Важным элементом безопасной работы мостовых кранов является создание надёжной системы их перемещения. Подкрановые пути мостовых кранов состоят из хорошо продуманной рельсовой конструкции. Она должна соответствовать установленным стандартам и отвечать всем требованиям техники безопасности по эксплуатации подъёмных механизмов.
Виды и особенности крановых путей
Конструкции подкрановых путей определяются принятым ГОСТ 56944-2016. Их разделяют по следующим категориям:
- конструкции установленного мостового крана;
- разрешённой грузоподъёмностью;
- расположению рельсового полотна.
Вид мостового крана и его место расположения крановых путей подразделяется на наземные и надземные. Первые расположены на земляной или специальной подложке и надземные. Вторые располагаются на определённой высоте от поверхности земли и крепятся на опорах или у стены.
Первый тип путей предназначен для мостовых подъёмных устройств, у которых общая нагрузка достаточно велика. Они применяются на железнодорожных узлах, морских портах, крупных логистических центрах.
Второй тип путей используется для организации движения подъёмного оборудования средней грузоподъёмности: кран-балок, тельферов. Их подкрановый путь включает:
- поперечные балки и опорные стойки (на первые монтируются подъёмные механизмы опорного типа, на вторые подвесные подъёмники);
- специальные балки (применяются как направляющие);
- элементы путевых систем (к ним относятся ограничители, фиксаторы и так далее);
- различные направляющие и крепления.
Марки и тип используемых элементов зависит от разрешённой грузоподъёмности и определяется установленным стандартом.
Конструктивные элементы подкранового пути
Любой крановый путь подразделяется на основные и вспомогательные узлы. К основным относятся рельсы и балки подкрановые. Вспомогательные узлы включают: концевые упоры, буфера, подрельсовую подкладку, крепёж.
Устройство и состав этих изделий определяет его грузоподъёмность. Именно от этого показателя зависит состав подрельсовой прокладки, марки рельс и способах их крепления.
Рельсовое полотно
Эта часть подкранового пути определяет направление, дальность и скорость движения всего устройства. Рельсовый путь укладывается на заранее подготовленную подложку.
Перед началом её укладки следует завершить все необходимые земляные работы, проведение запланированных коммуникаций, создание ливневых стоков. Особое внимание следует уделить качеству засыпаемого грунта.
Путь мостового крана отсыпается только сухим грунтом с одинаковой плотностью. Наиболее целесообразно рельсовое полотно изготавливать из гранитного щебня.
Сами рельсы укладываются на шпалы, к которым крепятся костылями. В зависимости от грузоподъёмности можно применять полушпалы изготовленные из дерева или бетонные в соответствие с установленными стандартами.
До 10 т допустима установка рельс марок Р18 или Р24. До 30 т включительно рекомендуются рельсы марки Р38. Для более мощных мостовых систем необходимы рельсы Р50 или Р65, устанавливаемые на железнодорожное полотно.
Стальные вертикальные костыли
В качестве крепления для подкрановых путей применяют костыли марки К 130. К ним предъявляются менее жёсткие требования по скоростным нагрузкам. Они необходимы для решения следующих задач:
- обеспечивать надёжность крепления рельс к шпалам;
- способствовать равномерному распределению нагрузки во время движения и остановки мостового подъёмного механизма.
Костыли изготавливаются из прочной стали, стойкой к коррозии.
Упорно направляющие блоки
Эти элементы изготавливаются следующих видов:
- ведущие (передают крутящий момент между валами);
- ведомые (меняют характер подъема/опускания за счет корректировки вектора цепей).
Они подразделяются на подвижные и статичные. Первые повышают скорость перемещения грузовой тележки, вторые способны разворачивать ось перемещения, с горизонтальной на вертикальную или наоборот. Основной характеристикой считается отношение количества ветвей к числу канатов, идущих к барабану.
Способы установки рельс
Для современных мостовых систем монтаж подкрановых путей осуществляется следующими способами:
- Прижимными пластинами.
- С помощью сварки.
- Фиксацией крюками с нарезанной резьбой.
К каждому из перечисленных способов предъявляется главное требование — обеспечение прочности и надёжности. Для обеспечения этого требования в качестве крепёжных элементов используют:
- прижимные накладки;
- скобы (приваренные или пружинные);
- пружинные планки;
- крюки с регулируемыми гайками.
Все виды крепления делятся на две категории: цельно-монолитные и сборно-разборные. Первый вид представляет цельную конструкцию. Она соединена с помощью мощных заклёпок или сварки.
Второй вид получил наибольшее применение. Он обеспечивает возможность проведения горизонтальной рихтовки пути. Такая конструкция обладает лучшей ремонтопригодностью. Она считается более практичной. Для обеспечения своевременной надёжной остановки в крайних точках мостовой колеи устанавливают тормозные буфера.
Контактный буфер гасит кинетическую энергию посредством механического удара. Безударный выполнен в форме конуса. Он работает по принципу наката на буфер. Третий тип называется смешанным. Он сочетает достоинства двух предыдущих.
Обеспечение высокого качества монтажа гарантирует жесткое крепление всей подкрановой системы. В течение всего периода эксплуатации необходимо проводить периодические проверки состояния мостовой системы и качество заземления.
Обслуживание
Для обеспечение безопасной работы мостового крана необходимо проводить регулярное обслуживание подкрановых путей при необходимости осуществлять их ремонт. В перечень технического обслуживания включены следующие мероприятия:
- ежемесячный плановый осмотр;
- периодическое обслуживание, в соответствии с инструкцией по эксплуатации на конкретный образец мостового крана;
- сезонное обслуживание (при эксплуатации механизма на открытом воздухе).
Кроме перечисленных видов осмотра предусмотрено ежедневное комплексное обследование перед началом работы на крановой установке.
В ходе такого обследования выявляются возникшие дефекты самих рельсов, элементов крепления и качества заземления. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
В случае возникновения неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации мостового крана, работы на нём прекращаются до проведения необходимого ремонта.
Подкрановые пути мостового крана: устройство и виды
Опора мостового крана включает в себя основные конструкции и дополнительные элементы. Следует рассмотреть более подробно все нюансы подкрановых путей для мостового крана: их устройство, виды. Основными элементами выступают рельсы вместе с балками, а вот в виде вспомогательных элементов — подрельсовая постель, крепеж, отклоняющие линейки с концевыми упорами.
Основные узлы крана — мост, а также грузовая тележка. Первый агрегат перемещается по рельсам, второй — по мосту. Поскольку оборудование выпускается разное: однобалочные или с двумя балками, на ручной либо электрической тяге, с управляемой кабиной, без нее, присутствуют вариации крепления установки к рельсам.
- Особенности крепления
- Виды опор
- Особенности ремонта
Особенности крепления
Сначала упомянем виды исполнения мостовых кранов:
- Магнитные.
- Грейферные.
- Крюковые.
- Установки, оснащенные электроподъемным магнитом.
Каждый такой вариант определяет вид груза, который ему требуется захватывать. Выпускают еще оборудование, оснащенное специальными устройствами (лапами, клещами).
У всех агрегатов присутствует подвеска — гибкая либо жесткая. Первая выглядит в виде канатиков, а вот вторая монтируется на кранах, обслуживающих предприятия металлургической промышленности. Основной рабочий орган металлургического крана шахтой связан с нагружаемой телегой, поэтому он передвигается вертикально, для чего монтируют особые колоны.
У однобалочных кранов присутствует двутавровая балка. Она закреплена на поперечинах в виде балок, оснащенных ходовыми колесами. При исполнении крана с двумя балками они прикреплены жестко к общей раме, только грузовая тележка перемещается по рельсам.
Если предполагаются значительные нагрузки, крановый мост крепят на решетчатых либо коробчатых фермах. Для перемещения мостового крана служат электродвигатели, которые крепят во фронтальной галерее конструкции. Ими управляют, используя раздельный или центральный привод.
Ознакомившись с традиционными вариантами мостовых конструкций, следует отдельно упомянуть конструкции специального назначения. Если установка служит в металлургическом цехе, выполняя разливку стали либо заливку чугуна — она именуется литейной.
Те устройства, которые работают в нагревательных колодцах, названы клещевыми. Практически любой агрегат оборудован осмотровой площадкой, с которой удобно контролировать работу электрооборудования, всех остальных механизмов, выполнять съемку технологического процесса.
Виды опор
Крановые пути для мостовых кранов, о чем уже упоминалось ранее, включают основные конструкции одновременно с дополнительными приспособлениями. К первым относят рельсы, балки. Вспомогательными деталями служат крепежи, концевые упоры и подрельсовые постели с отклоняющимися линейками.
У каждого типа оборудования есть свои варианты рельсовых направляющих. Однобалочные установки перемещаются по обыкновенным железнодорожным путям. Для конструкций с двумя балками требуются более мощные опоры. Их выпускают отдельно для транспортных установок промышленного назначения.
Чертеж крановых путей мостового крана
Чертежи сечений и деталей путей мостового крана
Обычно подвесные направляющие в виде специальных рельсов монтируют ниже элементов перекрытия сооружения (стропильных балок либо ферм), используя монтажные конструкции или подвесное приспособление. Для монорельсов, служащих для перемещения тельферов либо передвижных талей, подходят мощные тавровые профили, рельсы марки Р5.
При монтаже подвесных установок, грузоподъемность которых менее 2 т и пролете, не превышающем 6 м, элементами опор становятся двутавровые балки размером 12–30.
Они обязаны соответствовать ГОСТ 8239—72, изготавливаться только из стали ВСт3пс.
При установке агрегата большой грузоподъемности используют специальные двутавровые балки, изготовленные в соответствии с ГОСТ 19425—74, размер которых 24М–45М определяют, выполнив расчет нагрузки.
Здесь можно скачать информацию об общих технических условиях для надземных рельсовых крановых путей.
Крепление рельсов выполняют так, чтобы они при работе грузоподъемного оборудования не имели возможности смещаться. Их крепят на специальные стальные балки, габариты которых зависят от оказываемых нагрузок, надежными видами креплений. Разработано несколько вариантов монтажа.
Здесь можно скачать образец паспорта подкрановых путей.
Наиболее удобными и распространенными стали разборные элементы. Но существуют и способы крепления сваркой, хотя такой метод не слишком удобен. Он используется только для небольших установок, а также мостовых агрегатов с ручным приводом.
Когда оборудуют мостовой агрегат, нельзя забывать о необходимости готовить специальную площадку — место стоянки установки. Все элементы пути обязаны отвечать размерам колеи, нормам энергосбережения, заземления, иным требованиям, утвержденным в паспорте оборудования (образец паспорта крановых путей).
Видео: монтаж мостового двухбалочного крана.
Особенности ремонта
Периодически требуется выполнять ремонт опорных конструкций. На периодичность осмотра влияет интенсивность эксплуатации оборудования. В обязательном порядке при наземном исполнении пути требуется устранить перепад высот каждого рельса. Далее посредством обследования определяют износ металла, необходимость выполнить замену, рихтовку рельс либо дополнительных элементов.
Ремонтные действия начинают с осмотра каждой крепежной детали, балок, чтобы выявить отклонение от штатного состояния. Затем организуют замену всех элементов, вышедших из строя. После этого ремонтируют стыковые соединения, направляющие, узлы электрооборудования, подводящие кабели.
После устранения выявленных недостатков делают финишную нивелировку путей перемещения агрегата. Она необходима, чтобы определить надежность произведенного ремонта. Главное, что следует помнить — для предотвращения поломки необходимо скрупулезно и своевременно контролировать состояние всего оборудования, которое включают в себя подкрановые пути.
Устройство кранового пути мостового крана
Устройство кранового пути мостового крана включает основные и вспомогательные составляющие. Основные – это рельсы и подкрановые балки, вспомогательные – крепеж, концевые упоры и буфера, подрельсовая подкладка.
Для крановых конструкций с грузоподъёмностью до 10 тонн используются ж/д рельсы марок Р18, Р24. Двухбалочные краны, поднимающие от 10 до 30 тонн, устанавливаются на рельсы Р38, для самых крупных и массивных кранов производятся рельсы Р50 и Р65.
Также существует специализированная группа рельсовых путей для подъемно-транспортных механизмов, выпускаемых под маркировкой КР. Число, стоящее рядом с аббревиатурой, например, КР-100, обозначает ширину рельсовой головки.
Способы установки рельс
Устройство подкрановых путей мостового крана зависит от типа его установки в производственном помещении.
- Подвесные крановые пути. Используются при перемещении грузов весом не более 5 тонн. Прикрепляются к стенам и потолку помещения. Основная часть нагрузки лежит в вертикальной плоскости
- Опорный. Позволяет повысить вес поднимаемых грузов до 50 тонн. Рельсовые пути устанавливаются на колоннах.
- Эстакада. Данный способ актуален, если несущие элементы здания не способны выдержать нагрузки, оказываемой грузоподъемным механизмом. Крановый путь располагают на эстакаде, закрепленной на фундаменте и соединенной жёсткими ребрами.
Крепление рельса к несущей балке осуществляется:
- Сваренными скобами.
- Прижимными накладками.
- Скобами.
- Резьбовым соединением.
Наиболее практичны сборно-разборные соединения, позволяющие легко заменить испорченный участок пути.
Для торможения крана в крайних путевых точках монтируются тормозные буфера. Буферные элементы могут иметь ударный (забирает кинетическую энергию движения) или безударный (энергия поглощается из-за наката на упор), а также комбинированный тип действия.
Установка крановых путей имеет множество нюансов, которые не отображаются в документации. К примеру, рельса не должна прерываться в пределах рабочей площади – ее необходимо жестко прикреплять к стене.
Каждый вид подкрановых путей требует постоянного обслуживания: проверки работы электрооборудования, заземления, состояния путей.
Подкрановые пути мостовых кранов
Подкрановые пути мостовых кранов – это конструкция, на которой по рельсам перемещается грузоподъемный механизм. Говоря иначе, этот механизм представляет собой рельсы, уложенные на несущие опорные элементы – сварные конструкции, швеллера моста или двутавровые балки.
Подкрановые пути мостовых кранов имеют следующие конструктивные элементы:
- рельсовое полотно, прикрепленное к подкрановым балкам из сварного металлопрофиля;
- стальные вертикальные костыли, низкомодульные пружинно-прокладочные устройства;
- упорно-направляющие блоки.
Подкрановый путь кран-балки может отличаться по принципу выполнения:
- опорный – при установке опорного пути на балочные пролеты, нагрузка от которых идет на колонны здания или специально установленные эстакады. Такой тип путей применяется в случае, если мостовой кран перевозит большие грузы и проектируется как однопролетный;
- подвесной – при закреплении подкранового механизма к потолочным перекрытиям промышленного здания. Может содержать несколько пролетов и рассчитан на работу менее грузоподъемных электроталей и кран-балок.
Подкрановый путь мостового крана должен отвечать требованиям норм ГОСТ 25546—82, так как оборудование испытывает постоянные интенсивные нагрузки и должны исправно функционировать в напряженных условиях промышленных зон, например на:
- металлургических и строительных предприятиях;
- складских помещениях и транспортных узлах при разгрузочно-погрузочных работах;
- для перемещения грузов или узлов, имеющих крупные габариты;
- для ввода в эксплуатацию промышленных объектов.
- Подкрановые рельсовые пути мостового крана могут проектироваться как в типовом, так и в индивидуальном порядке проектными организациями, имеющими разрешение на проектирование помещений промышленного предназначения с монтажом на их территории грузоподъемных механизмов.
- В проектно-строительной документации и привязке к объекту указываются нормативные отклонения прокладываемых подкрановых рельс или указание на регулирующие этот момент технические условия.
Сборка и установка механизма происходит поэтапно:
- Инженерно-технологический мониторинг здания или открытой промышленной площадки – фундамента, несущих колонн, пролетов между фермами, где планируется установка мостового крана.
- Производство конструкции из металлопроката и предмонтажные работы с элементами конструкции для минимизации сроков сборки на объекте.
- Создание проекта привязки к промышленному объекту и его конструктивным элементам.
- Транспортировка и монтаж конструкции по согласованию с заказчиком сроков доставки и состояния промплощадки для проведения работ с соблюдением требований нормативной документации.
- Монтаж подкрановых путей мостовых кранов и сдача в эксплуатацию логически завершаются рабочими испытаниями оборудования как в статике, так и в динамике, а по итогам монтажное предприятие и заказчик подписывают акты сдачи-приемки механизма.
Работы по техническому обслуживанию подкрановых путей мостовых кранов выполняются регулярно и подразумевают:
- посменный мониторинг техперсоналом состояния колеи;
- обязательную ежемесячную нивелировку рельсового оборудования мостового крана;
- осмотр концевых упоров, на которые приходятся околопредельные нагрузки.
- Эксплуатация рельсовых реек связана с масштабными нагрузками на оборудование и высокой изнашиваемостью грузоподъемника и подкрановой системы, в связи с чем может возникнуть потребность в ремонте: нивелировке, реконструкции или реставрации колеи, по которой перемещается кран-грузоподъемник.
- Самостоятельный ремонт или неквалифицированное обслуживание путевого оборудования может повлечь за собой производственные аварии, что выразится в материальном ущербе для кранового механизма, перемещаемых им грузов, а также в производственном травматизме сотрудников промышленного предприятия.
- Подобная серьезность вопроса требует особого внимания к подкрановым системам, проведению ремонтных работ и сервисного обслуживания механизмов только силами профильных организаций.
Рельсовые пути мостового крана
21-04-2021
Рельсовые пути являются важным компонентом мостового крана. Они должны выдерживать ключевые нагрузки, как транспортируемый груз, так и саму конструкцию крана. Крайне важно при изготовлении и подготовке к установке крановых путей учитывать условия эксплуатации грузоподъемного оборудования.
Нормы и требования к подкрановым путям мостовых кранов
Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация рельсовых путей мостового крана строго регулируется. Это важно, так как рельсовые пути должны сохранять свою устойчивость к нагрузкам разной интенсивности, а также не нарушать целостность геометрии на протяжении длительного времени.
Основным документом, регламентирующим требования к рельсовым путям является межгосударственный стандарт ГОСТ 25546-82. Для подкрановых путей, в зависимости от режима работы, регуляция осуществляется по СНиП II-В.
3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования» и СНиП III-B. 5-62 «Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки».
Документы отличаются, так как возможно изготовление подкрановых балок в металлическом и железобетонном исполнении.
Железобетонные подкрановые балки применяются для кранов легкого и среднего режимов работы и изготавливаются в соответствии со СНиП III-B.
l—70 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные, Правила производства и приемки работ» и СНиП III-16-73 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные».
Виды рельс подбираются исходя из типа мостового крана. Выбор определяется ГОСТ 6368-52*, ГОСТ 4121-76, ГОСТ 4224-54*.
В процессе составления проектной и конструкторской документации на изготовление и монтаж рельсовых путей, команда проектировщиков учитывает указанные требования. Специалисты разрабатывают проект рельсового пути, проект производства работ на устройство рельсового пути, затем составляют требования к эксплуатации.
После чего формируется паспорт и сертификаты на элементы рельсового пути (комплектующие изделия и материалы). По завершению работ формируется акт сдачи-приема кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути). Заказчик получает разрешение на пуск рельсового пути в работу.
Устройство крановых путей мостовых кранов
В составе рельсовых путей выделяют две компоненты. Основная компонента, которая формирует направление движения мостового крана и ограничивает его рабочую зону, — это рельсы и подкрановые балки, на которые они крепятся.
К дополнительным относятся элементы крепления — рельсы (полушпалки, болтовые или другие резьбовые соединения, скобы, подрельсовая прокладка), тормозные балки, буфера или фермы, пружины и другие низкомодульные устройства.
Задачей дополнительных компонентов является обеспечение крепления и устойчивости рельсовых путей.
В отличии от путей для поезда, к рельсовым путям мостового крана предусматривается ряд более жестких требований. Расстояние между рельсами вдоль пролета балки варьируется в зависимости от устанавливаемого крана.
Поэтому нагрузка на один и тот же участок рельсового пути мостового крана может достигать значительно больших значений, чем у путей поезда. При проектировании крановых необходимо внимательно рассчитать фундамент и способы крепления.
А также, учесть режимы нагрузки и грузоподъемность мостового крана.
Способы крепления и набор конструктивных элементов рельсовых путей отличаются и зависят от типа крепления концевых тележек, интенсивности нагрузок, грузоподъемности и типа крана.
Согласно нормам, для мостового крана с грузоподъемностью до 10 тонн подходят рельсы Р18 или Р24. Для крана с подъемной массой до 30 тонн — Р38. А кранам, грузоподъемность которых превышает показатель в 30 тонн, необходимо рельсовое полотно Р50 или Р65. Это довольно массивные двухбалочные опорные мостовые краны, которые работают в металлургической, судостроительной и энергетической отрасли.
Виды рельсовых путей мостовых кранов
В зависимости от способа крепления концевых тележек и положения рельсовых путей в пространстве, различают:
- подвесные крановые пути;
- опорные крановые пути.
Особенности конструкции подвесных крановых путей
Представляют из себя рельсовую двутавровую конструкцию, прикрепленную к потолку или несущим фермам. В нижней ее части крепятся концевые тележки с колесами. Основная нагрузка в этом случае оказывается на нижнюю губу двутавра. Поэтому допустимая грузоподъемность для кранов, размещенных на подвесных крановых путях не превышает 5 тонн.
Особенности конструкции опорных крановых путей
Такие пути располагаются на специальных колоннах. Колонны обеспечивают большую грузоподъемность, за счет железобетонного или стального исполнения. Мостовые краны, установленные на опорные крановые пути, способны поднимать груз массой до 50 тонн.
Роль и задачи дополнительных компонентов рельсового пути
Как уже упоминалось, помимо элементов крепления рельс, существует ряд компонентов, обеспечивающих дополнительную безопасность, эффективность и надежность рельсовых путей. По краям рельсовых путей возможна установка тормозных буферов. Они заблаговременно обеспечат снижение скорости движения крана у краев рельсового пути. Выделяют следующие буферные элементы:
- ударные — движение замедляется за счет снижения кинетической силы;
- безударные — кран прекращает движение при накате на упор или возвышение рельс;
- комбинированные — сочетают в себе свойства двух предыдущих видов буферных элементов.
Звуковой сигнал служит для уведомления о преодолении краном определенных участков рельсового пути.
Помимо опций безопасности, важно следовать регулярному обслуживанию рельсовых путей. Проверять систему электроснабжения, заземления, целостность и исправность самих путей.
В случаях, когда стены цеха или складского помещения не рассчитаны для установки на них мостового крана, устанавливается независимая опорная металлическая конструкция под кран — крановая эстакада.
Это также актуально, если необходимо оперативно организовать цеховое производство или погрузку-выгрузку с минимальной затратой средств на капитальное строительство отдельного здания.
Наша компания разработает проект эстакады бесплатно при заказе изготовления мостового крана на нашем производстве.
Закажите рельсовые пути мостовых кранов «под ключ»
Мы разрабатываем проекты подкрановых путей мостовых кранов как стандартной, так и нестандартной конструкций.
В кратчайшие сроки готовы предложить наиболее выгодный вариант мостового крана и подкрановых путей под Ваши задачи. Выберите необходимые виды мостовых кранов по ссылке.
Свяжитесь с нами, и наши специалисты помогут определиться с оптимальной модификацией грузоподъемного оборудования.
Виды и особенности крановых путей мостовых кранов
Мостовой кран представляет собой мост и грузовую тележку. В свою очередь мост двигается по рельсам, а грузовая тележка по мосту. Краны мостовые бывают однобалочные и двубалочные, имеют ручной или электрический привод, что касается кабины, то она может быть как самоуправляемая, так и управляться при помощи специальных устройств издалека.
Краны однобалочной и двубалочной конструкции могут быть как опорными, так и подвесными. Опорный кран двигается по специальным рельсам, а подвесной – по двутавровым балкам.
Особенности крепления к крановым путям
Краны мостовые бывают: магнитные, крюковые, грейферные, а так же с электроподъемным магнитом.
Мостовые краны бывают:
- магнитные
- крюковые
- грейферные
- с электроподъемным магнитом.
Вид мостового крана зависит от того какой груз они будут захватывать. Могут быть мостовые краны со специальными устройствами для поднятия груза (например, клещи, лапы и так далее).
У мостовых кранов имеется подвеска, которая может быть гибкой и жесткой. Гибкая подвеска представляет собой канатики. С жесткой подвеской все по-другому, с ней производят краны, применяемые в металлургической промышленности. У металлургических кранов самый главный рабочий орган связан с телегой с помощью шахты и передвигается по специальным колонам в вертикальном положении.
Однобалочные краны мостового типа имеют двутавровую балку, которая прикрепляется к поперечным балкам, которые имеют ходовые колеса. Двубалочные краны мостовые имеют две параллельные балки, прикрепленные к общим балкам. Здесь грузовая тележка движется по рельсам. При огромных нагрузках мост крана укрепляется при помощи балок коробчатых или решетчатых ферм.
Привести в движение мостовые краны можно при помощи электродвигателей, о которых подробнее можно узнать, прочитав эту статью. Они расположены на передней галерее моста крана. Механизмами движения управляет центральный или раздельный привод.
Выше описывались мостовые краны общего назначения, но существуют мостовые краны специального назначения. Краны, которые служа для заливки чугуна или разливки стали – это литейные.
Краны, предназначенные для обслуживания нагревательных колодцев – это клещевые и таки далее.
Практически во всех кранах имеются специальные площадки, которые находятся вне кабины и при помощи которых можно рассмотреть все механизмы крана и электрооборудование.
Особенности применения разных видов крановых путей
Рельсовые пути мостовых кранов состоят из основных и дополнительных устройств. К основным устройствам относят рельсы и балки подкрановые.
Рельсовые пути мостовых кранов состоят из основных и дополнительных устройств. К основным устройствам относят рельсы и балки подкрановые.
К дополнительным устройствам относят подрельсовые постели, различные крепежные детали, отклоняющиеся линейки и концевые упоры.
Для различных видов мостовых кранов применяют разные рельсовые пути. Так для однобалочных мостовых кранов используют обыкновенные рельсы, как для поездов. Для двубалочных мостовых кранов используют более мощные рельсы. Такие рельсы выпускают специально для транспорта промышленного назначения.
Рельсы крановых путей крепят так, чтобы при движении и работе грузоподъемных машин не могло произойти смещения. Эти рельсы крепят к специальным балкам, которые сделаны из стали, в зависимости от нагрузок.
Рельсы к балкам, как отмечалось выше, крепятся при помощи креплений. Существует несколько способов такого крепления.
Самые распространенные и удобные крепления – разборные. Так же существуют крепления при помощи сварки, но этот вид крепления неудобен. Применяется у кранов с маленькой грузоподъемностью и для мостовых кранов с механизмом ручного привода.
При работе с мостовыми кранами необходимо помнить, что должна быть оборудована специальная площадка для стоянки крана. Крановый путь должен соответствовать по размерам колеи, посадке, правилам энергосбережения, заземления и другим нормам.
Специфика ремонта
Ремонт подкрановых путей зависти от вида путей. Как указывалось выше, существует наземный и надземный крановый путь.
Рельсы к балкам, как отмечалось выше, крепятся при помощи креплений. Существует несколько способов такого крепления.
Ремонт наземных подкрановых путей включает, в первую очередь, устранение разницы высоты на путях.
Определить степень износа, если необходимо замена рельс на подкрановых путях, а так же замена основных и дополнительных (крепежных) элементов. Ремонт электрооборудования.
После устранения недостатков проводится окончательная нивелировка подкрановых путей. Она необходима для определения качества выполненного ремонта.
Ремонт надземных крановых путей включает осмотр крепежных элементов, балок, выявление неполадок. Затем проводится замена крепежных элементов, рельс. Ремонт направляющих, соединений для стыков. А также ремонт электрооборудования и кабелей, – то есть предметов, предназначенных для проведения тока.
И все же необходимо помнить: чтобы предотвратить поломку, или выход какого-либо оборудования из строя, всегда нужно контролировать состояние оборудования подкрановых путей.
Подкрановые пути: ремонт, нивелировка, мостовых кранов, рихтовка, монтаж, крепление рельса
Конструкции подкрановых путей определяются принятым ГОСТ 56944-2016. Их разделяют по следующим категориям:
- конструкции установленного мостового крана;
- разрешённой грузоподъёмностью;
- расположению рельсового полотна.
ГОСТ 56944-2016 Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия
1 файл 741.71 KB Вид мостового крана и его место расположения крановых путей подразделяется на наземные и надземные. Первые расположены на земляной или специальной подложке и надземные. Вторые располагаются на определённой высоте от поверхности земли и крепятся на опорах или у стены.
https://www.youtube.com/watch?v=IoAxP83n0vA
Первый тип путей предназначен для мостовых подъёмных устройств, у которых общая нагрузка достаточно велика. Они применяются на железнодорожных узлах, морских портах, крупных логистических центрах.
Второй тип путей используется для организации движения подъёмного оборудования средней грузоподъёмности: кран-балок, тельферов. Их подкрановый путь включает:
- поперечные балки и опорные стойки (на первые монтируются подъёмные механизмы опорного типа, на вторые подвесные подъёмники);
- специальные балки (применяются как направляющие);
- элементы путевых систем (к ним относятся ограничители, фиксаторы и так далее);
- различные направляющие и крепления.
Марки и тип используемых элементов зависит от разрешённой грузоподъёмности и определяется установленным стандартом.
Какую технологию монтажа выбрать
- Технология монтажа полностью зависит от массы и габаритов устанавливаемой техники, а также от особенностей здания или планировки помещений, цехов и складов
- Также на выбор технологии монтажа влияет площадь монтажной площадки, способ и последовательность проведения работ по сборке крана.
- Особенности монтажа мостовых одно- и двухбалочных кранов предусматривают три подхода к исполнению:
- Поэлементный тип установки, подразумевающий сборку конструктивных частей не на земле, а непосредственно на рабочей площадке участка грузоподъемного механизма.
Для этого все детали поднимаются к месту установки. Неудобства данной технологии монтажа очевидны, но применение ее целесообразно в случае, когда не хватает свободного пространства (некоторые элементы крана все-таки достаточно габаритны и обладают большой массой механизмов, узлов и металлоконструкций, особенно если это двухбалочный кран).
Монтаж двухбалочного крана грузоподъемностью 200 тонн
Состав поэлементной технологии сборки мостового крана выглядит следующим образом: поочередный подъем полумостов и их соединение, монтирование грузовой тележки крана, анализ геометрических размеров конструкции в сборке, установка кабины оператора и запасовка канатов.
- Крупноблочный тип установки. Сборка посредством данной технологии подразумевает монтаж отдельных блочных конструкций на земле – электрооборудования, узлов и механизмов крана. Затем укомплектованные и собранные узлы поднимают на площадку монтажа грузоподъемного механизма и собирают в единое целое. Благодаря данной технологи, значительно сокращается количество опасных операций по сборке на высоте, в разы ускоряется процесс установки в целом. К сожалению, технология не подходит для зданий, не располагающих достаточным количеством площади под сборку крупногабаритных конструкций.
- Полноблочный тип установки заключается в сборке моста крана полностью в нижнем положении, то есть на земле. Готовый мост крана поднимается для установки на крановых путях. При этом у специалистов по монтажу есть выбор – осуществлять монтаж грузовой тележки вместе с мостом или раздельно.
Таким образом, очевидно, что самые перспективные и выгодные технологии установки – крупноблочная и полноблочная. В них сокращено количество операций, которые нужно осуществлять на высоте, есть возможность использования грузоподъемной техники, а также более сжатые сроки исполнения по сравнению с поэлементной технологией сборки.
Конструктивные элементы подкранового пути
Любой крановый путь подразделяется на основные и вспомогательные узлы. К основным относятся рельсы и балки подкрановые. Вспомогательные узлы включают: концевые упоры, буфера, подрельсовую подкладку, крепёж.
Устройство и состав этих изделий определяет его грузоподъёмность. Именно от этого показателя зависит состав подрельсовой прокладки, марки рельс и способах их крепления.
Рельсовое полотно
Эта часть подкранового пути определяет направление, дальность и скорость движения всего устройства. Рельсовый путь укладывается на заранее подготовленную подложку.
Перед началом её укладки следует завершить все необходимые земляные работы, проведение запланированных коммуникаций, создание ливневых стоков. Особое внимание следует уделить качеству засыпаемого грунта.
Путь мостового крана отсыпается только сухим грунтом с одинаковой плотностью. Наиболее целесообразно рельсовое полотно изготавливать из гранитного щебня.
Сами рельсы укладываются на шпалы, к которым крепятся костылями. В зависимости от грузоподъёмности можно применять полушпалы изготовленные из дерева или бетонные в соответствие с установленными стандартами.
До 10 т допустима установка рельс марок Р18 или Р24. До 30 т включительно рекомендуются рельсы марки Р38. Для более мощных мостовых систем необходимы рельсы Р50 или Р65, устанавливаемые на железнодорожное полотно.
Стальные вертикальные костыли
В качестве крепления для подкрановых путей применяют костыли марки К 130. К ним предъявляются менее жёсткие требования по скоростным нагрузкам. Они необходимы для решения следующих задач:
- обеспечивать надёжность крепления рельс к шпалам;
- способствовать равномерному распределению нагрузки во время движения и остановки мостового подъёмного механизма.
Костыли изготавливаются из прочной стали, стойкой к коррозии.
Упорно направляющие блоки
Эти элементы изготавливаются следующих видов:
- ведущие (передают крутящий момент между валами);
- ведомые (меняют характер подъема/опускания за счет корректировки вектора цепей).
Они подразделяются на подвижные и статичные. Первые повышают скорость перемещения грузовой тележки, вторые способны разворачивать ось перемещения, с горизонтальной на вертикальную или наоборот. Основной характеристикой считается отношение количества ветвей к числу канатов, идущих к барабану.
Особенности крепления
Сначала упомянем виды исполнения мостовых кранов:
- Магнитные.
- Грейферные.
- Крюковые.
- Установки, оснащенные электроподъемным магнитом.
Каждый такой вариант определяет вид груза, который ему требуется захватывать. Выпускают еще оборудование, оснащенное специальными устройствами (лапами, клещами).
У всех агрегатов присутствует подвеска — гибкая либо жесткая. Первая выглядит в виде канатиков, а вот вторая монтируется на кранах, обслуживающих предприятия металлургической промышленности. Основной рабочий орган металлургического крана шахтой связан с нагружаемой телегой, поэтому он передвигается вертикально, для чего монтируют особые колоны.
У однобалочных кранов присутствует двутавровая балка. Она закреплена на поперечинах в виде балок, оснащенных ходовыми колесами. При исполнении крана с двумя балками они прикреплены жестко к общей раме, только грузовая тележка перемещается по рельсам.
Если предполагаются значительные нагрузки, крановый мост крепят на решетчатых либо коробчатых фермах. Для перемещения мостового крана служат электродвигатели, которые крепят во фронтальной галерее конструкции. Ими управляют, используя раздельный или центральный привод.
Ознакомившись с традиционными вариантами мостовых конструкций, следует отдельно упомянуть конструкции специального назначения. Если установка служит в металлургическом цехе, выполняя разливку стали либо заливку чугуна — она именуется литейной.
Те устройства, которые работают в нагревательных колодцах, названы клещевыми. Практически любой агрегат оборудован осмотровой площадкой, с которой удобно контролировать работу электрооборудования, всех остальных механизмов, выполнять съемку технологического процесса.
Способы установки рельс
Для современных мостовых систем монтаж подкрановых путей осуществляется следующими способами:
- Прижимными пластинами.
- С помощью сварки.
- Фиксацией крюками с нарезанной резьбой.
К каждому из перечисленных способов предъявляется главное требование — обеспечение прочности и надёжности. Для обеспечения этого требования в качестве крепёжных элементов используют:
- прижимные накладки;
- скобы (приваренные или пружинные);
- пружинные планки;
- крюки с регулируемыми гайками.
Все виды крепления делятся на две категории: цельно-монолитные и сборно-разборные. Первый вид представляет цельную конструкцию. Она соединена с помощью мощных заклёпок или сварки.
Второй вид получил наибольшее применение. Он обеспечивает возможность проведения горизонтальной рихтовки пути. Такая конструкция обладает лучшей ремонтопригодностью. Она считается более практичной. Для обеспечения своевременной надёжной остановки в крайних точках мостовой колеи устанавливают тормозные буфера.
Контактный буфер гасит кинетическую энергию посредством механического удара. Безударный выполнен в форме конуса. Он работает по принципу наката на буфер. Третий тип называется смешанным. Он сочетает достоинства двух предыдущих.
Обеспечение высокого качества монтажа гарантирует жесткое крепление всей подкрановой системы. В течение всего периода эксплуатации необходимо проводить периодические проверки состояния мостовой системы и качество заземления.
Обслуживание
Для обеспечение безопасной работы мостового крана необходимо проводить регулярное обслуживание подкрановых путей при необходимости осуществлять их ремонт. В перечень технического обслуживания включены следующие мероприятия:
Самодельная 2х ступенчатая КПП на мотоблок или минитрактор
- ежемесячный плановый осмотр;
- периодическое обслуживание, в соответствии с инструкцией по эксплуатации на конкретный образец мостового крана;
- сезонное обслуживание (при эксплуатации механизма на открытом воздухе).
Кроме перечисленных видов осмотра предусмотрено ежедневное комплексное обследование перед началом работы на крановой установке. В ходе такого обследования выявляются возникшие дефекты самих рельсов, элементов крепления и качества заземления. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
В случае возникновения неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации мостового крана, работы на нём прекращаются до проведения необходимого ремонта.
Ремонт
Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.
Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.
Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.
Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.
Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.