая. В будущем по нему планируется ежегодно поставлять 55 миллиардов кубометров природного газа из России и Германию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Строившая «Северный поток-2» баржа сменила владельца :: Экономика :: РБК

Изначально «Фортуна» была зарегистрирована в Гонконге. Местная компания Strategic Mileage Ltd до 1 декабря была указана собственником судна в морской базе Equasis. Это действующая компания, бенефициары которой неизвестны.

В 2010 году гонконгская газета South China Morning Post писала, что собственником баржи «Фортуна» является люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), связанная с некой «российской офшорной компанией».

После постройки в 2010 году на китайской верфи «Фортуна» сразу была отправлена работать к берегам Сахалина.

Между тем в базе Equasis говорится, что MCS управляла, а не владела «Фортуной». Трубоукладочная баржа «Фортуна» упоминалась на нидерландском сайте MCS вплоть до конца ноября (у РБК есть скриншот). Сейчас «Фортуна» на сайте MCS не упоминается.

Новым зарегистрированным собственником баржи «Фортуна» является Универсальная транспортная группа, следует из записи в базе Equasis (база обновилась 1 декабря). Она же указана как управляющая компания для судна. Эти изменения вступили в силу 2 октября. Из базы следует, что УТГ должна была приобрести баржу у прежнего владельца, гонконгской Strategic Mileage.

Что известно об Универсальной транспортной группе

УТГ — микропредприятие, следует из реестра малого и среднего бизнеса ФНС. Ее выручка в 2019 году составила 105 млн руб., чистый убыток — 2,2 млн руб., указано в СПАРК.

В компании числятся два сотрудника. Гендиректором и владельцем 100% является Андрей Владимирович Апреленко.

Он же, исходя из тождества ИНН, являлся соучредителем ликвидированных ранее ООО «Инстон Интернешнл» и НП «Хуторок Василек».

Его полный тезка с 1998 по 2012 год занимал пост гендиректора ЗАО «Роснефтефлот», затем с 2013 по 2015 год руководил ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (бренд «Экоспас»). Однако по ИНН невозможно проверить, один это человек или два разных.

Корреспондент РБК нашел офис Универсальной транспортной группы по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако не смог пройти из-за пропускной системы на входе. На ресепшен предоставили контакты гендиректора фирмы Андрея Апреленко, который в настоящее время «находится в командировке». РБК задал ему вопросы по электронной почте.

Какие работы собирается возобновить Nord Stream 2

Швейцарская проектная компания Nord Stream 2 AG объявила 28 ноября, что в декабре возобновит строительство газопровода «Северный поток-2» в водах Германии. Планируется проложить небольшой участок (протяженностью 2,6 км) в исключительной экономической зоне Германии.

Проектная компания не раскрыла конкретное судно, которое будет это делать, но заявила, что речь идет о якорном судне.

Около 90% немецкого участка пролегает на глубине менее 20 м, что не подразумевает использование судов с системой динамического (безъякорного) позиционирования.

Читайте также:  Какой шуруповерт выбрать для домашних работ

В уведомлении для мореплавателей, размещенном Управлением по водным путям и судоходству Германии по городу Штральзунд (побережье Балтийского моря), говорится, что работы, предположительно, будут вестись c 5 по 31 декабря, трубоукладчик (неназванный) будет удерживаться несколькими якорями. Другое российское трубоукладочное судно «Академик Черский», которое неоднократно называлось в качестве кандидата на достройку «Северного потока-2», обладает динамической системой позиционирования — в отличие от якорной «Фортуны».

Баржа «Фортуна» в настоящее время стоит в немецком порту Висмар на побережье Балтийского моря, следует из данных сервиса MarineTraffic. Пресс-служба Nord Stream 2 в ответ на запрос РБК не предоставила название судна, которое будет вести работы на немецком участке.

Американские санкции, введенные в конце 2019 года по линии конгресса, предусматривают запрет на предоставление судов для укладки труб «Северного потока-2» на глубине более 100 футов (около 30,5 м). Работы на немецком участке не подпадают под эти санкции.

Другой акт, Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), предполагает возможность (но не обязанность) ввести санкции против собственников и операторов трубоукладочных судов, предоставляющих Nord Stream 2 услуги рыночной стоимостью более $1 млн или суммарной стоимостью $5 млн за 12-месячный период.

Что случилось со страховкой «Фортуны»

Баржа «Фортуна» ориентировочно до конца сентября имела страховку от норвежского клуба взаимного страхования судовладельцев Skuld (входит в международную группу International Group of P&I Clubs). Однако сейчас судно не покрывается страховкой ни одного из 13 клубов взаимного страхования, следует из онлайн-поиска International Group of P&I Clubs.

Представитель Skuld сказал РБК, что компания не уполномочена раскрывать детали конфиденциального сотрудничества с клиентами, и посоветовал обратиться к судовладельцу. В сентябре клубы, входящие в международную группу, объявили, что не будут предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве газопровода «Северный поток-2».

«Можно предположить, что страховку это судно может, скорее всего, получить в какой-то российской страховой компании», — сказал РБК управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов.

Может ли «Фортуна» принять участие в достройке газопровода

Вероятность, что именно «Фортуна» будет использоваться для достройки «Северного потока-2», достаточно высокая — смена владельца явно неслучайна, заявила РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина.

Проект Nord Stream 2 ждет именно якорное вспомогательное судно для достройки его немецкой части, указывает Именнов. Однако ключевым этапом должна стать достройка участка газопровода в водах Дании, где глубина работ превышает 30 м. «Фортуна» плохо приспособлена для укладки глубоководных участков.

Таким образом, видимо, придется ждать прихода другого вспомогательного судна для более эффективной работы», — предположил Именнов.

Ранее датский регулятор разрешил Nord Stream 2 использовать суда с динамической системой позиционирования в комбинации с якорными судами (до этого предполагалось только участие трубоукладчиков с динамической системой).

В то же время Федеральное морское и гидрографическое агентство Германии сообщило 1 декабря, что исходит из того, что укладывать трубы в водах Германии будет «Академик Черский» (принадлежит АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд». — РБК), передал Bloomberg.

26 ноября норвежское классификационное общество DNV GL, с самого начала оказывавшее различные услуги (тестирование, проверка судов, сертификация труб) компании Nord Stream 2, объявило, что из-за американских санкций вынуждено прекратить оказание определенных услуг, связанных с проверкой (верификацией) судов и оборудования на судах, обслуживающих проект «Северный поток-2».

Представитель DNV отказался отвечать на вопрос РБК, оказывала ли компания или собиралась ли оказывать услуги барже «Фортуна».

Новый владелец Фортуны. Схемы владения судами-трубоукладчиками флота Северного потока-2 усложняются

Смена собственников у судов потенциального флота достройки МГП Северный поток-2 и перевод их на компании-посредники, стали обычным делом

Москва, 18 дек – ИА Neftegaz.RU. Российская трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, ведущая работы по строительству участка магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии, сменила владельца 2й раз за 3 месяца. Согласно обновленной записи в Российском международном реестре судов (РМРС), по данным РБК, владельцем судна является КВТ-Рус.

Многократная смена владельца у Фортуны призвана нивелировать последствия от санкций США против МГП Северный поток-2, введенных в декабре 2019 г. и планируемых к расширению в ближайшее время.

Построенная в 2010 г. ТУБ Фортуна за 10 лет сменила уже несколько владельцев, причем история владения у судна и ранее была непрозрачной, а сейчас ситуация выглядит еще более запутанной.

  • В 2010 г. гонконгская газета South China Morning Post писала, что владельцем ТУБ Фортуна является Maritime Construction Services (MCS, Люксембург), связанная с неназванной российской офшорной компанией. Однако, согласным данным морской базе Equasis, MCS управляла, а не владела Фортуной. При этом ТУБ Фортуна упоминалась на нидерландском сайте MCS вплоть до конца ноября 2020 г.
  • До конца июля 2020 г. баржа числилась на сайте Межрегионтрубопроводстроя (МРТС) как часть его флота. МРТС уточнила:
        • арендует Фортуну по договору бербоут-чартера, владельца не назвав.
        • баржа не будет больше участвовать в строительстве МГП Северный поток-2,
        • чтобы дистанцировать баржу от проекта, попавшего под санкции США, ее переместили из Мукрана, где находится логистический терминал МГП Северный поток-2 сначала в Росток, а потом в Висмар;
        • МРТС указывался в качестве владельца Фортуны в РМРС, но с точки зрения Кодекса торгового мореплавания РФ судовладельцем может называться лицо, эксплуатирующее судно, например, по тому же договору бербоут-чартера.
  • Согласно морской базе Equasis, до 1 декабря 2020 г. владельцем ТУБ Фортуна являлась гонконгская Strategic Mileage Ltd, бенефициары которой неизвестны.
  • 6 октября 2020 г. Фортуна была перерегистрирована в РМРС:
        • владельцем судна стала Универсальная транспортная группа (УТГ),
        • в Equasis эти данные появились после обновления базы 1 декабря,
        • УТГ указывается также как управляющая компания для судна;
        • Минтранс РФ подтвердил, что УТГ является владельцем судна;
        • УТГ является микропредприятием, компания убыточна.
  • Обновленная запись в РМРС указала:
        • владельцем ТУБ Фортуна является КВТ-Рус,
        • точная дата изменений неизвестна.
        • КВТ-Рус (г. Москва), как и УТГ, является микропредприятием и практически не имеет активов, а в ее штате единственный сотрудник (учредитель и гендиректор С. Малков).
        • по данным ФНС, 10 декабря 2020 г., КВТ-Рус поменяла основной вид деятельности с оптовой торговли водопроводным и отопительным оборудованием на предоставление услуг по перевозкам, а дополнительный вид деятельности был изменен с производства прочих насосов и компрессоров на деятельность морского грузового транспорта.

Смена собственников у судов потенциального флота достройки МГП Северный поток-2 и перевод их на компании-посредники, стали обычным делом.

  • Газпром сначала перевел краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский – на Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ), а потом СТИФ перестал быть аффилированным лицом Газпрома.
  • суда обеспечения Остап Шеремета и Иван Сидоренко, которые до начала 2020 г. фигурировали в составе Газпром флота, перешли к АО Нобилити, созданному в конце апреля 2020 г. неизвестными учредителями ССЕ Лимитед (25%) и Нефтяной дом (75%),

ТУБ Фортуна не стала исключением, тем более, что наряду с КМТУС Академик Черский – это ключевое судно проекта. Таким образом власти РФ неистово пытаются минимизировать последствия от санкций США, введенных в декабре 2019 г. против трубоукладочных судов, работающих на строительстве МГП Северный поток-2. В т.ч. санкции распространяются на компании, которые участвуют в обманных или структурированных сделках, через которые суда предоставляются для достройки МГП Северный поток-2.

16 декабря 2020 г. сенатор США Т. Круз, один из основных инициаторов санкций против МГП Северный поток-2, сообщил, что скоро должен быть представлен новый отчет о предоставляющих суда для строительства компаниях, на основании которого администрация США может ввести санкции.

Не исключено, что смена владельцев ТУБ Фортуна связана с этим отчетом.

Текущая ситуация с проектом

Строительство МГП Северный поток-2 возобновилось 11 декабря 2020 г., когда ТУБ Фортуна прибыла в район мелководья Адлергрунд в ИЭЗ Германии.

Барже предстоит построить между мелководьем Адлергрунд и отмелью Одер участок протяженностью 2,6 км на каждой из 2 ниток МГП Северный поток-2.

Работы ведутся неторопливо, но время еще есть – разрешение Федерального ведомства по судоходству и гидрографии Германии (BSH) на строительство трубопровода для ТУБ Фортуна действует по 31 декабря 2020 г.

Читайте также:  Сварка инверторная как варить трубы

Остается открытым вопрос о достройке участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании к северу от о. Борнхольм, где осталось проложить 50-70 км газопровода в зависимости от нитки. Строить этот участок, скорее всего, будет Черский, неустанно проходящий испытания в районе Куршской косы.

В начале декабря 2020 г. Черский выходил в район о. Борнхольм, а судно обеспечения Иван Сидоренко несколько раз прошло вдоль трассы МГП Северный поток-2 в водах Дании.

Это можно рассматривать как признак того, что после завершения участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Германии, возобновятся работы и в водах Дании. Однако для Черского нужно сертифицировать после модернизации. Санкции США запрещают серификационным мейджорам это делать. И здесь переименованием владельца компании не обойтись.

Е. Алифирова, О. Бахтина

Источник : Neftegaz.RU

Собственник «Фортуны» попадет под санкции США первым

18 января 202123:23

Вашингтон сообщил Берлину, что завтра, 19 января, американские власти могут ввести санкции против собственника трубоукладочной баржи «Фортуна». Она, правда, еще не нарушала санкции, а с помощью смены владельца риски по отношению к «Газпрому» минимизировали.

Немецкое издание Handelsblatt сообщило, что власти США собираются ввести 19 января санкции против владельца трубоукладочной баржи «Фортуна», которая, как планируется, возобновит достройку «Северного потока — 2» в датских водах. По данным СМИ, об этом американские власти уведомили Берлин. Они обязаны это делать согласно положениям санкций, принятых еще к собственникам трубоукладчиков более года назад.

«Мы продолжим принимать все необходимые и разумные меры для предотвращения «Северного потока — 2», — сказал, сообщает Handelsblatt, представитель посольства США. Он уточнил, что правительство США надеется, что Германия пересмотрит свою позицию по газопроводу «Северный поток — 2»: «Проект угрожает жизненно важным интересам национальной безопасности наших европейских партнеров и США».

Правда, «Фортуна» еще не нарушала санкций, так как в декабре вела работы в немецких водах на участке, где глубина моря не превышала 30 метров.

Под санкции попадет ООО «КВТ-Рус», которое стало владельцем трубоукладчика лишь в октябре 2020 года. Буквально днями ранее хозяином баржи также было малоизвестное предприятие ООО «Универсальная транспортная компания».

В выписке из регистрации судна в Российском международном реестре судов говорится, что трубоукладчиком владеет ООО «КВТ-Рус».

Это маленькое предприятие, в штате которого указан всего лишь один человек, выступающий и владельцем, и генеральным директором, — Малков Сергей Викторович.

Как почти не ведущее бизнеса ООО могло купить баржу, которую в свое время, как сообщала компания Edison Capital Partners S.A., MCS приобрело за более чем $ 150 млн, непонятно.

До октября баржа принадлежала люксембургской компании Maritime Construction Services (MCS) и находилась в бербоут-чартере у АО «Межрегионтрубопроводстрой». В августе его официальный представитель заявил агентству РБК, что общество не собирается предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки «Северного потока — 2».

Очевидно, что судно «увели» от санкций. Из открытой информации известно: собственник Сергей Малков является еще руководителем московского ЗАО СП «Аэроприма», которое получило доход в 2019 году в 8,9 млн рублей и имеет дочернее предприятие «Ассоциация делового сотрудничества с Гонконгом».

Эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина говорила РБК, что, скорее всего, маневры с собственниками «Фортуны» являются частью многоуровневой схемы с целью дистанцировать бывших владельцев судна от санкций США.

Также «защищен» от санкций и трубоукладчик «Академик Черский». После того как он пришел из Находки в Балтийское море, его собственником вместо «Газпром флота» стал малоизвестный фонд СТИФ из Самары.

Напомним, что Датское морское ведомство сообщило, что с 15 января планируется возобновление строительства «Северного потока — 2» в датских водах. 14 января «Фортуна» покинула порт Висмар, что в 150 милях от района работ, однако прошла на буксире лишь 30 миль и четвертый день находится на рейде Ростока.

Оператор проекта не комментирует ситуацию. Хотя, как сообщало Handelsblatt со ссылкой на пресс-секретаря Nord Stream 2 AG, строительство могут возобновить и в конце января, и в начале февраля, так как сейчас идет осмотр оборудования.

Суда снабжения проекта тем временем уже находятся на точке возобновления работ.

Как сообщало EADaily, в январе Конгресс США преодолел вето Дональда Трампа и принял военный бюджет США, в котором прописано расширение санкций против балтийского газопровода.

Ограничения касаются как страховых компаний, так и фирм, которые дооснащают и модернизируют трубоукладчики проекта.

Также санкции распространяются на компании по сертификации, испытаниям и инспектированию «Северного потока — 2».

Агентство Bloomberg сообщило на прошлой неделе, что из-за угрозы санкций проект покинула швейцарская страховая компания Zurich Insurance Group, у которой есть значительные активы в США.

Также угроза санкций вывела из «Северного потока — 2» датскую инжиниринговую компанию Ramboll, сообщило Politiken.

В проекте первого балтийского газопровода из России в Германию последняя занималась планированием, оценкой влияния на окружающую среду и участвовала в процессе получения разрешений регуляторов.

Арендатор «Фортуны» отказался от участия в стройке Nord Stream 2

Компания МРТС, участвовавшая в постройке российского участка газопровода «Северный поток-2», заявила, что не намерена укладывать трубы в водах Дании. В аренде у МРТС находится баржа «Фортуна», которую ранее связывали с проектом

Российская компания «Межрегионтрубопроводстрой» не намерена предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2), ставшего мишенью американских санкций.

«Акционерное общество «Межрегионтрубопроводстрой» (АО «МРТС») не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом», — сообщил РБК официальный представитель компании.

В МРТС уточнили, что компания никогда не являлась собственником баржи «Фортуна». «АО «МРТС» не является собственником указанного судна, а арендует его по договору бербоут-чартера для использования в других проектах», — следует из компании.

Кто может достроить Nord Stream 2

Баржа «Фортуна», которая (по данным сервиса Marine Traffic) сейчас находится в немецком порту Росток, называлась аналитиками (например, отраслевым изданием ICIS, аналитической службой Platts Analyitcs и др.

) как один из кандидатов на достройку «Северного потока-2», приостановленную в декабре 2019 года из-за американских санкций. В конце прошлого года конгресс США принял закон, угрожающий вторичными санкциями против собственников судов — трубоукладчиков Nord Stream 2.

Сразу после этого морское строительство газопровода свернула швейцарско-голландская фирма Allseas.

Так, издание ICIS писало 6 июля, что если в достройке газопровода будут участвовать «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский», то финальные работы могут занять около 53 дней.

Представитель МРТС говорит, что компания принадлежит «частным лицам», но их имена не раскрывает.

По данным СПАРК, 100% АО «Межрегионтрубопроводстрой» принадлежало «МРТС Холдингу», но еще в ноябре 2011 года доля холдинга снизилась до 5%. Другие совладельцы компании не указываются.

У «МРТС Холдинга», в свою очередь, три совладельца — Валерий Коликов (80%), Александр Коликов (10%) и Владимир Дурнин (10%).

Если «Фортуна» не участвует в достройке «Северного потока-2», не ясно, кто будет укладывать трубы на оставшемся датском морском участке. Единственным подходящим кандидатом остается трубоукладчик «Академик Черский» (такую возможность допускал министр энергетики Александр Новак еще в декабре 2019 года).

В июне принадлежащая «Газпрому» проектная компания Nord Stream 2 (строит одноименный трубопровод) попросила Датское энергетическое агентство (DEA) разрешить использовать при строительстве не только судно (или суда) с динамической системой позиционирования (как «Академик Черский»), но и суда с якорной системой позиционирования (как «Фортуна»).

При этом Nord Stream 2 никогда не называл конкретные суда, которые могут участвовать в достройке газопровода, после того как из строительства вышла Allseas. И «Академик Черский», и «Фортуна» в последние месяцы стояли в немецком порту Мукран, логистическом хабе проекта.

«Мы своевременно проинформируем о наших планах и возобновлении работ», — ответила пресс-служба Nord Stream 2 на запрос РБК во вторник, 4 августа.

Кто владеет судном

Арендатор судна «Фортуна» отказался достраивать «Северный поток — 2» – Газета.Ru

Российская компания МРТС, которая выполняла работы по укладке трубопровода «Северный поток-2» на российской территории, отказывается продолжать эту же работу в датских территориальных водах. В связи с этим уникальное российское судно-трубоукладчик «Фортуна», способное завершить эту работу, выходит из проекта.

Компания «Межрегионтрубопроводстрой» не будет предоставлять судно-трубоукладчик «Фортуна» для завершения строительства отечественного газопровода «Северный поток — 2» (Nord Stream 2). Об этом сообщает издание РБК со ссылкой на официальное заявление российской компании. Сейчас на строительство российского экспортного трубопровода обращены американские санкции.

«Акционерное общество «Межрегионтрубопроводстрой» (АО «МРТС») не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом», — цитирует газета заявление официального представителя МРТС.

В МРТС отрицают утверждения, что они якобы являются собственником баржи «Фортуна».

«АО «МРТС» не является собственником указанного судна, а арендует его по договору бербоут-чартера (фрахт без экипажа — «Газета.Ru») для использования в других проектах», — сообщили в компании.

Сейчас баржа «Фортуна», по данным сервиса отслеживания передвижения судов Marine Traffic, находится в немецком порту Росток. Отраслевое издание ICIS, а также аналитическая служба Platts Analyitcs, называли «Фортуну» одним из вероятных кандидатов на завершение строительства «Северного потока — 2». В конце прошлого года эта работа была прервана из-за
санкций США.

Американский конгресс утвердил закон, согласно которому собственников судов-трубоукладчиков Nord Stream 2 ожидают вторичные санкции, как на территории США, так и при взаимоотношениях с американскими компаниями. Фактически такие фирмы становятся токсичными для международного бизнеса. В связи с этим еще в прошлом году проект покинула швейцарско-голландская фирма Allseas.

По оценкам издания ICIS,

Читайте также:  Сварка труб из изопрофлекса

если бы трубоукладчики «Фортуна» и «Академик Черский» принялись за достройку газопровода, то работы могли быть закончены за 53 дня.

В МРТС не раскрывают реальных собственников компании, называя их «частными лицами».
В 2011 году журнал Forbes писал, что компания МРТС принадлежит российским бизнесменам Валерию Коликову и Виктору Екимову, «выходцам из двух конкурирующих северных трестов, специализировавшихся с советских времен на строительстве подводных трубопроводов».

По данным базы СПАРК, 100% АО «Межрегионтрубопроводстрой» принадлежало «МРТС Холдингу», но девять лет назад доля холдинга упала до 5%. Новые совладельцы компании не указаны. Юрлицом «МРТС Холдинг» владеют Валерий Коликов (80%), Александр Коликов (10%) и Владимир Дурнин (10%).

Выведение «Фортуны» из участия по достройке «Северного потока-2» фактически оставляет
в проекте единственное судно-трубоукладчик — «Академик Черский», ранее возможность проведения работ с участием этого корабля допускал министр энергетики России Александр Новак.

Месяц назад, находящаяся в собственности «Газпрома» проектная компания Nord Stream 2, направила запрос в Датское энергетическое агентство (DEA) о разрешении на использование при строительстве газопровода как судна с динамической системой позиционирования («Академик Черский»), так и с якорной системой позиционирования («Фортуна»).

При этом после того как проект покинула компания Allseas в любых официальных документах Nord Stream 2 перестали фигурировать конкретные названия судов, которые могут быть привлечены к строительству морской газовой нитки. В тоже время оба судна в последнее время базировались в немецком порту Мукран — логистический кластер морского участка строительства «Севреного потока-2».

В компании Nord Stream 2 пока не сообщают вероятные сроки возобновления работ по трубоукладке.

«Мы своевременно проинформируем о наших планах и возобновлении работ», — сказали изданию пресс-служба Nord Stream 2.

Ранее стало известно, что у «Академика Черского» сменился собственники. Дочка «Газпрома» («Газпром флот») вывела из-под своего владения этот трубоукладчик и еще два корабля поддержки.

В конце июля «Академик Черский» встала на баланс АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ), кто является собственником этой компании неизвестно.

Схожая история повторилась с судами снабжения «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко», ранее числившихся в составе «Газпром флота».

В июле Госдеп США скорректировал комментарий по применению Статьи 232 закона CAATSA таким образом, что действие закона распространились и на проект Nord Stream 2. Американские санкции обратятся на любых инвесторов «Северного потока-2». Также в законопроект о бюджете Пентагона вошли дополнительные меры, направленные против фирм, предоставляющих суда для «Северного потока-2».

«СП-2» построен: Как баржа «Фортуна» разгромила великие США

Различные источники сообщили, что утром в понедельник 6 сентября завершена укладка линии «A» магистрального трубопровода «Северный поток-2» (1-й по проекту трубы, 2-я линия — «В» — построена).

Осталось провести операцию под названием «подводный захлест», которая, как правило, занимает несколько дней. Трубоукладчику «Фортуна» вместе с судами поддержки предстоит предельно аккуратно поднять с морского дна более 400 тонн лежащих рядышком труб, обрезать их, соединить и тщательно проверить шов.

И после того, как произойдет обратная укладка дугой трубы, можно считать, что «золотой шов» сварен.

Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и, по последним данным, в конце сентября или начале октября по ней пустят газ.

Судя по всему, пусконаладочные работы подходят к концу, а оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG заканчивает процедурные вопросы, включая сертификацию и разрешение на ввод в эксплуатацию.

Во всяком случае, сигналов о том, что что-то пошло не так, пока не было, более того Газпром уже заявил, что в этому году прокачает через новую трубу 5,6 млрд кубометров.

Значит, где-то три-четыре месяца уйдет и на пуск 1-й ветки (линии «А»). Следовательно ближе к новому году можно считать, что многострадальный проект «СП-2» полностью завершен.

Похоже, что завершение работ в Европе встречено со вздохом облегчения. До отопительного сезона осталось меньше двух месяцев, а газохранилища заполнены на 67%.

Адекватные аналитики Газпром в этом положении дел не винят, а в качестве главной причины называют бизнес по-американски.

Янки за последние 8 месяцев снизили продажи своего СПГ европейским заказчикам на 17 млрд кубов в пользу Азии и Южной Америки.

Вполне возможно, что европейцы, прежде всего немцы, прогнозировали такое развитие событий еще пару лет назад, когда из-за угрозы американских санкций швейцарский подрядчик Газпрома компания Allseas Group S (или Allseas) 21 декабря 2019 года прекратила работы по «СП-2». Уже тогда бросалось в глаза, что Газпром не выдвигал претензий к компании Allseas, будто были достигнуты некие закулисные договоренности. Участвовали в них янки? — другой интересный вопрос.

Дело в том, что швейцарский трубоукладчик Pioneering Spirit («Новаторский дух») остановился фактически в прибрежных водах, где глубина укладки не превышала 200 метров.

Как раз там, где могла вести работы российская шельфовая баржа «Фортуна». Если бы Allseas сошла с дистанции чуть раньше, у магистрали «СП-2» могла быть совершенно другая судьба.

Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.

Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Фортуне» было предназначено победить США в санкционной газовой войне против России. По сравнению с Pioneering Spirit наша трубоукладочная баржа является карликом. Приведем сравнительные цифры, которые, похоже, ввели Вашингтон в заблуждение.

«Новаторский дух» являет собой двухкорпусное судно длиной 382 м и шириной 124 м. К слову, авианосец «Нимиц» значительно меньше. Такие солидные габариты позволяют «швейцарцу» быть устойчивым даже при волне 3,5 метра и сильном боковом течении.

В частности, на сайте компании Allseas говорится, что столь большие размеры судна, наряду с 12-ю азимутальными двигателями, дают возможность строить самые глубоководные магистральные трубопроводы.

Если взять «Фортуну», она, повторимся, намного скромнее: ее длина составляет 169 метров, а ширина — 46 м.

Плюс к этому баржа оснащена устаревшей 12-якорной системой позиционирования, что пару лет назад по мнению заокеанских экспертов вызвало большие сомнения в ее возможности укладывать трубу со скоростью 1 км в сутки. Дескать, меньше нельзя, иначе «СП-2» ожидает судьба долгостроя со всеми вытекающими последствиями.

На Западе по этой причине после введенных санкций пошли разговоры о том, что американцы все-таки погубят трубу. Дескать, если европейцы не помогут, русские сами не справятся. В частности, в январе 2020 году Deutschland Radio рассказала своим слушателям, что у проекта очень грустные перспективы.

Так, Клаудия Кемферт, ведущий эксперт по энергетике берлинского Института экономических исследований, пояснила DR, что крупные трубопроводы, как морские, так и сухопутные, восстанавливались только в том случае, если они самостоятельно эксплуатировались в течение десятилетий.

В противном случае, трубу просто «замораживали навсегда», причем таких историй много. Значит, Газпром тоже не справится и бросит «СП-2».

Кстати, Кемферт указала на очень теплую погоду, стоявшую в декабре 2019 года в Германии. Типа, генерал Мороз, вечный союзник Москвы, отныне не на стороне русских. Именно поэтому в свете очевидного потепления климата немцам лучше воздержаться от битвы с американцами за газ.

Но, как говорится, «накаркала тетя Мотя». Зима 2020/2021 года в северной Европе напоминала малый ледниковый период. Как итог 13 февраля 2021 года в газовых хранилищах компаний Astera и VNG Gaschämer GmbH, которые наполняет Газпром, голубого топлива оказалось критически мало — 30% и 35% соответственно.

Уже тогда из-за фактического прекращения поставок американского СПГ цена на газ на бирже ICE Futures взлетела до $206 за тысячу кубов, что вызвало панику и истерику немецких политиков. На самом деле, на фоне нынешних $600 тогдашняя цена, напугавшая бюргеров, кажется смешной. То ли еще будет, если зима 2021/2022 окажется такой же холодной, как и предшествующая.

Текущим летом, по данным портала MarineTraffic, трубоукладочная баржа показывала темпы строительства по 1,3 км в сутки, что, с одной стороны, несколько успокоило немцев, с другой — ввело в ступор американцев и украинцев. Стало ясно, что в целом картина с укладкой трубы для Москвы видится не такая уж плохая и уж точно не такая грустная, как зимой 2019/2020 года.

После того, как 7−8 августа был осуществлен переход через обе нитки «Северного потока», появились прогнозы, что «СП-2» закончат в конце лета. Помешала погода, но не критично.

Что любопытно: совсем недавно преобладающее большинство западных экспертов считало, что Кремль объявит о сварке «золотого шва» аккурат к 19 сентября. Сделает это, чтобы приурочить победу в газовой войне над американцами к выборам в Госдуму. Однако, если посмотреть на динамику строительства, отчетливо видно, что «Фортуна» притормаживала только в штормы или в сильные волнения.

Более того, работы велись в очень напряженном ритме, причем немцы делали все, чтобы не сорвать набранный темп. Наблюдатели отмечают, что доставка труб к «Фортуне» осуществлялась с южного терминала германского порта Мукран без задержек и почти в авральном режиме.

С учетом сроков уже проведенных «Фортуной» операций «подводный захлест», можно с большой долей уверенности сказать, что о «золотом шве» Москва объявит до конца этой недели (если, не дай бог, не случится форс-мажора). Не исключено, что Кремль наградит строителей трубы как победителей в газовой войне с американцами, тем более что они этого заслуживают.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector