Кран мостовой представляет собой грузоподъёмное оборудование, которое активно используется на производственных предприятиях, складах, строительных площадках. Транспортировка материалов выполняется за счёт перемещения их по подкрановому пути. В промышленности применяются модели с широким диапазоном характеристик. Выбор определяется особенностями сферы использования и параметрами грузов.
Общие сведения
Важная особенность кранов мостового типа – работа в трёх взаимно перпендикулярных направлениях. Груз может подниматься, двигается отдельно тележка или вся несущая конструкция.
Выпускаются модели серийного исполнения, способные поднимать от 5 до 200 т и более.
Рекомендуется выбирать оборудование с 20 % запасом производительности, чтобы исключить вероятность работы с перегрузом и повышенным износом узлов и механизмов вне зависимости от сложившейся производственной ситуации.
В ходе эксплуатации важно учитывать скоростные характеристики техники:
- подъём – 0,1‑0,3 м/с;
- перемещение моста – до 2,5 м/с;
- передвижение с грейфером – до 0,8 м/с;
- ход тележки – до 0,8 м/с
Управление мостовым краном в зависимости от характера выполняемых работ может производиться машинистом с кабины, с помощью пульта (оператор при этом будет находиться в цехе) или дистанционно.
Классификация мостовых кранов
В соответствии с требованиями ГОСТ все представленные на рынке модели делят на устройства общего и узкопрофильного назначения. Специализированные механизмы отличаются тем, что в их комплектацию включены захваты узкой направленности.
К примеру, при работе с металлоломом используются магнитные мостовые краны, с сыпучими материалами — грейферы.
Общепромышленные модели оснащаются крюком с автоматической защёлкой, что позволяет использовать их для перемещения грузов на стропилах.
Отдельные виды мостовых кранов разрабатываются для эксплуатации в определённых отраслях производства с учётом особенностей поставленных задач, условий работы.
Такую технику выпускают, к примеру, для металлургических предприятий.
Они отличаются способностью выдерживать длительную эксплуатацию в условиях воздействия агрессивных сред, высоких температур, оснащаются специальными захватами (ковочными, литейными, для работы со слитками).
Также бывают однобалочные мостовые краны и двухбалочные. Если мост состоит из одной балки, грузоподъёмное оборудование отличается сравнительно небольшим весом. Но это отрицательно сказывается на их грузоподъёмности: она не превысит 10 т. При этом возможна комплектация дополнительной консольной тележкой, что расширит сферу применения оборудования.
Двухбалочные модели допускает использование не только стандартной грузовой тележки, но и дополнительных навесных механизмов. За счёт этого увеличивается сфера использования техники, расширяются возможности управления за счёт применения дистанционных пультов. Это мощные мостовые краны, активно задействованные на производственных предприятиях различных отраслей промышленности.
По конструкции
В зависимости от способа установки металлоконструкций на крановом пути различают подвесные и опорные модификации оборудования. В первом случае крепление выполняется на нижний, а во втором случае – на верхний горизонтальный пояс пролётной балки.
Важным преимуществом подвесных механизмов является сравнительно невысокая стоимость и простота монтажных работ. Но грузоподъёмность таких механизмов не превышает 8 т. Конструкции отличаются небольшой высотностью, что позволяет увеличить рабочую зону в сравнении с опорными аналогами, имеющими большую производительность (до 500 т).
По способу перемещения
Мостовые модели стандартного исполнения перемещаются в ходе выполнения работ по параллельным путям.
Но конструкция мостовых кранов позволяет использовать их в модификации, учитывающей особенности технологического процесса, характер размещения производственного оборудования.
Для решения специализированных задач возможна установка грузоподъёмной техники со следующими принципами перемещения.
- Радиальным. Механизм подъёма на балке сможет вращаться вокруг площадки, которая жёстко закреплена в центре цеха, по кольцевому рельсу.
- Поворотным. Работы в отличие от предыдущего варианта могут выполняться в любой точке, ограничения в передвижениях связаны только с протяжённостью проложенных подкрановых путей.
- Хордовым с меньшей площадью обслуживания в сравнении с радиальным. Из-за особенностей конструкции радиус вращения при этом останется неизменным.
- Кольцевым с передвижением механизмов по рельсам разного диаметра. Конструкция в этом варианте несколько усложняется из-за необходимости использования ходовых колёс, отличающихся между собой по размеру во избежание проскальзывания.
По грузоподъемности
Грузоподъемность мостовых кранов – одна из основных характеристик техники. Наибольшее распространение получили модели, у которых этот параметр составляет 1‑50 т. В большинстве случаев для промышленного использования этого достаточно. Для выполнения узкопрофильных задач задействуют технику грузоподъёмностью до 500 т (к примеру, для монтажа турбины гидроэлектростанции).
По типу привода
Выпускаются мостовые модели с ручным и электроприводом. В первом случае в качестве основного рабочего механизма для передвижения применяются тали червячного типа. Это оптимальный вариант при необходимости регулярной работы с небольшими грузами в ходе сборочных или ремонтных работ на машиностроительных предприятиях.
Электрический привод для мостового крана используется чаще, так как позволяет успешно работать с грузами высокой тоннажности без физических усилий со стороны оператора. Для передвижения конструкций используется до 4 электродвигателей (зависимости от требований к производительности). Для передачи вращения на колёса задействуют только редуктор или его комбинацию с трансмиссией.
Общее устройство мостового крана
В состав конструкции мостового крана входят следующие основные узлы.
- Поперечные и продольные стальные балки, соединённые сваркой в жёсткую конструкцию. Для массивных моделей мостового кранового оборудования данный узел может быть выполнен в виде мощных решётчатых ферм в комплекте со сплошной балкой.
- Мост крана с ходовыми колёсами. Он представляет собой металлическую конструкцию, предназначенную для того, чтобы по ней перемещалась тележка, поднимающая и опускающая грузы. Чаще всего материалом её изготовления является сталь 3.
- Грузовая тележка с ведущими и ведомыми колёсными группами на раме. В её комплектацию входит электромотор, каретка, канатный барабан, редуктор, тормоз (у моделей, которые работают в условиях производства повышенной опасности, комплектацию может быть предусмотрен основной и дополнительный стопорный механизм), ограничитель высоты подъёма груза.
- Крановые пути – рельсы из стали, по которым перемещается мост, двутавровые балки или направляющие.
- Механизм подъема с электродвигателем. В качестве передаточного устройства используется редуктор с зубчатой передачей открытого исполнения в жёстком соединении с барабаном. При превышении веса перемещаемых грузов отметки 80 т имеются определённые конструктивные особенности: мостовой кран комплектуется дополнительно понижающей передачей или редуктором.
- Механизм передвижения. В комплектацию могут быть включены цилиндрические, конические колёса. Привод для них может быть общим или раздельным.
- Тормозная дискоколодочная или колодочная система (устанавливается в случае, когда скорость перемещения тележки превышает 32 м/минуту).
- Кабина машиниста. Чаще всего она располагается ниже уровня моста.
- Настилы, ограждения, лестницы.
Мостовые краны комплектуются электрооборудованием, в перечень которого входит комплекс из 3 или 4 трёхфазных асинхронных моторов, толкателей, электромагнитов, ограничителей грузоподъёмности.
В составе системы управления предусмотрены магнитные пускатели, контроллеры, реле управления. Также конструкцией предусматривается установка осветительных приборов, системы звуковой сигнализации, измерительных приборов.
Для электропитания могут использоваться кабели или троллейные шины.
Принцип работы мостового крана
Важной особенностью принципа работы мостовых подъёмников является то, что на крановый путь во время передвижения приходится вся нагрузка от несущих элементов грузоподъёмного оборудования. При подаче сигнала на блок управления движение балки происходит по смонтированным на эстакадах рельсам. Грузовая тележка при этом движется непосредственно по мостовой балке.
Для повышения функциональности техники активно применяются дополнительные навесные устройства. Тележка может использоваться в комплекте с лебёдкой, грейфером, электромагнитами. Возможно использование комбинированных механизмов (например, магнитно-грейферных кранов). Самый распространённый грузозахватный орган, применяемый в ходе эксплуатации – крюк, оснащённый автоматической защёлкой.
Применение мостовых кранов
Назначение каждой из представленных на рынке моделей мостовых грузоподъёмных устройств определяется исходя из особенностей их конструкции, функциональности, технических характеристик. Сфера использования техники указывается в инструкции по её эксплуатации.
Мостовые краны применяются для перемещения грузов:
- на металлургическом, машиностроительном производстве;
- по территории складских помещений с помощью подвесных или опорных ручных или электрических механизмов;
- на открытых или закрытых строительных площадках;
- с помощью грейферов проводятся операции с насыпными материалами;
- на сельскохозяйственных предприятиях.
Выпускаются общепромышленные, химзащищённые и взрывобезопасные мостовые модели.
При выполнении работ возможно использование различного грузозахватного навесного оборудования (электрических магнитов, грейферов, захватов, крюков). Компании-производители предлагают возможность заказать оборудование стандартной или индивидуальной комплектации в соответствии с техническими условиями будущей эксплуатации мостового крана.
Мостовые краны и их характеристики
Артём Рыльников Мостовые краны и их характеристики ООО «ГлавАрендаКран»
Москва Маленковская, д.3
+7 (499) 685 12 26 +7 (499) 685 12 24 +7 (495) 234 94 79
Мостовой кран – грузоподъемное устройство, поднимающий рабочий элемент которого перемещается вдоль подвижной стальной детали (моста). Он относится к самым распространенным типам кранового оборудования. Его конструкция позволяет с максимальной отдачей использовать всю производственную площадь.
Устройство мостового крана
Грузоподъемные механизмы мостового типа состоят из нескольких основных узлов:
- Мост. Основная подвижная конструкция, на которую ложится вся нагрузка.
- Подвижная грузовая тележка (таль). Она движется по мосту.
- Захватные приспособления. Они обеспечивают захват и перемещение необходимых грузов.
Все части приводятся в движение электродвигателем. Само электропитание может осуществляться с помощью троллейных линий или через кабель. Первый вариант используют для мощных кранов. Второй наиболее часто применяют из-за простоты и дешевизны эксплуатации.
Классификация мостовых кранов
По видам мостовые краны делятся на:
- Подвесные. Такой кран монтируется на балки рельсового пути.
- Опорные. Его конструкция целиком опирается и перемещается по рельсовому пути. Это решение считается наиболее надежным и безопасным.
- С креплением на двух балках. В этом случае грузовая тележка движется по мосту, состоящему из двух балок. Такой кран более устойчив по сравнению с однобалочным, имеет большую грузоподъемность и производительность.
- Однобалочные. Так называемые «кран-балка» – это мост из одной пролетной балки, которая опирается и перемещается по перпендикулярно установленным концевым балкам. Такая конструкция зарекомендовала себя простотой монтажа и обслуживания.
Области применения
Сферы применения мостовых кранов весьма широки. Такие устройства могут использоваться в самых различных сферах:
- строительстве для перемещения одиночных или сыпучих грузов – в качестве грузозахватывающего механизма используют крюки или грейферные механизмы;
- цехах для перемещения различных грузов – в зависимости от направления производства к уже упомянутым типам грузозахватных механизмов дополнительно добавляется электромагнит (для перемещения железных материалов) или комбинация его с грейфером;
- транспортно-логистических компаниях (палубные) для перемещения контейнеров – оснащаются специальными захватами разных размеров;
- в литейном производстве для перемещения тяжелых и крупногабаритных объектов – имеют в конструкции специальные захватные устройства.
Очень важной характеристикой для выбора крана является его грузоподъемность. Мостовые краны разделены на несколько групп:
- первая — перемещающие грузы до 5 тонн;
- вторая — работающие с грузами грузами до 50 тонн;
- третья — поднимающие до 300–320 тонн.
Режимы работы и эксплуатации
В соответствии с действующими нормативными документами интенсивность эксплуатации мостовых кранов подразделяется на несколько классов:
- Классы интенсивности А0 — А2 (К1–К3). Проведение редких и нерегулярных работ малой интенсивности. Для проведения таких работ достаточно монтажа крана с одной пролетной балкой.
- Классы интенсивности А3 — А4 (К4–К5). Это режим средней интенсивности. В одну или две смены. Характерен для большинства промышленных предприятий.
- Классы интенсивности А5 — А6 (К6–К7). Наиболее тяжелые и весьма тяжелые режимы. Такая эксплуатация характерна для металлургических предприятий непрерывного цикла, где работают в три смены самые мощные краны в тяжелых условиях.
Варианты управления
Управлять мостовыми крана возможно различными способами:
- из управляющей кабины, когда оператор находится внутри и проделывает необходимые операции по рекомендациям стропальщика. В этой же кабине сконцентрированы все органы управления;
- с помощью кабельного пульта, когда все необходимые манипуляции проводят с уровня земли;
- радиоуправление, когда оператор может управлять краном на расстоянии до 100 метров, что делает его значительно мобильнее; одновременно повышая систему безопасности труда.
Тормозная система
Для того чтобы быстро остановить и удержать нужные узлы крана, существуют тормозные системы различного типа: колодочные и диско-колодочные. По предназначению они делятся на:
- стопорные, для остановки различных узлов крана;
- спускные, для контролирования опускания грузов.
В настоящее время промышленность выпускает мостовые краны, разделяемые по ключевым параметрам, которые нужно учитывать при выборе:
- область применения;
- способ перемещения грузов и материалов;
- конструкция;
- разновидность захватного механизма.
Современные мостовые краны комплектуются новейшими электроприводами, что позволяет упростить их эксплуатацию и ускорить рабочие процессы. Главное — строгое следование рекомендациям и эксплуатационным инструкциям изготовителей. В таком случае кран прослужит не менее 20 лет.
Производство мостовых кранов: всё, что нужно знать заказчику
Мостовые краны являются одним из самых распространенных типов грузоподъемного оборудования. Их специфика в том, что грузовая тележка с подъемным механизмом перемещается по мосту – поперечной пролетной балке, опирающейся концами на крановые пути.
Такой грузоподъемник способен поднимать груз от 1 до 500 т на высоту до 30 м и перемещать его в пределах рабочей зоны шириной до 60 м и длиной сотни метров. Хотя чаще всего грузоподъемность серийно выпускаемых кранов находится в пределах 1-100 т, а пролет мостового – до 30 м.
Основная трудность в использовании состоит в том, что для них требуется проложить крановые пути, что накладывает и определенные ограничения на конфигурацию рабочей зоны. В остальном преимущества неоспоримы.
Применение кранов мостового типа
Благодаря своей универсальности и широким возможностям краны мостового типа применяются практически повсеместно:
- на любых промышленных предприятиях, в т.ч. добывающих, ремонтных и т.д.,
- в крупных агрокомплексах,
- на складах любого размера и назначения,
- на транспортных и перегрузочных терминалах,
- при строительстве и обслуживании самых разнообразных, в т.ч. гидротехнических сооружений.
Поистине трудно найти такой склад, цех или даже крупную автомастерскую, где не был бы установлен грузоподъемник. Везде, где требуется перемещать тяжелые грузы в пределах небольшой высоты и ограниченной площади рабочей площадки, мостовому крану практически нет равных.
Классификация мостовых кранов
Государственный стандарт требует делить все мостовые краны на 2 группы: общего назначения и специализированные. Грузоподъемники общего назначения обычно комплектуются крюком и предполагают перемещение грузов, подвергаемых строповке.
А специализированные комплектуются узкопрофильными грузозахватными устройствами – например, грейферным ковшом для работы с сыпучими веществами, магнитом для работы с металлоломом, литейными захватами и т.д.
Кроме того, для некоторых производств грузоподъемные устройства выпускаются в особом исполнении и имеют дополнительную защиту от неблагоприятных воздействий среды химических, металлургических производств и др.
По конструкции
В зависимости от способа опирания моста грузоподъемника на крановые пути выделяют опорные и подвесные краны. Кроме того, в особую группу выделяют козловые – по сути тот же мостовой механизм, только установленный на опоры, на которых он и движется по наземным крановым путям.
Опорные однобалочные краны
Основное отличие конструкции опорного крана – расположение моста над крановыми путями. Мостовая (пролетная) балка крепится к концевым балкам, колеса которых опираются на рельсовый путь сверху.
Такие краны отличаются максимальной надежностью и грузоподъемностью, но для них требуется устройство специальных крановых путей, которые необходимо крепить либо к несущим стенам здания, либо к специально установленным опорам (колоннам).
Опорный мостовой однобалочный кран состоит из пролетной балки (моста), обычно двутаврового или коробчатого сечения, концами опирающейся на перпендикулярно расположенные концевые балки, снабженные колесами для движения по крановым путям. По пролетной балке перемещается тельфер или грузовая тележка.
Однобалочный опорный кран имеет надежную прочную конструкцию и небольшой вес. Его грузоподъемность обычно составляет от 1 до 10 тонн (в некоторых случаях до 20 тонн).
Опорные двухбалочные краны
В целом устройство двухбалочного опорного крана такое же как и однобалочного, только мост состоит здесь из двух балок и грузовая тележка имеет более сложную конструкцию – силовую раму, движущуюся по верхней плоскости моста. За счет этого двухбалочный механизм более устойчив, имеет большую грузоподъемность (до 100 т), более длительный срок службы (до 20 лет), но также имеет больший вес и стоит существенно дороже однобалочного.
Подвесные однопролетные краны
Специфика конструкции подвесных кранов в том, что мост, расположенный под плоскостью крановых путей, подвешивается к ним, зацепляясь колесами за нижние полки двутавровых балок крановых путей.
Эти балки могут крепиться прямо к перекрытиям здания, что значительно упрощает монтаж по сравнению с опорными кранами.
Однако такая конструкция повышает износ крановых путей и накладывает ограничения на грузоподъемность и надежность подвесного крана, которая при прочих равных условиях будет меньше, чем у опорного.
Подвесные двухпролетные краны
Чаще всего подвесные краны выпускаются однопролетными, но их конструкция позволяет значительно увеличить ширину рабочей зоны за счет того, что мост как бы состоит из двух частей, но соединенных не параллельно (как у двухбалочных), а последовательно, в длину.
Такой грузоподъемник опирается не на два параллельных крановых пути, а на три. Поскольку тельфер движется по нижним полкам мостовых балок, средний крановый путь не мешает его траектории. Рабочая зона такого крана по ширине может достигать 24 м (против 15 м у однопролетного подвесного).
Тем не менее обычная его грузоподъемность составляет от 1 до 10 т.
По способу перемещения
Обычные, самые широко распространенные универсальные мостовые краны перемещаются по параллельным крановым путям.
Но конфигурация рабочей зоны и задачи, которые призван решать данный механизм, иногда требуют другой формы крановых путей и способа перемещения.
Например, для работы на круговых или секторных складах применяют поворотный или радиальный мостовой кран – одна его сторона, как правило, закреплена, вторая может передвигаться по кольцевому (или секторному) крановому пути.
По грузоподъемности
Грузоподъемность мостового крана является основной его характеристикой, оказывающей важнейшее влияние на размер и конструкцию всей машины при выборе.
Наиболее часто применяются краны с грузоподъемностью от 1 до 20 т, но в отдельных случаях требуется повышенная грузоподъемность – до 100 т, а в некоторых случаях и до 500 т.
Такие устройства почти всегда выпускаются по специальному заказу для выполнения конкретных задач на определенной рабочей площадке.
По типу привода
По способу, которым кран приводится в движение, все грузоподъемные устройства разделяют на ручные и электрические. Для небольших кранов, выполняющих работы с грузом малого веса, нередко бывает достаточно ручного привода. Подобные устройства можно встретить в небольших сборочных или ремонтных цехах.
Однако, гораздо чаще в конструкции мостовых кранов применяется электрический привод, поскольку он позволяет полностью исключить необходимость физических усилий со стороны оператора, и одинаково быстро и легко работать с грузами любого веса (в пределах грузоподъемности механизма).
Принцип работы
Благодаря тому, что сам кран движется по рельсам вдоль рабочей зоны, а тельфер по мосту в поперечном направлении, и поднимает груз в вертикальном – этим достигается возможность полного охвата пространства рабочей зоны и перемещения груза из одной точки в любую другую точку.
Манипуляции с грузом обеспечивают ходовой механизм крана, установленный на концевых балках, и мотор-редуктор грузовой тележки, а также подъемный механизм тельфера.
Для расширения функциональности мостового электрического крана могут применяться различные устройства управления, различные грузозахваты, дополнительное оборудование.
К примеру, для работы с длинномерными грузами может быть установлена вторая грузовая тележка, устройства синхронизации работы различных механизмов.
Общее устройство мостового крана
Данный грузоподъемник имеет особенности, характерные для всех его типов. Это наличие моста, опирающегося на концевые балки и грузовой тележки или тельфера. Устройство мостового крана подразумевает размещение на основных узлах различного оборудования – механизмов передвижения, подъема груза, торможения и т.д.
Основные узлы
Наличие пролетной балки (или моста) является специфичным, наиболее ярким отличительным признаком мостовых кранов, предопределяющим их конструкцию и основные функции. Мост может состоять из одной балки или двух. Они, как правило, имеют двутавровое или коробчатое сечение, могут иметь усиливающие элементы, изготавливаются из высокопрочного стального проката путем сварки.
Концевые балки для кранов грузоподъемностью до 5 тонн также изготавливают из стального профиля (двутавра), а для устройств большей грузоподъемности – сварных коробчатых балок. На концевых балках монтируется ходовой механизм крана, обеспечивающий его передвижение вдоль крановых путей.
Механизмы
К механизмам крана относят оборудование, которое обеспечивает движение крана, захват и подъем груза, управление краном, безопасность его использования.
Их выбор определяется конструкцией и назначением мостового крана, а также его основными характеристиками (грузоподъемностью, режимом работы и др.).
Механизмы мостового крана можно условно разделить на основные (те, что определяют общую функциональность устройства) и дополнительные (которые могут устанавливаться по требованию заказчика).
1. Привод
Механизм, позволяющий крану перемещаться, в наиболее распространенном случае состоит из нескольких колесных пар, устанавливаемых на концах ходовых (или концевых) балок, а также мотор-редуктора, приводящего механизм в движение. Колеса концевых балок опорного крана опираются на подкрановые пути сверху. Колеса подвесных кранов движутся по нижней полке двутавровой балки кранового пути.
2. Подъемные механизмы
За подъем и опускание груза в мостовых кранах отвечает электрический тельфер, передвижной, или стационарный, закрепленный на грузовой тележке. В кранах повышенной грузоподъемности чаще применяется грузоподъемный механизм развернутой компоновки, включающий помимо электродвигателя редуктор, трансмиссионный вал, барабан, блоки, тросы.
3. Грузовая тележка
Обычно применяется в кранах повышенной грузоподъемности и представляет собой сварную раму, с установленными на ней механизмами передвижения по мосту, а также механизмами подъема груза. На некоторых устройствах может быть установлена не одна грузовая тележка, а две.
4. Тормозная система
Функциональность крана не будет полной без обеспечения возможности остановить его движение в нужной позиции, в любой момент остановить подъем или опускание груза, удерживая его в любой нужной точке. Это достигается с помощью колодочной или диско-колодочной тормозной системы.
Для работы с опасными грузами (ядовитые или взрывчатые вещества, расплавы металлов и т.п.) могут быть установлены 2 независимые тормозные системы.
5. Электрооборудование
Электроснабжение и оснащение мостового крана требует более надежного и мощного оборудования, чем для других типов кранов, вследствие более жестких условий эксплуатации:
- очень напряженного режима работы (до 1000 включений за смену),
- большие нагрузки при разгоне и торможении,
- более высокая частота изменений в режиме работы (смена скорости движения и т.д.).
В итоге мостовой опорный электрический кран имеет большой комплект электрооборудования, в который даже в самом простом случае входит:
- 4 электродвигателя: 2 для концевых балок, 1 для перемещения тельфера и 1 для подъема груза,
- система управления грузоподъемника: пускатели, реле, пульт, частотные преобразователи и пр.,
- система защиты – предохранители, термореле и т.п.,
- аппаратура торможения.
Кроме этого система подведения электроснабжения к крану тоже может иметь различную конструкцию. Чаще всего сегодня это троллейные системы – токопроводы, помещенные в специальные защитные пластиковые кожухи, токосниматели и др. Самые простые грузоподъемные устройства небольших размеров и грузоподъемности могут оснащаться системой кабельного подвеса.
Также на мостовом кране может устанавливаться вспомогательное электрооборудование – осветительные приборы, обогреватели, устройства сигнализации, контрольно-измерительная аппаратура и т.п.
Дополнительное оборудование
- Установка дополнительных систем и устройств на кране позволяет повысить эффективность его работы и безопасность сотрудников, улучшить управляемость грузоподъемника и снизить износ его механизмов.
- Ограничитель грузоподъемности позволяет застраховаться от перегрузки крана и повысить безопасность работы – он автоматически отключает подъемное устройство при увеличении массы груза выше допустимого предела.
- Крановые весы дают возможность точно контролировать массу груза – они крепятся на грузозахват и показывают на электронном табло массу груза в реальном времени.
- Радиоуправление обеспечивает большую свободу в оперировании грузом, позволяет избавиться от провисающего кабеля, дает точное позиционирование груза.
- Частотный преобразователь улучшает режим работы электродвигателя – избавляет его от рывков и перегрузки, продлевает ресурс двигателя и повышает безопасность и точность работы, снижает затраты на обслуживание и ремонт.
Схема управления
Управление мостовым краном может осуществляться с пола или из кабины. С пола управлять грузоподъемником можно с помощью проводного пульта или радиоуправления. Пультовое управление позволяет обойтись без услуг крановщика и строповщика, оставив в штате одного оператора.
Монтаж мостового крана
Монтаж может выполняться 3 способами:
- поэлементным – пошаговая сборка механизма на крановых путях,
- крупноблочным – сборка отдельных узлов, подъем и соединение их на крановых путях,
- полноблочным – полная сборка механизма на земле с дальнейшим подъемом и установкой на крановые пути.
Как выбрать мостовой кран?
Практически для любого сегодняшнего цеха или склада выбор мостового крана является ответственной задачей, требующей учета нескольких факторов.
Например, характер и механические свойства транспортируемых грузов предопределяют и необходимую грузоподъемность крана и типы грузозахватного устройства. Габариты и конфигурация помещения задают тип мостового крана.
Наличие особых условий (влажность, пожароопасность и т.п.) влекут за собой требование, чтобы кран был оснащен необходимыми средствами защиты.
К главным определяющим факторам для выбора мостового крана можно отнести:
- тип, масса и габариты перемещаемых грузов,
- площадь и конфигурация цеха (склада), наличие и тип опорных конструкций для крановых путей,
- способ управления (проводной пульт, кабина, радиоуправление),
- наличие специальных требований (температурно-влажностный режим, защита от пыли, пожаробезопасность и т.п.).
Именно точное определение условий работы крана и выполняемых с его помощью операций позволит безошибочно выбрать нужный тип устройства и его характеристики.
Необходимые технические характеристики, определяющие выбор крана:
- Длина рабочего пролета.
- Максимальная высота подъема груза.
- Наибольшая грузоподъемность.
- Конструкция крана (опорный, подвесной, однобалочный, двухбалочный).
- Количество и тип двигателей.
При необходимости оговаривается снабжение грузоподъемника дополнительными ограничителями хода, защитными механизмами, устройствами автоматического выключения, сигнализации о неисправностях и т.п.
Опираясь на наши рекомендации, вам не трудно будет осуществить выбор мостового крана.
Если же у вас остаются вопросы – обращайтесь к специалистам нашей компании, которые помогут определиться с выбором, учитывая конкретные требования и условия.
Компания «Кранмонтаж» предлагает не только изготовление крана необходимого вам типа и грузоподъемности, но и помощь в монтаже, пуско-наладке, обслуживании, ремонте и модернизации имеющегося у вас грузоподъемного оборудования.
Мостовой кран, что такое — ответ на вопрос от экспертов «Росттехмаш»
Мостовой кран относится к промышленному грузоподъемному оборудованию мостового типа, сконструированному для перемещения грузов в пределах зоны действия устройства за счет его движения по крановым путям. О том, в чем особенность, каково определение мостового крана, его возможности и варианты изготовления, Вы узнаете в этой статье.
Классификация мостовых кранов
Мостовые краны в зависимости от конструкции и комплектации разделены на следующие группы:
- по конструкции мостового пролета — однобалочные и двухбалочные;
- по длине и составу пролета — однопролетный или двухпролетный (пролет состоит из одной или двух соединенных в длину балок);
- по типу расположения крана относительно крановых путей — подвесной или опорный;
- по типу привода — электрический и ручной.
Для чего служит мостовой кран
Назначение мостового крана состоит в выполнении операций с грузами в определенном порядке — захват, подъем, перемещение, спуск на указанное место. Применение мостовых кранов распространено в широком круге областей:
- промышленное производство, ремонт и обслуживание оборудования, техники;
- складские и логистические операции с перемещением ТМЦ по площадкам и помещениям;
- погрузка и разгрузка на транспортных узлах;
- использование в качестве большегрузного штабелера для крупных упаковок.
Назначение кран балки как варианта исполнения мостового крана такое же, но с учетом несколько меньшей грузоподъемности и более простой конструкции.
Мы производим мостовые краны в соответствии с требованиями промышленной безопасности для режимов работы от А0 (редкое использование) до А6 (весьма интенсивное при трехсменной эксплуатации).
Также доступен выбор мостовых кранов в общепромышленном, взрывозащищенном, пожаробезопасном и специальном исполнении.
Для соблюдения климатических условий эксплуатации мы изготовим мостовой кран для работы в помещении, под навесом или на открытой площадке.
Из чего состоит мостовой кран
Представление о том, из чего состоит мостовой кран, позволяет понять основной принцип его конструкции, работы, ограничений и уровня безопасности.
Главная конструктивная часть — пролетная балка (мост крана), служит базой для перемещения тельфера, опирается на концевые балки (тележки), которые обеспечивают перемещение всей конструкции вдоль крановых путей.
Для повышения надежности шасси концевых тележек опорного мостового крана используется принцип разделения на приводное и опорное колесо. Оба вида колес монтируются на буксы, позволяющие распределить нагрузки и обеспечить смазку подшипников осей. Сход колеса с крановых путей предотвращает кольцевая реборда или гребень. Колеса могут иметь одну или две реборды.
Однобалочный кран состоит из одной пролетной балки (двутавра). Двухбалочные мостовые краны представляют собой более массивную конструкцию из двух параллельных жестко соединенных коробчатых пролетов.
Работа мостового крана обеспечивается дополнительным оборудованием и системами:
- Подкрановые или крановые пути представляют собой проложенные на капитальных конструкциях или подвешенные к потолку помещения направляющие для движения тележек (концевых балок);
- Система ручного или электрического привода обеспечивает движение мостового крана по путям;
- Электрический тельфер или ручная таль обеспечивает подъем груза и перемещение его по пролету крана;
- Система управления и блокировки обеспечивает передачу и выполнение команд оператора, предотвращает нештатные ситуации и самопроизвольное движение мостового крана. Система безопасности представляет собой сложный комплекс устройств от нулевой блокировки с ключ-картой до ограничителей хода, концевых выключателей и ограничителей грузоподъемности.
- Тормозная система, в которой применяются механические колодки с гидротолкателями, ограничивающие выбег осевые генераторы с тормозными реостатными цепями;
- Ток в систему питания электрического мостового крана подается по троллеям. Для питания тельфера может использоваться подвеска с бугелем или клипсовая система. Пуск любых механизмов может быть заблокирован автоматически (срабатывание ограничителей) или вручную кнопкой останова (нулевой блокировки).
Для повышения эффективности и безопасности мостового крана предусмотрено внедрение инверторов питания, выбор скорости движения по крановым путям, изменение грузоподъемности, высоты подъема груза, расширение области захвата подвесным краном.
Для того чтобы информация о том, что такое мостовой кран была представлена в максимально полном объеме, мы решили дополнить статью ответами на часто задаваемые вопросы наших клиентов.
Галерея мостового крана, что это?
Это конструкция в виде мостков с ограждением, по которой можно пройти вдоль крановых путей для обслуживания техники.
Консоль мостового крана, что это?
Это часть пролетной балки подвесного крана, выступающая за пределы крановых путей.
База мостового крана, что это?
Это расстояние между осевыми линиями опор крана.
Бугель мостового крана, что это?
Это часть системы питания, благодаря которой подвесной кабель движется на каретках по несущему тросу.
Как работает мостовой кран
Принцип действия мостового крана состоит в перемещении грузов «вперед-назад» (по крановым путям) и «вправо-влево» (по мостовому пролету) относительно осей площадки с подъемом над поверхностью и препятствиями. Движение обеспечивается вручную у мостовых кранов с ручным приводом либо конструктивными системами, механизмами и узлами электрических кранов:
- мостовой пролет, установленный на шасси в виде опорных балок и подвесных тележек, движется по крановым путям на колесах с буксами;
- по пролетной балке на собственной или грузовой тележке с шасси перемещается тельфер, таль или другой грузоподъемный механизм;
- захват груза производится крюковой подвеской, гаком, грейфером или электромагнитом, прикрепленным к тросам полиспаста из нескольких блоков;
- червячные и цилиндрические редукторы привода передают крутящий момент от усилий оператора или электромоторов на шасси и грузоподъемное устройство.
Для управления электрическим мостовым краном применяются проводные и радиопульты. В мостовых кранах с кабиной машиниста предусмотрена контрольная панель с кнопками или джойстиками для подачи команд.
Видео испытаний работы мостового однобалочного крана
Производство и продажа мостовых кранов
Мы производим мостовые краны для промышленного, складского и транспортного объекта с полным пакетом документации, доставкой и сборкой на месте. Оказываем услуги монтажа, обслуживания и ремонта приобретенной у нас техники.
Для оформления заказа и получения подробной информации предлагаем связаться с нами через форму на сайте или по телефону. Наши консультанты готовы оказать помощь в выборе мостового крана и организовать доставку по России.
Энциклопедия мостовых кранов
Добро пожаловать на сайт-энциклопедию о мостовых кранах! Здесь представлена информация о всех типах кранов и ценах на них, а также об электрических схемах, чертежах, документации, книгах и многом другом.
Что представляет собой мостовой кран?
Мостовая кран-балка представляет собой подъемное устройство, передвигающееся по рельсам (крановым путям), закрепленным на неподвижных опорах. Своим названием этот кран обязан особенностям конструкции, в которой основные несущие балки своим расположением напоминают мост.
Данная разновидность крана является неотъемлемой частью любого крупного производства и предназначается для подъема и перемещения грузов внутри производственных или складских помещений. Существуют модели и для применения на открытой территории – под навесами и на открытых заводских площадках.
Основные элементы конструкции
- Опоры или подкрановые пути, по которым происходит перемещение основного механизма.
- Основная балка, опирающаяся на опоры и передвигающаяся по ним на специальных колесах в одном направлении.
- Закрепленная на балке ходовая тележка, перемещающаяся в направлении перпендикулярном движению основной балки.
- Электроталь или электролебедка, обеспечивающие вертикальное перемещение груза.
- Кабина оператора, откуда происходит управление перемещениями крана, закрепленная, как правило, на одной высоте с основной балкой, что предоставляет максимально хороший обзор. Существуют модели небольших кранов с дистанционным управлением.
Мост крана, таким образом, состоит из основных или пролетных балок, соединенных с концевыми. В их верхней части закреплен подтележечный рельс, на противоположных концах которого имеются упоры для ограничения крайних положений ходовой тележки. По бокам пролетных балок предусмотрены площадки с перилами, необходимые для обслуживания механизмов крана.
Количество крановых колес на концевых балках, благодаря которым передвигается сам кран, может быть больше восьми, что способствует уменьшению нагрузки на каждое из них и содействует ее равномерному распределению на подкрановый путь в целом.
Мостовые краны обеспечивают подъем и транспортировку грузов с площадки, расположенной между основными опорами. Благодаря возможности перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях груз является доступным для них из любой точки. В качестве грузозахватного устройства могут применяться такие приспособления, как крюк, траверса, спредер, магнит, грейфер.
Краны рассчитаны, обычно, на средний и умеренный режимы нагружения. По грузоподъемности выделяют 3 группы:
- Первая, включающая краны до 5 т;
- Вторая, куда входят краны от 5 до 50 т;
- Третья – от 50 до 320 т.
Разновидности мостовых кранов
Классифицируют их также и по некоторым другим признакам:
В зависимости от типа крепления
В зависимости от типа крепления на крановом пути различают мостовые подвесные краны и опорные краны. Подвесными называют те из них, которые подвешивают к нижним полкам двутавровых балок, подвешенных, в свою очередь, к потолочным конструкциям помещения. Ходовые колеса этих кранов опираются на внутреннюю сторону балок, к которым подвешены.
Ходовые колеса опорных кранов опираются на рельсы, закрепленные на подкрановых балках, установленных на верхней части колонн производственного помещения. Такой вид мостовых кранов является наиболее распространенным вследствие высокой грузоподъемности.
По конструкции
По конструкции моста краны делятся на однобалочные и двухбалочные. У однобалочных мост состоит из одной, а у двухбалочной – из двух основных балок, соединяющихся с концевыми балками, вдоль которых перемещаются ходовые колеса. Кран, состоящий из двух балок, может поднять груз, равный весу самого крана.
От вида привода
В зависимости от вида используемого привода различают мостовые краны ручные и электрические, при грузоподъемности свыше 12.5 т возможно наличие двух приводов – основного и вспомогательного.
Устройства с ручным приводом используют для подъема и перемещения груза передвижные червячные тали, а для передвижения самого крана вал-трансмиссию.
Такие краны, имеющие ручной привод, используются при небольших грузах, перемещаемых на малых скоростях.
Более распространенными являются мостовые краны с электрическим приводом, в которых применяются электрические тали и электролебедки. Механизм передвижения такого крана состоит из электродвигателя и редуктора.
Специальные
Существуют также краны специального назначения. К ним относятся:
- магнитные краны, предназначенные для транспортирования ферромагнитных материалов;
- грейферные краны, которые необходимы для транспортировки и подъема кусковых и сыпучих материалов;
- магнито-грейферные, которые могут совмещать эти функции.
Областями применения мостовых кранов являются практически все виды производства, в первую очередь те, где нужно обеспечить бесперебойную сортировку материалов или других грузов. Преимущественно это сортировка металлопроката, железобетонных конструкций, сыпучих грузов. Допускается их применение для транспортировки жидкого и раскаленного металла, а также жидкого шлака.