Запорная арматура латунь или сталь

Шаровой кран: вся правда о запорной арматуре…

Настало время раскрыть всю правду о сантехнических изделиях, которые стали неотъемлемой частью нашего быта и проводниками удобств.

Комфортная жизнь современного человека во многом зависит от сантехнической арматуры. Наша гигиена связана с доступом к холодной и горячей воде, мы уже не представляем своей жизни без газоснабжения и отопления.

А ведь все эти коммуникации и есть сантехническая арматура и ее звенья.

Что мы о них знаем? Случись с ними поломка или авария – наш комфорт нарушается, жизнедеятельность затрудняется, работа замирает, а мы стараемся быстрее все наладить, порой не задумываясь, а почему вдруг сантехника «взбунтовалась», в чем проблема.

На основе многолетнего опыта производства инженерной сантехники, постоянных наблюдений и лабораторных испытаний компания PROFACTOR Armaturen GmbH решила поделиться некоторыми секретами, которые помогут потребителям в выборе сантехнических товаров. Самостоятельно ориентироваться в обилии сантехники, представленной на рынке, довольно сложно.

Прилавки специализированных магазинов, ларьков и рынков пестрят латунными и никелированными изделиями с клеймами известных брендов, красочными упаковками, этикетками, бирками со знаком качества.

Однако значительная часть этих товаров – подделка. Производители подделок соревнуются между собой и идут на разные ухищрения, чтобы привлечь внимание потребителей.

Главный их козырь – низкая цена изделия, которое выдается за оригинал.

Запорная арматура латунь или сталь Узнав о хитрых уловках и технических секретах недобросовестных производителей, потребители смогут оградить себя от обмана и не поддаться искушению приобрести подделку, например широко известный шаровой кран. Это изделие пользуется огромным потребительским спросом, поэтому его подделывают чаще всего.

Все дело в шаре

На рынке запорной арматуры шаровой кран занимает особое место, у него практически не осталось конкурентов. В некоторых случаях он незаменим, например в бытовых условиях, на производственных предприятиях, трубопроводах и крупных промышленных объектах.

Спрос на это устройство в Европе, России и других странах очень высок. У шаровых кранов длительный срок службы, они надежны, и затраты на их приобретение оправдываются. При правильной эксплуатации поломки крана исключаются.

Его не требуется обслуживать, разбирать и прочищать, заменять детали.

Однако все эти преимущества относятся только к оригинальным шаровым кранам, произведенным по строгим техническим нормативам, например по немецким стандартам качества DIN.

В случае подделки изделия, использования в его изготовлении некачественных материалов и сплавов все достоинства товара аннулируются.

Такой самозванец долго не служит, и в любой момент может стать причиной аварийной ситуации.

Экономя на изготовлении шарового крана, недобросовестные производители применяют в запорном элементе не латунь или нержавейку, а обычную сталь, подверженную коррозии. Марки нержавеющей стали AISI 201, 304, 316, конечно, дороги для использования в подделках. Из этих «пищевых нержавеек» изготавливают шаровые краны, которые получаются дороже, чем изделия из латуни.

Опознать поддельный стальной шар в латунном изделии можно простым и эффективным способом. Достаточно поднести к латунному крану обычный магнит, и если он быстро и с силой притянется к корпусу изделия, то значит, в нем находится стальной шарик.

Сама латунь тоже может вызывать легкое притяжение только сильного магнита, так как имеет в своем составе небольшое количество железа, но оно минимально.

А вот стальной шар внутри латунного изделия притянет к себе даже слабый магнит моментально!

Если нет под рукой магнита, можно идентифицировать стальной шарик в латунном кране другим способом. Достаточно просунуть в корпус крана палец и нащупать внутреннюю поверхность шара.

Если эта поверхность абсолютно гладкая и скользкая, значит шар в полном порядке, он изготовлен из латуни, правильно отполирован и хромирован. Если же палец нащупал внутри шара шероховатости и бороздки, можете не сомневаться – у вас в руках подделка.

Подобные дефекты всегда остаются на обычной стали. К тому же шар из стали будет не зеркальным, а матовым.

Латунные сплавы – почувствуйте разницу

Некачественный шар в кране – это еще полбеды. Настоящей проблемой может стать приобретение изделия, целиком изготовленного из нетрадиционного сплава, выдаваемого за латунь.

Увы, таких псевдо-латунных изделий очень много, они ежегодно поступают на европейский и российский рынки из стран Восточной Азии. Причем по внешнему виду, оформлению, упаковке и ярлыкам «левые» изделия практически неотличимы от оригинальной европейской продукции.

Лишь опытный глаз может обнаружить подвох, но массовый потребитель, естественно, принимает все за чистую монету.

Надо признать, что восточноазиатские фирмы набили руку на подделке европейских сантехнических изделий, но, копируя внешние формы и клейма, они не заморачиваются с качеством используемых материалов.

Их так называемые латунные сплавы кардинальным образом отличаются от нормативов и стандартов, которыми руководствуются производители в странах Европы более 100 лет.Большую часть новшеств в сантехнике разработали и внедрили именно в Европе.

Каждый год над усовершенствованием сантехнических изделий трудятся европейские инженеры и специалисты в экспериментальных лабораториях, научно-исследовательских центрах и институтах.

Один из них – Немецкий институт по стандартизации, или DIN (Deutsches Institut fur Normung e.V), был основан в Германии в начале ХХ века.

В 1917 году DIN назывался Комитетом по стандартизации немецкой промышленности и изначально занимался нормативами для инженерной сантехники.

Именно здесь были испытаны и внедрены стандарты DIN для латунных сплавов марок CW614N и CW617N, используемых в изготовлении сантехнической продукции.

Все немецкие производители, включая компанию PROFACTOR Armaturen GmbH, изготавливают корпусы шаровых кранов из латуни марки CuZn40Pb2 (CW617N).

Как видно по маркировке, в этом сплаве свинец (Pb) составляет не более 2%, цинк (Zn) – 40%, а медь (Cu) – 58%. Такой сплав подходит для любого типа обработки и прессования.

Что касается марки CuZn39Pb3 (CW614N), то она используется для производства шаров и штоков – внутренних элементов устройства – и не годится для изготовления изделий сложных форм.

Все марки латуни, утвержденные DIN, не менялись десятки лет, пока не попали в руки восточноазиатских производителей. Они создали собственные псевдолатунные сплавы и промаркировали их. Ничего общего эти аналоги с немецкими стандартами качества не имеют.

У каждой восточноазиатской фирмы или крупного производителя могут быть «фирменные» марки латуни. Какими техническими параметрами и формулами эти металлурги руководствуются, создавая собственный сплав, неизвестно. Они могут указывать в своих технических паспортах какие угодно компоненты и пропорции сплава, но в действительности их марка латуни остается металлом неизвестного происхождения.

Однако дело не только в марках латуни, но и в способах изготовления шаровых кранов. Европейская и восточноазиатская производственные технологии сильно отличаются друг от друга.

Производство европейской запорной арматуры четко выверено по нормативам DIN. Заготовки разогреваются в специальных индукционных печах, где температура отрегулирована до 1 °С, а весь процесс происходит в автоматическом режиме.

Это позволяет жестко контролировать качество продукции и не отступать от стандартов DIN.

Восточноевропейские производители чаще всего прибегают к кустарным способам изготовления шаровых кранов, используя, например, вместо индукционных печей газовые горелки. Чтобы добиться нужной температуры ковки металла, кустари вручную разогревают болванки обычной горелкой, определяя температуру на глаз по цвету нагретой заготовки, а потом помещают ее под пресс, формируя корпус изделия.

В таких условиях температурный режим соблюдается весьма относительно, болванки чаще всего оказываются плохо подготовленными к ковке, и поэтому при прессовании в них возникают микротрещины, не заметные невооруженным глазом.

Такие изделия выходят из производства со скрытыми дефектами, которые впоследствии проявляют себя и в ходе эксплуатации разрушают кустарный шаровой кран, выводя его из строя.

Испытания на прочность

Приобретая шаровой кран из металла неизвестного происхождения, покупатель добровольно становится участником эксперимента и в бытовых условиях испытывает изделие на прочность. Такие испытания порой приводят к аварийным ситуациям.

Зафиксированы случаи, когда корпусы кустарных кранов не выдерживали обычного давления в трубопроводе и рассыпались.

В лучшем случае кран из псевдолатуни может дать трещину, что позволяет вовремя перекрыть стояк, но если изделие разлетится, когда хозяев нет дома, то косметическим ремонтом уже не отделаться.

Изготовленные из латуни марки CW617N шаровые краны не разлетаются и не трескаются, так как испытанный в лабораторных условиях сплав имеет уникальные свойства – он прочен и пластичен. Эти качества подтверждены в ходе аксональных и торсионных испытаний, а также проверки латунных шаровых кранов ТМ PROFACTOR на разрыв.

Обычно краны испытывают на специальных стендах под высоким давлением, чтобы проверить надежность и прочность сальников из тефлона. Именно они могут первыми выйти из строя при возникновении сильного давления или от износа при длительной эксплуатации.

Читайте также:  Особенности технологии посадки картофеля с использованием мотоблока

Однако испытанные на стенде шаровые краны ТМ PROFACTOR показывали высокую стойкость полимерных сальников, они не давали течь даже при давлении 120 бар, тогда как в бытовых условиях давление в водопроводе составляет 3-5 бар.

Пластиковый сальник – слабое звено

Сальники из тефлона вполне надежны, только если их не подделывают. Если же седельное уплотнение шара и уплотнение штока изготовили не из тефлона, а из полиэтиленового аналога, то такой сальник автоматически становится слабым звеном.

В целях экономии недобросовестные производители заменяют тефлоновые уплотнители в шаровых кранах на пластиковые, которые, естественно, дешевле, но при этом более хрупкие и нестойкие.

Такая незаметная подмена значительно снижает надежность и эффективность устройства, поэтому оно может быстро выйти из строя.

Специалисты PROFACTOR Armaturen GmbH наблюдали случаи, когда пластиковые уплотнители в шаровых кранах, прибывших от восточноазиатских поставщиков, не выдерживали даже бытовых перегрузок. Они быстро выходили из строя, когда температура воды доходила до +80 °С.

Итак, стальные шары вместо латунных или из нержавейки, корпусы из псевдолатуни, уплотнительные детали из пластика – все это значительно удешевляет производство шаровых кранов.

Технические внедрения восточно-азиатских умельцев, конечно, экономят средства покупателей, но значительно повышают риски эксплуатации устройств, которые в любой момент могут дать трещину, развалиться или разлететься.

И тогда сэкономленных средств будет явно недостаточно, чтобы исправить последствия серьезной аварии.

Так стоит ли тогда гнаться за дешевизной и поддерживать недобросовестных производителей? Порой стереотипы нуждаются в пересмотре, и низкая цена изделия не должна определять выбор сантехнической арматуры.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 3 (45) 2018

Трубопроводная арматура: какой материал лучше?

Запорная арматура латунь или сталь

Краны и клапаны для трубопроводов поражают не только многообразием форм, размеров и функциональных особенностей. Не меньше вариантов и материала, из которого производится трубопроводная арматура. Наверное, по этому параметру она вполне может конкурировать и с самими трубами.

Это многообразие не может не радовать, но в то же время оно создает определенную проблему выбора. Какой кран выбрать в каждом конкретном случае? Какой материал прочнее, долговечнее или дешевле?

Такие вопросы задает себе каждый, кому приходилось иметь дело с трубопроводом. И не редко мы останавливаем свой выбор на первом попавшемся виде арматуры, который нам предлагают. Однако лучше все же знать особенности выбора изделия и иметь представление о наиболее важных свойствах материала.

От чугуна до стекла

Среди материалов для трубопроводной арматуры присутствуют и металлы, и неметаллы. Давайте вначале рассмотрим первую группу.

Естественно, железо или медь в чистом виде не используется, а применяются сплавы. Как черные, так и цветные.

Чугун. Старый добрый проверенный материал. Невероятно прочный, относительно недорогой и очень хорошо изученный. К его достоинствам стоит отнести долговечность, высокую прочность на сдавливание, разрыв, скручивание, сгибание.

Применение специальных добавок позволяет получить сплав, устойчивый к кислотам, щелочам, высоким температурам или трению. Кстати, обычный чугун также неплохо противостоит таким воздействиям. Но и недостатки у него имеются. Он хрупок, изделия из него тяжелы.

Арматуру из чугуна не назовешь ремонтопригодной, в большинстве случаев трещина означает конец службы изделия.

Сталь. Во многом сходна с чугуном, только пластичнее и мягче его. Соответственно, несколько ниже прочность, устойчивость к деформации. Зато и трескается сталь намного реже, а трещину во многих случаях можно заварить. Было разработано множество сортов стали, которые можно использовать в самых разнообразных случаях.

Безоловянные бронзы, в частности — латунь. Сплавы с характерным желтым цветом, которые часто можно увидеть в составе бытового водопровода и еще во множестве мест.

Сплав ощутимо легче стали или чугуна, существенно уступает черным металлам по прочности и твердости, зато устойчив к коррозии и к фрикционным нагрузкам.

Оба этих свойства очень важны в трубопроводной арматуре, поэтому данный сплав и достаточно популярен.

Не очень часто, но все же встречаются изделия из никелевых, алюминиевых или титановых сплавов. Они настолько редки, что можно не рассматривать их свойства. Если человек их ищет, значит — он и так знает о достоинствах и недостатках этих материалов.

Среди неметаллов наиболее распространенными являются полимеры — фторопласт, винипласт, полиэтилен, фаолит, капрон и много других. Они могут довольно сильно отличаться друг от друга, но все же у них есть множество общих черт.

Это легкие и недорогие материалы, пластичные, не отличающиеся высокой прочностью и термостойкостью. Недостаток прочности приводит к тому, что в арматуре из полимеров приходится использовать металлические детали. Тот же запорный элемент. Зато полимеры не ржавеют и не боятся щелочей и кислот. Естественно, за исключением сильных.

Хотя полимер поддается сварке или склеиванию, низкая цена привела к тому, что мастерам проще купить новый кран и заменить, чем ремонтировать старый.

Еще можно встретить вентиль или кран из стекла, керамики или фарфора. Обычно там, где нужна высокая химическая устойчивость. В частности, стекло выдерживает даже воздействие серной кислоты и так называемой «царской водки».

Там, где требуется высокая твердость арматуры, могут применить долерит.

Из многокомпонентных материалов нельзя не упомянуть текстолит и дерево. Хотя это уже настоящая экзотика, продажа арматуры из таких материалов очень редка.

Зная свойства этих материалов, можно переходить и к главному вопросу.

Выбираете арматуру? Посмотрите на трубы!

Есть самый простой способ подобрать подходящую трубопроводную арматуру. Нужно просто обратить внимание на то, из какого материала изготовлены трубы. Потому что однообразие трубы и арматуры несет в себе множество преимуществ:

  • химическая однородность;
  • механическая однородность;
  • термическая подобность;
  • гальваническая нейтральность.

Как правило, трубопровод используется для транспортировки текучих, газообразных или сыпучих веществ. Которые не должны вступать в химическое взаимодействие с трубами и, соответственно, арматурой. Подобрав материал для труб, логично будет из такого же вещества приобретать и краны.

Механическая однородность подразумевает устойчивость к ударам, сгибанию, вибрации, трению и прочим воздействиям. Если трубопровод расположен в месте, что подвержено вибрации, и для него в связи с этим были выбраны медные трубы, брать чугунную задвижку было бы неразумно.

Стоит учитывать и воздействие температур. И дело не только в том, чтобы арматура выдерживала такие же температурные колебания, как и трубы.

Нужно, чтобы оба элемента обладали одинаковым или близким коэффициентом теплового расширения. Иначе при нагреве будут возникать напряженности на месте соединения, что в конечном итоге может привести к появлению трещин.

А легче всего этого избежать выбором одного материала и для труб, и для арматуры.

Использование разных материалов в одной системе может спровоцировать появление блуждающих токов, которые ускорят коррозию и станут разрушать трубы. Поэтому гальванические характеристики нельзя сбрасывать со счетов.

Но в некоторых случаях вполне допустимо отступить от этого правила. К примеру, наличие в доме стальных труб — не повод отказываться от латунных вентилей.

В условиях активного использования выгода от применения устойчивого к фрикционным воздействиям материала превышает возможный вред. Порой использовать такой же материал просто невозможно.

Ведь никто же не станет искать резиновый кран для садового шланга?

В конце концов, квалифицированный специалист, занимающийся продажей арматуры, поможет сделать правильный выбор тем, кто не уверен в себе.

Наши сотрудники ведут свою деятельность начиная с 2003 года. Направление, которое легло в основу нашей компании, это поставки, транспортировка и продажа металлопроката, а также его производных, таких как оцинкованные, электросварные и нержавеющие трубы, стальная и двутавровая балка, трубы ВГП, стальные отводы, листовой прокат, профнастил и т.д.

Читайте также:  Как обвести трубы отопления

Подробнее

Компания предлагает богатый ассортимент металлопроката, значительную долю которого составляет черный металлопрокат, оцинкованные трубы, стальная балка, а также широкий ряд других изделий. На сайте представлены все основные типы труб: оцинкованные трубы, нержавеющие трубы, чугунные, бесшовные и электросварные трубы. А также жаропрочные нержавеющие трубы и нержавеющие трубы ВГП.

Подробнее

Компания ценит своих клиентов и делает все возможное для того, чтобы процесс приобретения продукции был максимально простым и удобным, а ее ассортимент металлопродукции был разнообразен и своевременно пополнялся. Так, например, если вы хотите купить балку редкого типа или размера, либо подобрать нужные вам нержавеющие трубы, достаточно лишь подать заявку нашему менеджеру, и мы найдем то что вы искали.

Подробнее

Материалы для изготовления трубопроводной арматуры

Исходя из предназначения, материалы трубопроводной арматуры делятся на пять типов:

  • Корпусные материалы. Они подбираются, исходя из условий эксплуатации арматуры, а именно: характеристик рабочей среды. Корпус должен быть устойчив к коррозии в этой среде и обладать механической прочностью.
  • Уплотнительные материалы. Основное требование к ним — способность сопротивляться механическим нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации изделий, простота шлифовки.
  • Прокладочные материалы, из которых изготавливают уплотнительные прокладки. Это может быть резина, фторопласт и т. п. Требования — устойчивость агрессивным средам, упругость, текучесть.
  • Герметизирующие (набивочные), используемые для предотвращения возникновения утечек через крышку корпуса и т. п. Критерии выбора — упругость, термостойкость, гидрофобность.
  • Смазочные материалы, предназначенные для снижения трения в подвижных узлах арматуры. Они должны обладать стойкостью к перепадам температуры, иметь низкий показатель трения.

Рассмотрим подробнее каждый тип в отдельности.

Материалы для изготовления корпуса

Основное требование к корпусу трубопроводной арматуры — прочность, поскольку именно эта деталь принимает на себя все механические напряжения, связанные с проходом рабочей среды. Кроме того, на него действуют динамические нагрузки, возникающие при монтаже на трубопроводе и во время работы.

Керамическая арматура

Керамические изделия встречаются редко из-за высокой хрупкости материала с малой прочностью на растяжение и изгиб. Они не могут эксплуатироваться при высоком давлении, но обладают повышенной химической стойкостью, не коррозируют и обладают высоким температурным пределом.

Это позволяет применять их в химической промышленности для транспортировки особо агрессивных сред.

Пластмасса (полиэтилен, винипласт) — малопрочный материал, который легко воспламеняется. Она отличается дешевизной, высокой химической стойкостью. Пластмассовая арматура не может эксплуатироваться при больших давлениях среды, но отлично показывает себя в технологических линиях с низким давлением.

Основное предназначение изделий — химические трубопроводы и линии общего назначения малого диаметра. Еще одно ограничение пластмассовой арматуры — невозможность уличного монтажа из-за низкой морозостойкости.

Латунная и бронзовая арматура нашла применение в технологических линиях и трубопроводных системах, эксплуатирующийся при температуре более 250С. Латунь отличается хорошими литейными свойствами, легко обрабатывается, шлифуется и позволяет получить высококачественную поверхность изделий.

Латунные шаровые краны

Преимущество материала — высокая коррозионная стойкость в воде и парах, эстетичность. Недостаток — высокая стоимость. Из-за этого латунь используют только для изготовления арматуры малого диаметра.

Бронза, как и латунь, применяется для производства трубопроводных элементов малого диаметра, в том числе — уплотнительных колец.

Сталь широко используется при производстве трубопроводной арматуры, благодаря высоким литейным показателям, простоте обработки и хорошей прочности. Стальные изделия могут работать при высоких температурах, эксплуатироваться со всеми видами сред, в том числе агрессивными.

Добавление легирующих элементов в состав стальных сплавов позволяет получить материал, устойчивый к разрушению, коррозии, агрессивным средам и т. п. Метод изготовления корпусов из стали: литье, ковка, штамповка, сварка, комбинированный способ.

Арматура из легированных сталей может применяться в условиях Крайнего Севера, нержавеющие изделия — в пищевой промышленности и трубопроводах, транспортирующих агрессивные вещества.

Чугун — сплав железа с углеродом. Он активно применяется при производстве трубопроводной арматуры, благодаря высокой прочности, низкой стоимости и отличным литейным качествам.



Изделия из этого материала устойчивы к коррозии и могут применяться для транспортировки неагрессивных жидких и газообразных сред. Основной недостаток чугунной арматуры — высокая хрупкость. Она легко повреждается при воздействии ударной нагрузки или растяжения.

При работе с чугунной арматурой необходимо следить, чтобы она не подвергалась механическому воздействию (ударам, чрезмерной затяжки метизов).

Основные виды чугуна для выпуска трубопроводной арматуры:

  • серый чугун (СЧ) — хрупкий материал с хорошими литейными показателями;
  • ковкий чугун (КЧ) — материал с более высокой вязкостью, прочностью и меньшей хрупкостью;
  • высокопрочный чугун (ВЧ) — имеет в составе графитовые включения, отличается высоким пределом прочности при растяжении, сжатии и изгибе.

Чугунную арматуру используют в трубопроводных системах с небольшим давлением среды. Она не подходит для применения в магистральных линиях с риском возникновения гидравлического удара.

Алюминиевая арматура и другие сплавы

Алюминий используется для изготовления трубопроводной арматуры с небольшим условным проходом, которая применяется при температуре не более 100С. Основное преимущество изделий — малый вес, недостаток — низкая прочность.

Арматура из этого материала обладает стойкостью к коррозии на воздухе, благодаря образованию оксидной пленки. Однако, она разрушается под воздействием щелочи и не может транспортировать агрессивные среды.

Трубопроводная арматура из никелевого сплава отличается хорошими эксплуатационными параметрами и может работать в диапазоне от −271С до +600С. Сплав никеля — пластичный, прочный материал, хорошо сопротивляющийся воздействию морской воды.

Титановые сплавы применяются в авиастроении и производстве техники, благодаря высокой стойкости к коррозии. Недостаток — низкие антифрикционные свойства, высокая стоимость.

Титановые и никелевые сплавы используются для производства только специальной трубопроводной арматуры.

Уплотнительные материалы нужны для улучшения герметичности затвора трубопроводной арматуры, если корпусной материал не позволяет добиться требуемого качества уплотнительной поверхности седла.

Такие материалы должны обладать коррозионной стойкостью, хорошими антифрикционными свойствами, легко подвергаться обработке. Чаще всего уплотнения изготавливаются из нержавеющей стали, латуни, бронзы, монели.

Неметаллические материалы (резина, пластмасса, эбонит, фторопласт) используются в трубопроводных арматурах небольшого Ду.

Сальниковые набивки включают в себя герметизирующие материла, отличающиеся повышенной упругостью, устойчивостью к воздействию высокой температуры, малым коэффициентом трения.

Это стекловолокно, тальк, ХБ. Набивки из асбеста, пенька, ХБ изготавливаются жгутом с прямоугольным сечением.

Если узел эксплуатируется с агрессивной рабочей средой или при высокой температуре, используют фторопласт, графит, ТРГ.

Уплотнительное кольцо

Для повышения герметичности узлов корпус-крышка, а также мест соприкосновения арматуры и трубопровода, применяются уплотнительные прокладки. Они могут быть металлическими и неметаллическими. Популярный вариант — резиновые прокладки, характеризующиеся упругостью, но малой прочностью. Их нельзя использовать при высокой температуре из-за горючести материала.

Асбестовые прокладки обладают огнестойкостью и предназначены для уплотнения узлов, работающих при высокой температуре среды. Это рыхлый и некрепкий материал, поэтому в него добавляют графитовый порошок для улучшения прочности и стойкости к трению.

Паранит — материал, отличающийся текучестью, способностью создавать высокогерметичное соединение узлов. Паранитовые прокладки чаще всего применяются для уплотнения трубопроводного оборудования среднего диаметра. Выпускаются толщиной до 6 мм.

Для уплотнения резьбовых поверхностей применяют льняную прядь, препятствующую развинчиванию соединения.

Материалы арматуры для агрессивных сред

Запорная арматура для агрессивных сред изготавливается из нержавеющей, легированной и молибденсодержащей стали. Подходящий материал подбирается исходя из химической активности транспортируемого вещества.

Например, включение хрома в состав сплава повышает способность изделий к термическому упрочнению, увеличивает коррозионную стойкость и устойчивость к окислению. Никель способствует образованию оксидной пленки. А молибден защищает арматуру от щелевой и питтинговой коррозии в сильноагрессивных средах.

Нержавеющая сталь обладает стойкостью к коррозии в большинстве сред. Исключение — кислоты (азотная, уксусная, щавелевая, сернистая, муравьиная), гипохлорит кальция, медный купорос, пары ортофосфорной кислоты, раствор углекислого газа.

Виды вентиля запорного муфтового, латунный и стальной клапан

Вентиль запорный муфтовый является одним из распространённых видов арматуры, который применяется при оборудовании коммунальных и промышленных магистралей водо- и газопровода. Изготавливается изделие из чугуна, латуни и нержавеющей стали. В зависимости от свойств транспортируемого по трубопроводу вещества, выбирается тот или иной тип запорного клапана.

Общая характеристика вентиля

В любом трубопроводе должна присутствовать запорная арматура, чтобы при необходимости иметь возможность перекрыть его в кратчайшие сроки.

Такие требования предъявляются как для бытовых, так и для промышленных систем снабжения. Перекрытие потока осуществляется при помощи кранов или вентилей.

Выбор того или иного вида зависит от определённых характеристик трубопроводной системы, транспортируемой среды, целей и обстоятельств.

Самой востребованной арматурой для трубопровода является запорный клапан муфтовый. Дело в том, что технические возможности узла позволяют не только перекрывать поток, но и регулировать его характеристики, изменяя пропускную способность магистрали и скорость течения транспортируемой среды.

Краны могут только блокировать подачу носителя, так как в их устройстве основную функцию выполняет запорная пластина или шар со сквозным отверстием. В вентилях же давление потока регулируется перемещением укреплённого золотника, который способен принимать перпендикулярное положение или под углом по отношению к рабочей среде.

Закрытый вентиль полностью перекрывает проход носителя по магистрали. Если немного открутить, поток возобновит своё движение, но с меньшим напором. Таким образом удаётся отрегулировать скорость движения носителя и давление в трубах.

Читайте также:  Алюминиевая труба прямоугольная в ростове

При этом все внутренние составляющие и сам запорный клапан наделены свойствами, защищающими от повреждений, гидравлических ударов и высокого давления.

Благодаря сальниковому уплотнению шпинделя или сильфонной защите случайные утечки сведены к минимуму.

Изделие применяется как для жидких, так и для газообразных носителей с большим диапазоном параметров.

Монтируется практически в каждой системе трубопроводов, что обуславливается не только его функциональностью, но и способом соединения, так как с муфтовым клапаном работать намного легче, чем с фланцевым или же со сваркой.

Эксплуатационный срок всех вентилей составляет около 50 лет при условиях правильного монтажа, содержания и ухода.

Устройство запорной арматуры

Запорно-регулирующие вентили с муфтовым креплением выглядят в виде отрезка трубы с утолщением посередине, где расположен действующий механизм. С двух сторон располагаются фланцы с резьбой, а от механизма отходит управление.

В корпусе некоторых изделий расположено отверстие под клапан для слива транспортируемого носителя. Там же находится основная деталь, без которой не сможет функционировать ни один вентиль — это запорный клапан или золотник, предназначенный для полного или частичного перекрытия рабочей среды.

В седле корпуса присутствует ещё один важный элемент — шпиндель, при помощи которого осуществляется управление запорным устройством. Принцип регулировки заключается в следующем: при повороте вентиля шпиндель проходит через корпус изделия и приводит в движение золотник. Тот опускается и блокирует поток.

Муфтовый вентиль монтируется при помощи резьбового соединения, поэтому патрубки корпуса всегда выполнены под внутреннюю или внешнюю резьбу.

Преимущества и недостатки

Запорные клапаны способны эффективно выполнять свои функции при повышенных термических нагрузках и высоком давлении, несмотря на его перепады. Существуют ещё положительные качества запорно-регулирующей арматуры:

  1. Плавный ход золотника, который регулируется шагом резьбы на втулке корпуса. В результате можно соблюдать параметры потока с высокой точностью. К тому же плавный ход снижает риск повреждения механизма вследствие гидравлического удара.
  2. Надёжность и долгосрочность эксплуатации всего приспособления.
  3. Широкое применение — от бытового водопровода до промышленного нефтепровода.
  4. Легко монтируется на любом участке магистрали. Занимает мало места и сравнительно немного весит.

К недостаткам запорных муфтовых приспособлений можно отнести высокий коэффициент гидравлического сопротивления, а это безвозвратные потери удельной энергии потока. Кроме этого, существуют ещё несколько негативных моментов:

  1. Ограничение диаметра труб — установка вентиля осуществляется на магистралях сечением до 300 мм.
  2. Необходимость выбора точной позиции арматуры в системе, так как вентиль пропускает жидкость только в одном направлении.
  3. Некачественная транспортировка вязкого носителя из-за возможного застоя в запорном узле.

В некоторых случаях затвор прикипает к седлу, в результате чего может просто оторваться от штока. Также при деформации затвора и седла под него качество герметичности соединения существенно снижается.

Материалы изготовления

  • Критериями выбора сплава металла для запорного вентиля являются устойчивость к коррозии, прочность, литейные свойства, характеристика рабочей среды. В производстве применяются латунь, чугун или сталь:
  1. Латунь марки ЛЦ40 Сд используется для изготовления корпуса изделия. Сплав меди с цинком обладает антикоррозионными свойствами, устойчивостью к резким перепадам температур, способностью выдерживать высокое значение рабочего давления. Латунная арматура чаще применяется в быту.
  2. Чугун. Тяжёлый материал с высокой степенью содержания углерода, отличается низкой стоимостью и долговечностью, хорошими литейными и антикоррозийными свойствами. Отрицательными характеристиками являются повышенная хрупкость и слабая морозоустойчивость. Такие качества могут привести к разрушению вентиля от удара или воздействия растягивающей нагрузки при больших морозах. Зато со средами высоких температур чугунный муфтовый вентиль справляется отлично. Обычно изделия применяются для перекрытия потоков жидкости и пара, когда к трубопроводным системам предъявляются высокие требования по герметичности и устойчивости к деформации.
  3. Стальные изделия широко применяются благодаря пластичности материала, высоким литейным свойствам и простоте механической обработке. Содержание в сплаве специальных легирующих элементов — кобальта, ванадия, хрома, марганца повышает прочность и термостойкость материала.

Разновидностями легированной стали являются нержавейка и жаростойкая. Первый вариант наделён антикоррозийными свойствами. Второй применяется для изготовления арматуры, эффективно работающей в магистралях с высокой температурой среды.

Виды конструкций

Чтобы сделать правильный выбор типа арматуры для трубопровода, необходимо иметь элементарные сведения об особенностях устройства изделия. Различают такие виды конструкции:

  1. Угловые вентили представляют собой соединение, которое устанавливается на участках изгибов и поворотов трубопровода. Основным преимуществом является более низкое гидравлическое сопротивление по сравнению с другими видами узлов.
  2. Проходной запорный вентиль — наиболее универсальное изделие, которое используется на любых участках вертикальных и горизонтальных трубопроводов.
  3. Прямоточный клапан. Форма корпуса более вытянута в длину, отсутствуют застойные зоны. Шпиндель расположен под небольшим наклоном к оси потока, поэтому носитель движется почти прямолинейно.

Недостатки приспособления — размеры и вес. Чтобы снизить гидравлическое сопротивление, разработчики увеличили параметры детали, соответственно увеличился и вес.

Тип герметизации клапана

  1. Одной из важных проблем является обеспечение герметичности уплотнения штока вентиля. Запорные клапаны различаются по типу герметизации:
  1. Сальниковые вентили характеризуются простым универсальным устройством, герметично перекрывающим жидкий или газовый носитель. Герметичность обеспечивается заполнением сальниковой камеры определённым веществом. В качестве наполнителя применяются разные материалы, в зависимости типа магистрали. Выпускаются с хлопчатобумажной, асбестовой или фторопластовой набивкой. В случае использования арматуры на средах, содержащих токсичные вещества, сальники необходимо подтягивать и перенабивать в определенные сроки, чтобы камера не начала пропускать окружающую рабочую среду. Также элементы запорного органа должны своевременно ремонтироваться во избежание разгерметизации.
  2. Сильфонные клапаны отличаются более сложным устройством и большей надёжностью. Функцию запорного вентиля выполняет узел, защищённый сильфоном. Внешне напоминает часть гофрированной трубки, один конец которой соединён с золотником, а другой с деталями корпуса. Такие приспособления применяются в системах, где возможная утечка рабочего носители имеет особую опасность. Сильфон — это прочная упругая оболочка, состоящая из одного или нескольких слоёв металла. После многочисленных деформаций она всегда остаётся достаточно плотной и неповреждённой.

Однако такие устройства наделены и противоположными качествами. Конструкция изделия не соответствует полному исключению возможной утечки. Также вышедший из строя сильфонный клапан требует много усилий и весьма дорогостоящего ремонта.

Замена изделия

Выполнить замену запорного муфтового вентиля несложно, однако без наличия стандартного слесарного набора инструментов и определённых навыков не обойтись. Хотя стояки многоквартирного строения являются общедомовым имуществом и ремонт, замена комплектующих входит в обязанности управляющей организации, на практике владельцы квартир иногда вынуждены делать это самостоятельно.

В первую очередь перекрывается подача воды или газа. Если замена выполняется в отопительной системе, временное прекращение теплоснабжения и слив воды предварительно согласовывается с управляющей компанией. Весь процесс замены вентиля состоит из несколько этапов:

  1. В намеченном месте системы вырезается часть трубы, равная длине устанавливаемой арматуры.
  2. На концах труб изготавливается резьба, диаметр и шаг которой должны быть аналогичными параметрам патрубков вентиля.
  3. Удаляются остатки стружки.
  4. Для обеспечения качественной герметичности наматывается уплотнитель из льняных нитей или ФУМ-ленты (в зависимости от назначения трубопровода).
  5. Вентиль накручивается на оба конца одновременно. При этом необходимо учесть направление движения, указанное на корпусе изделия. Аккуратно поворачивая запорное устройство, нужно следить, чтобы не возник перекос, так как может повредиться резьба. Также обратить внимание на положение рукоятки вентиля, которая должна располагаться сверху, иначе возникнут сложности при перекрытии воды. Стараться не перетягивать гайки, чтобы не разрушить тело трубы.
  6. Затем возобновляется подача рабочей среды и проверяется герметичность соединений. При необходимости неполадки устраняются.

Ремонт и установка вентиля выполняется аналогичным способом. В запорном узле часто из строя выходят резиновые прокладки, которые пересыхают или истончаются, но замена и низкая стоимость деталей практически не доставляют особых хлопот.

Продажа арматуры представлена обширным ассортиментом, в котором точно можно подобрать интересующую модель вентиля запорного муфтового. Только необходимо убедиться, что все его характеристики соответствуют ГОСТу, а также конкретным условиям и требованиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector