Как кладут трубы газа в море

21 декабря 201811:57

Крупнейший в мире трубоукладчик прибыл в Финский залив Балтийского моря, чтобы начать укладку глубоководной части «Северного потока-2». По данным навигационного портала Marinetraffic, Pioneering Spirit встал на точку маршрута вчера вечером. До этого судно совершило трехнедельный переход из Черного моря, где укладывало «Турецкий поток», и прошло мобилизацию в датском порту Нюборг.

Как кладут трубы газа в море marinetraffic.com.

Сейчас судно готовится к началу укладки балтийского газопровода. Pioneering Spirit будет вести работы на глубоководных участках. Если средняя глубина Балтийского моря составляет 51 метр, то в экономических зонах Финляндии и Швеции она превышает 400 метров.

У трубоукладчика работают сразу три судна снабжения — Sea Supra, Oceanic и Havila Crusader. Также в районе Pioneering Spirit находится балкер Symphony Performer. Он прибыл из финского порта Коверхар, где хранятся обетонированные трубы для «Северного потока-2».

За один раз Pioneering Spirit способен взять на главную палубу 27 тыс. тонн труб.

Ранее работы у берегов Финляндии выполнял другой трубоукладчик компании Allseas — Solitaire. По данным Marinetraffic, сейчас судно находится в районе датского острова Борнхольм. Дания — единственная страна, которая не выдала разрешение на строительство газопровода (в своих территориальных водах).

Поэтому оператор проекта Nord Stream 2 AG подал заявку на альтернативный маршрут — в экономической зоне страны с обходом острова Борнхольм к северу. В этом случае датские власти должны выдать только экологическое разрешение. Оно еще не выдано и, очевидно, Solitaire начнет укладку от границы датской экономической зоны по шведской.

С другой стороны от острова, в немецкой экономической зоне, газопровод к датскому участку будущего газопровода «подтягивает» трубоукладчик Audacia.

Как кладут трубы газа в море

В начале декабря в «Газпроме» сообщили, что укладка двух ниток балтийского газопровода завершилась у берегов Германии и всего на трассе «Северного потока-2» уложено 300 километров труб.

Строительство «Северного потока-2» идет в соответствии с графиком, трубы в прибрежной Германии уже уложены, продолжаются работы в территориальных водах России, а также в исключительных экономических зонах Германии и Финляндии, сообщили в российском холдинге.

Всего, по данным Nord Stream 2AG, в морских работах участвует 20 судов. Приход трубоукладчика Pioneering Spirit значительно ускорит работы. Он способен укладывать более 100 километров газопровода в месяц. Технический директор оператора газопровода Сергей Сердюков заявил в начале ноября, что на строительстве ждут Pioneering Spirit.

«Как только он явится, мы перепроверим наши планы, (рассчитаем), как сделать это максимально эффективно с учетом погоды, с учетом сезонных разрешений», — сказал Сергей Сердюков агентству РИА «Новости» и уточнил, что сроки строительства могут быть откорректированы и задача состоит не в том, чтобы выполнить какой-то пункт плана, а в полной реализации проекта в срок.

Pioneering Spirit является крупнейшим судном в своем классе. Его общая длина составляет 477 метров и оно представляет собой катамаран, способный укладывать газопровод при глубине моря до 4 км (В Черном море по маршруту «Турецкого потока» она составляла 600−2000 метров). Грузоподъемность судна — до 48 тыс. тонн, что позволяет перемещать целые морские платформы.

На его борту предусмотрено размещение 571 человека. Там установлены 13 станций сварки и 6 станций по изолированию газопровода. По своим характеристикам, возможности Pioneering Spirit вдвое превышают те, что есть у Audacia, которая сейчас ведет укладку «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. По оценкам экспертов, стоимость фрахта судна составляет 250−300 тыс.

 евро в сутки.

Напомним, что длина балтийского газопровода составит более 1200 километров и он пройдет вдоль уже действующего «Северного потока». Планируемая мощность двух ниток магистрали — 55 млрд кубометров в год.

Строительство газопровода стоимостью 9 млрд евро планируется завершить в конце следующего года, когда завершится действие российско-украинских контрактов на поставку и транзит газа. Исходя из действующих тарифов на транспортировку газа через Украину, смена маршрута лишит «Нафтогаз Украины» доходов от транзита в $ 1,5 млрд.

Еще $ 500 млн нацкомпания потеряет на «Турецком потоке». Общие же доходы «Нафтогаза Украины» от транзита газа составили в прошлом году около $ 3 млрд.

Физика Северного Потока или – потечет ли вообще газ в Европу? : Экономика и бизнес Newsland

Как кладут трубы газа в море

Очень странно, но складывается впечатление, что при строительстве Северного Потока мало кто задумывался о физике процесса. Известно, что обычный газопровод имеет сечение около 1 метра, а газонапорная станция стоит каждые 100-150 км. Давление, которое создает ГНС составляет 50-60 атмосфер. При такой конфигурации нитка газопровода имеет известную пропускную способность примерно в 100 млн кубов в сутки, что составляет примерно 30 млрд кубов в год.

Что будет, если нитку удлинить на порядок? Пойдет ли газ?

Очень вряд ли, не так ли? Некогда тов. Путин надеялся, что Сименс поставит волшебные турбины на ГНС, которые дадут 250 атм, однако недавно было сообщено, что на входе морской ветки ставятся обычные турбокомпрессоры на 60 атм. Чудес на свете не бывает.

Давайте сделаем грубую оценку по СП.

1. Площадь сечения трубы диаметром чуть больше 1м составляет около 1 м2.

2. Давление 1 атм создает усилие на данной поверхности около 10 тонн. 60 атм создадут усилие 600 тонн.

3. Плотность газа при атмосферном давлении – 0.7 кг/м3. При давлении в 40 атм (среднее) плотность составит около 30 кг/м3.

4. Длина трубы 1200 000 метров. Объем трубы ~ 1млн м3.

5. Общий масса газа внутри трубы – 1млн*30кг ~ 30 тыс тонн.

Вопрос: как считаете много ли наработает усилие 600 тонн с массой 30 тыс тонн, даже без учета трения в трубе? Усилие-то меньше в 50 раз массы, к которой оно приложено.

Мы пока не принимали в расчет трение газа в трубе, которое возникает при движении газа на скорости. Хоть заполируй поверхность, но есть закон, согласно которому скорость поверхностного слоя у стенки трубы равна нулю, а трение газа создает эффект нелинейного (экспоненциального) падения давления.

Например, если на дистанции в 200 км давление упадет в 2 раза, то на для того, чтобы, прокачать аналогичный объем на 400 км, входное давление нужно увеличить в 4 раза, а для 600 км уже в 8 раз.

Для 800 км – 16 раз, 1000км – 32 раза и так далее. Не зря советские газовики выбрали именно такую конфигурацию периодичности газонапорных станций. А ведь построить ГНС – удовольствие весьма недешевое.

У них такая конфигурация реально работает.

А вот будет ли работать у Путина – большой вопрос, впрочем, ответ на который мы скоро узнаем. Каково оно – новое платье короля?

Как строят газопровод "Северный поток-2" – уникальное видео укладки труб на дно Балтики

https://ru.armeniasputnik.am/20190521/Kak-stroyat-gazoprovod-Severnyy-potok-2-unikalnoe-video-ukladki-trub-na-dno-Baltiki-18714778.html

Как строят газопровод “Северный поток-2” – уникальное видео укладки труб на дно Балтики

Как строят газопровод “Северный поток-2” – уникальное видео укладки труб на дно Балтики

Смотрите на видео Sputnik, как специальное судно укладывает на дно Балтики 12-метровые трубы. 21.05.2019, Sputnik Армения

  • 2019-05-21T17:18+0400
  • 2019-05-21T17:18+0400
  • 2019-05-21T17:18+0400

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1871/43/18714376_6:-1:1280:720_1920x0_80_0_0_fe4b22a70585f4990be126bf5747bb16.jpg

Sputnik Армения

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Армения

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_AM

Sputnik Армения

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1871/43/18714376_101:-1:1247:720_1920x0_80_0_0_7a0ac479e65b12b2e9eb3b9b0442163e.jpg

Sputnik Армения

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Армения

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

видео, мультимедиа

Смотрите на видео Sputnik, как специальное судно укладывает на дно Балтики 12-метровые трубы.

Строительство газопровода “Северный поток-2” уверенно идет к своему завершению. Украина готовится потерять российский газовый транзит, действующий контракт истекает в конце года.

Проект “Северный поток — 2” предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Газопровод также пройдет через территориальные воды или исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. Последняя пока что не дала разрешения на строительство.

Отметим, что российские власти многократно заявляли, что характер этого проекта исключительно коммерческий, а целью называли повышение энергетической безопасности Европы.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу

  • “С ЛЕГКОЙ РУКИ”
  • “ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
  • Подготовила
  • Татьяна КРОЛИКОВА

В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия – Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного “проекта века” окажется заложником “голубого потока”. Ученые создали инициативную группу,  которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.

В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член со­вета Социально-экологического союза За­падного Кавказа и Российского националь­ного совета неправительственных при­родоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А.

Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архи­текторов СССР и РФ М.М. Осичева, док­тор технических наук Г.А. Головко.

После завершения работы материалы экспер­тизы были в эксклюзивном порядке пре­доставлены редакции нашей газеты.

Выводы, сделанные учеными, настоль­ко тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей.

Цель, которую ставили перед собой спе­циалисты, они сформулировали так: “Ос­новной целью было намерение обосно­вать серьезную обеспокоенность веро­ятными экологически негативными и ка­тастрофическими последствиями строи­тельства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уни­кальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смер­тельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на се­годня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаи­модействии с газопроводом угрозу ката­строфических последствий для окружа­ющей среды. Эта естественная неопре­деленность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальнос­тью проектируемого сооружения состав­ляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода “голу­бой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!”

Читайте также:  Поможет ли лапароскопия забеременеть при непроходимости маточных труб

Сначала о самом газопроводе

Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километ­рах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух ки­лометрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок га­зопровода в Турции, в городе Самсун.

Проектная протяженность – 396 километ­ров. Из них примерно одиннадцать кило­метров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров – по континентальному скло­ну (глубины от ста до двухсот метров).

Большая часть трассы газопровода пла­нируется в международных водах, 340 ки­лометров. Проектная производитель­ность – 43,8 миллиона кубических мет­ров газа в сутки. Следует особо подчерк­нуть одно обстоятельство, которое тща­тельно скрывается авторами проекта.

На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет су­щественно превышать внешнее гидро­статическое.

Что же собой представляет дно Чер­ного моря, по которому планируется про­кладка газопровода? Геологические поро­ды здесь малоустойчивы. Часты подвод­ные оползни.

Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантс­кую энергию, достаточную для разруше­ния даже высокопрочных толстостенных труб газопровода.

Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона по­рождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газо­провода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается про­шлогодними землетрясениями в Турции.

Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активно­стью. Это неизбежно приведет к разру­шению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки спо­собны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпав­шим из потока грунтом.

В той части морского дна, где пред­полагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопрово­да может спровоцировать разрушение донных грунтов.

Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В час­тности, гидрографическая служба Черно­морского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в райо­не мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.

– Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!

Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широ­ковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта “Голу­бой поток” о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет нахо­диться под существенным избыточ­ным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных про­цессов, но и военных действий, воен­ных учений, актов терроризма, нару­шений технологий прокладки и эксплу­атации газопровода, а также случай­ных воздействий при различных рабо­тах на акватории.

Итак, предположим, что на морс­ком шельфе произошел прорыв газо­провода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубо­проводе газа.

Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростати­ческих эффектов в облаке водяной пыли над выбросом.

Высокую вероят­ность этого подтверждают многочис­ленные случаи самовозгорания и взры­вов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Та­манском полуостровах.

Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработ­чики проекта. Ширина шельфа в поло­се прокладки трубопровода – 11 кило­метров, море здесь обитаемо до глу­бины более ста метров, а биота не при­способлена к мощным мутьевым на­грузкам.

Придонные условия и большие ко­личества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морс­кой воде может сыграть роль катали­затора в этом процессе.

В случае массового прорыва газа морские те­чения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному по­бережью и далее к Крыму.

При проры­ве а турецкой части моря пострада­ют не только побережье Турции, но и грузинские берега.

Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.

Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта “Голубой поток”.

Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безо­пасности бассейна Черного моря.

В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн – исключитель­но замкнутый, в котором любое эколо­гически негативное событие затраги­вает интересы всех причерноморских государств и их населения.

Поэтому узкоотраслевой подход РАО “Газпром” при создании и осуществлении проекта “Голубой поток” противоречит не только международным обязатель­ствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.

Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российско­го газа в Турцию. “Восточный”, “запад­ный” и так далее. Они могут быть осу­ществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отра­жения в проекте РАО “Газпром”.

Наше побережье – единственный в России субтропический курортный ре­гион. Население его прямо или косвен­но связано с лечебно-оздоровитель­ной деятельностью. И уже сейчас сам проект “Голубой поток”, его осуществ­ление и будущая эксплуатация газо­провода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курор­там страны.

Это и потеря привлека­тельности региона, и снижение инте­реса к инвестициям в курортный биз­нес, поскольку “опромышливание” Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело.

Примером служит разлив нефти на термина­ле Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабар­динке и Геленджике.

Сторонники “Голубого потока” обе­щают щедрые компенсации курортно­му региону и его населению за поне­сенные потери и неизбежный риск.

связанный с осуществлением проек­та и деятельностью газопровода, вклю­чая аварийные ситуации. В частности, РАО “Газпром” сулит повальную гази­фикацию всех населенных пунктов побережья.

Но широкой общественно­сти неизвестны полноценные право­вые документы, подтверждающие и гарантирующие это.

Как сварить последний шов «Северного потока – 2»?

Прибрежный участок трубы, который идет от немецкого берега, и глубоководный участок трубы соединят методом надводного захлеста.

Он заключается в следующем: сначала концы двух труб опускаются на морское дно параллельно друг другу и с нахлестом. Далее с судна-трубоукладчика опускаются водолазы, которые прикрепляют к концам труб камеры плавучести – закрытые камеры, которые заполнены воздухом или другим плавучим материалом.

Водолазы также закрепляют на трубах подъемные тросы, которые опущены с шести кранов-укосин – грузоподъемных кранов А-образной формы, которые закреплены вдоль борта судна.

На тросах оба конца труб по очереди поднимаются над поверхностью воды. Над водой концы труб обрезаются до нужной длины (до этого, напомним, они были с нахлестом), зачищаются и свариваются. Должно получиться то, что называется кольцевым сварным соединением, или, иначе говоря, неразъемным швом. На концы труб наносится покрытие, которое обеспечивает гидроизоляцию.

Затем судно-трубоукладчик, двигаясь боком, плавно опускает трубу на дно дугой.

На дне моря трубы обычно лежат под собственным весом, без специального крепления, потому что вес каждой трубы после нанесения бетонного покрытия достигает нескольких тонн.

Добавим, что в некоторых местах, например у выходов на берег, для обеспечения стабильности трубы укладывают в специальные траншеи и сверху присыпают грунтом.

О соединении участков газопровода «Северный поток – 2» методом надводного захлеста подробно рассказывается на официальном сайте компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG, а нагляднее процесс можно представить при помощи размещенного там же видеоролика.

В понедельник стало известно, что специалисты трубоукладочной баржи «Фортуна» осуществили сварку последней трубы второй нитки газопровода. После этого труба под номером 200 858 будет погружена на дно Балтийского моря в германских водах.

А после этого как раз и будет проведена методом надводного захлеста стыковка прибрежных секций, идущих от побережья Германии, и глубоководных, идущих из вод Дании.

Затем будут проведены пусконаладочные работы по второй нитке, чтобы ввести газопровод в эксплуатацию до завершения нынешнего года.

После завершения строительства «Северного потока – 2» будут проведены дополнительные испытания, а вводу в эксплуатацию будет предшествовать независимая проверка и сертификация. После чего Россия получит возможность поставлять газ в Европу по дну Балтийского моря – объемами до 55 млрд кубометров топлива в год.

«СП-2» против Baltic Pipe: Русские укладывают в сутки 1,3 км трубы, а поляки — 4 км

По данным портала MarineTraffic, утром 11 июля трубоукладочная баржа «Фортуна» имела статус «ограниченная маневренность». Тем не менее погода в Балтийском море благоприятствует, и можно предположить, что скорость строительства линии «А» (1-й по проекту ветки) «СП-2» по 1,3 км в сутки сохранится в ближайшее время.

Читайте также:  Сарай из круглой трубы своими руками

Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и сейчас на ней ведутся пусконаладочные работы. Рабочие производят очистку, испытания на прочность и герметичность, после чего начнется наполнение трубы газом.

Параллельно оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG занимается процедурными вопросами, включая сертификацию и разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию. Сколько это займет времени, не совсем понятно.

Но точно не долгие месяцы, хотя в наш беспокойный и переменчивый век возможны любые сюрпризы.

Второй российский трубоукладчик — судно «Академик Черский» находится в режиме ожидания, но 17 июля может приступить к укладке трубы в исключительной экономической зоне Германии южнее мелководного района Адлергрунд. Ему предстоить достроить часть ветки длиной 2,6 км.

По меркам западных компаний, речь идет о совсем небольшом объеме работ, но «Черский» зарекомендовал себя, как ну очень медлительный подрядчик. Эксперты считают, что у трубоукладчика имеются технические проблемы и, возможно, невысокая квалификация экипажа. Именно поэтому ему отведена роль дублера, тогда как основная нагрузка лежит на «Фортуне».

Конечно, можно было бы оставить участок в районе Адлергрунд за баржей, но, похоже, Nord Stream 2 AG торопится и отчаянно ломает голову над скорым завершением строительства. Оно и понятно: напряженность вокруг проекта никуда не делась, поэтому каждый выигранный день имеет очень большую цену.

Судя по набранному темпу, а также с учетом подключения «Черского», 1-я ветка будет готова ориентировочно в 20-х числах августа, конечно, если не подведет погода. Осталось уложить примерно 40 км трубы, в том числе 25 км в исключительной экономической зоне Дании. Не так уж и много даже для медленных российских трубоукладчиков.

Любопытно, что доставка труб к «Фортуне» осуществляется с южного терминала порта Мукран, а его северный терминал используют корабли, строящие газопровод Baltic Pipe, который является прямым конкурентом «СП-2».

Этот проект мощностью 10 млрд кубометров, реализуемый датским оператором газотранспортной системы EnergiNet и польским оператором ГТС Gaz-System, является для Варшавы стратегически важным — своего рода фигой, показанной Москве.

Суда обеспечения, как «СП-2», так и Baltic Pipe, действуют в отношении друг друга предельно корректно.

Во всяком случае не строят козни, а просто работают, тогда как Варшава не скрывает свою лютую ненависть к Москве.

Очевидно, что немцам удается держать ситуацию под контролем, несмотря на перегруженную логистику и напряженность между двумя трубоукладочными флотами — российским и польско-датским.

Тут надо учитывать тот момент, что Дания, казалось бы, верный союзник и экономический партнер Польши, фактически заблокировала строительство сухопутного участка Baltic Pipe.

Всего по решению Апелляционного совета по окружающей среде и продовольствию Дании, запрет распространяется на 49-километровый участок в западной части острова Фюн и в восточной части полустрова Ютландия от существующей компрессорной станции «Эгтвед» до пролива Малый Бельт.

То, что поляками ведутся работы в море, ровным счетом ничего не означает. Копенгаген упорно настаивает на соблюдении своего жесткого природоохранного законодательства.

Дескать, если на пути трубы имеется хотя бы одно гнездышко пташек, вредить им не моги. Пшеки, понятное дело, в этом запрете видят подлую руку Москвы и слышат гаденький смех Берлина.

И все-таки Варшава надеется уломать Копенгаген и даже подала новую заявку. Ответ должен быть где-то через 8 месяцев, и не факт, что положительный.

Так, аналитическое издание Energetyka 24. pl с горечью пишет: «Неминуемое завершение Nord Stream 2 будет означать ни больше, ни меньше, как фиксацию, известной со времен Бисмарка немецко-российской кооперации.

В то же время блокировка Baltic Pipe являет собой отсутствие альтернативы для Польши».

Ситуация подается так, что бывшие сталинисты и гитлеровские потомки договорились между собой, чтобы сорвать срок завершения строительства польской трубы, назначенный на октябрь 2022 года. Типа, датчане прогнулись и вероломно подставили ляхов.

Короче, если пшеки не успеют к началу 2023 года, то им придется опять заключать контракт с Газпромом. Однако можно прочесть в прессе датского королевства, что не так уж много хотят экологи. Уже есть предварительные оценки, во сколько обойдется компаниям EnergiNet и Gaz-System соблюдение природоохранных норм на сухопутном участке.

Мол, проект подорожает всего на 80 млн евро — сущие копейки на фоне общих затрат. Гораздо важнее упущенное время, но и здесь все не так трагично, как подают польские СМИ. Срок ввода Baltic Pipe может сдвинуться вправо на 3 месяца. Так что чисто теоретически Варшава укладывается в дедлайн. Так ли это на самом деле, покажет время.

Что касается текущей укладки трубы Baltic Pipe на морском участке, то сейчас работы ведутся в исключительной экономической зоне Швеции, но на днях перейдут в ИЭЗ Дании. Строительство ведет трубоукладчик ледового класса «Castorone» компании Saipem. Его средняя скорость укладки труб составляет 4,325 км/сутки — более чем в 3 раза быстрее рекорда «Фортуны».

В отличие от нашей баржи с якорным позиционированием, «Castorone» имеет динамическое позиционирование. Плюс к этому, при приемке труб от судна обеспечения трубоукладчик не останавливается.

Если наш трубоукладочный флот, включая якорезаводчиков, составляет в общей сложности 17 кораблей, то платформу «Castorone» сопровождает 5 вспомогательных судов. В ближайшее время к строительству Baltic Pipe подключится еще один трубоукладчик «Castoro Sei».

Именно ему предстоит выполнить 4 сложнейших перехода через нитки «СП-2» и «СП». Между тем, это произойдет очень скоро. Теоретически пшеки заинтересованы в том, чтобы «нечаянно» повредить нашу трубу и сорвать завершение работ в конце августа.

А там, глядишь, погода испортится и к власти в ФРГ придет 40-летняя Анналена Бербок, позиционирующая себя как русофобку.

Немцам, похоже, этого очень не хочется. Там, где Baltic Pipe ляжет на «СП-2» — южнее острова Борнхольм — не так давно находилось германское исследовательское судно Noor Supply, которое якобы искало оставшиеся со 2-й Мировой боеприпасы.

Однако европейские эксперты полагают, что корабль готовил «место встречи» и изучал риски аварии. Возможно, именно поэтому подключили судно «Castoro Sei», которое строило первым «Северный поток» и не так давно закончило укладку труб на морском участке Трансадриатического газопровода.

Выбор в его пользу логично расценивать, как наличие у проекта «СП-2» сильных сторонников среди европейцев.

В целом картина видится не такая уж плохая для Москвы. Все указывает на то, что «СП-2» скоро достроят. Но очевидно и то, что баржа «Фортуна», и уж тем более «Академик Черский» не будут востребованы в других международных проектах. Они строят очень медленно и на мелководье.

Как «Газпром» сможет воспользоваться польским газопроводом Baltic Pipe

Новый газопровод обеспечит поставки топлива с норвежских шельфовых месторождений в Северном море через Данию в Польшу. Проектная мощность – 10 млрд кубометров в год. Срок ввода в эксплуатацию – 1 октября 2022 года. Потребности в инвестициях оцениваются более чем в €1,5 млрд.

Предусматривается соединение и модернизация норвежской и датской газотранспортной инфраструктуры, строительство компрессорной станции в Дании. Ну а главная задача – прокладка 230 километров трубопровода по дну Балтийского моря – от датских берегов к польским.

Из-за чего на мировом рынке газа начался «идеальный шторм»

Итальянский подрядчик должен начать работы во втором полугодии текущего года. На первом этапе предстоит подготовить строительные площадки в районах входа-выхода газопровода в море, обследовать морское дно, которое может хранить взрывоопасные сюрпризы – наследие двух мировых войн. До укладки трубы дело дойдет не раньше лета 2021 года.

По словам Анджея Дуды, новый маршрут поставок голубого топлива имеет большое значение для экономики Европы и энергетического суверенитета ЕС. Планы Польши амбициозные – не только обеспечить потребности внутреннего рынка, но и перепродавать излишки газа соседям, в частности, Украине.

«Мосты» многолетнего сотрудничества с «Газпромом» с польской стороны сожжены. Осенью 2019 года Варшава официально уведомила, что в будущем полностью откажется от российского газа.

Не случайно объявленный срок завершения строительства Baltic Pipe участники проекта подгадали к окончанию контракта с «Газпромом». По словам директора по исследованиям VYGON Consulting Марии Беловой, проект реализуется совместно системными операторами датской и польской ГТС. При слаженных действиях завершить работы по графику вполне реально.

«Скорость укладки подводного газопровода в среднем составляет три километра в сутки. Значит, строительство линейной части Baltic Pipe можно закончить за три месяца. Однако это только один участок сложного проекта», – пояснила Мария Белова.

В настоящий момент PGNiG ежегодно закупает в России до 9 млрд кубометров газа. При этом потребности Польши составляют 16 млрд кубометров в год. Разницу покрывают за счет собственной добычи – около 5 млрд кубометров, а также экспорта сжиженного газа (СПГ).

Долгосрочные контракты по СПГ заключены с катарской компанией Qatargas и американскими Cheniere Marketing International, Venture Global LNG и Port Arthur LNG. Поставки сжиженного газа начались в июне 2016 года. Танкеры приходят в польский порт Свиноуйсьце, где расположен завод по регазификации.

Мощность терминала – 5 млн тонн СПГ в год, что соответствует примерно 7 млрд кубометров газа. Есть возможности увеличить производительность терминала до 7,5 млн тонн СПГ (около 10 млрд кубометров после регазификации).

Если все сложится так, как рассчитывает руководство PGNiG, то к началу 2023 года компания может рассчитывать примерно на 24 млрд кубометров газа в год. Получается, что для перепродажи останется примерно треть этого объема.

Оценка носит условный характер. В реальности газа для реэкспорта скорее всего будет меньше. По словам Марии Беловой, при бронировании мощностей Baltic Pipe в 2017 году была проведена процедура open season, по результатам которой с PGNIG были заключены долгосрочные соглашения на прокачку 8,9 млрд кубометров в направлении Норвегия-Польша.

Читайте также:  Какую нагрузку выдерживает пластиковая труба в канаву

Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ

Кроме того, проектом предусмотрена работа трубопровода в обратном направлении мощностью до 3 млрд кубометров.

Еще около 1 млрд кубометров мощностей Baltic Pipe зарезервирован для осуществления краткосрочных сделок, отметила эксперт. Тем самым соблюдены требования Третьего энергопакета ЕС.

Реэкспорт 7-8 млрд кубометров в год нельзя считать серьезным. Конечно же, это не исполнение давней мечты Польши стать региональным газовым хабом.

Ко всему прочему есть ряд обстоятельств, ставящих под сомнение достижение поставленных целей. Период низких цен на газ из-за падения спроса в Европе может оказаться затяжным. Не факт, что сланцевые компании США справятся с этим испытанием. Это ставит под сомнение стабильность поставок американского СПГ.

Хватит ли норвежского газа?

Теперь, что касается норвежского газа, ради которого, собственно, и затеяли строительство Baltic Pipe. За последние годы PGNiG приобрела доли в 27 лицензиях на разработку шельфовых месторождений Северного моря, а в 4 проектах является оператором.

Однако этих объемов недостаточно, чтобы по полной загрузить новую «трубу». Например, сейчас на долю поляков приходится всего 540 млн кубометров газа в год. Через два с половиной года PGNiG увеличит показатель более чем в пять раз – до 2,5 млрд кубометров.

В начале «нулевых» годов Норвегия добывала около 150 млрд кубометров газа, в 2018 году – всего 121 млрд кубометров. В прошлом году добыча снизилась еще на 6%.

В среднесрочной перспективе переломить негативную тенденцию не удастся, признает норвежский Директорат нефти.

В результате к 2025 году добыча голубого топлива в стране может составить не более 112 млрд кубометров.

Таким образом, ради Baltic Pipe Норвегии придется пожертвовать кем-то из своих старых европейских покупателей, которые с легкостью найдут другого поставщика. Им может стать «Газпром» или производители СПГ.

Насколько это целесообразно? Ресурсов для развития экспансии на восток у норвежцев нет, да и возможности нового транзитного маршрута ограничены. Это не российские «Северные потоки», мощность каждого из которых в пять с половиной раз больше (55 млрд кубометров) Baltic Pipe.

Полупустая труба не оставляет Варшаве шансов зарабатывать на спекуляциях газом. Если очистить проект Baltic Pipe от антироссийской риторики, то становится очевидным, что поставки с востока обходятся дешевле всем, включая поляков.

Как «Газпром» сможет засудить ненадёжных подрядчиков «Северного потока – 2»

В комментарии «Профилю» сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напомнил, что для Украины Baltic Pipe имеет двойственное значение.

С одной стороны, после модернизации польской трубопроводной инфраструктуры, откроется возможность импорта с запада до 6 млрд кубометров газа в год.

С другой стороны, поставки по реверсной схеме обойдутся «Нафтогазу» дороже, чем прямые из России.

«Варшава видит Украину в качестве потенциального покупателя газа, поставляемого по Baltic Pipe. При этом экономическая выгода для украинского потребителя от такой схемы не очевидна», – констатировал Дмитрий Марунич.

Собеседник «Профиля», впрочем, не исключил, что ситуация может измениться в случае организации виртуального реверса на украинско-польской границе. Однако экономику таких операций сейчас оценить сложно, признает эксперт.

С учетом этих обстоятельств проект Baltic Pipe представляется не столь выгодным предприятием. Надо ли удивляться, что его долгое время откладывали. Впервые пытались подступиться в 2001 году, затем – в 2007-м, третью попытку предприняли в 2017 году. Но только через три года дело, кажется, дошло до практической реализации.

К этому времени ситуация на газовом рынке Евросоюза кардинально изменилась. В силу различных причин, в том числе при активном участии Польши, сухопутные маршруты транзита трубопроводного газа во многом утратили значение.

Настоящее принадлежит морским газопроводам, которые Россия строит на Балтике. В декабре 2011 года заработал «Северный поток – 1». До конца текущего года должно быть завершено строительство «Северного потока – 2».

Это – четыре трубы, над которыми придется укладывать Baltic Pipe. Без согласования с операторами газопроводов – Nord Stream и Nord Stream 2 – не обойтись.

Поляки уверяют, что вопрос был урегулирован в декабре 2019 года. Мария Белова ссылается на январскую публикацию Gazeta Wyborcza, в которой приводится заявление исполнительного директора Gaz-System Томаша Стемпеня о достижении договоренностей и подписании части документов по пересечению инфраструктур.

«Однако на сайте Gaz-System информации на этот счет не размещено. Поэтому мы можем исходить из того, что для прокладки Baltiс Pipe требуется согласие операторов «Северных потоков» и работа над получением разрешительных документов ведется», – отметила Мария Белова.

В техническом плане сложностей не предвидится. Ведь пересечение подводных газопроводов операция не уникальная и рисков в себе не несет, пояснила эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова. Прохождение одной трубы над другой – прежде всего технический вопрос, говорит она.

«Бесспорно, что это требует оформления ряда документов. Однако юридические аспекты в данном случае лежат вне рамок Конвенции ООН по морскому праву и имеют договорную природу», – уточнила юрист.

Вместе с тем Елена Попова напомнила, что для Baltiс Pipe необходимо разрешение всех прибрежных государств, через территориальное море или исключительную экономическую зону которых пройдет трасса газопровода – Польши, Дании и Швеции.

В настоящее время проект поддержали Польша и Дания – главные заинтересанты. С этим проблем не возникло, ведь вопросы строительства газопровода в территориальных водах подлежат внутреннему урегулированию каждым государством.

Швеция же работы в своей исключительной экономической зоне еще не санкционировала. Согласно Морскому праву, в этих водах государства пользуются свободой прокладки подводных трубопроводов, но обязаны учитывать права и обязанности «хозяев», соблюдать их законы и правила.

В свою очередь прибрежные государства не вправе препятствовать таким проектам, подчеркнула Елена Попова. Следовательно, Швеция рано или поздно Baltiс Pipe одобрит.

Кстати, может случиться, что Варшава, продвигая проект собственного газопровода, старается в интересах Москвы. В 2014 году «Газпром» подал иск в Третейскую группу ВТО, с требованием изменить Регламент Евросоюза о преференциях новым проектам поставок газа в ЕС из всех стран, кроме России.

Жалоба рассматривалась четыре года. В итоге был вынесен вердикт, обязывающий Еврокомиссию дать разрешение «Газпрому» использовать для транзита все газопроводы, включая Baltic Pipe.

Россия прекратила поставку газа в Европу через Беларусь: что известно

Прокачка газа из России в Европу по газопроводу “Ямал – Европа”, проходящему через Беларусь, прекратилась 30 октября. Еще утром объемы прокачки начали снижаться, но чуть позже она вовсе прекратилась, свидетельствуют данные Gascade.

При этом в небольших объемах начался реверс топлива (обмен газом между операторами ГТС) по трубопроводу в обратном направлении, сейчас он достиг почти 168 тыс. куб. м в час. Об этом сообщает “ТАСС”.

“Ямал Европа” – газопровод, введенный в действие с целью обхода Украины. Трубопровод начинается в газотранспортном узле в Торжке (Тверская область, Россия) и проходит по территории РФ, Беларуси, Польши и Германии.

Примерно в 09:00-10:00 прокачка была снижена. Но уже в 11:00 она была полностью прекращена.

Еще 25 октября поставки газа по трубопроводу “Ямал-Европа” упали до 8 млн куб. м в день. При этом забронировано 31 млн. В “Газпроме” объяснили это тем, что выполняют заявки потребителей.

Напомним, компания “Газпром” не стала бронировать допмощности на транзит газа в Европу через Украину на ноябрь. Однако по газопроводу “Ямал – Европа” забронировала транзит аж на 31,4 млн кубов в сутки.

Если российский концерн продолжит вести такую политику, объем недопоставленного газа в ЕС составит более 5 млрд куб. м. Это может произойти уже к концу отопительного сезона 2021-2022.

Цена газа в Европе остается высокой – около $900 за 1 тыс. куб. м. Помимо этого, регион вошел в сезон отбора газа с самыми низкими запасами топлива в истории.

Тарифы и счета для жителей еврозоны уже повышаются, а энергокомпании и заводы закрываются. Но лидеры ЕС уже рассказали, как намерены бороться со стремительным ростом цен на энергоресурсы. Среди прочего они попросили Европейский инвестиционный банк ускорить привлечение инвестиций для перехода к зеленой энергетике.

Еврокомиссии (ЕК) дали целый ряд поручений, среди которых:

  • разработка мер по повышению устойчивости энергосистемы ЕС;
  • обеспечение безопасности поставок энергоресурсов;
  • оказание срочной поддержки потребителям и компаниям в связи с энергетическим кризисом. Это поручение касается отдельно также стран-членов союза.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL, польская нефтегазовая госкомпания PGNiG направила письмо в российский концерн “Газпром” с просьбой снизить стоимость газа по “Ямальскому контракту”. В компании заявили, что взлет цен в Европе является основанием для пересмотра ценовых условий по текущему соглашению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector