Футляр для труб в земле

  • Последние годы все чаще и чаще метод  горизонтального бурения применяется для бестраншейной прокладки не только водопроводных и газопроводных , но и кабельных линий.
  • Футляр для труб в земле
  • Правительством Москвы была даже разработана , финансирована  и реализована целая программа под названием «Чистое небо», чтобы вид проводов , висящих над улицами, не мешал наслаждаться крастотой нашей столицы  ее жителям и гостям.
  • Футляр для труб в земле

Для того, чтобы  проложить под землей кабельные линии методом горизонтального бурения,  сначала закладываются футляры из труб ПНД, а затем в них протаскиваются сами кабели. Как правило, для каждого кабеля нужна отдельная труба .В большинстве случаев предусматриваются еще и  резервные , пустующие трубы, чтобы через некоторое время ими можно было  при необходимости воспользоваться.   Поэтому одновременно приходится затягивать под землю сразу  несколько футляров .

Футляр для труб в земле

Существует правило, согласно которому , диаметр футляра  должен быть в два раза толщины закладываемого кабеля.  Очень распространена для этих целей труба ПНД  160 мм.  Сложенные в один пучек даже четыре такие трубы обладают большим диаметром, около 350 мм,

Футляр для труб в земле

а для их бестраншейной прокладки надо сделать скважину еще бОльшего размера. Такую скважину формируют в два-три этапа. Сначала делают небольшое расширение.

  1. Футляр для труб в землеФутляр для труб в землеФутляр для труб в землеФутляр для труб в земле
  2. Затем окончательное, для которого мы используем расширитель как на фото ниже                                                                  
  3.          Футляр для труб в земле Футляр для труб в земле
  4. Иногда , согласно техническому заданию заказчика,   мы делаем  горизонтальное бурение  под футляры для мощных силовых кабелей  из труб большого диаметра 

не «пучком» а отдельно друг от друга, на расстоянии 1 метр.  Такую задачу выполнить сложнее. Ведь приходится несколько раз прокладывать новую скважину , соблюдая четкие параметры глубины и интервала . Но нам это под силу.

  •  В итоге заказчик получает готовые каналы из ПНД труб, в которые он спокойно может поместить свои кабельные линии.

Какая труба для прокладки кабеля в земле лучше подходит – обзор преимуществ разных видов труб

Защитный футляр для газопровода

Защитный футляр газовой трубы (ЗФГТ)

  • Производство футляров из композитных материалов высокого качества для подземных трубопроводов – труб газопроводов и труб нефтепроводов по ТУ 2296-056-38276489-2017
  • Размеры FT150; TF200; FT250; FT300; FT350 FT400; FT500; FT600; FT800; FT1000; FT1200; FT1400
  • Продукция прошла испытания и имеет сертификат «ГАЗСЕРТ».
  • Композитный защитный футляр применяется для защиты труб от внешних нагрузок и механических повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями, автомобильных дорог, железнодорожными и трамвайными путями, а также для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода в пределах защитного футляра.
  • Футляр для труб в земле
  • Преимущества

Футляр защищает трубы от вибраций, трения и механических повреждений. Особенное внимание нужно уделить, если прокладка труб проводится рядом с другими коммуникациями. Стеклопластиковые футляры имеют ряд преимуществ перед стальными:

  • Быстрая сборка, не требующая высококлассных специалистов и долгого монтажа
  • Отсутствие сварки
  • Отсутствие коррозии
  • Защита от блуждающих токов
  • Универсальность при сборке
  • Срок эксплуатации до 30 лет
  • Герметичность
  • Прочность
  • Не требует обслуживания
  • Отвечают всем требования безопасности
  • Не требуются дополнительные меры безопасности

Рабочая температура от -50 до +100

Разработка, производство, испытание защитных элементов трубопроводов по ТЗ

Разработка рем. комплектов для газопровода по ТЗ Заказчика.

Как происходит монтаж защитного футляра

При прокладке газопровода и нефтепровода защитный футляр собирается из верхнего и нижнего кожухов. Эти кожухи стягиваются болтами из нержавеющей стали и герметизируются резиновыми уплотнителями.

Какие СНИПы регулируют прокладку трубопроводов и применение футляров

СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы: 5.2.1 Прокладку газопроводов следует осуществлять на глубине не менее 0,8 м до верха газопровода или футляра. В местах, где не предусматривается движение транспорта и сельскохозяйственных машин, глубина прокладки стальных газопроводов может быть не менее 0,6 м.

СП 42-101-2003 “Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб”

4.53 Футляры для газопроводов следует предусматривать для защиты газопровода от внешних нагрузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями и коммуникациями, а также для возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки. Соединения составных частей футляра должны обеспечивать его герметичность и прямолинейность.

СНиП 32-01-95 “Железные дороги колеи 1520 мм”

8.12 При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которых на пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты (нефть, газ и т.п.

), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений – от крайнего водоотводного сооружения; на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями и т.п. – не менее 10 м.

Внешний вид и комплектовка защитных футляров

  1. Футляр для труб в землеФутляр для труб в земле
  2. Футляр для труб в землеФутляр для труб в землеФутляр для труб в земле
  3. Футляр для труб в землеФутляр для труб в землеФутляр для труб в земле

Композитные защитные футляры (и технические характеристики)

Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов – Основные средства

Футляр для труб в земле

В. Литвинский, компания «Мехгрундстрой»

При прокладке трубопроводов под дорогами и другими препятствиями в принципе возможны два основных способа производства работ – открытый и закрытый.

При открытом требуется отрыть поперек дороги траншею, разрушить дорожное покрытие и остановить движение транспорта на время прокладки труб.

Все это сопряжено с рядом неудобств для транспорта, пассажиров и, кроме того, влечет за собой удорожание работ, поскольку приходится восстанавливать дорожное полотно и элементы благоустройства в месте перехода.

Более перспективным является закрытый метод прокладки труб под дорогами, не требующий выемки траншей. При прокладке труб бестраншейными способами вначале под дорогой устраивают защитные кожухи или футляры и затем в них прокладывают рабочие трубопроводы. Чтобы это стало возможным, диаметр кожуха (футляра) должен быть больше, чем диаметр прокладываемого трубопровода.

Для защитных кожухов (футляров) применяют стальные трубы: бесшовные горячекатаные, сварные прямошовные и спиральношовные. Горячекатаные трубы применяют только для кожухов переходов трубопроводов диаметром до 273 мм, а для трубопроводов большего диаметра используют обычно крупноразмерные сварные прямо- или спиральношовные трубы.

Длину кожуха определяют исходя из ширины дорожного полотна (или дорожной насыпи) и рекомендуемых нормативных расстояний. Защищают кожуха от коррозии асбесто- или песчаноцементными, асфальтоцементобитумными, эпоксидными или полимерными антикоррозионными покрытиями, наносимыми на их поверхность.

Закрытую прокладку труб кожухов (футляров) выполняют в основном способами прокола, продавливания, виброударными, горизонтального направленного бурения, а для прокладки коллекторов и тоннелей применяют щитовой и штольневый способы подземной проходки.

Прокол лучше применять для прокладки труб малого диаметра в глинистых и суглинистых (связных) грунтах.

Ограничение диаметра прокалываемых труб обусловлено тем, что при этом способе массив грунта прокалывают способом «без удаления грунта из скважины», вследствие чего для прокола требуются значительные усилия.

В связи с этим длина прокола труб не превышает 60…80 м. Эту технологию мы рассмотрим в следующей статье.

Способ продавливания с извлечением из трубы грунтовой пробки, или керна, можно применять практически в любых грунтах I…IV категорий. Он пригоден для труб диаметром 800…1720 мм при длине прокладки до 100 м.

Щитовой и штольневый способы применяют при необходимости устройства переходов трубопроводов, коллекторов и тоннелей значительного диаметра и длины.

При любом из бестраншейных способов прокладки труб вначале по обе стороны дороги отрывают рабочий и приемный котлованы, а затем монтируют соответствующие механизированные установки. Размеры рабочего котлована определяют в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода, глубины его заложения и конструкции направляющей рамы.

Основным оборудованием при проколе и продавливании труб являются направляющие рамы, гидравлические домкраты, нажимные патрубки, шомпола, наконечники, грунтозаборные ковши, пневмопробойники, насосы, компрессоры и др.

Выбор бестраншейного способа прокладки труб зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов. Выбор способа также зависит от наличия в строительных организациях соответствующих трубопрокалывающих, продавливающих и буровых агрегатов, установок и оборудования.

Футляр для труб в земле

Виброударный способ является наиболее современным методом прокладки стальных труб (футляров). Виброударный метод нашел широкое применение и за рубежом, и в России.

Так, например, ИГД СО РАН (Россия) создал поколение пневмоударных машин для забивки в грунт труб, шпунта и выполнения ряда других специальных строительных работ.

Созданы пневматические молоты «Тайфун», масса ударной части самого большого из них 1500 кг.

Одними из наиболее популярных в мире являются пневмоударные установки Grundoram производства немецкой фирмы TRACTO-TECHNIK.

Фирма разработала большой диапазон машин для забивки труб диаметром от 150 до 4000 мм и длиной до 80 м в грунтах I…V категорий (а иногда даже в грунтах VI категории – легко разрушающаяся скала), под железнодорожными путями, шоссе, реками. Возможна также вертикальная забивка труб, например, для фундаментов.

С применением специального адаптера возможно использование оборудования Grundoram и для забивки опор котлована. Есть возможность использовать Grundoram и для замены разрушенных трубопроводов.

Всего существует 12 типов машин с ударной силой до 20 000 кН. Полученная ударная сила распределяется оптимально по всей длине трубы. Забивка трубы происходит со скоростью 15 м/ч.

Надежное соединение между трубой и машиной обеспечивают конус-насадка, ударные сегменты (состоящие из нескольких частей) и натяжные ремни.

Через два отверстия специального очищающего кегля происходит предварительное удаление земли из трубы.

Читайте также:  Какую трубу нужно для твердотопливных котлов

Футляр для труб в земле

  • Технические и экономические преимущества по сравнению с другими способами
  • • Не нужны опоры по сторонам, сверху или снизу – сокращается время приведения в рабочее состояние.
  • • Рабочий котлован относительно небольшой (а также незначительное перекрытие землей).
  • • Земля вокруг забиваемой трубы уплотняется незначительно, обволакивает трубу и защищает ее.
  • • Забивка трубы возможна также во влажных и каменистых почвах.
  • Благодаря незначительному уплотнению окружающей почвы взбухание поверхности или нарушение покрова исключены.

Опишем процесс работы на примере установки Grundoram. Эта машина работает от давления воздуха. Установка надежно соединяется с трубой через кегель, ударный сегмент и/ или очищающий кегель (или адаптер).

Во время забивки земля остается внутри трубы. При применении очищающего кегля или адаптера давление земли уменьшается, и происходит частичное освобождение (рисунок по месту).

Полное освобождение происходит после окончательной забивки трубы под давлением воздуха, воды или их комбинации.

Так как удаление грунта из трубы может происходить только при достаточной толщине ее стенок, работать можно при минимальном перекрытии землей и минимальной глубине строительной площадки (примерно два-три диаметра трубы), не опасаясь вспучивания или просадки грунта по трассе прокладки футляра.

Приводимая давлением воздуха машина имеет цилиндрическую форму с конусом для соединения с насаживающимся кеглем. Мини-машины имеют также задний конус.

При недостатке площади или длины строительного котлована передняя часть корпуса машины может быть вставлена в трубу до заднего конуса, так что лишь конец машины (примерно 50 см) будет виден из трубы. Grundoram обычно кладут на лафет и с помощью воздушной подушки точно устанавливают по центру.

Корпус машины изготавливается из цельного стального проката, что означает отсутствие слабых мест. В корпусе находится специально закаленная колба, которая приводится в движение давлением воздуха. При этом развивается огромный напор: от 900 до 20 000 кН.

Чтобы уменьшить трение трубы о грунт изнутри и снаружи, режущие коронки увеличивают диаметр среза. Забивку трубы можно также облегчить, используя смазывающие режущие коронки.

  • выдавливание земляного стержня как единого целого давлением воды;
  • выдавливание земляного стержня как единого целого давлением воздуха;
  • выдавливание земляного стержня как единого целого комбинированным давлением воздуха и воды;
  • размельчение и вынос земли с помощью шнекового бурения, размывающей машины, струи воды под давлением или вручную.

Футляр для труб в земле

Редакция благодарит компанию «Мехгрундстрой» за помощь в подготовке статьи.

Выход газопровода из земли: особенности обустройства узла выхода газопровода

Каждый этап подключения дома к централизованному газопроводу должен выполняться согласно нормативным документам и правилам монтажа, поэтому допуск к работам имеют только представители газовых служб.

Остановимся на одном из ключевых этапов оборудования – цокольном вводе. Этим термином обозначают монолитное соединение двух элементов газопровода: полиэтиленовой трубы, которую укладывают в грунт, и стальной трубы, чаще всего наружной.

Подбирать детали и обустраивать выход газопровода из земли также должны газовики, однако владелец дома может проконтролировать и качество применяемых материалов, и соблюдение норм монтажа. А поможет ему в этом наша статья, в которой подробно разобран нормативный регламент, представлены схемы и примеры цокольного ввода.

Главный ориентир – нормативная документация

В дальнейшем, во время плановых проверок или при наступлении аварийной ситуации, контролирующие органы будут внимательно осматривать все узлы, начиная от врезки в центральную трубу и заканчивая подключением газового котла, плиты или духового шкафа. И первое, на что они обратят внимание, правильно ли выбран способ монтажа – надземный или подземный.

Футляр для труб в землеБолее приемлемый, но и дорогой способ подводки топлива в дом – подземный. Его практикуют, если в дальнейшем на трубу не повлияют такие факторы, как сейсмоактивность, грунтовые воды, пересекающие путь дорожные покрытия

Цокольный ввод – это элемент подземной прокладки, следовательно, далее речь пойдет только о ней.

Но целостность и правильное оборудование выхода газовой трубы из земли важны не только из-за риска получить большой штраф во время проверки. Главное все же – в обеспечении безопасности жильцов дома и всех, кто находится поблизости.

Любое неисправное оборудование грозит серьезной аварией на газопроводе. К тому же при неправильном оформлении цокольного ввода возможна утечка газа, а это – дополнительные траты из семейного бюджета.

Футляр для труб в землеВывод газовой магистрали из-под земли наружу производят непосредственно около стены здания, чтобы обеспечить самый короткий путь до конечной точки – котла, который находится на кухне или в отдельном помещении

Во время прокладки магистральных труб монтажники ориентируются на положения, изложенные в российских нормативных документах. Например, в СНиП 2.04.08-87* рассмотрены все нюансы монтажа полиэтиленовых труб, предпочтительных для частного использования, а также требования к маршрутам их прокладки.

Здесь же регламентируется глубина закладки газопровода – 0,8 м. Исключение составляют территории, на которых не предвидится движение транспорта – 0,6 м. Эти данные необходимо учитывать при выборе размера оборудования для устройства выхода газопровода из земли, хотя заводские изделия обычно подогнаны под стандартную шкалу.

Нежелательно, чтобы поблизости от места монтажа узла ввода присутствовали подземные воды. Если они все же есть, нужно провести мероприятия по предотвращению деформации или всплытия полиэтиленовой трубы.

Конкретную информацию о подземных газопроводах можно почерпнуть из СНиП 42-01-2002. Здесь содержатся полезные материалы об использовании футляров – специальных защитных элементов, а также об условиях использования полиэтиленовых труб.

Футляр для труб в землеИнтересно, что в одной траншее можно располагать две и даже более газовых магистралей, но так, чтобы была обеспечена возможность свободного доступа к каждой из них при ремонте

Во время укладки труб рабочие могут столкнуться с тем, что газопровод пересекается с другими инженерными сетями. Это не вызывает сложностей, так как допустимое расстояние между сетями – всего 20 см.

Все этапы строительства, от разработки проекта до приемки в эксплуатацию, должны проводиться по нормам СНиП 3.02.01-87

Подземные переходы теплопроводов в футлярах

Переход теплопроводами железных и автомобильных дорог, уличных проездов и трамвайных путей осуществляется главным образом прокладкой теплопроводов в стальных футлярах. Закладка стальных футляров в тело земляного полотна производится закрытым (бестраншейным) способом, что позволяет осуществить строительство перехода без нарушения движения транспорта. 

Наибольшее распространение получили в строительстве тепловых сетей способы продавливания и прокола стальных труб (футляров) при помощи домкратов.

Подземный переход представляет собой два футляра (при двухтрубных тепловых сетях), проложенных закрытым способом, в которых размещены подающий и обратный теплопроводы, покрытые тепловой изоляцией. По обоим концам футляров располагаются смотровые камеры, сооружаемые обычно в котлованах, которые служат для производства работ по продавливанию или проколу стальных труб.

Диаметр футляров принимается исходя из диаметра прокладываемых в них теплопроводов с учетом толщины тепловой изоляции и необходимого воздушного кольцевого зазора между поверхностью тепловой изоляции и внутренней поверхностью стенки футляра. Минимальные диаметры футляров, рекомендуемый сортамент труб и другие показатели приведены в таблице.

Основные показатели футляров для подземных переходов

Футляр для труб в земле

Способ прокола применяется, при прокладке футляров диаметром до 400—500 мм, в глинистых и суглинистых грунтах при длине перехода порядка 20—30 м.

При проколе футляров в песчаных грунтах потребная мощность домкратов сильно возрастает, а в гравелистых грунтах применение этого способа вообще оказывается затруднительным.

Поэтому способ прокола рекомендуется при устройстве коротких переходов теплопроводов диаметром до 200—250 мм.

Прокол может производиться с установкой на конце футляра конического наконечника или без него. В первом случае на трубу прилагаются меньшие усилия, однако прокладываемая труба в значительной степени может отклоняться от заданного направления проходки. Во втором случае на конце продавливаемой трубы образуется земляная пробка, и грунт, вошедший в трубу, не удаляется до окончания прокола.

При применении способа продавливания могут быть проложены футляры диаметром от 800 до 1400 мм при длине переходов до 40—60 м в любых мягких грунтах.

Наименьший диаметр продавливаемых труб (800 мм) устанавливается из условий возможности разработки грунта вручную рабочим, находящимся в трубе. При продавливании футляра грунт, поступающий в его передний открытый конец, периодически удаляется. Для уменьшения усилий, потребных для продавливания, на конце футляра устанавливается нож.

  • На рисунке представлена схема закрытой проходки футляров, на которой показаны основное оборудование и другие устройства для продавливания.
  • Схема бестраншейной прокладки футляров
  • Футляр для труб в земле
  • 1 — рабочий котлован;
  • 2 — приемный котлован;
  • 3 — упорная стенка;
  • 4 — домкратная установка;
  • 5 — торцовая нажимная заглушка;
  • 6 — насос высокого давления;
  • 7 — нажимной патрубок;
  • 8 — футляр;
  • 9 — нож;
  • 10 — направляющие
  • В сухих грунтах рабочий котлован, из которого ведется продавливание, крепится досками с установкой бревенчатых стоек и распорок; в мокрых грунтах крепление стенок котлована выполняется в виде деревянного шпунтового ограждения.
Читайте также:  Valtec полипропиленовые трубы обзор

В торце рабочего котлована устраивается упорная стенка, воспринимающая усилия от домкратов. Конструкция упорной стенки принимается в зависимости от характера грунта и подлежит расчету на усилия, передаваемые от домкратов. Расчетные усилия на торцовую стенку от домкратов предварительно могут быть выбраны по таблице.

  1. Расчетные суммарные усилия Р в Т при продавливании труб-футляров
  2. (с периодическим удалением грунта через каждые 2 м)
  3. Футляр для труб в земле

В слабых грунтах упорная стенка выполняется из двух рядов свай, пространство между которыми заполняется утрамбованным песком, щебнем или камнем.

В глинистых и песчаных грунтах с хорошей несущей способностью упорная стенка сооружается из ряда свай и брусчатых пакетов.

Довольно часто для усиления бревенчатой или брусчатой упорной стенки используются железобетонные плиты перекрытия каналов, которые закладываются между стенкой и грунтом.

Приемный котлован, разрабатываемый в месте выхода продавливаемых труб перехода, крепится обычным способом или бревнами.

При продавливании футляра по заданному направлению в плане и профиле в рабочем котловане устанавливаются направляющие устройства. Горизонтальное направляющее устройство состоит из рельсов или швеллеров, уложенных по брусьям на дно котлована. Для направления футляра в вертикальной плоскости устраивается направляющая рама у передней стенки котлована.

Для продавливания и прокола труб применяются гидравлические домкраты и насосы высокого давления.

Наибольшее распространение получили гидравлические домкраты типа ГД-170/1150 (усилие 170 Т, ход штока 1150 мм и давление до 300 ати) и масляные насосы высокого давления, выпускаемые механическим заводом треста Строймеханизация-2 в г. Таллине, а также гидродомкраты и комплекс оборудования системы инж. Романовича и др.

Для равномерной передачи давления на футляры больших диаметров рекомендуется независимо от потребных усилий применение двух и четырех домкратов, работающих параллельно. Передача усилий от домкратов на прокладываемый футляр производится через торцовую нажимную заглушку, состоящую из двух стальных листов.

После продвижения футляра на длину одного хода штока домкрата вставляются нажимные патрубки, состоящие из отрезков труб (равных диаметру прокладываемого футляра) с приваренными по торцам заглушками из стальных листов толщиной 20—30 мм. Размер нажимных патрубков принимается кратным длине хода штока домкратов.

Применяемый при продавливании нож выполняется из двух колец, наваренных на передний конец футляра. Толщина ножа принимается равной 20—30 мм, в зависимости от диаметра продавливаемого футляра.

Переднему краю ножа придается скос в 20° путем наварки металла между составляющими, нож кольцами. Нож выполняется с наружным скосом при продавливании в грунтах с естественной влажностью и со скосом внутрь трубы при проходке в водонасыщенных грунтах.

Внутренний скос в этом случае служит для создания грунтовой пробки, препятствующей заплыванию грунта в футляр.

Проектирование перехода должно производиться на основании данных гидрогеологических изысканий по трассе. Особо тщательно необходимо изучить характер грунтов и состояние грунтовых вод при устройстве перехода под железными дорогами. Разведочные скважины выполняются строго по трассе перехода по обеим сторонам дорожного полотна и в междупутье.

  • Проект должен содержать:
  • 1) план перехода с показанием пересекаемого сооружения (дороги, проезда и пр.);
  • 2) профиль с указанием геологических условий, горизонта грунтовых вод и отметок всех частей перехода, а также подземных коммуникаций;
  • 3) конструктивные чертежи котлованов и упорной стенки;
  • 4) пояснительную записку, в которой обосновывается выбранный диаметр футляров, определяются расчетные усилия для продавливания, приводятся расчеты упорных конструкций, выбирается оборудование и пр.

При проектировании переходов теплопроводов в футлярах должны учитываться указания СНиП III-A.11-62 «Техника безопасности в строительстве».

  1. При ручной разработке грунта в футляре допускаются следующие длины проходок:
  2. при диаметре футляра 800 мм до 18 м
  3. при диаметре футляра 900—1000 мм до 36 м
  4. при диаметре футляра 1200 мм до 60 м

Расстояние между двумя футлярами выбирается с учетом возможного отклонения их при продавливании от заданного направления. Минимальное горизонтальное расстояние между футлярами исходя из опыта строительства следует принимать при проходке до 20 м — 30 см, при проходке свыше 20 м — 50 см.

  • В проекте должна предусматриваться антикоррозийная защита стальных футляров и теплопроводов.
  • При низкой и нормальной коррозийности грунтов в качестве изоляции наружной поверхности футляров может быть рекомендовано битумное покрытие, разработанное ВНИИГ имени Веденеева.
  • Состав этого битумного мастичного покрытия следующий: битум марки V с температурой размягчения 92°С—25% (по весу); битум марки III с температурой размягчения 56°С—15%; асбест 7-го сорта, высушенный и просеянный через сито с отверстиями 2 мм,— 6%; гажевая пыль —54%.

При прокладке футляров под электрифицированными дорогами в настоящее время устраивается футеровка из железобетонных колец внутри футляра. Кроме того, следует устраивать активную электрическую защиту, проект которой в каждом отдельном случае составляется особо.

При проектировании переходов в футлярах в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод должны предусматриваться мероприятия, исключающие попадание воды в футляр и подмачивание тепловой изоляции.

В этом случае в камерах, устраиваемых по концам перехода, устанавливают насосы для водоотлива с автоматическим включением.

При длине перехода, превышающей максимальный допускаемый пролет теплопроводов между скользящими опорами, необходимо предусматривать установку опор в футляре.

Конструкция скользящей опоры теплопроводов обычно состоит из двух скоб из круглой арматурной стали, привариваемых к телу теплопровода.

Важное значение имеет выбор положения перехода по высоте по отношению к остальной трассе теплопровода.

Желательно ось футляров размещать на одинаковой высоте с осями теплопроводов, так как в противном случае необходимо в камерах гнуть трубы и устраивать вертикальные или наклонные участки теплопроводов для компенсации температурных перемещений, а также устанавливать спускные и воздушные краны.

Кроме того, необходимо считаться с положением подземных коммуникаций, находящихся в теле насыпи, с сохранением минимального расстояния от них.

Следует также учитывать, что при продавливании или проколе происходит выпучивание грунта, которое может вызвать нарушение существующих трубопроводов или кабелей.

В зависимости от характера этих коммуникаций приближение футляра к ним должно быть не менее 1—1,5 м.

Если возникает сомнение о сохранности этих прокладок, нужно предусматривать их вскрытие путем устройства шурфов на период производства работ, что обеспечит наблюдение за ними и предохранит их от давления грунта.

Высоту земляной насыпи от верха футляра до железнодорожных путей или дорожных покрытий следует принимать не менее 2 м.

Футляры на газопроводах. Мониторинг, обслуживание и ремонт

В. А. Вершилович, начальник отдела ПБ, ОТ и Э ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»

Футляры — это важные элементы газопровода, обеспечивающие надежность и долговечность сетей газораспределения и газопотребления. Они используются там, где труба подвергается значительным внешним воздействиям:

  • на выходах из земли;
  • при проходе через стенки газовых колодцев;
  • при пересечении подземных коммуникационных коллекторов и каналов различного назначения, а также бесканальных теплотрасс;
  • на переходах через автомобильные и железные дороги, трамвайные пути;
  • при пересечении строительных конструкций зданий.

Кроме обеспечения защиты от механических воздействий, футляры позволяют оперативно выявлять утечки газа на участках пересечения с искусственными преградами. Для этого их оборудуют контрольными трубками, через которые газ отводится в атмосферу, что препятствует его распространению в грунте.

Еще одно назначение футляра — упростить замену газопровода. На переходах через преграды не требуется раскапывать траншею, достаточно выполнить котлованы с двух сторон. Нет необходимости ломать стены или перекрытия при пересечении газопроводом строительных конструкций.

Футляр представляет собой трубу большего, чем газопровод, диаметра. Обычно для его изготовления применяют сталь, но возможно использование полиэтилена и других материалов, отвечающих требованиям прочности, долговечности и надежности.

При этом на пересечениях с каналами теплотрасс и железными дорогами применяют стальные трубы или другие, стойкие к температурным воздействиям. Диаметр футляра определяется диаметром газопровода, условиями производства строительно-монтажных работ, а также возможными перемещениями под нагрузкой.

Концы футляра уплотняют, что обеспечивает защиту от воздействия грунта и проникновения грунтовых вод. Уплотнение должно позволять газопроводу свободно перемещаться в футляре.

Футляр для труб в земле

Рис. 1. Футляр при пересечении строительных конструкций

При проектировании обычно используют узел прокладки газопровода через строительные конструкции из типового проекта серии 5.905-25.05, выпуск 1 «Оборудование, узлы, детали наружных и внутренних газопроводов».

Газопровод прокладывается внутри трубы и уплотняется в нем эластичным материалом, обычно просмоленной пеньковой прядью (рис. 1). Края футляра закрываются. При этом для газопроводов в помещениях используют алебастр, гипс или цемент.

Пространство между футляром и стеной или перекрытием плотно заделывают цементом или алебастром на всю толщину пересекаемой конструкции. Футляр, заделываемый в стену, выполняется заподлицо. Футляр в перекрытии должен быть заподлицо с потолком и выступать выше пола на 50 мм, что защищает от попадания внутрь влаги при проливе жидкости.

Из стенки газового колодца края футляра должны выступать не менее чем на 2 см. Газопровод в футляре не должен иметь стыковых и разъемных соединений.

При проходе газопровода через наружную стену здания край футляра с внешней стороны закрывают влагостойким материалом, обычно битумом. При проходе газопровода через стенки колодца битумом закрывают оба конца футляра.

В процессе эксплуатации газопровод в футляре может подвергаться коррозии. Наиболее уязвимы футляры, проходящие через козырьки подъездов, реже — через наружные стены. Участки газопровода относятся к сети газопотребления зданий различного назначения. При техническом обслуживании их проверяют внешним осмотром и контролируют на наличие утечек.

Битумное уплотнение с течением времени разрушается и перестает защищать от влаги. При выявлении повреждений надо оповещать организации, владеющие или управляющие зданиями, о необходимости ремонта уплотнения футляра. Ремонт проводится по заявкам.

Восстанавливается уплотнение, при коррозии участок газопровода заменяют, при сквозном повреждении это осуществляют в аварийном порядке.

Читайте также:  Фитинги для пнд труб описание

Внутри помещений коррозия чаще всего повреждает газопровод в футлярах через перекрытия. В ныне не применяемом МДС 42-1.2000 «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования.

Методы диагностирования» важное значение имела проверка газопроводов в местах пересечения строительных конструкций — как в зонах, наиболее опасных с точки зрения коррозионных повреждений.

Визуально проверялось наличие влаги на газопроводе, его прохождение через намокающие стены и (или) перекрытия. Приборными методами оценивали агрессивность воздействия на футляр и газопровод бетона: его влажность, щелочность жидкой фазы, содержание в нем хлорид-иона.

Положение МДС 42-1.2000 было утверждено приказом Госстроя России от 03.05.2000 г. № 101, но не нашло широкого применения.

Диаметр футляра для канализации для труб: назначение, расчет

Для защиты системы отведения бытовых стоков от негативных воздействий с внешней стороны применяют трубы большего размера, при этом требуется правильно определить диаметр футляра для канализации. Согласно строительным нормам трубопроводы под автомобильными дорогами, железнодорожными путями должны укладываться в футляр.

Назначение

Система отведения воды в большинстве случаев монтируется из полиэтиленовых труб. Несмотря на прочность этого материала, под давлением грунта или водной массы может произойти деформация трубопровода. Особенно часто такие ситуации возникают при прокладке канализации под автомобильными трассами, железнодорожными путями, в каналах или технических туннелях.

Футляр представляет собой дополнительную оболочку
трубопровода. Назначение футляра
на канализацию заключается в защите подземных труб из полиэтилена и
аналогичных материалов от негативного воздействия с внешней стороны. В
частности речь идет о давлении со стороны грунта, почвенных вод и других
факторов, которые существенно снижают срок службы всех элементов
канализационной системы.

Материал для изготовления

Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации
может футляр из более прочного материала. 
Тип и диаметр
футляра для канализации определяются в зависимости от условия
эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные
документы рекомендуют использовать следующее:

  • Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
  • Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
  • В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.

Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции,
которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги,
агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное,
песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.

В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб,
которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После
нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно
повышается.

Расчет диаметра

  • Футляр для
    канализационных труб должен иметь определенный диаметр, который важно
  •  учитывать при
    прокладке труб под автомобильными трассами и железнодорожными путями. При
    расчете чаще всего используется формула:

  • = Dтр
    + 200 мм.

Здесь Dа
обозначает внешний диаметр защитной оболочки, Dтр обозначает наружный
диаметр рабочего трубопровода.

Следовательно, для стандартной канализационной
трубы диаметром 110 мм нужно использовать чехол сечением не меньше 310 мм.

Способы прокладки

Определяя метод прокладки футляра, во внимание принимают
следующие факторы:

  • Диаметр трубопровода.
  • Длина магистрали.
  • Гидрогеологические условия местности.
  • Физико-механические свойства почвы.

Для каждого метода применяется соответствующее оборудование.

Канализация
в футляре может укладываться в грунт открытым и закрытым способом.

Открытая прокладка

Если траншея будет проходить под автомобильной дорогой или
железнодорожным полотном, то такой вариант предполагает полную остановку
движения транспорта, разрушение дорожного покрытия. Это вносит определенные
неудобства, которые касаются пассажиров и владельцев транспорта. Кроме того на
восстановление трассы, благоустройство прилегающей территории потребуются
дополнительные средства.

Закрытые методы

Такой вариант характеризуется следующими преимуществами:

  • Минимальные земляные работы.
  • Не требуется разрушения дорожного полотна или железнодорожных путей.
  • Непрерывное движение транспорта даже при выполнении монтажных работ.

Для закрытой прокладки канализации применяют несколько способов, в каждом из которых сначала обустраивают чехол, затем в него помещают участок труб канализационной системы.

Также читайте: Уплотнители для труб канализации: переходные манжеты, виды, размеры

Прокол

Методом прокола выполняют прокладку трубопровода, если внутренний диаметр футляра для
канализации не превышает 40 см. В качестве основного оборудования
применяют пневмопробойник с цилиндрическим корпусом. Основные узлы оборудования
представлены ударником и воздухораспределительной системой.

Принцип работы следующий:

  • Сжатый воздух подается на корпус оборудования.
  • Затем наносится удар. Под действием ударной силы оборудование перемещается в грунте.
  • В образующуюся скважину затягиваю защитный кожух.

Главное преимущество метода направленного прокола – быстрота
и минимальные земляные работы.

Продавливание

Если диаметр
футляра для канализации под дорогой более 80 см, рекомендуется применить
метод продавливания. Такой вариант предполагает выполнение следующих действий:

  • На одном конце стального футляра фиксирую специальный нож.
  • С помощью гидравлического домкрата трубу вдавливают в грунт.
  •  Нож срезает землю, которая в дальнейшем вручную вычищается из трубы.

Шнековое бурение

Такая прокладка футляра канализации предполагает применение специальной техники. Шнековые буровые машины помогают быстро уложить трубопровод под железнодорожным полотном или в густонаселенном районе.

Особенностью применения такого варианта является предварительная
подготовка двух котлованов. С одной стороны делают рабочую яму, с другой –
приемный колодец. С помощью шнековой машины прокладывают футляр для канализации под
дорогой длиной до 100 метров. При этом стальной, бетонный или полимерный
чехол может иметь диаметр от 100 до 1700 мм.

Преимущество бурошнековой прокладки – высокая точность.
Максимальная погрешность отклонения не превышает 3 см.

Специальный футляр обеспечивает защиту трубопровода от негативных воздействий, предотвращает деформацию дорожного полотна в случае прорыва канализационных труб.

Видеообзор:

Всё полезное о канализации — gidkanal.ru 

GidKanal | Яндекс Дзен

Азбука производства. футляр магистрального газопровода

15 апреля 2019, 15:02

Спецпроект «Азбука производства» продолжает подробно рассказывать об особенностях технологических процессов транспорта газа. На очереди буква «Ф», которая поведает о важной функции защитного сооружения магистральных газопроводов — футлярах.

Что это такое?

Футляр — это конструкция, предназначенная для защиты газопровода от внешних нагрузок, механических повреждений и предохраняющая от выброса голубого топлива в местах пересечения с железнодорожными путями, крупными автомобильными трассами, подземными и надземными сооружениями и коммуникациями.

Это важно:

Защитные футляры должны обладать целым рядом характеристик, обеспечивающих надежность эксплуатации, в частности, водонепроницаемостью, износостойкостью и устойчивостью к коррозии.

Для чего это нужно?

Надежность работы газотранспортной системы напрямую зависит от строгого соблюдения технических требований прокладки газовых магистралей.

На отдельных участках при укладке труб используют специальные устройства — футляры.

При подземной прокладке основные сложности возникают при пересечении газопроводов с искусственными и естественными препятствиями, в том числе с транспортными путями — железными и автомобильными дорогами.

В этом случае обустройство участка газовой магистрали требует использования дополнительной конструкции — защитного футляра, или так называемого кожуха. Кожух уменьшает нагрузку на газопровод, защищает трубу от вибраций, трения и механических повреждений.

В таких местах грунт часто становится подвижным, и это может привести к опасной ситуации — нарушению герметичности газовой магистрали.

К тому же футляр дополнительно предохраняет трубу от блуждающих токов и служит для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода.

Поэтому применение кожуха обусловлено не только защитой газовой магистрали от агрессивной среды и различных воздействий, но и для обеспечения безопасности окружающих. Утечка газа очень опасное явление, поэтому дополнительная защита в данном случае — необходимое условие.

Как это устроено?

Прокладка газовых труб с использованием защитного футляра строго регламентируется отраслевыми и государственными нормативными документами. Причем четко определяется не только сам процесс укладки труб, но и протяженность защитного футляра.

В частности, если речь идет о железнодорожных путях, то защитный кожух, проходящий под полотном, должен иметь протяженность не менее 50 метров от осей крайних путей. Такое большое расстояние оправданно: природный газ очень взрывоопасен, а железнодорожные составы имеют весьма высокую массу.

Что же касается автодорог, то футляры должны отступать от бровки земляного полотна на 25 метров (но не менее двух от подошвы насыпи). Кроме того, нормативы предписывают и строгие указания по глубине укладки газопровода.

Защитные кожухи изготавливают из стальных труб с диаметром, превышающим параметры газопровода в пределах двадцати сантиметров.

Стоит отметить, что в футляр укладывают трубу, имеющую усиленную изоляцию. Все сварные стыки тщательно тестируют неразрушающими методами, и в футляр монтируют только трубы, прошедшие проверку и испытание на прочность и герметичность. При монтаже концы стального кожуха оснащают герметизирующими устройствами из диэлектрического материала.

А на одном из концов защитного футляра в обязательном порядке оборудуют вытяжную свечу, необходимую для отвода газа в атмосферу.

Особое значение имеют требования к футлярам, которые должны пройти определенную проверку на прочность, иметь усиленную изоляцию и, что крайне важно, минимальное количество сварочных швов.

Как у нас?

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» эксплуатирует более тысячи участков газопроводов, оборудованных защитными футлярами. Почти 900 переходов — через автомобильные трассы, более 100 — пересекают железнодорожные пути.

Участки газовых магистралей с защитными футлярами на объектах предприятия прокладывают открытым способом, методами продавливания или прокалывания грунта и с помощью горизонтального бурения.

Использование стальных кожухов в местах пересечения с транспортными преградами позволяет защитить трубы от возможных повреждений и значительно продлить срок эксплуатации магистральных газопроводов в зоне ответственности Общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector