Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты – это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов.

Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне… И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка.

Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции.

Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные – флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог…

– представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука.

Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) – типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон – король джаза.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков – натуральный звукоряд.

Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей – клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных).

Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон – примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов – одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом – так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и хорошо знакомая нам гитара.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам.

А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня – щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки.

А вот контрабас – смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные – клавикорды и клавесины – появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично.

А в начале 18-го века изобрели фортепиано – инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного “пианино”. Старший брат пианино – да что там брат – король! – так и называется: рояль.

Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

К клавишным относится и самый большой – и один из самых древних! – музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок.

Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров.

Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи…

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука…

) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию.

Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок – основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель – губная гармоника.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами.

Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году.

Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже… играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. 🙂

терменвокс

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Разделение инструментов на эти группы – всего лишь один из способов классификации.

Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные…

Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

← Ритмика для детейМузыкальное воспитание детей →

Другие материалы рубрики

Духовые музыкальные инструменты — основа основ джазовой композиции | uajazz.com, всё о джазе в Украине и об украинском джазе

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофонДжазовую музыку невозможно ни с чем перепутать. На первом месте стоит характерный инструментальный состав джазового коллектива: основу здесь составляют духовые и ударные инструменты.

Страсть саксофона, резкость трубы, ритмы барабанов — такая музыка никого не оставляет равнодушным.

Духовые музыкальные инструменты, если обобщить – это  трубки из разных материалов, музыкальные звучание которых получается в результате колебаний заключенного в них воздушного столба.

Звуковой регистр любого духового инструмента определяется его габаритами: чем больше воздуха заключено в инструменте, тем ниже звук, который этот инструмент издает. Различают несколько видов духовых инструментов:

  • деревянные, принцип игры заключается в периодическом открывании и закрывании отверстий на корпусе инструмента, звучание достигается укорачиванием или удлинением воздушного столба внутри полой трубы;
  • медные, основой игры является изменение давления нагнетаемого внутрь инструмента потока воздуха или смена положения губ.
Читайте также:  Грязевик из стальных труб 273 мм

Принцип данной классификации уходит своими корнями в древние времена, когда названия инструментов соответствовали материалам, из которых их изготавливали.

На современном этапе флейта, которая является деревянным музыкальным инструментом, может быть изготовлена даже их стекла или металла, гобой и кларнет — из пластика. Саксофон изначально изготавливался только из металла, но относится к деревянным инструментам.

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

Точно также медные музыкальные инструменты сегодня изготавливают не только из меди, но из латуни, серебра и прочих металлов. К деревянным музыкальным инструментам можно отнести флейту, гобой, саксофон, а также некоторые народный инструменты: дудук, свирель, зурну.

При создании джазовых композиций именно деревянные духовые инструменты чаще других используются для исполнения сольных партий. Принципы игры связаны с изменением давления в трубе и одновременном нажатии различных клапанов на внешней стороне инструмента.

  • Во время открытия или закрытия отверстий происходит коррекция длины стоячей волны, которая вызывает изменение звуков увеличением или снижением тональности.
  • Характерный представитель этого семейства – саксофон, не смотря на то, что относится к деревянным инструментам, изготовлен из меди. Играют на нем, используя единичный мундштук, различные произведения:
  • Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

При игре на медных музыкальных инструментах смена звука происходит во время изменения положения губ или изменения давления внутри столба воздуха внутри трубы. Типичными представителями медных инструментов являются труба или валторна.

У трубы наиболее высокий регистр среди всех инструментов данного типа. Современная валторна в своей конструкции имеет ротационные клапаны, тогда как у остальных медных инструментов — поршневые клапаны.

Следует зафиксировать тот факт, что в момент вдувания воздуха внутрь требуется сильно прижимать губы в отверстию и не допускать утечки воздуха. В противном случае ноты будут фальшивыми. Медных духовые инструменты отлично применяются в джазовых композициях: в оркестре и в игре соло.

Проверочный тест по музыке для 5 класса на тему «Музыкальные инструменты»

 Проверочный тест  по музыке для 5 класса   на тему«Музыкальные инструменты»

Джазовые инструменты это труба баян рояль свирель балалайка саксофон

  •   Материал применим к любому УМК по музыке для  общеобразовательных учреждений 
  • 1. Инструмент, на котором играл герой оперы Римского-Корсакова Садко
  • А) Свирель; Б) Гусли; В) Флейта; Г) Балалайка.

2. Струнный щипковый инструмент, который может изобразить морскую гладь воды, волны.

А) Гусли; Б) Домра; В) Арфа; Г) Балалайка.

3. Ф. Шопен писал музыку только для этого инструмента

А) Фортепиано; Б) Аккордеон; В) Клавесин; Г) Орган.

4. В симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» этот инструмент изображал птичку.

  1. А) Гобой; Б) Фагот; В) Флейта; Г) Кларнет.
  2. 5. Самый большой инструмент в мире
  3. А) Орган; Б) Рояль; В) Синтезатор; Г) Виолончель.
  4. 6. Этот инструмент не имеет высоты звука
  5. А) Барабан; Б) Ксилофон; В) Челеста; Г) Саксофон.
  6. 7. Излюбленный инструмент Святослава Рихтера
  7. А) Скрипка; Б) Альт; В) Орган. Г) Фортепиано;
  8. 8. Этот инструмент чаще всего можно услышать в джазовом или эстрадном оркестре
  9. А) Контрабас; Б) Виолончель; В) Саксофон; Г) Баян.

9. Инструмент, на котором играл В.Высоцкий

А) Гитара; Б) Фортепиано; В) Скрипка; Г) Аккордеон.

10. Именно игра на этом музыкальном инструменте принесла И.С. Баху известность.

А) Скрипка; Б) Челеста; В) Фортепиано; Г) Орган.

11. Первый концерт для этого инструмента и оркестра был написан П.И. Чайковским. Что это за инструмент?

А) Фортепиано; Б) Скрипка; В) Альт; Г) Труба.

12. Этот инструмент самый низкий по звучанию в медных духовых.

  • А) Труба; Б) Тромбон; В) Валторна; Г) Туба.
  • 13.Женский низкий голос и название инструмента
  • А) Альт; Б) Сопрано; В) Бас; Г) Баритон.
  • 14. Русский народный инструмент
  • А) Гитара; Б) Мандолина; В) Гармонь; Г) Саксофон.
  • 15. Этот инструмент звучит чуть-чуть ниже скрипки
  • А) Виолончель; Б) Арфа; В) Альт; Г) Контрабас.

16. На этом инструменте виртуозно играл известный итальянский композитор Н. Паганини.

  1. А) Альт; Б) Скрипка; В) Виолончель; Г) Контрабас.
  2. 17. Это самый высокий по звучанию инструмент из симфонической группы медных духовых
  3. А) Труба; Б) Валторна; В) Тромбон; Г) Туба.
  4. Ключи:
  5. 1-Б
  6. 2-В
  7. 3-А
  8. 4-В
  9. 5-А
  10. 6-А
  11. 7-Г
  12. 8-В
  13. 9-А
  14. 10-Г
  15. 11-А
  16. 12-Г
  17. 13-А
  18. 14-В
  19. 15-В
  20. 16-Б
  21. 17-А
  22. Критерии оценивания
  23. Ответы на 15- 17 вопросов – оценка «5»
  24. Ответы на 12- 14 вопросов – оценка «4»
  25. Ответы на 11- 8 вопросов – оценка «3»

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. III. Медно-духовые:валторны, трубы, тромбоны, тубы. IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”. б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд. VI. Добавочная группа:арфа.

  • Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
  • Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
  • На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
  • Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
  • Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения.

В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии. Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/ Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола.

Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный. Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе. Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре.

Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент. Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный. Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.

Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром. Самый низкий фагот имеет название контрафагот.

Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.). Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.

Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.

Валторна (“лесной рог”)может звучать в пасторальной музыке. В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны. Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

  1. Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
  2. IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами.

Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон.

Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.

Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).

По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.

Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.

Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы. Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт Матовый, мягкий
Виолончель Насыщенный, густой
Контрабас Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта Свистящий, холодный
Гобой Носовой, гнусавый
Кларнет Матовый, носовой
Фагот Сдавленный, густой
Труба Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна Округлый, мягкий
Тромбон Металлический, резкий, мощный
Туба Суровый, густой, тяжёлый
  • Оркестр русских народных инструментов
  • Состав такого оркестра включает основные группы:
  • Струнные щипковые:
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
  • Ударные инструменты:
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности
  1. Оркестр белорусских народных инструментов
  2. Примерный состав:
  • Струнные инструменты:
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент. В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.

    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.

  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах. Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.

    Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.

  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах. По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный. Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.

  • С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
  • Эстрадный оркестр
  • В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
  • Джазовый оркестр (джаз-бенд)
  • В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996. 2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003. 3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004. 4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

3.02.2006

Лучшие джазовые саксофонисты всех времён

Саксофон был и остается культовым джазовым инструментом, зачастую оказываясь в руках музыкальных гениев.

Чарли Паркер

Думаю, что если бы Адольф Сакс, бельгийский производитель музыкальных инструментов XIX века, был жив сегодня, он был бы чрезвычайно удивлен и обрадован тем, как инструмент, который он изобрел, а затем в 1846 году запатентовал, стал популярным, универсальным и сыграл решающую роль в определении звучания музыкального стиля под названием джаз, появившегося в 20-м веке.

Его статус как одного из важнейших инструментов жанра не подлежит обсуждению; даже самый беглый взгляд на список лучших джаз-саксофонистов всех времен сразу обнаружит уникальные таланты, которые способствовали развороту музыки в новых и новых направлениях.

В 1894 году Сакс, который изобрел ещё несколько духовых инструментов помимо саксофона, умер в бедности. При его жизни саксофон активно начал использоваться лишь в военных оркестрах, хотя он то надеялся, что это будет новый инструмент, который займёт достойное место в оркестрах классической музыки.

Основа джаза

Музыка военных оркестров стала частью основы джаза, но первых джазменов в первую очередь заинтересовала труба, а не саксофон. Саксофон (тенор и альт) начал играть важную роль в джазовой музыке в эпоху свинга биг-бэндов, когда Джонни Ходжес и Коулман Хокинс стали лучшими джазовыми саксофонистами своей эпохи.

Но наибольшее влияние на джазовую музыку оказал альтист Чарли Паркер. Это было в середине 40-х, когда он представил новую, технически сложную и гармонически прогрессивную форму джаза под названием бибоп. Влияние Паркера стало повсеместным, а его эксперименты помогли изменить курс джаза, превратив его из ресторанно-танцевальной музыки в искусство.

  • Вслед за Паркером появилось множество виртуозов, ставших символом саксофона 50-х, среди них теноровые тяжеловесы Стэн Гетц, Сонни Роллинз и Джон Колтрейн, которые подняли игру на саксофоне на следующий, ещё более высокий уровень мастерства, параллельно двигая вперед и весь джаз.
  • И хотя влияние этого тенорового трио и альтиста Паркера невозможно переоценить, и их наследие продолжает формировать повествование о саксофоне в джазе и сегодня, почти 60 лет спустя, тем не менее, за это время появилось множество новых талантливых исполнителей духовых с уникальным звуком, стилем и подходом к своему инструменту.
  • Саксофон, как и труба, остается культовым инструментом в джазе, который благодаря своим неповторимым музыкальным ассоциациям стал полностью синонимом этого жанра.

Лучшие джазовые саксофонисты всех времён:

10. Джонни Гриффин

Гриффин

Уроженец Чикаго небольшого роста, за своё мастерство игры на тенор-саксофоне получил прозвище Маленький Гигант. Яркий представитель хард-бопа, Джонни Гриффин начал свою сольную карьеру у себя на родине в 50-х годах, но в конце концов переехал в Европу. Он был бесстрашным импровизатором с очень живым и немного вальяжным звучанием.

9.Хэнк Мобли

Хэнк Мобли

Хэнк родился в Джорджии, а музыкально развивался в Нью-Джерси, Он попал в поле зрения поклонников джаза в начале 50-х годов, будучи участником группы The Jazz Messengers, а затем начал сольную карьеру и выпустил 25 альбомов на Blue Note. Менее агрессивный, чем Колтрейн или Сонни Роллинз, не такой гладкий и пушистый, как Стэн Гетц, Мобли с его звучным, округлым тоном получил титул чемпиона тенор-саксофона в среднем весе.

8: Арт Пеппер

Арт Пеппер

Восхождение Пеппера, ярчайшей звезды послевоенной джазовой сцены Западного побережья США, началось с его выступлений в группах Стэна Кентона. Как и у многих джазовых музыкантов 50-х годов, в том числе многих лучших джазовых саксофонистов своего времени, карьера Пеппера была омрачена наркотической зависимостью. Но даже несколько тюремных заключений не смогли испортить лирическую красоту его очень индивидуального звучания альт-саксофона, уходящего корнями в бибоп.

7. Коулман Хокинс

Коулман Хокинс

Этот тенор-саксофонист из Миссури по прозвищу Бин или Ястреб сыграл решающую роль в развитии саксофона как жизнеспособного сольного инструмента. Запись1939 года Body And Soul с развёрнутым соло, сымпровизированным вокруг основной мелодии песни, изменила правила игры, открыв настежь двери для таких музыкантов, как Чарли Паркер. Примечательно, что хотя Хокинс много солировал в биг-бэндах, игравших колдовый свинг, с середины 40-х годов он плавно перебрался в бибоп. Звук его сакса был огромным, хриплым и мясным…

6.Лестер Янг

Лестер Янг

Хипстер из Вудвилля, штат Миссисипи, говорил на своем собственном «джазовом языке» и приобрел известность в эпоху свинга 30-х годов, играя с Каунтом Бэйси и Флетчером Хендерсоном. Очень мягкий спокойный звук его сакса и воздушный, плавный стиль импровизации оказали огромное влияние на последовавших за ним теноровых исполнителей, в том числе Стэна Гетца, Зута Симса и Эла Кона.

5. Декстер Гордон

Декстер Гордон

Сын калифорнийского врача по прозвищу Long Tall Dexter, два сантиметра недобравший до двух метров, стал первым знаменитым тенор-саксофонистом в бибопе, начав свою карьеру в 40-х годах. И хотя он свинговал с большим апломбом, наиболее сильной стороной Гордона были баллады, которым он придавал необычный пронзительный лиризм благодаря богатому эмоциональному звучанию своего медного тенора.

4. Стэн Гетц

Стэн Гетц

В 50-х Гетц стал выдающимся тенор-саксофонистом школы Западного побережья США, хотя родился он в Филадельфии. Завлекающий, лирический саунд его саксофона в сочетании с бархатным, гладким, непринужденным стилем импровизации а-ля Лестер Янг подарили ему прозвище The Sound.

В высшей степени разносторонний музыкант, Гетц играл боп, босса-нову (которой он помог стать популярной в США – в первую очередь, своим альбомом Getz / Gilberto) и фьюжн, а также много играл на пластинках поп-звезд своего времени.

3. Сонни Роллинз

Сонни

Роллинз, родившийся в 1930-м, последний ныне живущий великий саксофонист золотого века джаза. Урожденный Уолтер Теодор Роллинз из Нью-Йорка, он начал свою карьеру в 50-х годах, и его мощная подача в сочетании с даром мелодичной импровизации принесли ему прозвище Saxophone Colossus.

2. Джон Колтрейн

Джон Колтрейн

Колтрейн начисто переписал правила игры на теноровом саксофоне, а также помог популяризировать сопрано-саксофон. Он начал как блюзовый исполнитель, а в результате он стал самым значительным джазовым саксофонистом после Чарли Паркера. Колтрейн прославился в составе группы Майлза Дэйвиса в середине-конце 50-х годов, параллельно занимаясь сольной карьерой, в результате которой, в конечном итоге, записал A Love Supreme, один из самых знаковых джазовых альбомов всех времен. Его витиеватый, эксцентричный стиль назвали «sheets of sound». Музыка Колтрейна постоянно развивалась и прогрессировала от хард-бопа до модального джаза и авангарда.

1. Чарли Паркер

Чарли Паркер

Первое место в списке лучших джазовых саксофонистов всех времен безоговорочно принадлежит человеку, которого поклонники прозвали Bird (Птица).

Прожив всего 34 года, этот альтист из Канзас-Сити стал одним из главных архитекторов послевоенной джазовой революции, известной как бибоп, который появился в Нью-Йорке в середине 40-х годов и определил траекторию развития жанра вперед на многие годы.

Богатая палитра стиля и потрясающая техника Паркера, сочетающие в себе плавность мелодии с хроматической и гармонической изобретательностью, оказали огромное влияние на все последующие поколения духовиков. И хотя он умер более шести десятилетий назад, ни один саксофонист с тех пор не затмил его по значимости.

Подписаться!

Читать также:

Саксофон в джазе

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

16 тонн (клуб)

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Академ Джаз Клуб

14:00

Клуб Алексея Козлова

19:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Известия Hall

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Клуб Алексея Козлова

18:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

18:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

18:00

Клуб Алексея Козлова

19:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

19:30

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

20:00

Клуб Алексея Козлова

18:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

16:00

Джипси Бар

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

19:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

20:30

Клуб Алексея Козлова

19:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Клуб Алексея Козлова

18:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

18:00

Клуб Алексея Козлова

22:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:00

Академ Джаз Клуб

20:30

Союз Композиторов

20:00

Клуб Алексея Козлова

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

17:00

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

20:30

Союз Композиторов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector