Кто выполняет установку запорной арматуры

Задвижка относится к запорной арматуре. Ее наличие – обязательное требование регламента работ каждого предприятия, на балансе которого есть трубопроводная система. Технологические процессы, характер работы, а также технические особенности заводов и цехов определяют потребность в конкретной модели запорной арматуры. В обзоре разберемся:

  •                     где устанавливаются задвижки;
  •                     как производится их монтаж;
  •                     какие задвижки подходят для конкретных параметров рабочих сред.

В конце обзора посмотрим, при каких особенностях задвижки транспортируются, хранятся и эксплуатируются.

Где применяются задвижки

Задвижка является устройством запорной арматуры и служит для перекрытия потока среды. Достигается перекрытие посредством перемещения клина. Полная герметизация происходит за счет наличия уплотнительных поверхностей на клине (его дисках) и кольцах (в седлах).

Кто выполняет установку запорной арматуры

Рис. 1

Разные модели клиновых задвижек комплектуются отличными друг от друга устройствами затвора. Различие – материал, используемый при изготовлении клина, колец в корпусе, а также уплотнителей на них.

Для разных транспортируемых сред и особенностей работы трубопровода заводы выпускают модели, отличающиеся по:

  •                     материалу корпуса и крышки;
  •                     применяемому виду сальниковой набивки;
  •                     прокладочному материалу между корпусом и крышкой;
  •                     типу ходовой пары «гайка-шпиндель».

Такая номенклатура обеспечивает запорной арматурой коммунальные сети ЖКХ, парокотельные, судостроительную, нефтегазовую и химическую промышленности.

Технологические сети трубопроводов добывающих и перерабатывающих заводов комплектуются задвижками. За счет надежности, задвижки устанавливают в труднодоступных для человека местах и оборудуют автоматическими приводами для удаленного управления ее работой.

Такие модели, как 30с927нж, 30с941нж, 30с964нж комплектуются переходными площадками для подключения электропривода. За счет проведения мероприятий по защите электродвигателя от воздействий окружающей среды (отрицательные температуры, осадки, солнечный свет), такие задвижки монтируют в удаленных районах на открытой местности. Управление при этом осуществляется с пульта оператора.

Где используются задвижки

Для конкретных нужд предприятий, коммунальных сетей ЖКХ и остальных отраслей промышленности должны применяться определенные модели запорной арматуры, предназначенные для нормальной эксплуатации в рабочем режиме под определенные характеристики транспортируемых сред.

Рассмотрим популярные модели задвижек, их характеристики и отрасли использования.

30с41нж

Обозначение этой задвижки по таблице фигур:

  •                     30 – задвижка;
  •                     с – корпус и крышка изготовлены из стали;
  •                     41 – порядковый номер регистрации в СТ ЦКБА;
  • нж – уплотнители выполнены из нержавеющей, коррозионно-стойкой стали.
  • Кто выполняет установку запорной арматуры
  • Рис. 2 Общий вид 30с41нж

В этой модели предусмотрено ручное управление затвором. Об этом говорит двузначное число «41» в обозначении. При комплектации задвижки переходной площадкой для электропривода, маркировка дополняется цифрой «9» – 941.

Модели задвижек, корпуса которых выполнены из стали, нужны для работы в трубопроводных системах, по которым обращаются холодная и горячая вода, пар и нефтепродукты (не агрессивные к стали, при условии коррозии не более 0,1мм/год).

Верхний диапазон температуры среды – до +4500С. Рабочее давление – 16 атмосфер.

При выборе задвижки этой модели для конкретных задач производства, надо учитывать показатели избыточного давления. Они зависят от температуры рабочей среды. Порядок соотношения определен ГОСТом 356-80г. и ЦКБА 014-2004г.

Срок службы задвижки составляет до 10 лет (в зависимости от интенсивности эксплуатации и наработки циклов).

Так как задвижка является восстанавливаемой деталью трубопровода (подлежит капитальным ремонтам), производители в руководстве по эксплуатации указывают назначенный срок службы, обусловленный износом затвора и корпусных деталей. Для этой модели назначенный срок службы составляет 30 лет.

30ч6бр

Эта модель изготавливается из серого чугуна СЧ20, о чем говорит буква «ч» в обозначении. Она применяется для магистралей с рабочей средой:

  •                     горячая или холодная вода;
  •                     пар.

Кто выполняет установку запорной арматуры Рис. 3 общий вид 30ч6бр Максимальная температура среды – до +2250С. Рабочее давление – 16 атмосфер.

Маркировка «бр» означает, что в качестве уплотнительных поверхностей применяется латунь марки ЛС59-1.

Эта модель запорной арматуры подойдет для систем ЖКХ, парокотельных и для частных нужд. Любая система, по которой обращается вода или пар с температурой до 2250С, должна комплектоваться данным приспособлением.

30ч39р

Такая модель запорной арматуры, также как и предыдущая, изготавливается из чугуна. А вот уплотнители здесь другие. Маркировка «р» означает, что на клине применяется резина ЭПДМ. За счет этого обеспечивается высокий класс герметичности АА по ГОСТу 9544-2015г. Кто выполняет установку запорной арматуры Рис. 4 Общий вид 30ч39р

Максимальное значение температуры среды – до 950С. Рабочее давление – 16 атмосфер. Запорную арматуру с обрезиненным клином из ЭПДМ используют исключительно для воды. И хотя по показателям температуры эта задвижка уступает своей «сестер» с латунным клином, а также стальной версии, для систем ЖКХ эта модель подойдет идеально.

Наличие резины на клине исключает коррозионное разрушение.

Места установки

Задвижки с невыдвижным и выдвижным шпинделем, согласно технической документации, надо устанавливать приводом вверх. В условиях стесненности, вертикального расположения трубы, разрешается производить монтаж с отклонением привода на 900 в любую сторону.

Для запорной арматуры с наличием электропривода, при ее установке с отклонением по вертикали в любую сторону, под электродвигатель надо предусматривать дополнительную опору. Это снизит нагрузку на трубу.

Кто выполняет установку запорной арматуры

  1. Рис. 5
  2. Под диаметры условного прохода 700 мм и более предусматривается опора и под саму арматуру.
  3. Прокладка трубопровода с опорой на задвижку не допускается!

Место установки должно обеспечивать допуск обслуживающего персонала для проведения регламентных работ (обслуживание, ревизия, ремонт). Для арматуры с выдвижным шпинделем необходимо дополнительно предусматривать запас свободного пространства для выхода шпинделя при переводе затвора в положение «открыто».

Минимальное значение вылеты шпинделя равно диаметру условного прохода. Для получения точных данных, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации.

При выборе места установки учитывается климатическое исполнение арматуры, регламентируемое ГОСТом 15150-69г.

Способы установки

Задвижки выпускаются с двумя крепежными элементами:

  •                     с разделкой швов для приварки к трубе;
  •                     с приваренными фланцами для крепления с помощью шпилек или болтов с гайками.

Кто выполняет установку запорной арматуры Рис. 6

Комплектация фланцами самая распространенная конструкция. При такой установке задвижку всегда можно снять с трубы и провести ее ремонт в удобном месте, поставив взамен новое устройство. Но монтаж на фланцы предполагает использование прокладки, предотвращающей выход рабочей среды в атмосферу.

Сварное соединение более надежное, нежели фланцевое. При этом отпадает необходимость использования дополнительного прокладочного материала. Но при демонтаже персоналу придется вырезать задвижку с частью трубопровода.

Транспортировка и хранение

Перемещение арматуры с завода на предприятие производится с соблюдением нескольких правил.

1.                  Перевозка должна происходить в запакованной на заводе таре.

2.                  В пути следования ящики надежно закрепляются к полу или стенкам транспортного средства для предотвращения продольных и поперечных смещений.

3.                  Проведение погрузочно-выгрузочных работ осуществляется плавно. Кантовать и ударять ящики запрещено.

Если установка полученной партии задвижек планируется не на ближайшее время, надо соблюдать правила хранения.

1.                  Выделяется специальное помещение для хранения арматуры. Помещение должно быть чистое, проветриваемое, не допускается попадание прямых солнечных лучей.

2.                  Если арматура хранится полгода и больше, надо производить смазку специальной консервационной пастой.

3.                  Затвор помещается в положение «закрыто», а присоединительные патрубки должны быть закрыты специальными заглушками.

Подробные условия транспортирования и хранения устройств запорной арматуры регламентируются ГОСТом 15150-69г.

Монтаж и эксплуатация

Монтаж задвижки с фланцевым присоединением производится в следующем порядке.

1.                  После вскрытия транспортной тары, непосредственно перед установкой, резьбу шпинделя надо смазать пастой ВНИИНП. Порядок расконсервации регламентирован ГОСТом  9.014-78г.

Читайте также:  Демонтаж трубы диаметр 219

2.                  После освобождения патрубков от заглушек, надо проверить работоспособность, переведя затвор в положение «закрыто» и снова открыть его.

3.                  Полости патрубков надо очистить от посторонних предметов, песка и окалины (при наличии). Трубопровод подготавливается аналогичным способом. После этого, трубу и задвижку надо промыть и продуть.

4.                  После строповки (под патрубки или специальные кольца), арматура подводится к магистрали, и без ударов об трубу, крепится через ответные фланцы.

5.                  Затяжка гаек производится «крест накрест» динамометрическим ключом с выставлением максимального усилия.

После монтажа проводят испытания на герметичность. Способы и  методы проведения испытаний указываются в руководстве по эксплуатации.

В процессе эксплуатации задвижку надо проверять на плотность затяжки гаек и герметичность прокладочных уплотнений. Для этого на предприятии назначаются ответственные работники, которые систематически проверяют работоспособность арматуры. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал. 

Виды запорной арматуры, ее назначение и конструкция — ЭкоМонтаж

Современные производители предлагают множество видов запорной арматуры. Продукция различается назначением, принципом действия, габаритами. Она используется при организации нефтепроводов, водоподающих и водоотводящих сетей.

В статье мы расскажем о видах запорной арматуры, ее назначении и конструкции. Сведения пригодятся домашним мастерам, начинающим проектировщикам и монтажникам. Читатели узнают, что относится к запорной арматуре, научатся подбирать подходящие изделия.

Материал содержит информацию о запорных, регулирующих и предохраняющих механизмах. В статье представлена классификация устройств, присутствуют рекомендации по их приемке и эксплуатации.

Задвижки

Распространенный тип запорной арматуры. Задвижки удобны в использовании, имеют простую конструкцию. Регулируют интенсивность рабочего потока, осуществляют полное перекрытие магистрали.

В состав устройства входят:

  • корпус;
  • шток;
  • маховик;
  • диск;
  • уплотнители;
  • крепежные элементы.

Конструктивное исполнение позволяет устанавливать устройство в отапливаемых и неотапливаемых помещениях. Запорный модуль крепится посредством фланцев, герметичность соединений проверяется визуально.

Достоинства изделия:

  • малое гидравлическое сопротивление;
  • умеренные габариты;
  • незначительные расходы на обслуживание.

Регулировка задвижки происходит вращательными движениями, что исключает быстрое изменение пропускной способности.

Вентили

Запорная арматура, вид и назначение которой схожи с параметрами задвижки. Основное отличие — использование золотника вместо поворотного диска.

Арматура состоит из следующих компонентов:

  • корпус;
  • шток;
  • золотник;
  • маховик;
  • уплотнительные элементы;
  • соединительные болты.

Вентили имеют ручной или электрический привод. С их помощью прокладываются магистрали, транспортирующие бытовые и технические жидкости. При подборе устройств учитывается тип носителя, диаметр трубопровода, специфика внешнего воздействия.

Клапаны

Использование обратных клапанов исключает движение рабочего потока в неправильном направлении. Трубопроводная арматура данного вида защищает насосное, фильтрационное и учетное оборудование. Она обеспечивает корректную эксплуатацию емкостей, минимизирует потерю рабочего носителя в случае протечки.

Достоинства трубопроводных клапанов:

  • возможность эксплуатации при высоком давлении;
  • простое техническое обслуживание;
  • предотвращение обратного хода газов и жидких сред;
  • умеренные габариты;
  • быстрый и простой монтаж;
  • вариативность исполнения.

Продукцию можно отнести к предохранительным элементам. Она является неотъемлемой частью промышленных и хозяйственных трубопроводов.

Затворы

Ключевое назначение затвора — полное перекрытие магистрали. В состав изделия входят:

  • поворотная рукоять с фиксатором;
  • литой металлический корпус;
  • диск;
  • шток;
  • уплотнители.

Особенности монтажа затвора зависят от типа. Устройство устанавливается силами одного-двух мастеров, в применении сложного инструмента нет необходимости.

Преимущества оборудования:

  • простота конструкции;
  • наличие компактных моделей, предназначенных для бытового использования;
  • возможность установки на неэлектрифицированных участках;
  • умеренная масса.

Продукция для ответственных объектов выбирается согласно проектной документации.

Условные обозначения запорной арматуры

Для схематического отображения изделий запорной арматуры используются специальные фигуры. Как правило, они состоят из треугольников, находящихся в различных положениях.

Свои обозначения имеют:

  • клапаны проходные и угловые;
  • краны и вентили;
  • предохранители;
  • задвижки;
  • затворы;
  • пожарные и поливочные гидранты;
  • устройства с возможностью двойной регулировки;
  • смесители;
  • водомеры.

Обозначения регламентированы действующими стандартами, используются при построении общих и профильных схем.

Требования к запорной арматуре

Запорные механизмы для технических магистралей должны отвечать следующим требованиям.

  • Структурная целостность. Недопустимо наличие механических повреждений. Это касается корпуса, соединительных и управляющих элементов арматуры. Использование дефектных изделий снизит эффективность сети, не позволит контролировать поток.
  • Герметичность. Продукция должна комплектоваться качественными уплотнителями. Наличие протечек и запотеваний говорит о проблемах с прокладками либо некорректном формировании соединения.
  • Плавность регулировки. Наличие заклиниваний и заеданий свидетельствует о поломке рабочих механизмов. Исправная арматура обеспечивает плавный ход подвижных элементов.
  • Комплектность. Сертифицированный товар дополняется сопроводительными документами. Они запрашиваются при приемке, подтверждают соответствие продукции отраслевым нормативам.

Запорная арматура проверяется перед монтажом. Наличие явных и скрытых дефектов — повод отказаться от использования продукции.

Типы запорно-регулирующей арматуры

Регулирующее оборудование для трубопроводов различается назначением и спецификой эксплуатации. Выделяют шесть групп устройств.

  1. Промышленные. Решения для производственных предприятий. Оборудование обладает значительной прочностью, выпускается большими партиями.
  2. Для особо опасных районов. Усиленные устройства, оснащенные подогревом, ударостойкими корпусами, особыми уплотнителями. Продукция работает на химических и взрывоопасных предприятиях, используется в условиях Крайнего Севера и горных районах.
  3. Профильные. Узконаправленное оборудование, востребованное в малых количествах. Изделия задействуются на атомных электростанциях, в лабораторных и экспериментальных цехах. К качеству этой продукции предъявляются особые требования.
  4. Заказные. Нетиповые товары, которые изготавливаются в ограниченном количестве. Арматура производится по индивидуальным чертежам и уникальным технологическим картам. Заказные изделия различаются конструкцией, эргономикой, функционалом.
  5. Садовые. Продукция для хозяйственных нужд. С ее помощью подключаются поливочные линии, разбрызгиватели, накопительные емкости. Изделия имеют малые габариты, работают в сетях с небольшим давлением.
  6. Сантехнические. Арматура, применяемая в коммунальных магистралях. Она востребована при подключении многоквартирных домов, инфраструктурных объектов, муниципальных зданий.

При реализации проекта может использоваться арматура различных типов. Оборудование подбирается посредством расчетов.

Арматура для трубопроводов делится на несколько классов.

  1. Запорная. Устройства, открывающие и блокирующие канал. Наиболее простой тип изделий.
  2. Регулирующая. Оборудование, корректирующее интенсивность потока путем частичного перекрытия линии. Точность регулировки зависит от модели.
  3. Распределительно-смесительная. Решения, распределяющие и комбинирующие потоки. Они востребованы при работе с реагентами, задействуются на производстве.
  4. Предохранительная. Установки, предотвращающие перепады давления, прорыв магистрали, обратный ток жидкости. Продукция требует минимальной калибровки, имеет широкую область применения.
  5. Защитная. Арматура, нивелирующая последствия аварий. Ее наличие исключает повреждение насосов, фильтров, учетных модулей.
  6. Фазоразделительная. Решения, которые разграничивают рабочую среду на несколько фаз, например жидкую и газообразную.

Грамотная комбинация арматуры позволит реализовать сложные технологические решения, обеспечит бесперебойное функционирование сети.

Где выгоднее купить запорную арматуру

«ЭкоМонтаж» предлагает запорную арматуру в различных исполнениях. В продаже решения для частного и производственного использования. Представлено оборудование для нефтепроводов, тепловых сетей, водоотводящих линий.

Ключевые преимущества сотрудничества с компанией «ЭкоМонтаж» для клиентов.

  • Высокое качество товара. В продаже только сертифицированное оборудование. Продукция поставляется в заводской упаковке, сопровождается паспортами качества и сертификатами соответствия. Изделия проходят заводские испытания, о чем имеется соответствующая отметка в документах.
  • Оперативная доставка. Товар отправляется в любую точку России. Предприятие сотрудничает с транспортными компаниями, предлагает льготные условия для оптовых клиентов (сниженная стоимость, выгодные схемы сотрудничества). Возможен самовывоз оплаченной продукции со склада.
  • Масса сопутствующих продуктов. Наряду с запорной арматурой реализуются сварочные аппараты, полимерные трубы, пожарные гидранты и пр. Ассортимент изделий периодически расширяется.

Приобрести оборудование помогут менеджеры компании. Они расскажут об особенностях сотрудничества и порекомендуют решения, соответствующие требованиям клиента. Заказы принимаются по телефону, посредством e-mail либо формы обратной связи.

Запорно-регулирующая арматура: виды, типы, особенности установки

Автор статьи: Дмитрий Смирнов, старший инженер

Запорно-регулирующая арматура используется для упрочнения трубопроводных систем. Она может выполнять запорную и регулирующую функцию, предоставляя много функциональных возможностей в процессе эксплуатации.

Какой бывает запорно-регулирующая арматура?

Запорная арматура включает в себя множество устройства, выполняющих функцию контроля давления и других характеристик трубопроводной системы. Они устанавливаются на газо- и нефтепроводы, канализации, водопроводные и отопительные системы, применяются на технических трубопроводах и на магистральных линиях.

Запорная регулирующая арматура позволяет следить за разными показателями без необходимости отключения всего оборудования. По рабочей среде различают устройства:

  • Запорные, для перекрытия потока жидкости или газа. На трубу монтируется клапан, работающий в двух положениях: открыто/закрыто.
  • Регулирующие. Они устанавливаются на участках трубопровода, где необходимо поддерживать требуемые характеристики рабочей среды. Не применяются для полного перекрытия потока.
  • Комбинированные, выполняющие сразу несколько функций. Могут монтироваться в разных положениях.

Другая классификация запорно-регулирующей арматуры по конструкции и назначению:

  • Седельные клапаны, устанавливаемые в системах, работающих под значительным давлением. Применяются на крупных магистральных линиях. Имеют в конструкции поршень, выполняющий силовую часть.
  • Шаровые, у которых запорный узел выполнен в форме шара. Устанавливаются перпендикулярно трубам для перекрытия потока рабочей среды.
  • Клиновая арматура, у которой запорным элементом выступает клин, движущийся перпендикулярно проходному отверстию трубы.
  • Поворотно-дисковые устройства с запорным элементом в форме одного или двух дисков. Диаметр диска равен проходному сечению изделий. При перпендикулярном расположении диска рабочая среда не может пройти дальше по трубе, при параллельном — проход открыт. Если арматура позволяет принимать промежуточные значения, то она считается регулировочной.
Читайте также:  Диаметр отверстия для прокладки труб

Эта ЗРА широко используется в разных областях промышленности и производства для регулировки и перенаправления потока среды. Они зачастую монтируются в месте поворота или разветвления трубопровода.

В последнем случае это обеспечивает удобство выполнения ремонтных работ — если нужно отремонтировать участок трубопровода, не нужно отключать систему целиком. Достаточно лишь перекрыть один из потоков.

Кроме запорной функции, этот тип арматуры может:

  • уменьшать температуру рабочей среды;
  • менять показатели давления в системе;
  • распределять вещества в трубопроводной системе;
  • поддерживать уровень жидкой рабочей среды на одном уровне;
  • корректировать пропорции рабочей среды.

Некоторые механизмы настраиваются механическим способом, другие — автоматическим.

Один из важнейших показателей арматуры — пропускная способность. Эта характеристика является базовой, поскольку остальные параметры подбираются от нее.

Относительная утечка — еще один важный показатель, определяющий герметичность труб, вероятность утечки рабочего вещества. ЗРА должна обеспечивать требуемый уровень герметичности — особенно если речь идет о транспортировке опасных веществ.

Классификация запорной арматуры

Различают несколько типов арматуры по функциональности:

  • Запорная, обеспечивающая полное перекрытие потока рабочей среды в трубопроводе. Это задвижки, заслонки, краны и вентили. Они обеспечивают герметичность системы при перекрытии среды, а также беспрепятственное прохождение рабочего вещества при открытии проходного отверстия.
  • Регулирующая, обеспечивающая требуемые значения характеристик системы, контролирующая расход рабочей среды. Такие устройства могут менять температуру потока, его давление, состав и даже концентрацию веществ. К ней относятся клапаны, вентили, регуляторы, отводчики конденсата и дроссельные заслонки.
  • Предохранительная, защищающая систему от аварийных ситуаций. Она срабатывает при чрезмерном повышении давления в системе.
  • Аварийная (защитная), срабатывающая при аварии в системе. Позволяет защитить другие участки трубопровода от распространения проблемы.
  • Фазоразделительная, позволяющая удалять посторонние вещества (находящиеся в другой фазе) из потока. Например, конденсат, масло, пузырьки воздуха и т. п.
  • Смесительная, обеспечивающая распределять и направлять рабочие жидкости.

Другая классификация — по типу управления. Различают управляемые аппараты, у которых имеется ручной или механический привод.

Практически все трубопроводные системы с Ду менее 400 мм оснащаются арматурой с ручным управлением. Другой вариант — автоматические конструкции.

В этом случае регулировка потока среды производится без участия человека. Устройства работают от самого потока, либо от установленных датчиков.

По условному давлению запорно-регулирующие агрегаты делятся следующим образом:

  • Вакуумные, позволяющие изолировать часть труб от общей откачки системы.
  • Устройства низкого давления (бытовые модели), у которых предельное значение давления составляет 1,6 МПа.
  • Арматура среднего давления с показателями до 10 МПа.
  • Устройства высокого и сверхвысокого давления. Такие изделия монтируются на магистральные линии и трубопроводные системы с чрезмерно высокими значениями давления среды.

Последняя классификация — по способу монтажа на трубопровод.

  • Муфтовое подсоединение чаще всего используется в бытовых трубопроводных системах, ЖКХ, при подсоединении сантехнических устройств. Его используют на трубах с номинальным сечением до 80 мм и давлением до 10 атм.
  • Фланцевый монтаж — более популярный метод подсоединения арматуры к трубопроводу. Он позволяет стяжку болтами/шпильками и обеспечивает надежное герметичное соединение, которое можно разобрать при необходимости.
  • Приварной метод гарантирует полную герметичность подсоединения, но не позволяет снять арматуру без повреждения трубопровода для ремонта или прочистки. Такой способ применяют в трубопроводных линиях, транспортирующих опасные вещества.
  • Цапковый способ позволяет подсоединять арматуру (малого Ду) к трубопроводам, работающим под высоким давлением.
  • Штуцерное подсоединение применяют для арматуры диаметром до 15 мм. Это популярный способ монтажа измерительных приборов, манометров и т. п. Применяется в лабораториях.

Требования к запорной арматуре

Все запорно-регулирующие устройства должны отвечать следующим требованиям:

  • Герметичность. Все изделия имеют класс герметичности от А до С в зависимости от требований системы. Они изготавливаются определенным образом для избегания утечек рабочей среды.
  • Точность изготовления и применения. Арматура изготавливается для определенных параметров эксплуатации (температура, рабочая среда и т. п.). Важно применять ее только в указанных условиях, в противном случае она быстро придет в негодность.
  • Точность регулировки. Арматура должна работать строго в указанных значениях характеристик. Например, пропускать заданное количество жидкости без отклонений и т. п.
  • Устойчивость к температурам (высоким, низким), химическим элементам. Эти показатели различаются в зависимости от материала изготовления элементов арматуры.
  • Прочность конструкции и срок эксплуатации. Устройства должны изготавливаться из качественных, износостойких материалов, обеспечивающих длительный срок эксплуатации.
  • Легкость применения и управления, поддержания системы в рабочем состоянии.

Важно, чтобы эксплуатация арматуры не предполагала частой замены и регулировки, смазки. Правильный подбор и монтаж изделий важен, чтобы сократить эксплуатационные расходы.

Запорная арматура имеет специальную маркировку, наносимую в соответствии с ГОСТ4666-2015. Она включает в себя все необходимые данные о диаметре ДУ, материале корпуса, производителе, наличии привода и т. п.

Первые две цифры указывают на тип арматуры (указаны в таблице 1). Затем идет буквенное обозначение материала (2 буквы, таблица 2). Далее 1 цифра — указание привода (таблица 3), для ручных моделей изделий код не устанавливается. Следующие две цифры — порядковый номер арматуры. И, наконец, две последних буквы указывают на материал уплотнительных колец (таблица 4).

Изделия серии 32с908р, где:

  • 32 — дисковый поворотный затвор;
  • с — углеродистая сталь;
  • — с электроприводом;
  • 08 — регистрационный номер модели;
  • р — резиновые уплотнения.

Наносится маркировка на последней стадии производства запорно-регулирующей арматуры. Кроме того, на корпусе изделий обязательно указываются данные о производителе, направление потока (стрелкой, на клапанах), размерные характеристики (Ду и PN).

Помимо буквенно-цифрового кодирования, материал изделий шифруется цветом корпуса. Арматура синего цвета изготавливается из легированной стали, черного — из чугуна, голубого — из коррозионно-стойкой стали, а серого — из углеродистых сплавов.

33. Испытание и наладка арматуры. Технология ремонта трубопроводной арматуры. armtorg.ru

33. Испытание и наладка арматуры. Технология ремонта трубопроводной арматуры.Вся арматура после ремонта подвергается гидравлическому испы¬танию на прочность и плотность.

В объем гидравлического испытания арматуры входят обязательные испытания, предусмотренные государственными стандартами, и дополнительные испытания, вызванные специфическими особенностями отдельных конструкций.

К обязательным испытаниям относятся испытания каждой единицы арматуры на плотность и прочность всех деталей, находящихся непосредственно под воздействием рабочей среды, а также на плотность разъемных соединений арматуры; испытание на плотность затвора каждой единицы запорной и предохранительной арматуры.

К дополнительным испытаниям относятся выборочные испытания паровой арматуры паром при рабочих параметрах; арматуры — воздухом; предохранительных клапанов на сра-батывание при заданном давлении среды; регулирующей и дросселирующей арматуры по определению величины пропуска среды в закрытом состоянии и другие специальные испытания.Нормы гидравлического испытания арматуры приведены в табл. 21.

Таблица 21. Нормы гидравлического испытания арматуры высоких параметров

Параметры рабочей среды,  МПа/°С Давление при испытании, МПа Параметры рабочей Давление при испытании, МПа
на прочность на плотность среды,  МПа/°С на прочность на плотность
Вода Пар
Ру 6,4 9,6 4,5 4/570 15 5
Ру 10 15 10 10/320 15 10
Ру 20 30 20 10/540 30 20
Ру 25 35 20 14/570 56 17,5
18/160 30 25 16/500 40 29
23/160 35 25 20/570 65 20
38/180 59 45 29/510 57 35
38/280 60 45 25,6/565 80 32
Ру 6,4 9.6 6,4
Ру 10 15 10

Целью испытания на прочность является проверка прочности и плотности металла корпуса и крышек после заварки трещин и дефектных мест.Испытание на прочность производится пробным давлением с выдержкой под ним ар-матуры до Dу 50 мм 1—3 мин, арматуры с Dу 50 мм и выше — 3—5 мин. После указанной выдержки гидравлическое давление плавно снижают до рабочего и производят осмотр ме-талла корпуса и крышки. Арматура считается выдержавшей испытания на прочность и плот-ность металла, если не будет обнаружено пропуска воды и отпотевания поверхностей деталей.При ремонте уплотнительных поверхностей затвора, узла с сальниковой набивкой, а также после разборки и сборки проводится пробное гидравлическое испытание водой на плотность давлением, равным 1,25 рабочего давления.Испытание на плотность соединения между корпусом и крышкой, а также сальниковой набивки проводится при несколько поднятом затворе и заглушенных патрубках. Про-должительность гидравлического испытания на плотность запорных органов 5 мин.Запорная арматура, оснащенная электроприводом, подвергается после сборки с приводом испытанию на плотность затвора при закрытии затвора арматуры электроприводом. Электропривод перед испытанием заливают маслом авто-10 до уровня контрольной пробки.Для испытания на плотность производят два полных закрытия и открытия затвора арматуры для проверки плавности хода подвижных частей арматуры. После проведения всех испытаний арматуры масло из электропривода должно быть слито. Во время испытания проверяют легкость движения (без заедания) подвижных частей как внутри арматуры, так и в приводе.Испытание электроприводов. Электропривод после ремонта должен подвергаться: обкатке вхолостую и под нагрузкой и испытанию на максимальный крутящий момент.При удовлетворительных результатах внешнего осмотра, проверки правильности сборки, плавности хода при ручном управлении производится обкатывание электропривода вхолостую в течение 5 мин, а затем под нагрузкой на приводном валу 50% максимальной по 15 мин в каждую сторону с целью выявления ненормальности в работе электропривода. Перед обкаткой в электропривод заливают индустриальное масло.После обкатки под нагрузкой проводят испытание электропривода на максимальный крутящий момент по 5 раз в каждую сторону. В качестве выключателя используется реле тока (табл. 22).

Читайте также:  Рукавный фильтр: конструкция, принцип работы и назначение

Таблица 22. Характеристика токового реле

Индекс электропри­вода Обкатка под 50%-ной нагрузкой Испытание на максимальный крутящий момент Тип реле тока Напряже­ние, В
Мкр, кгс×м установка реле тока, А Мкр, кгс×м установка реле тока, А
537-Э-0 8 2 15 3,6 ЭТ-523/6 380
362-Э-0 25 2 50 6,8 ЭТ-523/10 380
363-Э-0 50 4,4 100 12,6 ЭТ-523-20 380
364- Э-0 65 6 130 19 ЭТ-523/20 380
365-Э-0 90 10,2 180 34,2 ЭТ-523-50 380

Наладка электроприводов. При установке электропривода на арматуру необходимо:установить коробку путевых выключателей; кулачки должны быть полностью освобождены до свободного проворачивания на своей оси;проследить за правильностью попадания зуба приводного валика коробки в паз валика привода (в случае надобности допускается подкладывать между фланцем коробки и приводом прокладку из промас¬ленного картона); перекосы фланца коробки не допускаются; застопорить гайки, крепящие коробку против самоотвинчивания пружинными шайбами.При установке арматуры с электроприводом на трубопроводе необходимо обеспечить надежное заземление электродвигателя.

Коробку путевых выключателей необходимо отрегулировать в сле¬дующем порядке:

открыв крышку коробки выключателей, поставить рукоятку блоки¬ровки в положение “Ручное”;вращать маховик против часовой стрелки до полного открытия арматуры (до тех пор, пока запорный орган не коснется крышки арматуры); вращать маховик в обратную сторону до тех пор, пока шпиндель арматуры не сделает три оборота;подвести рабочий кулачок открытия путевых выключателей к пружине, нажать на нее кулачком до момента срабатывания контактов микропереключателей (легкий щелчок) и в таком положении закрепить кулачок винтом;проделать то же самое с кулачком, воздействующим на сигнальный выключатель открытия;отвернуть круглую гайку указателя, снять стекло и, отжав винт поворотного диска со стрелкой, совместить стрелку с отметкой “Открыто” на верхней шкале и затянуть винт диска;вращать маховик по часовой стрелке до полного закрытия арматуры;вращать маховик против часовой стрелки, с тем чтобы шпиндель сделал не более 1/2 оборота (образующийся зазор будет выбираться за счет инерции ротора элек-тродвигателя по¬сле его отключения от сети);отжав винт шкалы коробки путевых выключателей, установить нижнюю шкалу указателя и закрепить ее винтом; одеть стекло и круг¬лую гайку.Регулирование импульсно-предохранительных устройств. В соответствии с Инструкцией по проверке импульсно-предохранительных устройств котлов с давлением пара вы-ше 3.9 МПа импульсные клапаны регулируются на давление срабатывания (табл. 23) .

Таблица 23. Нормы испытания ИПУ

Номинальное рабочее давление, МПа Давление начала открытия предохранительных клапанов, МПа
контрольного рабочего
  • От 1,3 до 6 включительно
  • Свыше 6 до 14 включительно
  • Свыше 14 до 22,5 включительно
  • Свыше 22,5
  1. 1,03 Рраб
  2. 1,05 Рраб
  3. 1,08 Рраб
  4. 1.1 Рраб
  • 1,05 Рраб
  • 1,07 Рраб
  • 1,08 Рраб
  • 1,1 Рраб

Примечание. За рабочее давление Рраб для клапанов, открывающихся при повышении давления в барабане котла, принимается давление в барабане котла; для клапанов, открывающихся при повышении давления за пароперегревателем, — давление за пароперегревателем.Настройка электроконтактных манометров. Перед установкой электро-контактного манометра (ЭКМ) следует в лабо¬ратории проверить точность его показаний по образцовому манометру класса точности не ниже 1,5 и по шкале ЭКМ отметить пределы срабатывания.Контакты ЭКМ настраивают на давление, соответствующее давлению срабатывания ИПУ: контрольный клапан Р  = Р  + П , рабочий клапан Р  = Р  + П , где Р  и Р  — давления срабатывания контрольного и рабочего клапанов; П  и П  — поправки на раз-ность высот отметки под¬соединения импульсных пиний и отметки установки ЭКМ кон-трольного и рабочего клапанов.После настройки следует опломбировать орган настройки контактов ЭКМ.Порядок регулирования ИПУ на котле.

  1. Перед началом регулировки необходимо:
  2. При регулировке следует:
  3. При приемке изделия ОТК обязан проверить:
  4. Контрольные вопросы

проверить в журнале эксплуатации и ремонта импульсно-предохранительных устройств наличие записи об окончании ремонта клапанов;произвести наружный осмотр элементов ИПУ;убедиться в наличии воды в демпферных камерах клапанов;убедиться, что вентили Dу 10 мм на импульсных линиях ЭКМ полностью откры-ты, с них сняты маховики, а шпиндели опломбированы.отодвинуть грузы на рычагах импульсных клапанов в крайнее по¬ложение в сторону электромагнита;повысить давление за котлом до величины, при которой срабаты¬вают рабочие клапаны. Осторожно перемещая груз вдоль рычага, зафик¬сировать момент сраба-тывания главного предохранительного клапана. Принудительно закрыть им-пульсный клапан. Закрепить груз стопорным винтом и опломбировать. Установить на клапане дополнительный груз для регулировки остальных клапанов. Аналогично настроить остальные рабочие клапаны;снизить давление за котлом до давления срабатывания контрольных клапанов; выполнить операции, указанные выше;снизить по окончании регулирования давление в котле до номиналь¬ного и снять дополнительные грузы;подать напряжение в электрические цепи управления ИПУ;установить ключи управления рабочими и контрольными клапанами в положение “Автомат”;повысить давление за котлом до величины, при которой срабатыва¬ют контроль-ные клапаны, и проверить их открытие. Проверить закрытие клапанов при сни-жении давления до номинального. После закрытия главных клапанов импульсные клапаны заклинить;повысить давление за котлом до величины, при которой срабаты¬вают рабочие клапаны, и проверить их открытие;проверить закрытие клапанов при снижении давления до номинального, после чего освободить контрольные клапаны от заклинивания;после проверки срабатывания ИПУ от электрической схемы устано¬вить все клю-чи управления в положение “Автомат”;после проверки работы (регулирования) ИПУ следует сделать соответствующую запись в журнале эксплуатации и ремонта импульсно-предохранительных уст-ройств.Консервация и приемка арматуры из ремонта. После гидравличес¬кого испытания отремонтированной арматуры на плотность (при ремон¬те арматуры с вырезкой из трубопро-вода) вода должна быть спущена и внутренние полости просушены путем обдувки сухим сжатым воздухом.Все поверхности арматуры, не имеющие антикоррозионных покры¬тий и не соприка-сающиеся с рабочей средой, должны быть окрашены одним слоем алюминиевой термостой-кой эмали КО-83. Окончательная окраска должна соответствовать классу III, группы Т. От-личительная окраска должна производиться в соответствии с ГОСТом.Все неокрашенные наружные поверхности отремонтированной арматуры должны быть покрыты слоем пластичной антикоррозионной смазки ПВК. Консервируются также внутренние полости патрубков, види¬мые при закрытом положении деталей затвора.Консервация должна производиться консистентными или жидкими смазками в зави-симости от условия хранения и транспортирования. Перед нанесением смазки поверхности арматуры должны быть очищены от пыли, грязи, коррозии и других загрязнений. Консерва-ция должна обеспечивать защиту от коррозии в период транспортирования и хране¬ния. Ар-матура должна храниться в упакованном виде в помещении, защищенном от попадания ат-мосферных осадков.По окончании ремонта трубопроводной арматуры и предварительной проверки качества ремонта ремонтный мастер предъявляет арматуру представителю отдела технического контроля (заказчика) для проверки качества выполненных слесарно-ремонтных работ. Из ремонта трубопроводная арматура принимается в соответствии с техническими условиями на ремонт.материалы по сертификатам или актам лаборатории;комплектующие изделия по актам или паспортам заводов-изгото¬вителей;соответствие изделия требованиям рабочих чертежей;наличие всех деталей и узлов в соответствия со спецификацией чертежа общего вида;документацию, прилагаемую к изделию. 1. Какие правила следует соблюдать при демонтаже и разборке арматуры?2. Назовите методы контроля составных частей при дефектации и после ремонта.3. Какие дефекты корпусных деталей исправляют заваркой?4. Как производят набивку сальниковой камеры?5. Перечислите методы наплавки уплотнительных поверхностей арматуры.6. Что такое азотирование?7. Какие методы, кроме азотирования, применяют для упрочнения деталей арматуры?8. Какие притирочные материалы применяют для притирки и доводки уплот-нительных поверхностей?9. Какие основные требования должны быть соблюдены при сборке арматуры?10. На какие особенности следует обратить внимание при сборке главного предохра-нительного клапана импульсно-предохранительного устройства?11. Расскажите технологию гидравлического испытания арматуры.12. Какой смазкой производят консервацию арматуры?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector