Назначение и устройство крюковой подвески.
Крюковая подвеска состоит из подвижных блоков системы полиспаста установленных на неподвижной оси с помощью подшипников качения.
Грузовой крюк — однорогий или двурогий устанавливается своей хвостовой частью в отверстие траверса и закрепляется специальной гайкой. Для того чтобы крюк поворачивался вокруг своей оси между траверсой и гайкой крюка устанавливается упорный подшипник качения. Траверса крюка и ось блоков соединяются между собой боковыми пластинами (щеками).
Крановщик, перед началом работы осматривая крюковую подвеску должен убедиться в том что:
1) Зев крюка запирается предохранительным замком.
2) Отсутствуют на теле крюка трещины, разрывы металла и деформации (отогнутость рога крюка). Износ опорной части крюка не должен превышать 10%.
3) Крюк свободно поворачиваться вокруг своей оси.
4) На боковых пластинах нет трещин, разрывов металла и деформации.
5) Блоки свободно поворачиваться вокруг своей оси. На блоках нет трещин, сколов, реборд.
6) На гайке крюка должна быть стопорная пластина.
Регистрация кранов в органах Ростехнадзора.
Регистрация кранов РТН производится по письменному заявлению владельца и паспорту крана.
В заявлении указывается наличие у владельца крана ответственных специалистов прошедших проверку знаний настоящих правил и обученного персонала для обслуживания крана.
Перерегистрация крана производится после реконструкций (изменения параметров), после ремонта, если на кран был составлен новый паспорт, после передачи крана другому владельцу, после перестановки крана мостового типа на новое место.
Разрешение на пуск крана в работу, после его регистрации, выдается инспектором РТН на основании результатов ПТО проведённого владельцем крана. Разрешение на пуск в работу кранов, не подлежащих регистрации в РТН, выдается ИТР по надзору на основании документации завода изготовителя и результатов ПТО.
2.1.Назначение, устройство, принцип работы механизма передвижения моста крана.
На мостовых кранах используется раздельный привод механизма передвижения крана. На ремонтных площадках рядом с каждым приводным колесом устанавливается двигатель, тормоз и понижающий редуктор. Для нормальной работы данных механизмов технические характеристики двигателей, редукторов, тормозов должны быть одинаковыми. На мостовых кранах может использоваться центральный привод механизма передвижения, когда в середине пролета моста на ремонтной площадке устанавливается электродвигатель, тормоз и понижающий редуктор. При этом от редуктора к ходовым колесам направляются длинные трансмиссионные валы выполненные из отдельных секций и соединёнными муфтами. Поскольку данный вал будет вращаться со скоростью колеса он будет называться тихоходным. В кинематической схеме центрального привода с быстроходным трансмиссионным валом, двигатель с тормозом устанавливается в середине пролета моста, а два понижающих редуктора устанавливаются рядом с ходовыми колесами. Валы, соединяющие двигатель с редукторами, вращаются со скоростью двигателя, поэтому они называются быстроходными.
1) Поднять груз — рука согнута в локте, ладонь смотрит вверх, прерывистые движения.
2) Опустить груз — рука согнута в локте, ладонь смотрит вниз, прерывистые движения.
3) Переместить груз — вытянутой рукой левой движениями вправо и наоборот (мост). Движения в согнутом локте (тележка).
- 4) Осторожно — обе руки согнуты в локтях, ладони обращены друг к другу.
- 5) Стоп — рука согнута в локте, ладонь вниз и прерывистые движения.
- Билет № 4
- Билет №5
- Билет №6
6.1.Механизм передвижения грузовой тележки козлового крана с червячным редуктором.
На козловых кранах механизм передвижения грузовых тележек может устанавливаться на специальной площадке стационарно (неподвижно) на мосту крана. В устройство данного механизма входит: электродвигатель, колодочный тормоз, понижающий редуктор и канатный барабан, на который тяговые канаты закрепляются с двух сторон в противоположном направлении.
При включении крановщиком механизма, барабан начинает вращаться, при этом один конец каната наматывается на барабан, а другой конец каната сматывается с него. Соответственно грузовая тележка будет двигаться в сторону наматывания каната.
Крановщик перед началом работы обязан убедиться в исправности данного механизма и техническом состоянии тягового каната.
Заземление козловых кранов.
Заземление кранов работающих на открытой территории осуществляется путем соединения рельсовых путей с искусственным заземлителем, выполненным вблизи рельсовых путей.
- Билет №7
- Нормы браковки ГЗП и тары.
- 1) Отсутствие маркировки.
- 2) Износ навесного звена не более 10%,а также трещины в сварном шве или разрыва металла.
- 3) Износ звена цепи не более 10% от первоначального.
- 4) Вытянутость звена цепи не более 3%.
- 5) На крюке не более 10%,а также трещины и разрывы метала на поверхности, отогнутость рога крюка.
- 6) Отсутствие выдавливания коуша и его деформация более 15%.
- 7) Дефекты (трещины, разрывы) на элементах сращивания канатов.
На ветвях и универсальных канатных стропах допускается не более 4 обрывов проволок на 3 диаметра каната, на 6 не более 6,на 30 не более 16. Забракованные стропы ремонту не подлежат, при этом они должны быть удалены с места производства работ.
- Билет №8
- Требования к устройству и эксплуатации рельсовых путей козловых кранов.
- Наземный рельсовый путь состоит из утрамбованного земляного полотна с системой водоотвода. Сверху на земляное полотно насыпается песчаная подушка и балластный слой (призма) из мелкокускового материала (щебня, гравия)
Зазоры в стыках рельсов должны быть 6 мм при 0 градусов. Смещение рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости, должно быть не более 2 мм. Износ головки рельса допускается не более 15% от первоначального состояния. На рельсах и полушпалах не допускаются трещины, разрывы металла или скола в бетоне. Рельсовые пути должны быть исправными и очищенными от мусора и посторонних предметов.
Билет №9
Ходовые колёса. Требования правил к ним.
Ходовые колеса — должны быть изготовлены из стали. Допускается изготовление ходовых колес из высокопрочного чугуна. Ходовые колеса грузовых тележек могут изготавливаться способом ковки, штамповки и литья. Ходовые колеса должны быть двурёберные, однорёберные, на подвесных мостовых кранах — безрёберные. Износ реборда не более 50%.
Билет №10
Захваты и их типы. Требования к изготовлению, освидетельствованию, маркировке.
Захваты применяемые для подъёма и перемещения грузов должны изготавливаться, испытываться и маркироваться в соответствии с требованиями Ростехнадзора.
По принципу действии конструкции бывают: клещевыми, вакуумными, рычажно-фрикционными, эксцентриковыми, винтовыми, клиновыми, электромагнитными, грейферными, ковшевыми и т.д.
· Клещевые захваты удерживают грузы за счет сдавливания рабочими концами рычагов их выступающих поверхностей. Они могут использоваться для подъёма грузов с технологическими отверстиями.
· Эксцентриковые захваты удерживают груз путем его сдавливания между опорной частью захвата и поворотным эксцентриком. Эксцентрика может поворачиваться стропальщиком в ручную или натяжением гибкой ветви (цепной, канатной) соединённый с крюком крана.
· Электромагнитные захваты применяются для перемещения металлических грузов, способных намагничиваться. Для питания грузового магнита на грузовой тележке крана устанавливается барабан для намотки кабеля соединённый с механизмом подъёма груза.
· Грейферный захват предназначены для перемещения сыпучих или мелко-кусковых грузов. Челюстные грейферы выполняются двух-одноканатными и электроталевыми.
По способу замыкания и размыкания рама талевого грейфера вешается на крюк крана, а челюсти замыкают и размыкают по средством натяжения канатно-блочной системой проходящей через нижнюю и верхнюю траверсу рамы грейфера.
Двухканатный грейфер устанавливается вместо крюковой подвески в систему полиспаста крана и крановщик управляя одним механизмом подъёма груза поднимает и опускает грейфер, а вторам замыкает и размыкает челюсти.
10.4. Обязанности ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии.
- Инженерно-технический работник ответственный за содержание ГПК в исправном состоянии, обеспечивает:
- 1) Контроль доступа обслуживающего персонала к работе на кране.
- 2) Проведение периодических осмотров кранов и подкрановых путей.
- 3) Подготовку крана к техническим освидетельствованиям.
- 4) Техническое обслуживание и ремонт кранов в соответствии с установленным и утверждённым графиком.
5) Проведение необходимых инструктажей крановщикам, слесарям и электромонтёрам перед выполнением тех. обслуживаний и ремонтов.
Документация крана.
Завод изготовитель поставляет владельцу вместе с краном следующие документы:
· Паспорт, в котором определяется техническая характеристика крана и его отдельных составляющих, записываются результаты проведения периодических технических освидетельствований. Оформляются сведения о проведённых тех. обслуживаниях и ремонтах.
· Руководство по эксплуатации крана, в котором приводится описание устройства, принципы действия, механизмов и электрооборудования. В руководстве по эксплуатации определяется система управления краном, а также сроки проведения и перечень или регламент работ по проведению тех. обслуживаний или ремонта.
- · Вахтенный журнал предназначен для ежесменного оформления результатов осмотра крана перед началом работы крановщиком.
- · Производственная инструкция крановщика, в которой определены обязанности крановщика перед началом работы, во время и по окончании работы.
- · Схема строповки груза.
- · Технологические карты.
- Билет №11
- Предварительный подъём груза и его цель.
- Крановщик обязан по команде стропальщика приподнять груз на высоту 200 — 300мм, для проверки работоспособности тормозов, правильности выполнения строповки и устойчивость груза.
- Билет № 12
12.1.Полиспастом называется система подвижных и не подвижных блоков, через которые проходят тяговый орган (цепь, канат, верёвка). Подвижным называется — блок поднимающийся и опускающийся вместе с грузом.
Полиспаст позволяет уменьшать нагрузку на механизм и использовать канат меньшего диаметра, потому что масса поднимаемого груза равномерно распределяется между всеми ветвями каната, а на барабан механизма закрепляется один (простой полиспаст) или два (сдвоенный полиспаст)конца каната.
Кратность полиспаста определяется отношением числа ветвей каната на которых висит груз к числу ветвей каната сбегающих с грузового барабана. Кратность показывает во сколько раз уменьшается нагрузка на механизм и во сколько раз увеличивается время подъёма и опускания груза
- Простой четырех кратный полиспаст Сдвоенный пятикратный полиспаст
- Требования к устройству и эксплуатации рельсовых путей мостовых кранов.
Рельсовый путь мостового крана состоит из крановой балки, рельса, элементов крепления рельса, тупиковых упоров на концах рельсовых путей и системы заземления. Для крепления подошвы рельса крановой балки, используются следующие разъёмные виды разъединения: прижимные планки, пружинные скобы, приварные скобы, крюки и т.д.
Траверсы и их типы. Требования к изготовлению, освидетельствованию, маркировке.
1 — Траверса балочная с двумя канатами ветвями; 2 — Траверса балансирная с блоками с коромыслами; 3 – Траверса с изменяющимся положением подвески к крану; 4 – Траверса балочная с переставными обоймами; 5 – Траверса подъема одновременно 3-х плит; 6 – Траверса для подъема железобетонных плит большого размера.
Траверсы по конструкции выполняются плоскостными, выполненными из листовой или уголковой стали, в виде прямоугольной балки или пространственными (треугольными, прямоугольными, круглыми в зависимости от конфигурации груза).
Для перераспределения массы груза между ветвями используют балансирные траверсы в конструкциях, которых для крепления гибких элементов используют вращающиеся блоки или ролики.
В регулируемых траверсах количество гибких элементов захвата и расстояние между ними регулируется за счет пальцевого соединения ветвей с балкой траверса. Траверсы испытываются нагрузкой превышающей на 25% и маркируются.
Бракуются траверсы при появлении на поверхности трещин, разрывов металла, деформации. Гибкие элементы траверс бракуются в соответствии с нормами браковки цветных или канатных строп. Маркировка траверс: грузоподъёмность, дата испытания, номер, собственный вес.
Билет №13
Требования к обвязке грузов универсальными стропами.
Грузоподъёмность стропа должна соответствовать массе груза. Универсальные стропы должны накладываться на массив груза равномерно на расстоянии 14 узлов. Универсальные стропы соединяют с грузом путем подхвата, удавки, подвязки. При транспортировке груза стропальщик обязан использовать специальные обвязки (крюки, канаты, багры).
- Билет №14
- Билет №15
- Требования правил к кабине крановщика.
В кабине крана должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию. Кабина кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе, должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающая крановщика от неблагоприятных метеорологических факторов (дождь, снег).
Световые проемы кабины должны быть выполнены из небьющегося, безосколочного стекла (триплекс, сталинит). Остекление кабины должно быть таким образом, чтобы имелась возможность производить очистку стекол, как изнутри, так и снаружи, или должно быть предусмотрено устройство для очистки.
Нижние стекла (напольные) на которые может встать крановщик, должны быть защищены решетками, способными выдержать массу крановщика.
В кабинах кранов работающих на открытом воздухе, должны быть установлены солнцезащитные щетки. Дверь для входа в кабину должна быть распашной или раздвижной. С внутренней стороны должна оборудована запором. Распашная дверь должна открываться вовнутрь кабины.
Краны, работающие на открытом воздухе, должны быть оснащены устройством для запирания двери с наружи, при уходе крановщика с крана. Вход в кабину через люк не разрешается. Пол кабины должен быть выполнен из неметаллического материала, исключающего скольжение и покрыт диэлектрическим ковриком.
Кабина крана должна быть оборудована сиденьем стационарным, чтобы регулировалось по высоте и в горизонтальной плоскости, чтобы крановщик мог сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Сиденье может быть и поворотным.
В кабинах кранов должен быть, обеспечен надлежащий температурный режим: при температуре ниже 10 градусов — отопительный прибор, при температуре выше 28 градусов — кондиционер.
- Билет №1
- Назначение и устройство крюковой подвески.
- Крюковая подвеска состоит из подвижных блоков системы полиспаста установленных на неподвижной оси с помощью подшипников качения.
Грузовой крюк — однорогий или двурогий устанавливается своей хвостовой частью в отверстие траверса и закрепляется специальной гайкой. Для того чтобы крюк поворачивался вокруг своей оси между траверсой и гайкой крюка устанавливается упорный подшипник качения. Траверса крюка и ось блоков соединяются между собой боковыми пластинами (щеками).
Крановщик, перед началом работы осматривая крюковую подвеску должен убедиться в том что:
1) Зев крюка запирается предохранительным замком.
2) Отсутствуют на теле крюка трещины, разрывы металла и деформации (отогнутость рога крюка). Износ опорной части крюка не должен превышать 10%.
3) Крюк свободно поворачиваться вокруг своей оси.
4) На боковых пластинах нет трещин, разрывов металла и деформации.
5) Блоки свободно поворачиваться вокруг своей оси. На блоках нет трещин, сколов, реборд.
6) На гайке крюка должна быть стопорная пластина.
Крюковые подвески для подъемных кранов
Для надёжной фиксации и перемещения грузов различной массы грузоподъёмные механизмы оснащаются захватными системами. Наиболее распространёнными считаются приспособления, выполненные в форме крюка. Крюковые подвески для подъемных кранов обладают различными конструкциями и способны поднимать, удерживать и перемещать грузы по всей территории.
Назначение
Крюк грузоподъёмный относится к универсальным захватывающим устройствам, способным решать задачи в различных условиях. Он является составной частью целого механизма, называемого крюковая подвеска.
Его используют для подъёмных устройств различного типа: кранах, тельферах, кран-балках. Любая крюковая подвеска, устанавливаемая на кран, имеет замыкающее устройство. Оно предотвращает самопроизвольное отцепление груза.
В зависимости от грузоподъёмности подвеска имеет ось блоков, обеспечивающих свободное движение по заданному направлению.
Для обеспечения перемещения груза только в вертикальной плоскости, на мостовой кран крепится крюковая подвеска, имеющая форму сдвоенного полиспаста. Подвеска обеспечивает равномерную нагрузку на все опоры крана и распределяет вес по пролётной части моста.
Эта конструкция позволяет производить одновременную намотку каната на барабан. Для перекоса и автоматического выравнивания усилий в симметрично расположенных ветвях подвеска имеет уравнительный блок или балансир.
Особенностями таких устройств является место крепления полиспаста.
Если кратность крюковой системы является чётным числом, то она крепится к раме. При нечётной кратности – к подвеске.
Сдвоенный полиспаст обеспечивает симметрию крюковой системы. Ветви каната сохраняются неподвижными. Балансир способен поворачиваться на требуемый угол.
Устройство
Крюковая подвеска состоит из следующих элементов:
- траверса;
- редуктор;
- ось (одна или несколько);
- крюк (выбранной конфигурации);
- система крепления;
- подшипников (одного или нескольких).
Для приведения в движение всего механизма используется отдельный электрический мотор. У некоторых вариантов в устройство вносят различные изменения, улучшающие его характеристики. Например, крюковая подвеска мостового крана имеет специальный балансир.
В крюковой подвеске укороченной модификации применяют траверсу специальной формы. Она снабжена упорным подшипником, на который упирается крюковой элемент. При классическом варианте подвески блоки монтируются на ось, закреплённую на траверсе. Все элементы крюковой подвески установлены в кожухе, из которого производится выход каната.
Виды грузовых крюков
Современные грузоподъёмные крюки выполняются в соответствии с установленными государственными стандартами.
Их можно классифицировать по следующим характеристикам:
- количество установленных осей;
- размер крюковой подвески;
- применяемого материал;
- назначение;
- способы крепления;
- типы крюков.
В качестве материала для изготовления крюковой подвески применяют различные марки стали. По технологии производства они бывают: литые, кованые, пластинчатые. Наименьшее распространение получили литые крюки по причине трудностей, связанных с выявлением скрытых недостатков металла при литье.
Блочная подвеска мостового крана с изменяемой кратностью полиспаста способна регулировать скорость подъёма груза, с учётом его общей массы. Масса механизма крюкового устройства не должна превышать 5 % от рассчитанной грузоподъёмности. Такое соотношение обеспечит равномерное натяжение каната.
Для крепления крюка используют три типа крепления: ухо, вертлюг или вилочное соединение. Вид соединения выбирается в зависимости тот типа крюка и требуемой грузоподъёмности.
В настоящее время применяются следующие типы крюков:
- приварной;
- цепной;
- чалочный;
- вращающийся;
- двурогий;
- с расширительным звеном;
- S-образный.
Для каждого из этих крюков применяется индивидуальный замок, который должен соответствовать утверждённым стандартам и правилам соблюдения техники безопасности.
S-образный крюк выполнен в форме заглавной буквы S. В результате он имеет симметричную конструкцию. К нему груз может крепиться независимо от установленной стороны. Изделие с расширенным звеном позволяет крепить на нём большое количество строп фиксации груза.
По количеству установочных осей крюковой подвески их подразделяют на одноосные, двухосные и трёхосные. Одноосная подвеска имеет одну ось, обеспечивающую движение каната. Двухосная подвеска оснащена двумя осями. Их располагают между щёк.
Надёжность конструкции обеспечивается болтовым соединением. Захватный механизм установлен на траверсе с применением системы блоков. Безопасность работы обеспечивает специальный замок.
Трёхосная подвеска снабжена ещё одной обоймой из двух щёк, которая соединяется с помощью серьги и стального пальца.
По геометрическим параметрам различают два типа крюковой подвески:
Крюковая подвеска нормальной длины имеет несколько блоков с подшипниками вращения (обычно от одного до четырёх). Блоки крюковой системы могут быть обводными или собраны по схеме полиспаста. Сам грузовой крюковой механизм фиксируется гайкой большого диаметра.
При небольшой длине крюковой подвески она размещается на одной оси с траверсой. Их не оснащают щеками. Специфика конструкции позволяет установку крюковой подвески в помещениях, с ограниченным запасом по высоте. Подвеска укороченной конструкции обладает ещё одной особенностью. Она оснащается только чётным количеством блоков.
Отдельным видом подъёмных устройств, считается грузовая петля. Она имеет меньший вес, чем другие системы и получила более широкое распространение. Конструктивной особенностью такого устройства является необходимость пропускания каната или стропы через отверстие петли.
Это вызывает постоянное трение стропы о петлю, что негативно сказывается на сроке службы такого устройства. Грузовые петли изготавливаются: составными или цельноковаными. Первый тип петли состоит из системы шарнирных соединений.
Второй представляет собой единый неразборный блок.
Очень часто на подъёмные механизмы устанавливаются так называемая пластичная подвеска. Согласно установленного стандарта ГОСТ 6619-75 пластичный крюк имеет однороговую и двухроговую конструкцию.
Подвеска первого типа имеет грузоподъёмность от 40 т до 315 т. Она применяется в основном для литейных кранов. Вторая подвеска с грузоподъёмностью от 80 т до 320 т устанавливается на механизмы общего назначения.
Крановые крюковые подвески – виды и конструкция
Безопасное и надежное оперирование грузами обеспечивается грузоподъемными устройствами с захватными системами. На производстве чаще всего применяются механизмы в форме крюка. Крановые крюковые подвески имеют разные конструкции, которые могут оперировать грузами по всей территории промышленной площадки.
Для чего необходим грузоподъемный крюк?
Грузоподъемный крюк — универсальное устройство для захвата грузов, используется как элемент крюковой подвески грузоподъемной спецтехники. По стандарту выдерживает статическую нагрузку, которая больше грузоподъемной силы на четверть. Комплектуется предохранительными замками, исключающими несанкционированное выпадение грузозахватного приспособления.
Крюк монтируется на тельферы, краны, кран-балки. В соответствии с показателями грузоподъемности подвеска оснащается осью блоков для свободного перемещения по нужному направлению.
При необходимости перемещения только вверх или вниз на мостовой кран фиксируется крюковая подвеска в формате сдвоенного полиспаста. Она поддерживает равномерное распределение нагрузки на каждую опору крана и дифференцирует массу по пролетному сегменту моста. Такая конструкция одновременно помогает мотать канат на барабан.
Место крепления полиспаста зависит от кратности крюковой системы. В четном исполнении крепление выполняется к подвеске, а в нечетном к раме.
Уравнительный блок (балансир) используется для выравнивания усилий в симметрично размещенных ветвях. Сдвоенный полиспаст необходим для симметричного расположения крюковой системы, при этом ветви остаются в статичном положении. Балансир может поворачиваться на заданный угол.
Конструкция крановой подвески
Конструкция устройства включает ряд ключевых элементов:
- редуктор;
- траверса;
- ручка-скоба;
- ось (одна или больше);
- системы фиксации;
- крюк (имеет разные конфигурации);
- подшипники (один или больше).
Весь подъемный механизм приводится в движение электроприводом. При этом существуют оптимизированные исполнения с более продвинутыми техническими характеристиками.
В частности, мостовые краны комплектуются подвеской с балансиром. Укороченные конструкции оборудуются траверсой особой формы, оснащенной упорным подшипником, в который упирается крюковой механизм. Стандартная конструкция предусматривает монтаж блоков подвески на ось, зафиксированной на траверсе. Детали подвески размещены в защитном кожухе, откуда выдвигается канат.
Разновидности грузовых крюков
Устройства производятся на основании требований ГОСТ, что гарантирует их надежность и качество. Они классифицируются по нескольким параметрам:
- материал;
- область применения;
- вид крюков;
- вариант фиксации;
- размер подвески крюка;
- число установленных осей.
Для крюковой подвески используется несколько марок стали. В соответствии с технологией изготовления выделяют устройства в пластинчатом, литом, кованом исполнении. Менее востребованы литые изделия, так как существуют сложности с диагностикой скрытых дефектов материала.
Блочные подвески с регулируемой кратностью полиспаста могут при необходимости менять скорость перемещения груза, учитывая его общую массу. Последний показатель для кранового механизма не должен быть больше 5% от рассчитанной грузоподъемности. Благодаря подобному соотношению, гарантируется равномерность канатного натяжения.
Крюки фиксируются посредством одного из трех видов крепления:
Конкретный вид подбирается исходя из необходимой грузоподъемности и типа крюка. Сейчас используются несколько разновидностей крюков с индивидуальным замком, который отвечает действующим стандартам и принятым нормативам техники безопасности:
- S-образный;
- чалочный;
- приварной;
- вращающийся;
- цепной;
- с расширительным звеном;
- двурогий.
Симметричная конструкция S-образного крюка напоминает заглавную латинскую S. К такому крюку груз прикрепляется вне зависимости от установленной стороны. Устройство с расширенным звеном удобно для фиксации большого числа строп.
По показателю установочных осей подвески крюка выделяются 3 типа элемента кранового механизма:
- одноосные — канат перемещается по одной оси;
- двухосные — имеет 2 оси, находящиеся между щек, фиксируются болтами, захватный механизм расположен на траверсе с использованием блочной системы, безопасность эксплуатации обеспечивается посредством замка;
- трехосные — дополнительно имеют обойму из 2 щек, сочлененных серьгой и стальным пальцем.
По геометрической конфигурации бывают нормальные и укороченные крюковые подвески. Первые состоят из нескольких блоков, которые бывают обводными либо собранными в формате полиспаста. Фиксацию грузового механизма обеспечивает большая гайка. Также в конструкции предусмотрено от 1 до 4 подшипников вращения.
Укороченные варианты располагаются на общей оси с траверсой, а в их комплектацию не входят щеки. Благодаря такой конструкции они могут устанавливаться в местах с ограничением по высоте, например, внутри помещений. При этом у подобных подвесок исключительно четное число блоков.
Особенным типом подъемных механизмов выступает грузовая петля, которая используется более широко, в том числе за счет меньшего веса. Бывают шарнирно-сочлененными или цельновязанными. Производятся в основном из стали 20 либо 20Г (ГОСТ 1050-88). Один из видов грузовой такелажной петли — массивные рым-болты, которые фиксируются в перемещаемом изделии с помощью резьбового соединения.
Особенность конструкции петли — через нее пропускается стропа или канат. При эксплуатации периодически возникает трение стропы о петлю, что сокращает период службы механизма. Устройства бывают цельноковаными или составными. Первые представляют собой монолитный, неразборный блок, вторые включают шарнирные соединения.
Нередко подъемные механизмы оборудуются пластичной подвеской. В соответствии с действующим ГОСТ 6619-75 они производятся в двух исполнениях:
- однороговое — используется, прежде всего, для литейных кранов, грузоподъемность в пределах 40-315 тонн;
- двухроговое — применяется для универсальных подъемных механизмов, грузоподъемность в пределах 80-320 тонн.
Схема, составные части и работа крюковой подвески
Крюк — универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений. Крюковая подвеска крана представлена на рис. 1.7.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.
Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств.
Предохранительные замыкающие устройства могут быть выполнены в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предотвращающих самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления. Предохранительными устройствами (рис. 1.
8) должны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.
Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верхней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращаются один или несколько канатных блоков.
На некоторых кранах для обеспечения минимальной длины подвески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непосредственно на оси блоков. Такая подвеска называется укороченной. На нижней части подвески на траверсе закрепляется грузовой крюк с помощью гайки.
Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикоподшипниках помимо вращения вокруг оси может еще качаться вместе с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов.
В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными (рис. ).
Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготавливают ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.
На грузовом крюке указывается номер крюка по государственному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наименование завода- поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.
- Крюки бракуются в случаях, если:
- · крюк не вращается на траверсе;
- · отогнут рог крюка;
- · износ крюка в зеве превышает 10 %;
- · нет клейма ОТК;
- · имеются трещины.
Рис. Схемы крюковых подвесок
а — одноосная; б — двухосная; в — трехосная; 1 — щека; 2 — блок; 3 — ось; 4 — обойма; 5 — серьга; б — палец; 7 — крюк; 8 — траверса
Крюковая подвеска грузоподъемных кранов является весьма ответственным узлом, поэтому при эксплуатации крана необходимо постоянно наблюдать за ее состоянием. При каждом осмотре следует обязательно проверять исправность щек, блоков, траверсы, крюка, гайки, осей и канатов.
Как выбирают грузовые: стальные канаты, цепи сварные, цепи пластинчатые, канаты пеньковые и хлопчатобумажные.
В качестве гибких тяговых органов используют стальные канаты, сварные и пластинчатые цепи. Их выбор зависит от назначения, условий эксплуатации, режима работы и особых требований.
- Промышленность выпускает стальные проволочные канаты разных типов, различающихся конструкцией, характером и направлением свивки и размером проволок.
- Определение усилия в канате. По правилам Госгортехнадзора канаты подбирают по разрывному усилию Sразр, указанному в стандарте или заводском сертификате, исходя из соотношения:
- Sразр ≥ Smax ∙ n ,
- где n – коэффициент запаса прочности, в зависимости от режим работы крана.
- Наибольшее (максимальное) натяжение тяговой ветви каната, Н, рассчитывают по формуле:
где G – сила тяжести поднимаемого груза, Н;
m – число блоков.
КПД блока зависит от типа используемых подшипников: при установке блока на подшипниках скольжения в расчётах можно принимать = 0,94…0,96; на подшипниках качения = 0,97…0,98.
Крюковые подвески: типы и назначение | Грузовики и спецтехника
Крюковые подвески крановые (обоймы) являются составным конструктивным элементом лебедки, предназначенным для подвешивания груза к канату, перемещения, захвата и подъема. Они используются для соединения крюка с канатом при работе со штучными грузами. Конструкция подвески зависит от типа грузоподъемного оборудования.
Конструкция, применение и причины замены
Подвеска состоит из следующих элементов:
- Обводных блоков, вращающихся на валу;
- Траверсы;
- Грузового крюка;
- Щек (двух ограничительных пластин).
Неподвижные канатные блоки сопряжены с крюком при помощи траверсы и стальных ограничительных пластин (щек). Подвижный и неподвижный блоки, объединенные между собой канатом, образуют полиспаст.
Крюковые подвески классифицируются также по грузоподъемности (от 1,6 до 50 кг) и количеству осей, на которых расположены обводные блоки (одно-, двух- и трехосные).
В зависимости от размещения траверсы различают подвески двух типов – укороченные и нормальные. Подвески нормального исполнения состоят из блоков полиспаста, траверсы и крюка.
Удерживание траверсы осуществляется посредством щек, выполненных из листовой стали.
Укороченные крюковые обоймы имеют иную конструкцию (блоки полиспаста размещены на одной оси с траверсой). Обоймы укороченного исполнения имеют небольшую высоту, что обуславливает их востребованность для эксплуатации в помещениях с ограниченной высотой потолков (промышленные цеха, склады и т.д.).
Подъем обоймы осуществляется в результате натяжения стального троса, идущего по канатным блокам. Натяжение троса происходит в результате его наматывания на барабан лебедки. Аналогичный механизм используется в башенных, автомобильных, мостовых и гусеничных кранах.
Крюковая обойма относится к категории ответственного конструктивного узла грузоподъемной техники, за техническим состоянием которой необходимо регулярно следить для предупреждения проблем в процессе эксплуатации. Наибольшему износу подвергаются канатные блоки и крюк грузовой. Замена подвески производится по следующим причинам:
- Изнашивание зева крюка на 10 процентов;
- Деформация поверхности крюка;
- Неисправность предохранительного замка;
- Износ резьбы на хвостовике.
Многие компании предлагают своим клиентам производство крюковых подвес и других конструктивных элементов для грузоподъемной техники (муфта зубчатая, крановое колесо и т.д.) по типовым и индивидуальным чертежам. Изготовление подвесок осуществляется с учетом грузоподъемности техники, варианта исполнения, количества обводных блоков и типа крюка.