10 гдш в tqwp труба войта чертеж

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Целью этого проекта не более чем проверка проекта акустики типа Труба Войта или TQWT. Успешной, причиной, было обстоятельство, то что у меломанов есть проблемы неразрешимое ограничение при размещении акустики, в помещении прослушивания, при которой имеются углы в длинной узенькой комнате.

10 гдш в tqwp труба войта чертежЛевчук Александр Николаевич

Ни закрытый ящик, ни фазоинвертор, установленные в углах комнаты, не могли дать хорошие низкие частоты. Бас размазывался, бубнение было невыносимо. Моделирование различных типов акустического оформления в условиях его комнаты при определенных ограничениях бюджета и имеющейся мебели исключили из возможного применения все классические типы акустики, которые были в продаже.

И тогда, на страх и риск, был выбран вариант Трубы Войта, достаточно большой по габаритам для того, чтобы с одной стороны колонки стали бы частью акустического оформления комнаты по типу волновых ловушек в углах комнаты (резонатор Гельмгольца), а с другой стороны — чтобы комната не смогла уж очень сильно повлиять на работу этих больших АС или, по другому сказать, чтобы недостатки комнаты превратились в достоинства, по крайней мере не мешающие колонкам работать так, как того требует здравый смысл и все эти аспекты: и комната и акустика — гармонично дополняли бы друг друга в комплексе.

10 гдш в tqwp труба войта чертежКлон Naim NAP 200 + ЦАП

Итак, необходимо было учесть следующие аспекты Акустика в оформлении Труба Войта (TQWР):

  1. Выполнение корпусами колонок функции акустических ловушек, гасящих основной резонанс комнаты;
  2. Размещение низкочастотной головки на высоте 1/3 от высоты потолка;
  3. Решение вопросов ранних ВЧ отражений от боковых стен комнаты, «смазывающих впечатления от прослушивания»;
  4. Простота конструкции акустики вкупе со «спокойной» и качественной отделкой корпуса, дополнительная функциональность (подставка под…) + шипы под акустику

После ряда изысканий были найдены динамические головки 1973 года изготовления RFT L3401, применявшиеся в концертных акустических агрегатах и определены размеры корпуса в соответствии с волновыми процессами, призванными решить поставленные технические задачи.

10 гдш в tqwp труба войта чертежRFT L3401

Параметры динамика RFT L3401 были измерены методом добавочной массы и как на начальном уровне (из коробки после 5 лет хранения), так и после пропитки, просушки и прогрева музыкальным сигналом — почти не отличались от заводских (с соответствующего интернет-сайта). Умели раньше делать!

Так как регентовская головка работала до 7 килогерц, в пару к ней было решено поставить хорошую шелковую пищалку с высокой чувствительностью.

Конечно, найти пищалку с 96дБ*Вт/м сложно, поэтому из всех испробованных вариантов выбор пал на пищалку Volvo (в девичестве — Dynaudio, диффузор — бумага 40 мм диаметром) и Prology.

Обе головки имели одинаковый диаметр крепления 42 мм, поэтому окончательный выбор был отложен «на потом«.

Трехполосное акустическое решение, предложенное мной как более лучший вариант было отвергнуто из-за соображений срочности и «дороговизны».

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Корпус выполнен из березового клеенного щита 40мм с распорками. Боковые, передняя и нижняя/верхняя панели склеены под 45 градусов и изнутри усилены бруском. Задняя стенка — съемная. Внутренняя перегородка выполнена трехслойной для уменьшения призвуков.

Акустика установлена на 4 шипа: два спереди и два сзади, вклеенных в гнезда на основании.

Окончательная отделка корпуса включила в себя фрезерованную березовую накладку по форме диффузородержателя на регентовский динамик с черной сеткой. На задней стенке корпуса расположены отверстие порта и винтовые клеммы для подключения к усилителю.

10 гдш в tqwp труба войта чертежКлон Naim NAP 200 обзор

После изготовления корпуса акустики и установки головок были произведены необходимые для расчета фильтров замеры. Для измерения использовался ненаправленный измерительный микрофон dbx RTA-M, имеющий плоскую АЧХ с погрешностью 0,5 дБ в полосе 20-20 000 Гц.

В измерительный комплект также входил 24-битный внешний ЦАП.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

По результатам измерений АЧХ ВЧ-динамиков выбор пал все-таки на Prology.

Исходные частотные и фазовые характеристики головок, установленных в корпус АС, а также с применением разделительных фильтров приведены ниже и получены в реальной жилой комнате при размещении АС в углах комнаты. Измерительный микрофон находился на расстоянии 2,5 м от АС (в точке прослушивания):

АЧХ/ФЧХ динамика RFT L3401:

10 гдш в tqwp труба войта чертежАЧХ ФЧХ головки L3401

АЧХ/ФЧХ ВЧ-динамика Prology Reference: 

10 гдш в tqwp труба войта чертежАЧХ ФЧХ ВЧ-головки Prology Reference

Динамик RFT  L3401 с разделительным фильтром: 

10 гдш в tqwp труба войта чертежL3401 с разделительным фильтром

Динамик Prology Reference с разделительным фильтром: 

Prology Reference с разделительным фильтром

Итоговая АЧХ акустической системы со сглаживанием 1/6 октавы (не забудьте, что это реальная АЧХ в длинной узкой комнате!): 

Итоговая-АЧХ

Топология фильтров приведена ниже: 

Фильтр низких частот:

Фильтр низких частот

Фильтр высоких частот:

Фильтр высоких частот  

Фильтры смонтированы на фанерном основании 200х300 мм и закреплены на задней стенке внутри АС пятью саморезами через прокладку из вспененного полиэтилена.

Элементы фильтра закреплены на основании тремя способами:

  • Конденсаторы и катушки с креплениями — шурупами
  • Катушки без креплений и конденсаторы без «ушек» — капроновыми стяжками + клей в основании
  • Резисторы — длинными шурупами на клею.
  • Разводка элементов выполнена с максимальным использованием собственных выводов элементов и с применением посеребрянного медного провода в изоляции.
  • Каждая секция фильтров подключена к клеммам своими проводами.
  • Пайка выполнена оловом (безсвинцовым припоем) с добавлением серебра.
  • Внутренний объем корпуса АС на 2/3 заполнен синтепоном из расчета 25 г/литр.

Провода, катушки и конденсаторы отбирались по направлению «начало»-«конец».

Не верьте тем, кто «не слышит» направления включения и … сам делает акустику.

У каждого свои секреты, но я скажу, что зачастую на тех головках, которые используются в проекте — действительно ничего не определить, а «оно» — есть.

Верность этих утверждений слушатель начинает воспринимать через месяцы, когда все «притрется» и «прогреется».

Что в итоге

Здесь необходимо отметить, что мои соображения будут довольно критическими т.к. система строилась двухполосной.

Плюсы:

  • Полное отсутствие бубнения как такового. Мягкий, бархатный, грудной, киношный «голос». Изумительное воспроизведение фортепиано, саксофона, скрипки, оргАна (!!!). Такого оргАна с тестового диска одного из журнала-мурзилок я не слышал нигде.
  • Узкая направленность на частоте раздела (от 2500 до 5000 Гц) минимизировала влияние ранних отражений от боковых стен, что позволило снизить «кашеобразную» окраску на женском вокале и в «верхней середине».
  • Частотная и фазовая характеристика импеданса АС в диапазоне частот 10…1500Гц  представляет собой пологую (без резонансов) линию со значениями 6,8 Ом и 0…+15 градусов т.е. носит индуктивный характер, что очень хорошо для усилителя мощности. Труба Войта работает верно.
  • Рабочая мощность оказалась 3…4 Вт. При 10 Вт — уже начинаешь глохнуть.

ЦАП +усилитель для наушников

Минусы (на мой взгляд):

  • Совершенно сумасшедшие размеры и вес.
  • На самом деле присутствует фазовая несогласованность НЧ и ВЧ головки ровно на период на частоте раздела, что, в прочем, не мешает маститым иностранным фирмам делать то же самое. Для исправления ситуации ВЧ головку нужно утапливать в корпус или делать трехполосную систему и ВЧ размещать наверху в корпусе-пуле.
  • Я бы сделал три-ампинг с выходными каскадами УМ и дипольным излучателем на СЧ, что также снизило бы ранние отражения, но вместо некой «прохладности» тембров была бы «теплота» в звучании.
  • При использовании в составе домашнего кинотеатра оказался настоятельно необходим сабвуфер. Для музыки в стерео — не нужен.

Выводы. Колонки получились.

Могу пожелать всем такой же акустики.

Дмитрий Остроухов

Можете скачать расчет фильтров и АЧХ динамиков в Акустике ЗДЕСЬ Бесплатно

Если вам нужен хороший усилитель для наушников или ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести звуковую технику известных брендов… 

Если нужна консультация по звуку пишите мне в ВК, помогу чем смогу.

Клон Naim NAP 200 серебро

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

Читайте также:  Азотирование стали: описание и особенности процедуры

Галерея TQWP

Итак, строим Акустическую систему для дома.

Выбор концепции очень сложен. Один динамик или три, активная акустика со сложными усилителями, простые усилители со сложными фильтрами в Акустических системах.

Просто нужно определиться для себя – что покажется лучше при прослушивании. Сегодня трудно сказать что лучше. Однако у меня уже нет сомнений – Акустика должна излучать диапазон от 150 до 7000 Гц из одной точки, иначе – стерео будет очень условным. На электростатики Мартина-Логана мне не накопить, и следовательно, единственный путь – АС на широкополосном динамике.

  Прослушивание различных АС на заводе НОЭМА дал мне повод для выбора варианта оформления для НЧ – только ОЯ J и никакой компрессии. Только динамики большого размера с жестким подвесом, высокочувствительные и с малым ходом диафрагмы и только бумажные диффузоры – никакой пластмассы.

Почему? – это отдельная песня – тут никакой эзотерики – сплошная физика и математика…

Выбор динамика. 

В Советские времена, промышленность выпускала достаточно неплохие динамики – 4А32.  Это 12 дюймовый широкополосный динамик. Но найти такой динамик в хорошем состоянии – очень непросто. Тем более, этот динамик для того, что бы использовать в качестве основы для построения собственной высококачественной АС,  надо очень сильно дорабатывать.

Существует методика «Горыныча» по доработке этих динамиков. Но все равно, эти динамики, даже после всех доработок, не будут идеалом для настоящего широкополосного звена. А найти реально пару 4А32 с магнитом АЛЬНИКО в отличном состоянии — теперь практически невозможно. Долгие поиски подходящего динамика привели меня на Новосибирский завод НОЭМа.

Это предприятие занимается выпуском аппаратуры для профессионального рынка Аудиотехники. Они выпускают динамик 75ГДШ-3-3. Это Продолжение линейки 4А32. В процессе эксплуатации и выпуска широкополосных  динамиков, 75ГДШ-3-3 явился практически доведенным до совершенства J вариантом 4А32. Подвижная система (Диффузор, подвес, центрирующая шайба) полностью доработана.

Во первых форма диффузора НЧ выполнена в виде сектора круга, а не простого конуса, как у 4А32.

Во вторых на диффузоре есть противодифракционные кольца,  что увеличивает жесткость диффузора и предотвращает «излучение пятнами» на большой громкости (Кажись эффект зонального излучения) переводя диффузор в кольцевой режим – т.е.

с повышением частоты, зона излучения все больше и больше уменьшается J, постепенно, на высоких частотах, приближаясь к катушке. Форма ВЧ рупора обеспечивает воспроизведение ВЧ вплоть до 16000Гц (-5Дб) и практически отсутствие столь противного резонанса на 2500Гц у многих широкополосников.

  Полностью решены проблемы технического плана с подготовкой бумажной массы для изготовления диффузоров – как следствие, динамики имеют очень повторяемые характеристики. Тряпочный синусоидальный подвес, произведена необходимая пропитка диффузора.

В общем, учитывая стоимость, эти динамики могут быть очень привлекательными для самодельщиков. Теперь слушаем, как это звучит в авторском варианте. Придя на НОЭМу, я был настроен купить ВЧ 10ГДВ-92, и 35ГДН-62 для изготовления ФИ АСок.  Но, послушав звучание 75ГДШ-3-3 в стандартном заводском ящике, все пропало.

Натуральный, живой Вокал. Прекрасная гитара, четкий и упругий Барабан. В общем, динамик показал себя с отличной стороны.  И вот, два динамика на столе экзекуций……

Для ТКуВТ необходим динамик с высоким Qts. 16 Омный вариант 75ГДШ-3-3 имеет требуемые параметры и вот он и его АЧХ. В сравнении с АЧХ 75ГДШ-3-1.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж 10 гдш в tqwp труба войта чертеж
  • более подробно по динамикам — на сайт НОЭМЫ
  •  Так как Нижняя граничная частота данных динамиков находится примерно на уровне 47Гц, АЧХ….

Необходимо увеличить отдачу АС на нижних частотах, чтобы скомпенсировать падение АЧХ динамика ниже 55Гц… Применять Корпус в варианте экспоненциального рупора для такого размера….размеры моей квартиры не позволили.

И мой выбор остановился на Четвертьволновом резонаторе обратного излучения. Этот вариант корпуса дает достаточное усиление довольно узко полосы частот в зоне настройки, при этом имеет достаточно приемлемые габариты. TQWP, или труба Войта10 гдш в tqwp труба войта чертеж.

Впервые, описанный Паулем Войтом (Paul Voigt) в 1930, TQWT дает хорошее соотношение качество-цена.

Они также легки в самостоятельном изготовлении. Очень близко к трансмиссионным линиям, TQWT отличается формой волновода. Своего рода рупор используется как обратная нагрузка для диффузора, но динамик помещен не в начале рупора как обычно, а на его стороне.

Порт используется, чтобы использовать поток воздуха от обратной стороны диффузора динамика, для внутреннего демпфирования и увеличения отдачи на НЧ. Частота резонанса зависит только от длины L конуса, и положения динамика, рассчитанное по формуле, обозначенной на схеме.

Для расчета «свернутого» варианта данного ящика АС есть программа.

Наибольшие вопросы — это параметр troat depth (глубина горловины рупора, не рекомендуется делать больше 1-2 дюймов) и surround width ширина кольца вокруг диффузора — по сути площадки крепления корпуса корзины диффузородержателя.

Все остальное — вроде и так понятно. Теоретически, не имеет значения на какой стороне будет располагаться динамик, но располагать порт к стене я бы не стал. 

Так как любая труба или рупор по сути является «гребенчатым»  резонатором ;), то и АЧХ в результате будет иметь примерно такой вид:

Где синим цветом обозначена кривая АЧХ самой головки, а красным — это  то, что будет звучать из порта АС. Не правда ли — красивое зрелише. 

10 гдш в tqwp труба войта чертеж
  1. Если дальше промоделировать общую АЧХ системы то получится ооочень красивая картина:
10 гдш в tqwp труба войта чертеж

На слух — этот самый резонанс на 215Гц =  очень гундящая солистка и труба такая пионерская… вообще, ужасное звучание с явным «ящичным» и гундосым звучанием…..Для того, чтобы избежать данного фифекта, нам требуется отсечь и заглушить все пики резонансов кроме первого. 

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Это и делается с помощью высокоэффективных звукопоглощающих наполнителей, которыми заполняется часть корпуса АС.

Можно пробовать и минвату Урса (только не нашу стекловату — это опасно для жизни!!!), вату вискозную или натуральную, Холлофайбер или еще какой синтепон, я с удовольствием нашел информацию о базальтовом волокне особо тонком, которое под маркировкой БСТВ (Базальтовое Супер Тонкое Волокно) продается в магазинах строительных материалов. Это экологически безопасный материал с прекрасными звукопоглощающими свойствами. Таким образом, нам нужен мат толщиной всего 10 см для очень глубокого подавления всех пиков резонансов кроме первого, Коэффициент  подавления которого очень мал. Кроме того, такое заполнение «виртуально» увеличивают длину рупора и тем самым — настраивают Ящик на более низкую частоту отдачи. 

В итоге — результирующая кривая АС будет выглядеть примерно так — и хотя на линии есть переломы АЧХ в следствие неполного подавления пилы, но реально они очень малы. Единственное — перебарщивать нельзя ни в чем — излишнее наполнение поглотителем корпуса АС приведет и к удушению НЧ тоже :).  

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Просчитанные размеры корпуса для АС на 75ГДШ-3-3. 

Данные размеры выполнены для многослойного корпуса. Внутренний слой — бакелитовая фанера, которая обладает высочайшей жесткостью, и внешний слой — ДСП (между ними клей и резинобитумная мастика)  Тут же можно понять и расположение усилительных (внутренних) панелей :).

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

В течение процесса подстройки, хорошая идея не закрывать окончательно одну из сторон корпуса, (легче всего заднюю)  чтобы легко  изменять внутреннее наполнение ватой для нахождения оптимального демпфирования.

  Далее начинается самое интересное – Изготовление корпуса.

В Интернете есть большое количество материалов по  выбору материалов и технологиям изготовления сборных панелей, обеспечивающих высокую жесткость и акустическую непроницаемость.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Мой выбор был сделан таким – Передняя панель сборная. Основа Массив сосновый толщиной 20мм, далее промазываем внутреннюю сторону стенки вибропоглащающей резинобитумной автомобильной мастикой. Далее 10 мм бакелитовая фанера на жидкие гвозди (ужас какая редкая и дорогая эта фанерка – удалось только один лист найти L).

Стягивается такой сэндвич саморезами, благо есть хорошая дрель- гайковерт. Далее – Войлок 15мм. Со стороны, которая будет приклеиваться к фанере, пропитал на 3-5мм войлок все той же мастикой и приклеил на те же жидкие гвозди J. Корпус при таких размерах надо делать очень прочным.

Читайте также:  Как изготовить прицеп для мотоблока

Все остальные панели выполнены по той же технологии, но в качестве основного материала применена двухсторонне ламинированная ДСП (ЛДСП), а усиление – березовая фанера. Я не стал мудрствовать и заказал основные панели корпуса у знакомого товарища в мебельном цехе. (Панели перед стяжкой саморезами, клеили на жуткого вида, 1943 года, прессе).

  Точное соблюдение всех размеров благоприятно сказывается на общем качестве изготовления корпуса АС.  (Точные чертежи раскроя деталей) Единственный недостаток – к ламинату очень трудно что либо приклеить…. После сборки всех панелей, производим сборку Корпуса АС. Стягивал струбцинами, клеил опять же на жидкие гвозди – не дешево, но очень прочно.

Я для запаса еще и евровинтами мебельными стянул J. После этого приступаем к демпфированию. У нас есть небольшая фирма, которая шьет одеяла и подушки из синтепона, используя Халофилл… Я купил два мешка обрезков. Распушил синтепон и заполнил как и рекомендовалось буржуями «компрессионную камеру» — объем АС ниже динамика.(закрытую часть треугольника).

Сейчас в магазинах появился очень интересный материал – базальтовое волокно, его применение еще более эффективно, чем вата или синтепон. Винтовые зажимы ставить не стал – припаял провода непосредственно к клеммам динамика. В качестве развязки от пола временно применил китайские «прыгучие» шарики. Что можно сказать… Результат стоил потраченных усилий.

Ни с какими С-90 и Корветами, даже и не сравнимо. (Единственное – в моем варианте – АСка имеет «фальшпанель» — для уравнивания высоты АСки и мебели, я увеличил высоту АСки на 10 см, просто сделав нишу сверху, этакое двойную крышку – исключительно для дизайна. J) Как  ожидалось – прекрасная локализация. Потрясающий вокал и гитара.

А вот Барабаны и контрабас просто обрадовали, даже в сравнении с заводскими АСками…  Отличные, Низы, настоящие, мягкие, глубокие и мощные….Такая атака…Как еще можно описать звук словами. Я удовлетворен результатами труда практически полностью.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

Но, как и ожидалась – есть ложка дегтя….Узкая направленность ВЧ. АСки у меня стоят на расстоянии 2.7 метра, и диван в 2.5 метрах … Так в той самой зоне прослушивания на диване высоких частот от 10000 гц нету… Они есть по оси АС, но чуть в сторону и амба. Нету высоких..

И если на Джазе и Блюзе все не так плохо, то на классике и современной музыке очень чувствуется нехватка высоких частот. Если бы АСки стояли у меня в комнате по узкой стороне, а диванчик был на 3-5 метрах от АСок – то все было бы ажур. А вот найти приличное ВЧ звено с чувствительностью 96Дб/м оказалось не так то просто.

Россия, к сожалению – это глухомань для радиолюбителей.  Ни хрена нету, а то, что есть — в два раза минимум дороже, чем на диком западе. Из доступного только неизвестного качества Визатон за дорого, ну и еще несколько профессиональных рупорных головок, которые непригодны для домашнего применения, так как дальнобойные и так же узконаправленны.

   Нашел на партэкспрессе американские изодинамические ВЧ головки неизвестной у нас Американской фирмы Bohlender Graebenner Neo3PF.  

 Пришла красавица. Везли знакомые, даже и не знаю, сколько будет стоить обычный заказ с пересылкой. Единственное – что сразу не увидел –это  то, что чувствительность они намерили на 2.83  Вольтах…Это уже не 96Дб на 1Ватте… Долго слушал так, пока не прилепил НОЭМовские 10ГДВ-92 чувствительностью 90ДБ на ватт на метре…..

тут у меня начали проявляться сомнения в честности Американских Граебанных Бохлендеров. Принес на нОЭМу — промерили, частотка красивая вплоть до 30Кгц, НО реальная чувствительность 86 ДБ на 2.83 вольта…… вот тебе и американское качество… Уроды, Отбохлендерили меня одним словом и сказать то нечего.

Но звучит очень прилично — теперь вот делать биампинг придется.

Далее по пути улучшения Акустики — Убирание на фиг медного колпачка с керна и забубенить лампочки Ильича в горлО динамику. Зачем убирать «короткозамкнутый виток» в виде медного колпачка на керне? А эта фишка с увеличением индукции работает только на средних и высоких частотах и дает реальный прирост начиная с 2000Гц на 4-5 ДБ относительно средней линии АЧХ.

Это делалось на импортных профессиональных головках для повышения отдачи, и это так называемый «японский» звук. АЧХ 75ГДШ-3-3 имеет явно выраженный «профессиональный» профиль в следствие применения этого самого медного колпачка на керне.  Теперь Лампочка Ильича (или Пончь Сбруевича  Гы Гы Гы 🙂 )…

Дикая осевая концентрация на ВЧ вызвана дикой же интерференцией в конусе ВЧ рупора динамика. Для того, чтобы сделать диаграмму направленности ВЧ пошырее 😉 и вставим лампочку в центр динамика. Идея не нова  и применяется в супердорогих АСках, но вот готовых рецептов по форме и размерам этой «лампочки» нет — придется экспериментировать вручную.

Результат помещения 5 сантиметрового металлического шарика в 5 сантиметрах от среза ВЧ рупора внушает оптимизм. Скоро будут и результаты.

Бюджет проекта =>

Динамики 75ГДШ-33 теперь = 2600 руб. за пару. (подорожали почти на половину- я брал еще 1600 за пару L)

Динамики ВЧ=3600 рублей.

Корпус = 3000 руб. за пару (заказ и изготовление панелей на мебельной фабрике) + работа моя.(Хотя самостоятельно получится гораздо дешевле).

В случае самостоятельного изготовления корпуса было бы еще дешевле, но дезигн требует жертв.

А экономить на ВЧ – не стоит, ведь сэкономив, установив какой-нибудь профессиональный 1А22 мы не услышим бархатного саксофона и переливов скрипки.

А так как ручонки у меня не очень, да и инструментов нужных нету – то с первого раза не хотелось облажаться с отделкой – вот и заказал в фирме нарезать панели для корпусов. Суммарная стоимость системы примерно 9000 рублей с учетом Хай-Енд ВЧ динамиков и заводского изготовления корпусов. Но вряд ли можно за такие деньги получить подобное звучание даже от Б/У импорта.. 

Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

Головка громкоговорителя 10ГДШ-1 (10ГД-36К) разработана более 20 лет назад во ВНИИРПА им. А.С. Попова и многие годы выпускается заводом “Акустика” в г. Знаменке (Украина).

Она предназначена для применения в однополосных АС, которые дешевле и проще двух- и трехполосных и имеют меньшие фазовые искажения из-за отсутствия разделительных фильтров. Головка 10ГДШ-1 одна способна воспроизвести практически весь звуковой диапазон частот.

Эффективная работа в области НЧ обеспечивается применением специального гибкого подвеса из пенополиуретана и жесткого диффузора с криволинейной образующей, а в области ВЧ – вторым диффузором.

Применение этих головок в малогабаритных АС типа 15АС-223 и им подобным с внутренним объемом около 14 л не позволяет в полной мере реализовать возможности 10ГДШ-1 в области самых низких частот. На рис.1 (кривая 1) изображена типовая АЧХ 15АС-223 в области частот до 250 Гц.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

На частотах выше 80 Гц АЧХ практически линейна (“поршневой” диапазон данного типа головок простирается до 400-500 Гц и выше), ниже частоты 75 Гц (-3 дБ) – крутой спад, достигающий -12 дБ на частоте 50 Гц.

10 гдш в tqwp труба войта чертежВ таблице приведены параметры нескольких головок 10ГДШ-1 (колонки “V=∞”), а также головок в корпусе объемом 60 л, вычисленном из условия получения полной добротности системы меньше единицы (колонки “V=60 л”). Разброс параметров оказался не большим, значения Qп (“V=∞”) в среднем находятся в пределах 0,7-0,8, т.е. вычисленный объем АС в 3-4 раза больше Vэ.

Читайте также:  Фрикционная передача: применение, достоинства и недостатки

В качестве корпусов были использованы ящики от АС “Симфония” с подходящим объемом (V=60 л), внутренними размерами 710х325х260 мм и удаленной перегородкой с отверстиями резонаторов. Количество использованного звукопоглощающего материала 0,6-1 кг на весь объем. Размещение головки на передней панели показано на рис.2.

На рис.1 (кривые 2) приведено семейство АЧХ нескольких АС. Разброс в области частот выше 30 Гц менее 2 дБ, выигрыш по звуковому давлению в области самых низких частот более 12 дБ, а расширение рабочего диапазона по уровню – 8…-10 дБ почти на октаву (в два раза) вниз.

10 гдш в tqwp труба войта чертеж

  • Параметры АС с использованием 10 ГДШ-1-4:
  • Рабочий диапазон частот: 31,5 – 20000 Гц
  • Уровень характеристической чувствительности: 90 дБ√Вт
  • Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 1 м: 100 дБ
  • Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
  • Предельная шумовая (паспортная) мощность: 10 Вт

Головки 10ГДШ-1 имеют хороший запас по линейному перемещению подвижной системы.

Радиолюбителям, имеющим опыт ремонта головок громкоговорителей, можно рекомендовать перемотку звуковых катушек термостойким проводом ПЭТ-155 на каркасах из тонкого (расслоенного) стеклотекстолита, а также замену полиуретанового подвеса диффузора резиновым, что позволит увеличить пиковую мощность до 30 Вт, предельную шумовую до 20 Вт, а максимальный уровень звукового давления до 103 дБ. Для уменьшения объема АС можно рассчитать акустическое оформление в виде ФИ для Qп = 0,707. Ориентировочные результаты: Vф = 40 – 45 л; диаметр туннеля – не менее 60 мм, длина его определяется частотой настройки ФИ f = 25 – 30 Гц.

Разработанные конструкции подтверждают возможность более эффективного использования головок громкоговорителей в области самых низких частот (ниже резонансной частоты АС) даже в простом акустическом оформлении – закрытой АС.

Автор работы: Борщ П.А., г. Киев, (журнал «РАДИОАМАТОР» № 9, 2001)

10гдш-2-4 (10гд-36Е) ,на что способен?

Среди некоторых экспертов существует мнение.Что многополосная акустика в СССР была так себе ,а вот в деле создания широкополосных динамиков инженеры добились некоторых успехов.Помню как однажды наткнулся в вк на статейку , с детальным разбором (разоблачением) всей советской акустики.

Которая заканчивалась словами ,что из всего этого многообразия,именно 10гдш ,и 4а32 есть что то более или менее достойное.

10гдш4а-32 ,большой громкий шп динамик для сценических колонок , предок Ноэмы 150гдшМнение спорное , но имеет право на жизнь.Из широкополосных , с 4гд35 я знаком давно и он по своему неплох ,но только с ламповыми усилками . с транзисторными это серая радиоточка.5гдш-1 и 5гдш-2 меня сильно разочаровал , он и с германиевым усилом не звучит даже.5гдш-1-4А вот 10гдш я хотел послушать давно ,но не было возможности.10гдш это советский шп динамик ,судя по всему выпускавшийся с 70х , и до конца 80х.Ставился он в основном в колонки Маяк , Романтика , Нота и др.Колонки Романтика , рыжий подвес — признак того ,что ппу подвес начал разрушатьсяМаякМаякКолонки Романтика , рыжий подвес — признак того ,что ппу подвес начал разрушаться

Почитав про него в интернете сложилось мнение ,что это динамик с менее изысканным звуком чем 4гд35 , но с сильным басом и гораздо больше подходящий под поп музыку.

Ведь особенность 4гд35 ,да и наверное почти всех шп динамиков,даже современной Ноэма 150гдш и 4а32 в том,что такие динамики не умеют играть рок,поп и вообще какую либо сложную музыку, кроме вокала ,джаза и акустической гитарки.Однако играют этот джаз и вокал (при наличии подходящего усилителя ) так душевно ,что многие гораздо более дорогие колонки не смогут повторить .Ну и в общем 10гдш судя по отзывам смог выйти за рамки джаза , вокала и представлялся мне с чужих слов гораздо более универсальным динамиком.Заточенным не только под лампу или германий ,и играющим нормально и с обычными усилами.Иногда можно услышать мнение ,что это хорошая альтернатива советским двухполоскам типа с30 и Вега.

Хотя почему то эта тема слабо освещена на ютюбе , и 10гдш там в основном присутствует в видео с достаточно сложными и дорогими проектами самодельных колонок. Обыватели такое повторить не смогут ,им интересен готовый продукт.

А готовый продукт — это колонки Маяк ,Романтика . Как правило довольно большие полочники закрытого оформления, хотя бывали и с фазоинвертором как Нота. Во времена СССР таких колонок, как Маяк и Романтика выпустили очень ,очень много. Но так как у динамика 10гдш подвес ппу , то уже годам к 2000м он стал осыпаться и требовать замены.В те года замену найти было сложно ,да и клеить подвес многие не умеют.

Поэтому предполагаю ,что большая часть тех миллионных тиражей таких колонок была просто выброшена на помойку ещё лет 20 назад.

Время менять подвесИ сейчас такие колонки и динамики встречаются не так уж и часто.И вот я решил купить колонки на 10гдш , покупал с пересылом,и выбор был между Романтикой, и 10ас-203.Я выбрал второе .так как 10ас-203 во первых симпатичней, во вторых выпускались ещё в 70е,в третий чуть крупнее .И тут возникает один момент : 10гдш был двух поколений ,не считая мелких модернизаций. Первое поколение 10гдш-1-4 (10гд-36К) Второе поколение 10гдш-2-4 (10гд-36Е)

Внешне спереди они почти не отличаются, главное отличие сзади — это литая корзина у 36К и штампованная у 36Е

10гд-36КСама корзина на звук не влияет ,но помимо корзины у позднего 10гдш якобы более тяжёлый диффузор ,что негативно сказывается на звуке.Во всяком случае в интернете есть статьи про то ,что поздний якобы звучит похуже.И вот я выбрал 10ас-203 для того ,чтобы уж точно не ошибиться и купить колонки с ранней версией динамиков.Ведь это самая ранняя модель акустики с 10гдш.Но к сожалению оказалось ,что динамики там уже не родные а те самые поздние.Поэтому буду рассказывать именно про них ,про 10гдш-2

10ас-203 — колонки закрытого типа ,без фазика и с 10гдш-2 они играют своеобразно.

Баса много ,но он немного гулкий , и на басах вроде как теряется остальной диапазон. Динамик видимо не может одновременно играть и нч долбёжку и сч ,из за чего средние становятся немного невнятными.Высокие частоты довольно сиплые и грязноватые , похожи на вч колонок Комета.В целом звучание с транзисторным усилителем несколько крикливое ,яркое и напоминает характер акустики для сцены и мероприятий.Громко ,ярко ,но бестолково. Однако есть некоторый празднично танцевальный окрас.

Звук грубоват,грязноват.

Если же вытащить 10гдш-2 из корпуса и поставить в открытый ящик или щит (я поставил в корпуса колонок от Аккорд-201) То басов получается заметно меньше ,но звук на мой взгляд становится более музыкальным, без излишнего гудения на басах ,и сч из за этого немного улучшаются.Но как я и думал — все ширики любят ламповый звук ,в моём случае германиевый усилитель Аккорд . И 10гдш-2 не исключение.Как бы не преподносили его как ширик,который способен нормально играть с транзисторными ,это всё равно не так.с Аккордом он меняется почти до неузнаваемости , исчезает грубость и грязь , он становится немного мутным ,но мелодичным.

В звучании появляется душа и слушать становится интересно.

Хотя он и не превращается во что то очень классное ,но в таком виде звук гораздо приятней.Причём и в закрытом ящике и в открытом. Таким образом если рассматривать 10гдш-2 как альтернативу недорогим двухполоскам типа Вега, Кантата, Комета.То я бы не сказал ,что он лучше, но и не особо хуже.Он громче, басовитей, но звук с обычными усилками не ламповыми довольно грязный ,жёсткий и не интересный.Хотя он звучит предпочтительней ,чем 25ас-128.Трёхполоске 25ас-2 он тоже проигрывает.Но если сравнивать с с30 ,то наверное колонки на 10гдш-2 будут не хуже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector