Лесозаготовительная техника и механизация вырубки

Технология лесозаготовительных работ

В Европе самой распространенной стала так называемая скандинавская технология заготовки леса (разработана в Швеции и Финляндии). Она подразумевает сортиментную лесозаготовку и предполагает применение мощной лесозаготовительной техники — харвестеров (рисунок.4) и форвардеров (рисунок.5). Харвестеры (от англ.

harvester — жнец, собиратель урожая) — многооперационные лесосечные машины, предназначенные для выполнения комплекса операций: валка, обрезка сучьев, раскряжевка и пакетирование сортиментов при проведении сплошных и выборочных рубок, а также рубок ухода. Форвардеры (от англ. forwarder — перевозчик, экспедитор) — самозагружающиеся машины для трелевки сортиментов.

В технологические задачи этих машин входит сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада и штабелевка сортиментов. Конструкция оборудования форвардеров состоит из погрузочного модуля — манипулятора и грузового модуля — тележки. Средняя производительность форвардеров при работе после харвестера — 12 кубических метров в час.

Один комплекс «харвестер плюс форвардер» может заменить до 80 работающих на лесосеке по традиционной технологии. Объемы заготавливаемой древесины несопоставимы с ручным трудом — по традиционной технологии бригада из семи-восьми человек заготавливает 7—8 тысяч кубометров за год, а связка «харвестер — форвардер», позволяет заготавливать до 60 тысяч и более.

Производительность заготовки древесины на одного человека возрастает примерно в восемь раз.

Заготовка сортиментами была широко распространена до появления специальных лесозаготовительных машин. Технологический процесс лесосечных работ при этом был расчленен на многочисленные трудоемкие операции, выполняемые непосредственно на лесосеке.

С появлением различных машин, предназначенных для механизации отдельных операций лесосечных работ, и, прежде всего мощных трелевочных средств, трелевка стала производиться хлыстами, а затем деревьями.

Это позволило исключить из комплекса лесосечных работ ряд операций и перенести такие трудоемкие работы, как обрубку сучьев, раскряжевку хлыстов, сортировку и штабелевку сортиментов сначала на верхний, а затем и на нижний склады.

Переход на вывозку хлыстами и деревьями снизил трудоемкость лесосечных работ, повысил культуру производства, способствовал дальнейшему росту производительности труда.

В последнее время в связи с разработкой и внедрением новых машин, обеспечивающих заготовку сортиментов, а также производство пиломатериалов на лесосеке или верхнем складе, сортиментная заготовка, особенно при не­больших объемах производства становится эффективной.

Рисунок 16- Харвестер.

Рисунок 17- Форвардер.

Лесозаготовка – трудоемкий процесс, основанный на переработке древесины. Переработка состоит из заготовки древесины, транспортировки и первичной обработки заготовленной древесины. Лесозаготовки – основной вид лесопользования. Свойства пород дерева в лесозаготовке имеет большое значение и самое разнообразное применение.

Древесина лиственных пород, получаемая в процессе лесозаготовки, – крепкая, широта применения их гораздо шире, чем у хвойных. Процесс лесозаготовки производится преимущественно в зимнее время.

Технологический процесс лесозаготовки – это совокупность всех производственных операций по лесозаготовке, результатом которых являются полученные лесоматериалы.

Лесозаготовка осуществляется преимущественно двумя способами: сортиментным и хлыстовым. Во многом выбор метода зависит от состава почвы, климатических условий, толщины древесных стволов, для чего в дальнейшем будет использоваться древесина. Одним из подготовительных этапов лесозаготовки является валка деревьев.

Основные требования при валке деревьев – выполнение валки в нужном направлении, высокая производительность труда, выполнение техники безопасности при рубке. Валка леса осуществляется преимущественно двумя способам: выкапыванием (выкорчевыванием) целых деревьев вместе с корнями, либо валка по частям – сначала валится ствол, снимается с корня, затем выкорчевывается пень.

Конечным результатом лесозаготовки является продукция лесозаготовительной промышленности.

Материалы, полученные в результате лесозаготовки, называют сортиментами. Продукцию лесозаготовки при вывозке леса сортируют по тому, как их будут использовать.

Лесоматериалы, вывозимые автомобильным, водным, железнодорожным транспортом сортируют по длине и по породам – хвойные и лиственные (при молевом способе вывозки леса сортировка по породам не производится).

Отходы лесозаготовки – древесные остатки, появившиеся после валки деревьев, их очистки, обрубки, окорки, раскряжевания, это пни, сучья, кора, ветви, хвоя, листья, щепа и опилки. Одной из важнейших задач лесозаготовительных предприятий является целесообразное использование отходов.

Выход древесины при использовании корней и пней повышается на 15-20%; помимо получения соснового и кедрового осмола (сырья для производства канифоли и скипидара), существует теоретическая возможность использования корневой и пневой древесины для изготовления древесно-волокнистых и древесностружечных плит.

Лесная промышленность – одна из важнейших отраслей в России. С развитием отрасли развивается и лесозаготовительная техника. Лесозаготовками занимаются тысячи предприятий на территории страны. Основые инструменты работы в лесозаготовках – лесозаготовительная техника. Выбор лесозаготовительной техники во многом зависит от метода, который используется в лесозаготовках.

Анализ отходов

Отходы 1 класса опасности отсутствуют

Рисунок 18- Отходы 2 класса опасности

Рисунок 19- Отходы 3 класса опасности

Рисунок 20- Отходы 4 класса опасности

Рисунок 21- Отходы 5 класса опасности

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/24623.html

Лесозаготовительная техника

Автор: 14.02.2018 3244 Просмотров

Ежегодно на профильных выставках во всем мире — будь то европейские Ligna и Elmia Wood или же российские Woodex и «Русский лес» — экспонируются многие десятки, если не сотни моделей лесозаготовительной техники.

И каждый раз среди них немало как абсолютных новинок, так и популярных моделей, усовершенствованных своими создателями либо адаптированных ими к потребностям того или иного регионального рынка.

Для традиционного декабрьского обзора машин, предназначенных для лесного дела, мы выбрали несколько единиц техники, показавшихся нам особенно интересными.

Восьмиколесный харвестер Komatsu 901XC для выборочной рубки

Высокая маневренность, впечатляющая устойчивость — вот главные отличительные черты нового харвестера для выборочных рубок, который входит в серию ХС, объединяющую технику Komatsu Forest для эксплуатации в особо сложных условиях.

Машина весом в 20 тонн имеет дорожный просвет 650 миллиметров и габариты в транспортном положении 7675х2996х3810 миллиметров (с 710- и колесами). Харвестер оснащается на выбор манипулятороми 200Н или 210Н DT, способными работать с вылетом 10 и 11 метров соответственно.

Модель 901ХС в силах одинаково хорошо выполнять работу как на горных склонах, так и на слабонесущих грунтах: восемь колес обеспечивают харвестеру отличную устойчивость и одновременно низкое давление на поверхность.

В соответствии с концепцией Komatsu, реализуемой компанией уже 33 года, у харвестера поворотная задняя ось, а кабина и манипулятор находятся прямо по центру базовой машины, что позволяет обеспечить оптимальный баланс между низким центром тяжести и давлением на грунт.

К важным особенностям машины также нужно отнести жесткое шарнирное соединение и качающуюся заднюю ось, которые в сочетании с цилиндрами наклона кабины обеспечивают харвестеру хорошую управляемость на сложных грунтах.

Харвестер оборудован шестицилиндровым турбодизельным двигателем 66WF-4V-AWF мощностью 170 киловатт, соответствующим самым строгим экологическим требованиям по выбросам опасных частиц и оксидов азота.

Кроме того, 901XC оснащен трехнасосной гидравлической системой 3PS, которая обеспечивает гидравлический поток 548 литров в минуту.

Уникальная оптимизация давления и гидропотока системы 3PS позволяет одновременно использовать сразу несколько функций манипулятора и харвестерного агрегата, при этом мощность гидравлики поддерживается на максимальном уровне.

Кабина нового харвестера отличается интенсивной вентиляцией и в целом высоким уровнем комфорта для оператора, отличной обзорностью, оптимальным расположением монитора, а также системой выравнивания, которая даже на склонах позволяет кабине сохранять горизонтальное положение.

В качестве опции вместо базового может быть установлено сиденье, поворачивающееся на 180 градусов.

Также опционально кабина может оснащаться подогревом пола, дополнительным освещением, добавочными отсеками для хранения и тремя системами джойстикового управления на выбор (включая джойстики ЕМЕ).

У 901ХС для повышения производительности усилен карданный вал трансмиссии. Система выравнивания манипулятора позволяет машине эффективно работать в гористой местности, где на уклоне поворотное усилие обычно ухудшается. Это позволяет новому харвестеру эффективно работать на максимальном вылете стрелы даже на склонах.

Новый форвардер от John Deere

Американская компания John Deere является одним из главных поставщиков новинок для мировой лесозаготовительной отрасли — и в нынешнем году без новой модели также на обошлось.

На выставке Elmia Wood, традиционно проходящей в Швеции, John Deere продемонстрировала форвардер 1510G грузоподъемностью 15 тонн. Машина оснащена оригинальным двигателем мощностью 164 киловатта, механико-гидростатической трансмиссией и гидравлической системой с обратной связью.

Вылет манипулятора у машины может составлять 7, 2, 8,5 или 10 метров. Все операции манипулятором совершаются с большой точностью.

Система интеллектуального управления манипулятором IBC позволяет сократить время обучения новых операторов и значительно повысить эффективность их работы – во многом благодаря новому программному обеспечению IBC 2.0, которое значительно повышает точность управления манипулятором, особенно при работе на большом вылете.

Как и другие форвардеры этой марки, новая машина оборудована системами охлаждения с автоматическим реверсивным гидравлическим вентилятором, а также усиленными рамами с V-образной нижней частью.

Конструкция межрамного сочленения и рамного тормоза форвардеда позволяет добиться высокой маневренности и проходимости. Система интеллектуального управления манипулятором обеспечивает минимальное время цикла за счет высокой плавности и точности при погрузке-разгрузке.

Линейка форвардеров John Deere включает в себя модели грузоподъемностью от 11 до 19 тонн, которые используются как при сплошных рубках, так и при рубках ухода.

Двигатель нового форвардера 1510G отличается увеличенной мощностью и крутящим моментом, что вместе с эффективной трансмиссией позволило конструкторам повысить тяговое усилие новой машины. Благодаря новым контроллерам и архитектуре шины CAN удалось сократить количество разъемов, реле и предохранителей и повысить надежность всей электрической системы.

Форвардер Rottne для российского рынка

Говоря о форвардерах, нельзя пройти мимо еще одной новинки, на этот раз — европейского производства. Речь о модели F15 8WD производства шведской компании Rottne.

У себя на родине это весьма известное предприятие, которое с прошлого года активно взялось за освоение российского рынка. Официальным дистрибьютором харвестеров и форвардеров Rottne в России стала компания «Ферронордик Машины».

Как подчеркивают ее сотрудники, новая линейка техники Rottne изначально создавалась в соответствии с особенностями лесозаготовки в нашей стране.

Первой из выпущенных моделей стал форвардер F15 8WD грузоподъемностью 15 тонн, который, как и предыдущая модель, одинаково хорош и для сплошной вырубки, и для рубки ухода.

Форвардер оснащен восьмью колесами с портальными тандемными тележками и прицепом с центральной рамой конической формы, что обеспечивает дополнительный дорожный просвет серединной части. Из кабины с большими окнами и современной приборной панелью низкого размещения обеспечивается отличный обзор.

Читайте также:  Особенности гнутого швеллера и его разновидности

Как форвардер, так и другие машины Rottne для России оснащаются надежными и экономичными двигателями производства Volvo.

Гидроманипулятор Palfinger Epsilon M100L97 для погрузки леса

Производители новинок в сегменте сортиментовозов стремятся оборудовать свои модели надежными, испытанными гидроманипуляторами, которые гарантированно прослужат покупателю долгие годы. Модель PALFINGER Epsilon M100L97 — как раз одна из таких.

Не будет преувеличением сказать, что это самая популярная модель лесного манипулятора иностранного производства на российском рынке. Симпатии российских специалистов лесного дела она заслужила благодаря своей безотказности и простоте в эксплуатации и обслуживании.

Гидроманипулятор с одноконтурной гидравлической системой предназначен для погрузо-разгрузочных работ с сортиментом, обеспечивая грузовой момент 92 кНм и максимальный вылет стрелы до 9,7 метра.

Металлоконструкция гидроманипулятора рассчитана на срок эксплуатации в 15 лет. Литое основание колонны обеспечивает конструкции высокую надежность.

Модель M100L97 полностью соответствует условиям работы в России и безотказно справляется с возложенными на нее задачами в диапазоне температур от -40 до +40 градусов по Цельсию.

Лакокрасочное покрытие гидроманипулятора устойчиво как к физическому, так и к химическому воздействию. Рукава высокого давления расположены внутри металлоконструкции гидроманипулятора, что исключает возможность их повреждения.

Гидроманипулятор с одной телескопической секцией весит около двух тонн и имеет увеличенную грузоподъемность за счет рычажной подвески основной стрелы. Предельная грузоподъемность этой модели на минимальном вылете составляет 3070 килограммов, на максимальном — 960 килограммов.

Управление гидроманипулятором оператор осуществляет с верхнего сиденья в ручном режиме — с помощью двух рычагов и двух педалей. В стандартную комплектацию PALFINGER Epsilon M100L97 также входят кнопка аварийного отключения и контрольный манометр.

Двухосный полуприцеп-сортиментовоз Meusburger Новтрак SH-249

Хотя совместное российско-немецкое предприятие Meusburger Новтрак более всего известно производством прицепной техники с индивидуальными характеристиками — по требованию заказчика, — ряд востребованных моделей полуприцепов и прицепов этой компанией из Новгорода Великого выпускается серийно. Есть среди них и техника, предназначенная для лесопромышленного комплекса. Один из таких образцов — двухосный полуприцеп-сортиментовоз SH-249.

Масса полуприцепа в снаряженном состоянии — 8 тонн; масса перевозимого груза — до 37 тонн. Габаритная длина SH-249 – 12 500 миллиметров.

Полуприцеп оснащен осевым агрегатом усиленного исполнения для тяжелых дорожных условий (2х12 000 килограммов) и рессорно-балансированной подвеской BPW (W-агрегат).

Нагрузка полуприцепа на седельно-сцепное устройство — 21 тонна. Модель оснащается шинами с размерностью 295/80R22,5.

Сортиментовоз разработан специально для работы в лесистой местности, чем и определяются его эксплуатационные характеристики. Нужно отметить, что эта модель прошла испытания суровыми условиями эксплуатации в Сибирском регионе.

Для погрузо-разгрузочных работ на SH-249 могут быть установлены агрегаты грузоподъемностью от 12 до 18 тонн. Впрочем, как на всех других моделях производства Meusburger Новтрак, желаемая комплектация сортиментовоза оговаривается дополнительно.

Перегружатель леса EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo

Погрузо-разгрузочные работы в лесном хозяйстве далеко не всегда осуществляются в благоприятных условиях. Нередко занятой этим технике необходимо иметь шасси, позволяющее работать не только на необорудованной площадке, но и непосредственно на месте вырубки, то есть в условиях полного бездорожья. Гусеницы в качестве движителей как нельзя лучше позволяют справиться с подобной задачей.

Одна из наиболее выносливых гусеничных машин, используемых в лесной промышленности в России, — перегружатель EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo.

Примечательно, что у этой модели, созданной на базе экскаватора с подъемной кабиной, мощность и производительность не принесены в жертву топливной экономичности.

Высоконадежный дизельный шестицилиндровый двигатель Volvo с турбокомпрессором и системой непосредственного впрыска топлива отвечает требованиям стандартов токсичности отработавших газов и гармонично сочетается с гидросистемой, оптимизированной для выполнения работ в лесу.

В зависимости от комплектации машина имеет эксплуатационную массу 20 800—22 300 килограммов. Вылет стрелы — без малого 10 метров. Мощность двигателя экскаватора-перегружателя — 110 киловатт (150 л.с.).

Модель работает с грейферными захватами для леса в диапазоне 0,3–0,8 кубометра, любой из которых в случае необходимости можно быстро — с помощью системы quick coupler – заменить ковшом, чтобы использовать технику для землеройных работ.

Габариты перегружателя (длина/ширина/высота) — 9650х3000х2930 миллиметров. Высота выгрузки — 4090 миллиметров. Скорость перемещения — до 5,5 километра в час. Скорость поворота платформы — 11,6 оборота в минуту. Модель оснащена топливным баком емкостью 350 литров; расход топлива у экскаватора-перегружателя составляет 15–16 литров в час.

Вместо штатной кабины в качестве опций на перегружатель могут устанавливаться подъемная кабина CeDe с высотой подъема 2,4 метра (высота от земли до уровня пола в поднятом положении 3630 миллиметров) и проставка под кабину высотой 1200 миллиметров (высота от земли до уровня глаз оператора в поднятом положении 3,4 метра).

Перегружатель EC210B LC Prime новинкой не назовешь — он хорошо известен и весьма популярен в России.

Несмотря на общие ограничения, присущие гусеничным экскаваторам — невозможность перемещаться по дорогам общего пользования и более медленную скорость работы сравнительно с колесными машинами, — он имеет целый ряд важных достоинств.

Среди них — высокотехнологичная гидравлическая система, существенно облегчающая управление техникой, комфортное и безопасное место водителя, удобное и простое обслуживание, а главное — надежные силовые установки Volvo Construction Equipment с лучшими показателями экономичности в своем классе.

***

Несмотря на то, что в России, как и в странах Северной Америки, большая часть (до 85%) объема лесозаготовок по-прежнему производится хлыстовым способом, машины для сортиментной заготовки также представлены на отечественном рынке немалым числом.

Это объясняется тем, что в каждом отдельном случае работники отрасли подбирают оптимальный способ лесозаготовки и, соответственно, подходящую для него технику.

Поэтому новые харвестеры и форвардеры, создаваемые в скандинавских и североамериканских странах, а также в Японии, год за годом находят своих покупателей в России — особенно заметной эта тенденция стала теперь, когда отечественная экономика понемногу выходит из кризиса, затянувшегося на три предыдущих года.

Лесозаготовительная отрасль является одной из сфер российской экономики, где доля зарубежной техники особенно велика.

При этом ряд готовых решений могут быть представлены комбинацией «российский лесовоз + импортный кран-манипулятор», либо от начала до конца быть выполнены совместными предприятиями вроде упомянутого Meusburger Новтрак, чья техника сочетает в себе европейские технические решения с опытом многолетней работы в России и высокой степенью адаптивности к ее реалиям. 

Источник: https://proteh.org/articles/14022018-LESOZAGOTOVITELNAJa-TEHNIKA/

Технологии и оборудование лесозаготовок

В России лесозаготовки осуществляются, в основном, тремя методами: заготовка сортиментами, заготовка хлыстами и заготовка деревьями. От метода зависит выбор используемой техники. Для Вашего удобства мы подобрали оптимальные технические решения для каждого способа заготовки.

► В настоящее время доля заготовки деревьями в общем объеме рубок составляет приблизительно 50%, доля сортиментной заготовки – 30%,  на хлыстовую заготовку приходится 20%. На Северо-Западе России доля сортиментного метода заготовки достигает 90%, что обусловлено близостью Финляндии и небольшими размерами делянок.

1. Сортиментная (скандинавская) технология  заготовки

Технология: валка, отделение сучьев, раскряжевка ствола в заданный размер харвестером, последующая транспортировка форвардерами.

При плече вывозки 300-400 метров на один харвестер требуется один форвардер, при плече вывозки 700-800 метров – два форвардера.

Несмотря на рост популярности этого метода в России, его внедрение не всегда оправдано, так как требует выполнения многих условий для рентабельности:

  • необходимо приобретать низкорамные тралы для перевозки техники между делянками, гидростатическая трансмиссия машин не предназначена для перегонов свыше 2 км;
  • требуется высокая квалификация операторов;
  • техника требует значительных капиталовложений (ремонт, запчасти и сервисное обслуживание дорогие, вызывают простои техники).

Срок поставки запчастей по всем ведущим брендам (John Deere, Komatsu, Ponsse) составляет в среднем от 3 до 7 дней, а в 5-10% случаев – от 14 до 50 дней. На модели старше 10 лет склады запчастей не поддерживаются, и они в основном поставляются под заказ. Качество машин и оперативность сервиса значительно преувеличены, есть большое количество отказов техники даже в гарантийный срок.

Эффективность сортиментной технологии можно повысить на 30-40%, если предварительно использовать рубки ухода.

Необходимо учитывать заболоченность делянок, зачастую легкий форвардер г/п 10 тонн Gremo или трактор Беларус с трелевочной телегой может вывезти больший объем, чем 14-тонный форвардер, который тонет и вынужден формировать лесовозную дорогу укладкой в нее сортиментов.

►  Средняя производительность харвестера на Северо-Западе России (по исследованию финского института Melta) составляет 10,7 м3 в машино-час (данные взяты на основании анализа работы 38 харвестеров, работающих в 6 регионах России), в среднем новый комплекс заготавливает в месяц от 2000 до 4000 м3 древесины. Себестоимость сортиментной заготовки составляет от 450 до 750 рублей за м3, в зависимости от финансовой нагрузки (лизинга).

Во многих регионах широко используется заготовка харвестером – экскаватором. Этот вариант привлекателен тем, что требует меньших капиталовложений. Использование экскаваторов возможно только на сплошных рубках при уклонах до 15%.

Для сортиментной (скандинавской) технологии заготовки наша компания предлагает:

  • Харвестеры и форвардеры Gremo – техника высочайшей надежности, разработанная для заболоченных территорий и гористой местности. В частности, в Швейцарских горах заготовка осуществляется в основном на технике Gremo.
  • Харвестеры на базе экскаваторов Hitachi, Komatsu, ЛП-19Б с головками SP Maskiner (производства Швеции) и трелевочными телегами. Стоимость комплекса составляет от 10 до 13 млн. рублей.
  • Легкие харвестеры и форвардеры г/п до 7,5 тонн Entracon. Приобретение этих машин целесообразно при небольших объемах заготовки, для проведения рубок ухода.

Если предприятие испытывает нехватку средств, лучше приобрести новую технику г/п 7,5 тонн, иметь стабильный объем заготовки, чем приобрести форвардер б/у 14 тонн и вкладывать деньги в его ремонт. Также для рубок ухода можно использовать форвардер Entracon, оборудованный валочной головкой Hypro FG-45 и процессором Hypro 755.

Харвестерные головки SP Maskiner очень популярны в Швеции, обычно при первой же замене головки на харвестерах Jonn Deere, Komatsu, Rottne шведы отдают предпочтение головкам SP 561 LF.

Читайте также:  Технология литья по выплавляемым моделям: плюсы и минусы

Низкий вес головки и возможность щадящего режима эксплуатации манипулятора харвестера, высокая надежность, производительность, удобство обслуживания – все это отличительные черты продукции SP Maskiner.

Головки SP Maskinerвы можете увидеть абсолютно на всех марках харвестеров, и это – лучшее доказательство их качества, надежности и производительности.

Представляем Вашему вниманию видео, посвященное данной теме на Youtube:

Легкий харвестер Doosan 140 R с головкой SP 561 LF

Hitachi ZX 200 c головкой SP 861 LF

Valmet 901 c SP 561 LF

Timberjack 1270C c SP 561 LF

Caterpiller 550 c головкой SP 551 LF

EcoLog c головкой SP 451 LF

Gremo 1050H c SP 561 LF

Большинство этих брендов имеет собственные харвестерные головки, но потребители заменяют их на головки SP Maskiner.

2. Хлыстовая технология заготовки

Технология: ручная валка и отделение сучьев, трелевка в хлыстах трактором ТДТ-55, ТЛТ-100, ТТ-4 на верхний склад, где хлысты раcкряжевываются вручную. Полученные сортименты отвалом трактора сбиваются в штабель.

 ► Один трактор и бригада из 4 человек заготавливают в среднем 1000 м3 в месяц, себестоимость заготовки составляет 250-300 рублей за м3. Тяжелый ручной труд и низкая производительность делают эту технологию непривлекательной, в ней часто задействованы вахтовые бригады рабочих.

Для хлыстовой заготовки наша компания предлагает:

  • Для трелевочных тракторов – процессоры Hypro 755, позволяющие механизировать наиболее трудоемкие операции – отделение сучьев и раскряжевку.

Модель процессора Hypro 755VB можно установить на форвардер, трелевочный трактор, лесовоз, прицеп.

Видео, посвященное данной теме на youtube:

3. Заготовка в деревьях

Технология:  валка осуществляется валочно-пакетирующей машиной ЛП 19 Б или John Deere, трелевка производится двумя скиддерами, для отделения сучьев и раскряжевки используется процессор.

 ► По заключению финского института леса Melta, заготовка деревьями  является более производительным способом, чем сортиментная технология. Данная технология является основной в Канаде и США.

Комплекс машин позволяет заготавливать от 8000 до 12000 м3 в месяц, себестоимость заготовки составляет от 200 до 250 рублей. Порубочные остатки и лиственные породы деревьев можно перерабатывать в топливную щепу с последующей ее вывозкой и продажей, рынок щепы растет очень быстрыми темпами.

   Для  заготовки деревьями наша компания предлагает:

  • Валочно-пакетирующую машину ЛП-19Б, она имеет удобную кабину с кондиционером, импортная гидравлика и комплектующие делают ее достаточно надежной при низких эксплуатационных затратах. Трелевка осуществляется скиддерами ХТА 200 (Т-150К, ЛТ 157), скиддерами Беларус, скиддерами Entracon, либо чешскими скиддерами LKT 81/82.
  • Процессоры на базе экскаваторов с головками SP-561 LF.
  • Процессоры Hypro 755 для среднего леса и SP 861 LF для крупного. Процессорная головка SP 861 LF разработана специально для экскаваторов, имеет опцию удлиненных процессорных ножей для быстрого захвата ствола из пачки, и опцию верхней пилы для обрезки вершинки.
  • Возможен вариант ручной валки, трелевки скиддерами ХТА 200, Беларус 92П с полугусеничным ходом, LKT (81/82) с последующей обработкой деревьев процессором Hypro 755. Комплекс обеспечивает 2000-3000 м3 заготовки при низких первоночальных вложениях и низкой себестоимости заготовки.
  • Возможен вариант механизированной валки – скиддер LKT 81/82, или Entracon c манипулятором и валочной голокой, и процессор Hypro 755 позволяют полностью механизировать заготовку.

В Германии и Швеции существует практика переоборудования обычного форвардера в скиддер, с этой целью снимаются коники, на заднюю полураму машины устанавливается грейферный захват.

Для мульчирования порубочных остатков в топливную щепу предлагается использование мульчеров компании-лидера FAE на базе тракторов Беларус или ХТА с фронтальным ковшом для погрузки щепы. Производство топливной щепы в России станет в ближайшие годы одним из активно развивающихся направлений.

4.    Прочие вспомогательные технологии лесозаготовок

  • Навесное оборудование Trejon, Hypro позволяет механизировать очистку от кустарников ЛЭП, обочин дорог общего пользования или железнодорожных путей.
  • Мульчеры FAE, кроме роторного измельчения кустов, могут производить заглубление в почву для разрыва корневой системы, цепные тракторные кусторезы Trejon эффективно обрабатывают почву с большим количеством выступающих камней.
  • Процессоры Hypro на МТЗ-82 самое недорогое и эффективное решение при уборке (сведении) горелого леса, лесоповала, ветровала, либо при расширении полосы ЛЭП. Наличие лебедки позволяет выполнять работу в соответствии с требованиями безопасности в охранной зоне линий электрoпередач.
  • Грейферные захваты с пильным механизмом или валочные головки FG-45 позволят механизировать валку и разборку завалов деревьев. Валочные головки могут использоваться в городских условиях для пиления и уборки сложных деревьев на высоте.
  • Одна из новых технологий FAE в строительстве грунтовых дорог в Европе – это измельчениe дорожного полотна и его пропитка полимерным составом, с последующим уплотнением дорожными катками. Технология позволяет получить твердую ровную грунтовую дорогу c длительным сроком службы.
  • В России принят новый стандарт ширины просек ЛЭП. Для выполнения этих работ мы можем предложить вам различные комплексы машин, например – легкий экскаватор Hitachi ZX130 c валочной головкой FG-45 с телескопическим удлинителем стрелы для валки,  процессор Hypro 755 на тракторе Zetor или Беларус для раскряжевки и отделения сучьев,  мульчер FAE на тракторе-ХТА 200 для измельчения порубочных остатков.

Источник: http://forwarder.ru/materials/articles/tehnologii-i-oborudovanie-lesozagotovok/

Основные виды лесозаготовительной техники

 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 Лесозаготовительные работы направлены на вывозку древесины с лесных участок. В настоящее время широко развито лесопильное производство на уровне малого и частного бизнеса. Частный бизнес по вывозке древесины представляет важное звено в цепочке производства пиломатериалов.

Лесопильное предприятие, размещенное непосредственно в местах лесозаготовительных работ более рентабельно и значительно сокращает издержки на транспортировку сортиментов.

Плохая доступность дорог и слаборазвитая инфраструктура в местах лесозаготовительных работ делает лесопильный бизнес непосредственно в местах лесозаготовки наиболее привлекательным.

 Последовательные операции лесозаготовительных работ в основном состоят из валки деревьев и дальнейшего срезания сучьев и кроны деревьев.

Затем происходит удаление коры со ствола дерева, после чего лесозаготовителями осуществляется трелевка, раскряжевка или распиловка древесины. Последняя стадия лесозаготовительной деятельности заключается в обмере и сортировке заготовленной древесины.

   Завершением лесозаготовительного процесса древесины является укладка деревьев в штабели, погрузка и транспортировка.

 Лесозаготовка представляет собой трудоемкий процесс. Сегодня лесозаготовка полностью механизирована. На лесосеках можно увидеть разнообразную лесозаготовительную технику – от валочно-пакетирующных машин до харвестеров, от трелёвочного трактора – до форвардера.

 МУЛЬЧЕРЫ

 После выделения лесного участка и закрепления его в аренду или собственность лесозаготовители приступают к мульчированию участка леса.

 Мульчирование леса с целью очистки леса от низкорослых деревьев и кустарников осуществляется с помощью мульчирующей машины. Мульчирующая машина, предназначенная для лесного хозяйства называется «мульчирователь» или «мульчер».

 Основной механизмом мульчирователя – вращающийся барабан. Посредством стального рубильного инструмента («зубьев») мульчирователь удаляет низкорослую растительность, очищая тем самым участок лесных земель для дальнейших лесозаготовительных работ.

 Сегодня среди лесозаготовителей широко известна многофункциональная машина-мульчер ТЛП-4М-037.

С помощью этого мульчера можно расчистить площадку для лесозаготовительных работ и работ по переработке лесоматериалов, а также осуществлять уход за лесными участками.

Для этой цели с  помощью мульчера возможно уничтожать старые деревья и древесно-кустарниковую растительность. Мульчер расчищает лесосеки от пней и порубочных остатков, а также создает противопожарные полосы в лесных массивах.

 БУЛЬДОЗЕРЫ

 С помощью бульдозеров выкорчевывают лес, но такой способ применяется, только если земля с вырубкой предназначена для сельскохозяйственных угодий, строительства дорог или жилья.

 Бульдозеры представляют собой гусеничный или колесный трактор-тягач, который также часто используется в лесозаготовительной деятельности. Это самоходная машина, у которой навесное рабочее приспособление расположено вне базы ходовой части машины.

 В лесозаготовительной деятельности Бульдозеры служат для перемещения древесины на расстояние от 10 до 200 метров. С помощью бульдозера лесозаготовители расчищают площадку для транспортировки сортиментов, а также для дальнейшей обработки лесоматериалов.

Важная часть работы, которую можно осуществлять с помощью бульдозера состоит в валке отдельных деревьев. Также бульдозеры используются для срезки кустарников, корчевки пней, удалению камней для расчистки лесозаготовительного участка.

  С помощью бульдозера лесозаготовители освобождают площадку для лесопереработки от снега и мусора и осуществляют подготовку подъездных дорог для транспортировки сортиментов.

 ДРЕВОВАЛЫ

 Древовал ранее называли «лесной черт». Это приспособление для валки дерева состоит и деревянного рычага длиной в несколько метров.

Это рычаг прикрепляется с помощью короткой цепи к пню, находящемуся вблизи дерева, которое планируется к валке. Другая цепь прикрепляется к стволу дерева.

Рычаг должен быть закреплен к длинной цепи двумя короткими цепями с помощью крючков. Перемещая рыча вперед и назад, лесорубы натягивают цепь и дерево оказывается перевернутым.

 ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ

 Процесс лесозаготовительных работ после мульчирования лесного участка начинается с валки леса (или что тоже самое – рубки леса). Самый простой инструмент, применяемый при рубке леса — бензопила.  На смену топорам и пилам, которые были распространены ранее в процессе валки деревьев сегодня пришла современная лесозаготовительная техника, снабженная автоматизированными устройствами.

В настоящее время в процессе лесозаготовки применяют два способа валки деревьев: Первый – выкорчевывание. Второй способ наиболее распространенный и называется бескорневая валка. Такой вид лесозаготовительных работ осуществляется при помощи переносных моторных пил или валочных машин. Стволы могут спиливаться либо на уровне земли, либо у корня или с оставлением пней.

 При механизированной рубке валка, удаление сучков и раскряжёвка производится с помощью валочной машины. Валочной машиной называется комбайн, осуществляющий только четыре операции на лесозаготовке.

В лесозаготовительной деятельности применяются валочно-пакетирующие машины, которые кроме валки деревьев осуществляет также и пакетирование бревен. В основе механизма валочно-пакетирующей машины находится цепная пила. С помощью этой валочной машины можно спиливать деревья диаметром до 90 см.

Дальнейшее использование валочно-пакетирующей машины заключается в укладывании поваленных деревьев в штабеля для последующей трелёвки трелевочным трактором.

 ХАРВЕСТЕР – ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМБАЙН

 В настоящее время в лесозаготовительной деятельности широко используются комбайны, которые выполняют более четырех видов работ в процессе валки и сортировки древесины. Такой многофункциональный лесозаготовительный комбайн называется харвестер (от английского названия «harvest” –  «собирать урожай»).

В перечень работ, которые можно осуществлять с помощью харвестера входит валка леса, очистка ствола от сучьев и верхушки, а также раскряжевка (освобождение дерева от коры).  Заключительным этапом выступает сортировка хлыстов на сортименты. С помощью харвестера также может, осуществляется трелёвка древесины.

Читайте также:  Сварочные трансформаторы: характеристики, виды, принцип работы

 Автоматическая валочная машина харвестер способна не только спилить дерево, ободрать сучья, срезать верхушку дерева, но и разделить его на части заданного размера всего за минуту.

При этом оператор всё это время находится в комфортных условиях кабины и с помощью джойстика управляет процессом.

Еще одно преимущество харвестера заключается в том, что компьютер, установленный в кабине оператора не только программирует резку хлыстов на заданные параметра, но и архивирует информацию по замера и размерам отсортированной древесины.

 ФОРВАРДЕР – ТЯГАЧ-ПОГРУЗЧИК

 Харвестер работает «в паре» с тягачом-погрузчиком – форвардером. Умные «напарники» способны заменить бригаду лесорубов, работающих «ручным» способом, обеспечив при этом высокую производительность лесозаготовки.

Данные машины способны выполнять множество операций.

Они осуществляют весь основной цикл лесозаготовительных работ: как валка, раскряжевка, выравнивание бревен, после их спила, погрузка, вытягивание бревен с труднодоступных мест, транспортировка бревен.

 На лесозаготовительном участке форвардер используют для сбора древесины, дальнейшей сортировки, и, главное, для транспортировки сортиментов древесины от лесозаготовительного участка до проезжей дороги или же до нижнего склада.

 Форвардер состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Следуя за харвестером форвардер погружает на грузовую тележку бревна, которые затем трелюются на склад. На последней стадии работ по лесозаготовке древесины с помощью форвардера осуществляют погрузку сортиментов  на лесовозы.

 ТРЕЛЁВОЧНЫЙ ТРАКТОР

 Наиболее распространенный механический способ транспортировки древесины осуществляется также трелёвочными тракторами.

 Кроме форвардера на лесозаготовке может быть использован трелевочный трактор, который подтягивает стволы древесины в виде «хластов» к разделочной площадке. Трелевочными тракторами осуществляется распространенный механический способ транспортировки бревен  в полу-подвешенном или подвешенном состоянии.

 После валки леса, обрубки сучьев трелёвочные тракторы начинают потрелёвку, чтобы доставить хлысты для сортировки на сортименты и на раскряжевку. Сортированная древесина трелюются и транспортируются чокерными трелевочными тракторами или бесчокерными тракторами.

 Отсортированные в соответствии с параметрами хлысты представляет собой сортименты. Далее сортименты формируются в пачки, грузятся и перемещаются к лесовозной дороге, где находится промежуточный склад, с которого происходит погрузка в лесовозы. В качестве погрузчика могут быть использованы различного вида тягачи, лесовозы и погрузчики.

 МАШИНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СОРТИМЕНТОВ

 Транспортировка бревен может быть сложной и дорогостоящей, поскольку деревья часто находятся далеко от дорог или водотоков. Дорожное строительство и техническое обслуживание могут быть ограничены в национальных лесах или в других районах пустыни, поскольку это может привести к эрозии в прибрежных зонах.

Когда вырубленные бревен находятся рядом с дорогой, тяжелая техника может просто поднять бревна на грузовики. Чаще всего специальное тяжелое оборудование используется для сбора бревен с площадки и перемещения их близко к дороге, которая должна быть поднята на грузовиках.

Существует множество способов транспортировки срубленных бревен, лежащих далеко от дорог.

 ЛЕСОВОЗЫ – АВТОМОБИЛЬ-СОРТИМЕНТОВОЗ

 Лесовозом называется грузовой автомобиль, либо самоходная машина, либо железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки бревен и пиломатериалов.

 Лесовоз, предназначенный для транспортировки бревен дорожным способом называется также – автомобиль-сортиментовоз. Такой лесовоз снабжен специальной конструкцией для укладки бревен в штабеля (пачки). Конструкция представляет собой стальные каркасы с пилообразной нарезкой, которая располагается снизу, что позволяет лучше удерживать груз.

 Спецификой лесовозов является серийное грузовое шасси, а также дополнительная надстройка к нему.

Лесовоз, который используется для  перевалки сортиментов по бездорожью непосредственно в лесу должен иметь повышенную проходимость.

 Под повышенной проходимостью лесовоза необходимо понимать такие характеристики, как полный привод, блокировка дифференциалов, а также большой дорожный просвет. Также для лесовозов, перевозящих тяжеловесные грузы необходимо наличие лебедки и системы управления давлением в шинах.

 В случаях, если лесовоз занимается вывозкой сортиментов с лесных делянок по дорогам, которые на три четверти представляют собой трассу, то необходимость в полном приводе отпадает.

Если лесовоз осуществляет вывозку сортиментов с нижних складов, к которым есть дорога с твердым покрытием, или перевозкой леса или пиломатериалов без заезда в лес, то необходимость в повышенных внедорожных требованиях к шасси отпадает.

 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ-ЛЕСОВОЗЫ

 При больших расстояниях для транспортировки сортиментов и пиломатериалов широко используется перевозка древесины по железной дороге в вагонах-лесовозах. При этом транспортировка древесины по узкоколейной железной дороге производится как в виде хлыстов, так и в виде сортиментов.

Для перевозки сортиментов требуется наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки. Для транспортировки хлыстовой древесины необходимо использовать вагона-сцепы. Вагон-сцеп состоит из двух полу-сцепов, соединенных между собой тягой.

Причем, длина тяги соответствует длине хлыста.

 Как было отмечено выше перевозка сортиментов предусматривает наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки.

 Для транспортировки грузов определенного вида используют специализированные платформы. Такие платформы не имеют бортов, а некоторые также не имеют настила полов.

Платформы должны быть оборудованы специальными приспособлениями для крепления лесоматериалов. Например, типовыми ходовыми частями, автосцепами и различными автоматизированными устройствами.

Размеры пола стандартной платформы достигают площади до 36,8 кв. метров.

Источник: https://promplace.ru/lesozagotovka-staty/vidi-lesozagotovitelnoi-techniki-2355.htm

Практика механизации лесозаготовки

Повышение уровня механизации на лесозаготовках благодаря изменению технологии и применению импортной техники позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет увеличения комплексной выработки и сокращения численности персонала, занятого в производстве.

Процесс механизации в лесозаготовительной отрасли России прежде всего связан с изменением технологии заготовки лесопродукции. Так, начиная с 2003 г.

крупные лесозаготовительные предприятия постепенно переходят на скандинавскую технологию заготовки с использованием импортной техники: Timberjack (John Deere), Volvo, Valmet (Komatsu Forest), Caterpillar.

Переход от хлыстовой технологии к сортиментной заготовке обусловлен низким техническим уровнем всех без исключения производственных процессов, физическим и, самое главное, моральным износом применяемого оборудования.

Отечественная лесозаготовительная техника на базе валочно-пакетирующих машин ЛП-19 и МЛ-119, трелевочных тракторов ТЛТ-100А и ТТ-4М, челюстных лесопогрузчиков ЛТ-188 значительно уступает импортной по показателям производительности и надежности.

Сама же технология лесозаготовки с применением этих машин требует большего количества рабочих ресурсов.

Кроме того, использование импортного лесозаготовительного оборудования помогло повысить качество выпускаемой продукции благодаря увеличению полезного выхода ценных сортиментов, лучшей обрезке сучьев и более точному производству сортиментов по длинам и диаметрам в соответствии со спецификациями покупателей.

Все это подтверждает, что уровень механизации производства в лесозаготовительной отрасли при грамотно сформированной производственной программе и реализации значительно повышает уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Ввиду сильной децентрализации лесозаготовительной отрасли России, в настоящее время процесс повышения механизации происходит на крупных отечественных предприятиях, с объемом заготовки свыше 100 тыс. м3 в год, как правило, входящих в состав холдингов и других структур.

Так, например, в структуре группы компаний «Вологодские лесопромышленники» процесс повышения механизации производства активно реализуется на стадии заготовки лесопродукции с 2006 г.

Заготовка древесины примерно на 90% осуществляется с использованием производительной импортной лесозаготовительной техники: харвестеров, форвардеров, валочно-пакетирующих машин, скиддеров и процессоры. Причем механизация предприятия происходила не только путем перехода к сортиментной заготовке с использованием харвестеров и форвардеров, но и с сохранением хлыстового метода и за счет применения высокопроизводительных валочно-пакетирующих машин и скиддеров.

Крупные отечественные компании также используют лесозаготовительные комплексы для заготовки лесопродукции по канадской технологии, состоящие из пяти единиц техники: валочно-пакетирующей машины, двух скиддеров, процессора и форвардера.

В этом случае валка и трелевка леса осуществляются в хлыстах на промплощадку, где происходит их разделка на сортименты и сортировка. Средняя производительность такого комплекса за полгода эксплуатации составляет 400 м3 в сутки.

Для сравнения средняя производительность обычного сортиментного комплекса, состоящего из харвестера и форвардера, достигает 150 м3 в сутки.

Мелкие лесозаготовители (индивидуальные предприниматели, колхозные хозяйства) с объемом заготовки до 15 тыс. м3 в год применяют хлыстовой метод с использованием бензопил и трелевочных тракторов.

Процесс механизации производства для этой группы лесозаготовителей ограничивается отсутствием необходимого финансирования для приобретения более производительной техники. В последние годы активно модернизировался парк лесовозной техники.

В настоящее время вывозка лесопродукции осуществляется при помощи лесовозных автопоездов МАЗ, КамАЗ, КрАЗ и Volvo, оборудованных гидроманипуляторами для погрузки и разгрузки лесопродукции.

Однако если у большинства крупных предприятий уровень механизации на этапе заготовки и вывозки лесопродукции достаточно высок, то на стадии дорожного строительства и содержания лесовозных автодорог этот процесс происходит намного медленнее.

Основная причина заключается в отсутствии возможности финансирования развития автомобильного парка и приобретения более производительной техники на этапе дорожного строительства.

Сегодня повышение уровня механизации в лесозаготовительной отрасли России практически полностью реализуется за счет приобретения импортной техники, которая опережает отечественные аналоги по следующим параметрам:

• более высокая производительность, достигаемая за счет автоматизации отдельных операций производственного процесса;

• более высокая надежность техники, получаемая благодаря применению качественных материалов и комплектующих, а также качеству сборки;

• более высокие эргономические характеристики (низкий уровень вибрации, хорошая звукоизоляция, удобство управления), позволяющие привлекать к работе на технике более квалифицированные кадры;

• более высокий уровень сервисного обслуживания и качества поставляемых запчастей.

Разработка и создание отечественных высокопроизводительных и надежных лесных машин, несомненно, являются важным шагом в развитии лесозаготовительной отрасли России. Импортные аналоги лесного оборудования разрабатывались и производились с учетом особенностей лесозаготовительного производства тех стран, где они выпускались.

Поэтому при работе в России они не всегда могут показать свою максимальную производительность.

Выпуск конкурентных отечественных лесных машин, максимально адаптированных к особенностям российских лесов, рельефа местности и производственных особенностей, позволил бы лесозаготовительным предприятиям значительно продвинуться вперед в техническом перевооружении производственных мощностей. Но, к сожалению, отставание российских машиностроительных предприятий от своих зарубежных конкурентов в области производства техники и оборудования для лесной промышленности велико.

Для создания конкурентных отечественных машин необходимо проведение научно-технических разработок, полное перевооружение и модернизация производственных мощностей машиностроительных предприятий. Без целевой государственной программы и инвестирования этот процесс вряд ли осуществим.

Источник: http://www.lesindustry.ru/issues/li_n51-52/Praktika_mehanizatsii_lesozagotovki_519/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector