Дефекты труб в котлах

21 Июля 2021

Газовое отопление – наиболее популярный способ обогрева жилища. Понятное устройство, недорогое топливо, безопасность и простота эксплуатации – вот его главные преимущества. Центральным элементом отопительной системы является газовый котел. Именно он отвечает за нагрев воды и тепло в доме.

Как и любое оборудование, котел может выйти из строя. Но не всегда поломка является критичной, часть неисправностей можно устранить своими руками.

Виды поломок газового котла и пути их устранения

Неисправности в отопительном контуре

Когда батареи холодные, дело может быть не в котле. Прежде всего, необходимо проверить сантехническую разводку и радиаторы. Существует несколько типичных проблем, которые снижают КПД отопительной системы:

  • Завоздушивание. Из-за кавитации в контуре может образоваться значительное количество воздуха, который снижает нагрев жидкости и, соответственно, радиаторов. Необходимо стравить лишний воздух при помощи кранов Маевского и долить воду.
  • Разгерметизация. Протечки являются наиболее частым виновником падения давления в отопительной системе. Через трещины не только вытекает теплоноситель, но и попадает лишний воздух. Нужно внимательно осмотреть все трубы, соединения и краны на предмет подтеков и, в случае их обнаружения, заделать герметиком или целиком заменить сегмент.
  • Недостаточно теплоносителя. По различным причинам, таким как протечки или испарение, количество теплоносителя в системе может снизиться, что ведет к перегреву котла и снижению эффективности нагрева. Проверить количество жидкости можно с помощью встроенных датчиков или специальным манометром. В случае необходимости недостающий объем нужно долить.
  • Засор. Засорение грязевых фильтров на выпускных клапанах уменьшает пропускную способность трубы и мешает теплообмену. Систему требуется отключить от воды и газа, после чего проверить фильтры. Если они забиты – очистить с помощью щетки и отвертки или заменить на новые. Менять фильтры рекомендуется каждый год.
  • Неправильный монтаж. Если контур сконструирован неправильно, то нагретая жидкость может не попадать в некоторые сегменты, в результате чего помещение останется холодным. Стоит убедиться в том, что циркуляционный насос обладает достаточной мощностью для перекачки имеющегося объема жидкости.

Это не все поломки, которые могут случиться с отопительной системой. Каждый случай уникальный и перед включением котла всегда нужно тщательно проверять узлы на предмет их целостности и правильной установки.

Газовый котел не включается

Современные котлы оснащены большим числом датчиков и электроники, регулирующих его работу. В случае возникновения неисправностей в ключевых узлах, особенно в тех, которые отвечают за работу с газом, автоматика не даст котлу работать. Потому причин, по которым устройство может не включаться или самопроизвольно отключаться, очень много:

Дефекты труб в котлах

  • Закупоривание форсунок горелки
  • Проблемы с автоподжигом
  • Отсутствие тяги
  • Перегрев
  • Отсутствие электропитания
  • Низкое давление в газовой камере
  • Неисправность циркуляционного насоса

Определить нарушения в работе можно многими способами: по звуку, запаху, путем внешнего осмотра. Но самым оптимальным будет разборка оборудования и его тщательный осмотр. Зачастую, система сама определяет вид поломки и ее место, потому достаточно будет осмотреть лишь указанный узел.

Важно помнить, что, если у вас отсутствуют технические навыки и знания, то лучше не пытаться разобраться с проблемой самостоятельно и обратиться к специалистам.

Газовый котел шумит и гудит

Главная причина, по которой котел может издавать нестандартные звуки – слишком высокая температура воды вплоть до ее закипания. Чаще всего это происходит из-за засора труб, теплообменника или форсунок.  Решить такую проблему не сложно: достаточно снять с котла панель, извлечь нужную деталь и прочистить ее:

  • Форсунки прочищаются любой мелкой щеткой – ее надо направлять только вниз, чтобы грязь не падала на дно трубки.
  • Для очистки труб и радиаторов используется специальная промывочная жидкость. При этом чаще всего достаточно заменить грязевой фильтр.
  • В теплообменнике накапливается накипь и удалить ее можно путем замачивания в растворе лимонной кислоты.

Но закипать вода в газовом котле может не только из-за засора. Нередко виновником неисправности является датчик температуры, вышедший из строя. В таком случае нагрев может происходить сильнее, чем указано на приборной панели.

Отсюда вытекает и вторая проблема – недостаточно теплоносителя.  При выкипании снижается давление внутри контура, и вода начинает биться о стенки труб, в результате чего и возникают посторонние шумы. Также превышение температуры может возникать при повреждении вентилятора в турбированных моделях.

Слабая или слишком сильная тяга в газовом котле

Правильная работа горелки в газовом котле – залог надежной работоспособности оборудования, потому если в этом элементе возникают неисправности, то дальше эксплуатировать его нельзя. Для горения пламени нужна тяга, которая выводит наружу продукты горения и освобождает место для воздуха.

Иногда бывает так, что тяга слишком низкая и тогда огонь просто затухает. Увеличение мощности котла может привести к серьезным последствиям. Но мощность может увеличиться и непроизвольно, если тяга слишком сильная. Тогда огонь будет «пытаться» гореть сильнее, но автоматика попросту выключит устройство.

Возникает нестабильная тяга в основном из-за сужения просвета дымохода. Сажа и смолы, которые должны выводиться наружу, оседают на стенках трубы, что со временем почти полностью забивает ее. В холодное время года возможно даже обледенение выбросов, ведь пока дым идет по трубе – он остывает, конденсируется и замерзает.

Чтобы исправить проблемы с вытяжкой нужно периодически прочищать дымоход с помощью моющих средств и больших ершиков. Для предотвращения замерзания трубу утепляют специальным материалом, не дающим конденсату оседать на стенках и позволяющих ему спокойно стекать в отдельную емкость.

Обратная тяга в газовом котле

Существует такое понятие – «обратная тяга», когда поток воздуха устремлен не наружу, а внутрь котла. Это происходит при резком изменении направления ветра, атмосферного давления и других погодных условий. Обратная тяга очень опасна, поскольку может привести к задымлению помещения и пожару.

Чтобы избежать данного явления, необходимо изучить климатические особенности местности, в которой вы живете, соотнести ее с техническими особенностями своей отопительной системы и подобрать нужную высоту дымохода.

Также следует следить за давлением как за окном, так и дома, поскольку обратная тяга также возникает при недостаточности объема воздуха в помещении, где установлен котел.

Делается это так: закрываем дверь в помещении с оборудованием, наблюдаем за пламенем, потом открываем дверь и сравниваем.

Если пламя горит одинаково, то все нормально, но если оно затихает, то котел лучше переставить в другое место.

Газовый котел не греет

Снижение нагрева воды при прежних установках и отсутствии явных неполадок вроде шума, запаха газа, уменьшении пламени и т.д. говорит о нагаре, накопившимся на различных узлах котла. Если котел давно не очищался, то, скорее всего, и теплообменник заполнен накипью и другими отложениями.

Оборудование необходимо разобрать и очистить от сажи, ржавчины и смол при помощи набора щеток. Делается это по-разному, в зависимости от типа устройства.

В первую очередь нужно очистить змеевик, корпус и горелку, особое внимание уделяя форсункам и датчикам. Особо твердый налет убирается скребком.

Чтобы добиться лучшего результата, после механической чистки также рекомендуется провести химическую – с помощью моющих средств.

Важнейшая часть котла, отвечающая за нагрев – теплообменник. Его клининг можно провести несколькими способами:

  • Механический. Теплообменник извлекается, разбирается и очищается щеткой с металлическим ворсом.
  • Химический. Деталь снимается, погружается в емкость с раствором лимонной кислоты на несколько часов, после чего промывается водой и устанавливается обратно.
  • Бустерный. Бустер – специальное устройство, способное перекачивать жидкость под давлением. Подключается вместо отопительного контура и пропускает через теплообменник очиститель – раствор лимонной кислоты или любое другое средство, способное растворять накипь. Далее в бустер заливается вода, вымывающая остатки и процедура повторяется. Потом котел необходимо подключить обратно к системе отопления.

Снижение давления газа

Дефекты труб в котлах

Еще одной причиной являются проблемы на газовой магистрали. В первую очередь стоит обратить внимание на газовый счетчик: если он неисправен, то газ не будет поступать в полном объеме и нагрев уменьшится. Если показатели на трубе и на самом котле (при наличии функционала) идентичны, то виновником является поставщик энергоресурсов и именно с ним стоит решать этот вопрос. Если показатели разнятся, то один из счетчиков явно сломан и требует замены.

Но снижение давления в котле может происходить также из-за утечки газа, что крайне опасно. Сперва нужно самостоятельно осмотреть все трубы и принюхаться: газ имеет характерный кисловатый запах. Но и его отсутствие не гарантирует целостность системы. Выявить микротрещины можно только специальным прибором, потому стоит незамедлительно обратиться в газовую службу.

Пламя в газовом котле коптит

Если при включении котла выделяется едкий черный дым и оседает копоть, это означает, что в системе не хватает кислорода. Так как для горения используется не просто газ, а его смесь с воздухом (соотношение примерно 1 к 10), то недостаточность кислорода приводит к выбросам горючего и большим языкам пламени.

Чаще всего копчение связано с неисправностями всасывательного узла горелки. Починить его самостоятельно без специальных знаний и оборудования невозможно, потому лучше извлечь данную деталь и отнести ее в сервисный центр, либо вызвать мастера на дом.

Газовый котел не реагирует на команды с панели

Дефекты труб в котлах

Как правило, главный удар на себя принимают предохранители, проверить которые можно по целостности перемычки на них. На всякий случай всегда стоит иметь запасные. Хуже, если пострадают линии микросхем – их починить без специального оборудования не удастся. Также нередко обрывается соединение на различных клеммах – их контакты можно припаять обратно самостоятельно.

Вполне возможно, что после замены предохранители перегорят еще раз. Чтобы избежать этого, нужно проверить изоляцию шнура питания и обеспечить стабильное энергоснабжение путем установки отдельного генератора или ИБП.

Не качает циркуляционный насос газового котла

Газовый котел не будет работать, если через него не будет циркулировать теплоноситель. За это отвечает специальный насос, чья поломка выведет из строя всю отопительную систему. Если насос встроенный, то о проблемах с ним оборудование «скажет» само, путем выведения ошибки на дисплей. При выносном типе придется вычислять неисправность самостоятельно.

Читайте также:  Муфта защитная для прохода пэ трубы в колодце размеры

Причины неисправности могут быть следующие:

  • Нарушен температурный режим. Данные агрегаты чувствительны к температуре и при проблемах с термостатом слишком горячая вода может повредить насос.
  • Неправильный монтаж. Поскольку подвижные части рассчитаны на определенные нагрузки, смена угла их работы негативно влияет на продолжительность срока эксплуатации.
  • Засор. Различные твердые элементы могут застопорить крыльчатку, что приведет к остановке работы насоса и всего котла.
  • Попадание воздуха в камеру. Рабочая камера циркуляционного насоса предназначена только для жидкости и скопление в ней большого объема воздуха приведет к поломке механизма.

Если в насосе отсутствуют механические повреждения ротора или электроники, то достаточно открутить крепление с крышки, слить воду и прокрутить коленвал отверткой. При засоре нужно удалить лишние частички. Главное после ремонта – не забыть долить теплоноситель в систему, проверить давление, а также грязевые фильтры.

Заключение

Чтобы газовый котел работал исправно, необходимо тщательно следить за состоянием его основных деталей и датчиков, вовремя проводить очистку системы и внимательно относиться ко всем отклонениям от нормы.

А помогут найти неисправность и подскажут решение профессионалы «Avitek-i». Чтобы получить подробную консультацию по поводу эксплуатации и ремонта газовых котлов, позвоните по тел. +7 (495) 139-60-20.

Размышления о причинах течи жаротрубных котлов

Вернувшись из очередной командировки, задумались над этим вопросом. Слишком уж часто, в последнее время, нас приглашают сделать химическую промывку жаротрубного котла, который уже имеет трещины и течёт в местах сварки или вальцовки.

Безусловно, мы выполняем промывку всякий раз, но размышляем над тем, почему котлы этого типа начинают течь.

Буквально вчера вернулась бригада из республики Коми. Проводили химическую промывку котла КВМ-4,0 (КВТ-4000), производства ООО “Ковровские котлы”. Данные котлоагрегаты уже встречались нам ранее. Они работают на древесной щепе, имеют нестандартную компоновку (это не жаротрубный котёл в явном виде). Котлы отличные, имеют высокий КПД, Заказчик очень лестно отзывался о них.

  • Перед очисткой Заказчик сообщил нам, что котёл уже неоднократно заваривали, что скорее всего в котле много накипи и причина течи именно в этом.
  • Действительно, на промывку этого котлы мы затратили чуть ли не двойную норму реагента Кратол и по нашим ощущениям, в котле ещё осталась накипь.
  • При этом, после промывки, в котле снова обнаружилась течь (скорее всего удерживаемая слоем накипи, которую мы удалили) и мы, естественно, полезли в топку изучать обстановку.
  • Вот видео из топки:
  • Также фото этого места трубной доски:

Дефекты труб в котлах

На снимке вы можете видеть, что в центре и в правой части фото, вокруг труб видны места сварки.

Этот котёл не очень старый, 2016 года выпуска. Да, внутри него был слой накипи, снаружи – густой пастообразный слой сажи от сгорания дерева. Но места течи локализуются только в этом месте, правда постепенно расползаясь в разные стороны.

В чём причины этого явления? Заказчик уже вызвал представителей завода-изготовителя котлов. Стороны произведут вырезку этой части трубной доски и сделают исследование причин течи. О результатах мы сообщим дополнительно!

Или ещё пример.

В прошлом году, в Московской области, на кондитерском предприятии, довелось промывать котел ICI CALDAIE АХ 500. И также, нас позвали уже после того, как котёл потёк.

Дефекты труб в котлах

На снимке: течь парового котла ICI CALDAIE АХ 500

В данном случае, течь была в нижней части котла, текли именно нижние дымогарные трубы. Как потом выяснилось, внутри котла, на трубах и трубной доске лежал плотный нерастворимый осадок. Видимо он мешал теплопередаче и места сварки потекли.

Хотя это была лицевая сторона котла, у горелки. Как правило, максимальная температура от факела падает на противоположную сторону котла. Или мы ошибаемся?

Есть ещё одна идея, почему жаротрубный котёл течёт именно в местах сварки. Иногда, сварной шов может содержать неметаллические примеси, которые имеют меньшую прочность, чем метал. Может быть именно по этой причине, перегрев в этих местах приводит к течи в местах сварки.

Что скажут уважаемые читатели?

Характерные неисправности и повреждения котлов, их причины, способы устранения и предупреждения

Дефекты труб в котлах

Неисправность Причины Принимаемые меры
1. Давление в котле падает или растет а)Лопнула испарительная или дымогарная труба в котле (давление падает быстро, одновременно уходит уровень воды из водоуказательного прибора, возможен хлопок в топке. Выходит пар из дымовой трубы). б) Неисправен предохранительный клапан. в) Свищи в трубах, не компенсируемые увеличением питания (давление пара падает). г) Неисправны автоматические регуляторы.д)Закрыт импульсный клапан или засорился трубопровод к регулятору давления пара. а) Немедленно вывести котел из действия. После остывания котла лопнувшую трубу заглушить или заменить. В огнетрубных котлах для глушения дымогарных труб достаточно прекратить горение. б) Отрегулировать предохранительный клапан или вывести котел из действия для устранения неисправности. в) Котел вывести из действия, поврежденные трубы заглушить или заварить. г) Проверить действие автоматических регуляторов. д) Перейти на ручное управление горением и устранить неисправность.
2. Температура перегретого пара снизилась при включенном главном пароохладителе а) Нарушилась нормальная работа регулятора температуры перегретого пара. б) Пароохладитель пропускает (свищ).в) Обвалилась (прогорела) обмазка на ошипованных экранах. а) Устранить неисправность регулятора. б) Отключить пароохладитель и продолжать эксплуатацию котла или отключить котел и исправить повреждения.в) При первой возможности восстановить слой обмазки по прекращению действия котла.
3. Температура перегретого пара снизилась при отключенном главном пароохладителе или его отсутствии а) Повысилась влажность насыщенного пара вследствие высокого уровня воды и/или высокой концентрации солей в котле. б) Поверхность нагрева пароперегревателя загрязнилась. а) Снизить уровень воды в котле, довести продувкой солесодержание котловой воды до нормы. б) Произвести обдувку пароперегревателя; по прекращении действия котла осмотреть пароперегреватель и произвести его чистку.
4. Температура перегретого пара повысилась а) Причина, указанная в п. 2, а. б) Пропускает клапан верхнего или нижнего продувания. в) Большой избыток воздуха в топке. г) Поверхности нагрева котла и экономайзера загрязнились. д) Распыливание топлива неудовлетворительное, приводящее к догоранию топлива в газоходах.е) Температура питательной воды понизилась. а) См. п. 2, а. б) Проверить плотность клапанов и устранить неисправности. в) Уменьшить давление воздуха. Проверить плотность обшивки. Неплотности устранять немедленно или, если это невозможно, с приходом в порт. г) Произвести сажеобдувку. При очередном выводе котла из действия произвести наружную чистку поверхностей нагрева котла. д) Выяснить причины и принять меры, указанные в п. 11.е) Повысить температуру питательной воды до спецификационной. Если принятых мер недостаточно и температура перегретого пара выше нормальной, снизить нагрузку котла.
5. Уровень воды в водоуказательном приборе повышается или понижается а) Водоуказательный прибор показывает неправильный уровень. б) Нарушена нормальная работа регулятора питания.в) Нарушена нормальная работа питательного насоса. а) Продуть водоуказательный прибор. б) Перейти на ручное управление питанием, устранить неисправности регулятора.в) Усилить наблюдение за уровнем. Пустить второй насос, отрегулировать или остановить неисправный, немедленно устранить неисправность.
6. Уровень воды в водоуказательном приборе не виден а) Вода из котла упущена (при продувании прибора вода не появляется). б) Котел перепитан (при продувании уровень появляется, но быстро уходит вверх, за пределы водоуказательного прибора). а) Принять меры, указанные в п. 1 а. б) Уменьшить горение, прикрыть стопорные клапаны, уменьшить питание котла (полностью питательный клапан не закрывать); выяснить и устранить причину
Примечание. При значительном перепитывании котла наличие воды в водоуказательном приборе трудно определить, даже продувая его. Возникает сомнение в наличии воды в приборе. В этом случае нужно перекрыть секущие клапаны к прибору от парового и водяного пространств котла и приоткрыть клапан продувания прибора. При наличии воды в приборе уровень медленно опустится под влиянием давления и собственного веса и будет хорошо виден.
Неисправность Причины Принимаемые меры
7. Уровень воды в водоуказательном приборе резко колеблется а) Солесодержание или щелочность котловой воды чрезмерно велики. б) «Вскипание» воды в котле (сопровождается гидравлическими ударами в паропроводе, снижением температуры перегретого пара).в) В котел попали нефтепродукты (явления подобны «вскипанию». Беловато-мутный вид и характерный запах пробы котловой воды. Слой масла или топлива в водоуказательных приборах, но не всегда). а) С разрешения старшего механика снизить нагрузку котла. Продуть котел. Довести показатели солесодержания или щелочности до нормы, после чего поднять нагрузку до требуемой. б) Усилить верхнее продувание.в) Усилить верхнее продувание.
8. Уровень воды в водоуказательном приборе не колеблется или отличается от уровня в другом приборе и медленно восстанавливается после продувки а) Засорены каналы в водоуказательном приборе или неправильно установлены прокладки. б) Засорены каналы к водоуказательному прибору а) Заменить прибор запасным. б) Снять прибор, очистить каналы до секущих клапанов. В случае необходимости вывести котел из действия.
9. Черный дым на выходе из трубы а) Недостаток воздуха. б) Распыливание топлива неудовлетворительное.в) Прекратилась подача воздуха (неисправен или остановился вентилятор). а) Проверить положение диффузоров и заслонок воздухонаправляющих устройств. Поднять давление воздуха. Устранить возможные неплотности в воздушных каналах. б) Выяснить причины и принять меры, указанные в п. 11 настоящего приложения. в) Снизить нагрузку котла. При необходимости прекратить подачу топлива. Принять меры для устранения неисправности вентилятора.
10. Белый дым на выходе из трубы а) В топливо попадает вода. б) Большой избыток воздуха.в) Перегрев топлива. а) Принять меры, указанные в п. 1 а, б. б) Отрегулировать подачу воздуха. в) Довести температуру топлива до нормы.
11. Распыливание топлива неудовлетворительное а) Низкая температура подогрева топлива. б) Давление топлива низкое. в) Топливные каналы форсунки засорились. г) Паровые каналы засорились или в паропроводе перед форсунками скопился конденсат (для паромеханических форсунок) д) Изношены распылители форсунок, головки закоксованы. е) Плохое перемешивание топлива с воздухом вследствие неправильной установки или деформации воздухонаправляющих устройств. ж) Форсунки или диффузор неправильно установлены вдоль оси фурмы.з) Имеются пропуски и подтекания топлива из-за неправильной сборки форсунок. а) Повысить температуру топлива. б) Поднять давление топлива до нормы. в) Продуть паром или разобрать форсунку и прочистить. г) Продуть паропровод перед форсунками и паровые каналы, повысить давление пара, или сменить форсунку. д) Проверить соответствие распылителей чертежам, сменить изношенные детали. е) Проверить установку воздухонаправляющих устройств, исправить или заменить дефектные детали. ж) Передвинуть форсунку или диффузор (отцентровать форсунку).з) Сменить форсунку. Проверить состояние и подгонку поверхностей деталей распылителей.
Неисправность Причины Принимаемые меры
12. Пульсация и хлопки факела, вибрация фронта котла а) Повышение количества воды в топливе. б) Форсунки или диффузор неправильно установлены.в) Колебания давления топлива. а) Принять меры, указанные в п. 3.6.11 настоящих Правил. б) Отцентровать форсунку.в) Проверить работу регулятора давления топлива. Устранить неисправности топливного насоса.
13. Шипение и затухание факела а) Попадание воды в топливо. б) Повышенное содержание механических примесей в топливе. а) Обеспечить качество топлива. б) Проверить исправность и чистоту топливных фильтров и форсунок. Перейти на прием топлива из другой цистерны.
14. Появление в топке рваного пламени с искрами а) Причина, указанная в п. 12 6. б) Чрезмерный подогрев топлива перед форсунками. а) См. п. 12 б. б) Довести температуру подогрева топлива до нормы.
15. Отрыв или погасание факела при работе на малых нагрузках а) Значительный перегрев топлива. б) Повышенное или пониженное давление пара (для паромеханических форсунок). а) Снизить температуру подогрева топлива. б) Отрегулировать давление пара.
16. Предохранительный клапан пропускает а) Под клапан попала грязь, накипь. б) Опорные поверхности имеют забоины или разъедены.в) Имеются неплотности между гнездом и корпусом клапана. а) Вывести котел из действия, отключить его и осушить. Очистить клапан. б) То же. Тщательно притереть или проточить клапанное гнездо вместе с тарелкой клапана с последующей притиркой.в) То же. Устранить неплотности между гнездом и корпусом клапана.
17. Давление закрытия клапана после подрыва ниже требуемого а) Шток клапана в направляющей заедает. б) Качество пружины клапана неудовлетворительное. а) Устранить несоосность направляющей и штока клапана. б) Проверить жесткость пружины и при необходимости заменить ее.
18. Мощный звуковой удар с выбросом топочных газов из топки Взрыв газов в топке. Прекратить подачу топлива. Погасить пламя. Провентилировать топку в течение 5 мин.; произвести осмотр котла и газоходов. При отсутствии повреждений снова зажечь форсунку.
19. Перегрев обшивки котла а) Догорание топлива в газоходах. б) Кирпичная кладка разрушилась, изоляция прогорела. а) Выяснить причину и принять меры, указанные в п. 11. б) При значительном разрушении кладки вывести котел из действия. Устранить дефекты в кирпичной кладке и изоляции.
20. Пожар в хвостовых поверхностях нагрева котла, обнаруживаемый по резкому увеличению температуры обшивки, или уходящих газов а) Интенсивное отложение сажи при малых нагрузках и возгорание ее при последующем переходе на нормальную нагрузку при несвоевременном проведении сажеобдувки. б) Пропуски воздуха в газовую сторону из-за проседания или ослабления труб в трубных досках воздухоподогревателей, наличия трещин в трубных досках (на перемычках), повреждения самих труб. а) Следовать инструкции для данного типа котельных установок. б) То же. При первой возможности устранить пропуски воздуха в газовую сторону воздухоподогревателя.
21. Деформация жаровых труб, огневых камер, барабанов и коллекторов а) Местный перегрев стенок из-за наличия значительного слоя накипи. б) Попадание нефтепродуктов на поверхности нагрева с пароводяной стороны. в) Недопустимое снижение уровня воды в котле (упуск воды).г) Наличие посторонних предметов в котле. а) Соблюдать установленный водный режим котла; при появлении накипи тщательно производить очистку поверхностей нагрева. б) Соблюдать инструкцию по эксплуатации конденсатнопитательной системы. При попадании нефтепродуктов в котел вывести его из действия и произвести выщелачивание. в) Тщательно наблюдать за уровнем воды и техническим состоянием водоуказательных приборов.г) Тщательно осматривать котел перед закрытием горловин и лазов.
22. Трещины в барабанах, коллекторах, жаровых труб и трубных досках огневых камер а) Частое попадание холодного воздуха в топки при горячих внутренних поверхностях. б) Быстрое охлаждение котлов при выводе их из действия или быстрый подъем пара в них. в) Утончение стенок вследствие коррозионных разъеданий. г) Щелочная хрупкость металла. д) Нарушение технологии ремонта котла. а) Следить за закрытием воздухонаправляющих устройств при сменах режимов или выключении котла. б) Выдерживать нормы времени по вводу и выводу котла из действия согласно инструкции по эксплуатации. в) Производить в установленные сроки очистки котла, тщательно соблюдать водный режим; принимать своевременные меры по ремонту. г) Проверить водный режим котла и при необходимости откорректировать или изменить его.д) Строго соблюдать технологию и технические условия на ремонт котлов.
Неисправность Причины Принимаемые меры
23. Выпучины и пережоги испарительных труб а) Причины, изложенные в п. 2.1. б) Частичная или полная закупорка труб. в) Значительные тепловые перекосы по газовой стороне. г) Утончение труб в результате износа и обгорания.д) Нарушение («опрокидывание») циркуляции в водотрубных котлах. а) См. п. 2.1. б) См. п. 2.1 а, г в) Тщательно регулировать процесс горения, производить своевременную очистку газоходов. г) Производить своевременно контроль износа и замену труб.д) Соблюдать требования инструкции в части выполнения нижнего продувания, в особенности экранных коллекторов.
24. Пропуски пара у концов котельных труб, в заклепочных швах и связях а) Ослабление вальцовочных соединений и заклепочных швов под действием резких смен температур. б) Появление свищей и коррозионных разъеданий из-за скоплений сажи у концов труб. в) Нарушение технологии вальцовки труб. а) Выдерживать нормы времени по вводу и выводу котла из действия, согласно инструкции по эксплуатации. б) Следить за правильной работой сажеобдувочных устройств; при выводе котла из действия очищать котел от сажи и других отложений полностью.в) Соблюдать технологию вальцовки, не допуская подрезания труб.
25. Разъедание барабанов в испарительных трубах изнутри, жаровых и дымогарных трубах снаружи а) Скопление грязи и шлама в водяном пространстве; подшламовая коррозия. б) Действие на металл кислот, солей, растворенного кислорода, углекислого газа. в) Попадание влаги на пароводяные поверхности при длительном «сухом» способе хранения. а) Соблюдать режимы продувок котла и водный режим; своевременно удалять из котла окислы железа и меди и проводить химическую очистку. б) Соблюдать нормы водного режима котла. После проведения химических очисток при постановке котла на хранение производить его тщательную промывку.в) Соблюдать правила хранения котлов.
26. Разъедание барабанов и труб снаружи а) Действие влаги при плохой наружной очистке котла, вызывающее развитие коррозии. б) Плохое состояние изоляции, способствующее местным скоплениям сажи и воды. а) Тщательно очищать котел и осушать его после очисток. б) Следить за состоянием изоляции барабанов и мест прохода труб через изоляцию, принимать меры, исключающие попадание сажи и воды под изоляцию или кладку.
27. Провисание, свищи, трещины и разрывы труб пароперегревателя вследствие их перегрева (пережога) а)Заносы труб отложениями солей и масла и неравномерное распределение пара по трубам. б) Наличие тепловых перекосов из-за неравномерных и больших отложений сажи на наружных поверхностях пароперегревателя или нарушения нормальной работы топочных устройств. в) Высокотемпературная коррозия под воздействием агрессивных соединений ванадия и натрия, содержащихся в наружных отложениях золы. г) Пропуски пара через перегородки пароперегревателя и нарушение циркуляции пара в секции.д) Отсутствие расхода пара через пароперегреватель при работающем котле. а) Тщательно контролировать солевой состав питательной и котловой воды, соблюдать нормы водного режима; принимать меры, исключающие заброс воды в пароперегреватели. б) Поддерживать поверхности нагрева котла и пароперегревателя в чистоте, правильно используя сажеобдувочные устройства. Поддерживать нормальную работу топочных устройств. Использовать топлива, качество которых удовлетворяет требованиям ГОСТа. в) То же. г) Следить за правильной сборкой разделительных перегородок и степенью их износа.д) Соблюдать инструкцию по эксплуатации в части продувания пароперегревателя.
Читайте также:  Как мотать льном трубы

Виды повреждений труб поверхностей нагрева котлов и их причины

Трубы котлов энергоблоков, а также многих котлов высокого и среднего давления с поперечными связями повреждаются в результате нарушения технологии при изготовлении, монтаже и ремонте элементов поверхностей нагрева, ускоренного развития ползучести, внутренней и наружной коррозии, золового и пылевого износа.

Из-за нарушения технологии и недостаточного контроля при производстве труб появляются технологические трещины, риски и расслоения металла труб. Изредка встречаются задиры на внутренней поверхности труб; развитие этих дефектов в процессе эксплуатации приводит к образованию продольных разрывов или свищей.

Технологические трещины образуются на внутренней поверхности труб; их протяженность 30—50 мм. Длина рисок может быть любой. В процессе эксплуатации на их концах появляются трещины, в результате чего происходит продольный разрыв трубы.

Расслоения металла встречаются главным образом в трубах из стали 1Х18Н12Т, в большинстве случаев они выходят на внутреннюю поверхность но винтовой линии.

Технологические трещины, риски, расслоения и задиры на внутренней поверхности труб, приводящие к образованию разрывов, должны быть Обнаружены дефектоскопическим контролем при производстве труб и применяемыми видами входного контроля при изготовлении и установке трубных элементов.

Повреждения мест изгиба труб поверхностей нагрева подразделяются на три основные группы: продольные трещины в области нейтрального волокна, продольные разрывы на растянутой стороне и поперечные трещины на сжатой стороне трубы.

Трещины в области нейтрального волокна мест изгиба труб из стали 12Х1МФ наблюдаются в низкотемпературных зонах, например в переходной зоне котлов ПК-39 или в необогреваемой зоне на входе в промперегреватель котлов ТПП-110.

Эти трещины, как правило, развиваются от внутренней поверхности трубы. Повреждения наблюдаются в местах изгиба с увеличенным искажением поперечного сечения.

Продольные разрывы на растянутой стороне характерны для мест изгиба труб обогреваемой зоны пароперегревателей и радиационных поверхностей нагрева. Эти трещины распространяются от наружной поверхности труб при большой деформации поперечного сечения места изгиба.

Читайте также:  Описание и виды твердосплавных пластин для токарных резцов

Поперечные трещины на сжатой стороне места изгиба трубы развиваются главным образом под действием компенсационных напряжений. Работоспособность металла снижается из-за наклепа при холодном изгибе без последующей термообработки.

Сварные соединения повреждаются главным образом в результате нарушения рекомендованных режимов сварки, приводящих к несплавлению стыкуемых кромок, развитию кольцевых трещин, перегреву прилежащего к стыку участка трубы из-за неудаленного внутреннего грата при контактной сварке и, как следствие, к разрушению из-за ускоренного развития ползучести. Основным видом повреждения сварных швов, выполненных ручной сваркой, являются свищи, возникающие из-за непроваров и несплавлений по кромкам труб. Эти дефекты легко обнаруживаются методами неразрушающей дефектоскопии, поэтому при 100%-ном контроле их не должно быть.

Повреждения угловых швов приварки змеевиков и штуцеров к камерам имеют вид кольцевых трещин вдоль линии сплавления со стороны змеевика или штуцера. Причиной образования трещин являются нарушения технологии сварки, а также недостаточная компенсация термических расширений.

При развитии явления ползучести у прямых труб увеличивается диаметр и появляется продольное растрескивание. У изогнутых труб и в сварных соединениях деформация и растрескивание могут быть различными.

Скорость ползучести повышается при кратковременном или длительном перегреве металла. При кратковременном перегреве диаметр труб увеличивается больше, чем при длительном перегреве.

При перегреве в первую очередь разрушаются трубы, работоспособность которых понижена из-за технологических дефектов изготовления.

Коррозия наружной поверхности труб может быть низкотемпературной и высокотемпературной.

Виды дефектов и повреждений элементов котлов типа ДЕ

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

2.

Виды дефектов и повреждений элементов котлов типа ДЕ

2.1. Поверхности нагрева.

Наиболее характерными повреждениями труб поверхностей нагрева являются: трещины поверхности экранных и кипятильных труб, коррозионные разъедания наружных и внутренних поверхностей труб, разрывы, утонения стенок труб, трещины и разрушения колокольчиков.

Причины появления трещин, разрывов и свищей: отложения в трубах котлов солей, продуктов коррозии, сварочного грата, замедляющих циркуляцию и вызывающих перегрев металла, внешние механические повреждения, нарушение   водно-химического режима.

Коррозия наружной поверхности труб подразделяется на низкотемпературную и высокотемпературную.

Низкотемпературная коррозия возникает в местах установки обдувочных приборов, когда в результате неправильной эксплуатации допускается образование конденсата на занесенных сажей поверхностях нагрева.

Высокотемпературная коррозия может иметь место на второй ступени пароперегревателя при сжигании сернистого мазута.

Наиболее часто встречается коррозия внутренней поверхности труб, возникающая при взаимодействии коррозионноактивных газов (кислорода, углекислоты) или солей (хлоридов и сульфатов), содержащихся в котловой воде, с металлом труб. Коррозия внутренней поверхности труб проявляется в образовании оспин, язв, раковин и трещин.

К коррозии внутренней поверхности труб также относятся: кислородная стояночная коррозия, подшламовая щелочная коррозия кипятильных и экранных труб, коррозионная усталость, проявляющаяся в виде трещин в кипятильных и экранных трубах.

Повреждения труб из-за ползучести характеризуются увеличением диаметра и образованием продольных трещин. Деформации в местах гибов труб и сварных соединений могут иметь различные направления.

  • Прогары и окалннообразовання в трубах происходят вследствие их перегрева до температур, превышающих расчетную.
  • Основные виды повреждений сварных швов выполненных ручной дуговой сваркой – свищи, возникающие из-за непроваров, шлаковых включений, газовых пор, несплавления по кромкам труб.
  • Основными дефектами и повреждениями поверхности пароперегревателя являются: коррозия и окалинообразование на наружной и внутренней поверхности труб, трещины, риски и расслоение металла труб, свищи и разрывы труб, дефекты сварных соединений труб, остаточная деформация в результате ползучести.
  • Повреждения угловых швов приварки змеевиков и штуцеров к коллекторам, вызывающие нарушением технологии сварки, имеют вид кольцевых трещин вдоль линии сплавления со стороны змеевика или штуцеров.
  • Характерными неисправностями, возникающими при эксплуатации поверхностного пароохладителя котла ДЕ-25-24-380ГМ являются: внутренняя и наружная коррозия труб, трещины и свищи в сварных
  • швах и на гибах труб, раковины, могущие возникнуть при ремонтах, риски на зеркале фланцев, течи фланцевых соединений вследствие перекоса фланцев. При гидравлическом испытании котла можно

определить только наличие неплотностей в пароохладителе. Для выявления скрытых дефектов следует провести индивидуальное гидравлическое испытание пароохладителя.

2.2. Барабаны котла.

Характерными повреждениями барабанов котла являются: трещины-надрывы на внутренней и наружной поверхности обечаек и днищ, трещины-надрывы вокруг трубных отверстий на внутренней поверхности барабанов и на цилиндрической поверхности трубных отверстий, межкристаллитная коррозия обечаек и днищ, коррозионные разъединения поверхностей обечаек и днищ, овальность барабана оддулины (выпучины) на поверхностях барабанов, обращенных в топку, вызванные температурным воздействием факела в случаях разрушения (или выпадения) отдельных частей футеровки.

2.3. Металлоконструкции и обмуровка котла.

  1. В зависимости от качества профилактической работы, а также от режимов и сроков эксплуатации котла, его металлоконструкции могут иметь следующие дефекты и повреждения: разрывы и изгибы стоек и связей, трещины, коррозионные повреждения поверхности металла.
  2. В результате длительного воздействия температур имеют место растрескивание и нарушение целостности фасонного кирпича, закрепляемого на штырях к верхнему барабану со стороны топки, а также трещины в кирпичной кладке по нижнему барабану и поду топки.
  3. Особенно часто встречается разрушение кирпичной амбразуры горелки и нарушение геометрических размеров за счет оплавления кирпича.

3. Проверки состояния элементов котла.

Проверка состояния элементов котла, выведенного в ремонт, производится по результатам гидравлического испытания, наружного и внутреннего осмотра, а также других видов контроля, проводимых в объеме и соответствии с программой экспертного обследования котла (раздел «Программа экспертного обследования котлов»).

3.1. Проверка поверхностей нагрева.

Осмотр наружных поверхностей трубных элементов особенно тщательно необходимо производить в местах прохода труб через обмуровку, обшивку, в зонах максимальных тепловых напряжении – в районе горелок, лючков, лазов, а также в местах гибов экранных труб и на сварных швах.

Для предупреждения аварии, связанных с утонением стенок труб вследствие сернистой и стояночной коррозии, необходимо при ежегодных технических освидетельствованиях, проводимых администрацией предприятия, производить контроль труб поверхностей нагрева котлов, эксплуатируемых более двух лет.

Контроль производится внешним осмотром с обстукиванием предварительно очищенных наружных поверхностей труб молотком массой не более 0,5 кг и измерением толщины стенок труб. При этом следует выбирать участки труб, подвергшиеся наибольшему износу и коррозии (горизонтальные участки, участки в отложениях сажи и покрытые коксовыми отложениями).

Измерение толщины стенок труб производится ультразвуковыми толщиномерами. Возможно вырезание участков труб на двух-трех трубах топочных экранов и трубах конвективного пучка, расположенных на входе газов в него и выходе.

Оставшаяся толщина стенок труб должна быть не менее расчетной согласно расчету на прочность (прилагаемого к Паспорту котла) с учетом прибавки на коррозию на период дальнейшей эксплуатации до следующего освидетельствования и прибавки запаса 0,5 мм.

Расчетная толщина стенки экранных и кипятильных труб для рабочего давления 1,3 МПа (13 кгс/см2) составляет 0,8 мм, для 2,3 МПа (23 кгс/см2) – 1,1 мм. Прибавка на коррозию принимается по полученным результатам замеров и с учетом длительности эксплуатации между освидетельствованиями.

На предприятиях, где в результате длительной эксплуатации не наблюдалось интенсивного износа труб поверхностей нагрева, контроль толщины стенок труб может производится при капитальных ремонтах, но не реже 1 раза в 4 года.

Внутреннему осмотру подлежат коллектора, пароперегревателя и заднего, экрана. Обязательному вскрытию и осмотру должны быть подвергнуты лючки верхнего коллектора заднего экрана.

Наружный диаметр труб должен измеряться в зоне максимальных температур. Для измерений применять специальные шаблоны (скобы) или штангенциркуль. На поверхности труб допускаются вмятины с плавными переходами глубиной не более 4 мм, если они не выводят толщину стенки за пределы минусовых отклонений.

Допускаемая разностенность труб – 10%.

Результаты осмотра и измерений заносятся в ремонтный формуляр.

3.2. Проверка барабана.

Дня выявления участков барабана, поврежденных коррозией, необходимо осмотреть поверхность до внутренней очистки с целью определения интенсивности коррозии измерить глубину разъедания металла.

Равномерные разъедания измерить по толщине стенки, в которой для этой цели просверлить отверстие диаметром 8 мм. После измерения в отверстие установить пробку и обварить с двух сторон или, в крайнем случае, только изнутри барабана. Измерение можно также производить ультразвуковым толщиномером.

Основные разъедания и язвины измерить, по оттискам. Для этой цели поврежденный участок поверхности металла очистить от отложений и слегка смазать техническим вазелином.

Наиболее точный отпечаток получается, если поврежденный участок расположен на горизонтальной поверхности и в этом случае имеется возможность залить его расплавленным металлом с низкой температурой плавления.

Затвердевший металл образует точный слепок поврежденной поверхности.

  • Для получения отпечатков, пользоваться третником, баббитом, оловом, по возможности применять гипс.
  • Оттиски повреждений, расположенных на вертикальных потолочных поверхностях, получить, используя воск и пластилин.                                                          
  • Склепки и оттиски сохранить для сравнения с новыми, получаемыми при последующих осмотрах тех же мест. 
  • Осмотр трубных отверстий, барабанов проводится в следующем порядке.

После удаления развальцованных труб проверить диаметр отверстий при помощи шаблона. Если шаблон входит в отверстие до упорного выступа, то это означает, что диаметр отверстия увеличен сверх нормы. Измерение точной величины диаметра осуществляется штангенциркулем и отмечается в ремонтном формуляре.                                                

  1. При контроле сварных швов барабанов необходимо подвергать проверке прилегающий к ним основной металл на ширину 20-25 мм по обе стороны от шва.
  2. Овальность барабана измеряется не менее чем через каждые 500 мм по длине барабана, в сомнительных случаях и чаще.
  3. Измерение прогиба барабана осуществляется путем натяжки струны вдоль поверхности барабана и замера зазоров по длине струны.
  4. Контроль поверхности барабана, трубных отверстий и сварных соединений производится внешним осмотром, методами, магнитопорошковой, цветной и ультразвуковой дефектоскопии.
  5. Допускаются (не требуют выправки) отдулины и вмятины вне зоны швов и отверстий при условии, что их высота (прогиб), в процентах от наименьшего размера их основания, будет не более:
  6. –           в сторону атмосферного давления (отдулины) –     2%;
  7. –           в сторону давления пара (вмятины) –                                 5%.
  8. Допускаемое уменьшение толщины стенки днища – 15%.
  9. Допускаемое увеличение диаметра отверстий для труб (под сварку) – 10%.

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector