Во многих сферах деятельности возникает проблема перемещения объектов большой массы и габаритов. Эту задачу успешно решает башенный кран. Он способен решать широкий круг задач, связанных с подъёмом и перемещением груза.
Назначение крана башенного типа
К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:
- осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
- перемещать груз в пределах строительной площадки;
- производить разгрузку и загрузку транспортных средств.
Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.
Устройство башенного крана и принцип его работы
Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:
- опорную часть (основание);
- поворотное устройство;
- горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
- вертикальную стойку (башня);
- кабину с элементами управления;
- ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).
Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций.
В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы.
Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.
Технические характеристики
Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:
- размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
- высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
- скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
- параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
- скорость перемещения ходовой части.
Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.
Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.
- Номер группы определяет величину грузового момента.
- Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
- Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.
В конце маркировки указывается климатическое исполнение конкретного изделия. Например, буква «У» указывает на применение крана в умеренном климате, «ХЛ» в холодном климате.
Классификация
Башенные краны классифицируются по следующим показателям:
- области решаемых задач и сфере применения;
- грузоподъёмности;
- типу смонтированной башни;
- виду установленной стрелы;
- виду ходовой части;
- мобильности.
Основными сферами применения являются:
- строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
- погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.
Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.
По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.
В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию
По типу башни
Для современных изделий применяют следующие виды башен:
- постоянной длины;
- телескопические;
- подращиваемые снизу;
- с изменяемым углом поворота.
Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.
По типу стрелы
У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:
- подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
- система балочного типа;
- шарниросочленённая конструкция.
В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.
У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.
Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.
По способу установки
Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:
- стационарное;
- самоподъёмное;
- передвижное.
К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.
Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.
К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.
По типу ходового механизма
Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:
- автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
- гусеничные;
- рельсовые;
- шагающие;
- пневмоколёсные.
Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах.
Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу.
Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.
Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры.
Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему.
В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.
Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам.
Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке.
Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.
Описание, область применения, классификация башенных кранов
При строительстве объектов необходимо подавать материалы на различную высоту. Наиболее востребованной техникой для данного вида работ является башенный кран. В зависимости от модификации он поднимает от 2 до 100 т на высоту до 220 метров. В некоторых случаях, возможности башенного крана ещё больше.
Где применяют башенные краны
Широкая классификация оборудования может применять башенный кран в промышленном и гражданском строительстве, на складах при разгрузке и погрузке автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.
По целевому назначению технику делят на четыре категории:
- общего назначения, применяют при строительстве и ремонте зданий;
- специального, на стройках промышленных объектов;
- кран высотный, используют если здания выше 16 этажей;
- погрузо-разгрузочный, применяют на производственных складах и полигонах.
Специальные башенные краны типа «кролл» применяются на строительстве в энергетической сфере.
Как устроен кран и его принцип действия
Работа этой спецтехники — в движении по площадке и перемещении груза в горизонтальном и вертикальном направлении. При этом башня крана может быть установлена неподвижно в рабочей зоне, самоподъёмной приставной к каркасу здания или на ходу, когда техника сможет передвигаться по объекту.
Базовые системы
Башенный кран – это узловой механизм, состоящий из стального каркаса решетчатого или цельно-трубчатого типа.
При применении на объекте решетчатой конструкции возможно изменение характеристики грузоподъёмности и вылета крюка, путём наращивания металлоконструкций.
Спецтехника бывает поворотного типа, вращающегося при работе вокруг своей оси и неповоротного, когда поднимает груз и перемещает его горизонтально.
Основные базовые узлы спецтехники:
- Рабочая стрела в виде горизонтальной балки или шарнирно-сочленённой конструкции подвесного или молотовидного типа. Оснащается крюком или грузовой тележкой.
- Несущая опора с противовесом удерживает башню в вертикальном положении, препятствует опрокидыванию при передвижении грузов и равномерно распределяет вес на башню крана.
- Силовой агрегат обеспечивает поворот кабины, подъём и опускание стрелы, движение крюка и грузовой тележки по горизонтали.
- Кабина техника-оператора с пультом управления всеми механизмами.
Перемещение крюка или тележки происходит с помощью стального троса, соединённого с лебёдочным блоком, который обеспечивает движение и фиксацию груза в нужном положении.
Основные технические характеристики
Технические особенности зависят от марки башенного крана и его функций на объекте, необходимых при строительстве сооружений. По грузоподъёмности башенные краны подразделяются на малой грузподъёмности — до 5 т, средней — до 25 т, и тяжеловесные — до 100 т.
Длина стрелы кранов составляет от 25 до 80 м, хотя бывают и исключения. Максимальная высота подъема до 220 м при скорости подъема груза в 2-20 м/минуту. Есть разновидности башенного крана, основание которого встраивается в каркас дома. Такие грузоподъёмные механизмы способны строить здания высотой 500-700 метров. Но это уже спецтехника, разрабатываемая для конкретных проектов.
Кроме того, башенные краны есть неподвижные (пристяжные) и самоходные, которые способны перемещаться по стройплощадке или вдоль дома. Передвижение, как правило, осуществляется по рельсам. Данная техника наиболее распространена в России и странах бывшего СССР при строительстве типовых домов. На западе же, больше используются неподвижные краны.
Стоит отметить, что передвигается такая техника по строительной площадке со скоростью от 10 до 30 м/мин, а скорость вращения крана вокруг своей оси – 0,2-1,0 об/мин.
Классификация механизмов
Согласно ГОСТ 13809-68, спецтехника делится на две группы: стационарные и движимые, у которых разные технические характеристики и они выполняют каждый свои задачи при строительстве.
По типу башни
Это краны с поворотной платформой и нижним противовесом на конструкции, которые используются при возведении малоэтажных зданий. И неподвижной башней с устройством верхнего противовеса, когда поворотный механизм обеспечивает движение кабины вокруг своей оси вместе со стрелой. Применяется в высотном строительстве.
По типу стрелы
Подъёмные, перемещающие груз по вертикали, и балочные, установленные статично, придающие движение грузу в горизонтальном положении по полозьям.
По форме сечения стрелы делятся на квадратную, треугольную и прямоугольную. Производители выпускают башни подвесные, с балансиром, с гуськом, со стойками и молотовидными средствами противовеса.
По способу установки
Вид опоры башни влияет на управляемость механизма и мобильность конструкции.
- стационарный кран рассчитан на фиксированную фундаментную установку;
- самоподъёмная спецтехника монтируется на каркас строящегося здания;
- пристяжной кран фиксируется на фундаментное анкерное основание и используется при строительстве домов выше 70 м;
- приставная спецтехника, которую собирают и фиксируют на фундаменте строящегося здания;
- передвижной кран, оснащаемый колёсным, рельсовым или гусеничным ходом. Он более управляем и мобилен при транспортировке.
Разные способы установки позволяют применять спецтехнику на опасных и сложных объектах.
По типу ходового механизма
Согласно классификации по ходовой, существуют башенные краны, самоходные и перемещаемые тягачами.
Краны на автомобильном и гусеничном ходу оснащаются упорными механизмами и применяются для разгрузки и погрузки конструкций и материалов до 5 т.
На объектах промышленно-гражданского строительства и складах часто применяется башенный рельсовый кран, который устойчив при подъёме и перемещении груза. Он обладает достаточной мобильностью и поднимает вес 3-10 т.
Наиболее известные марки башенных кранов
- Наиболее известной маркой среди башенных кранов российского производства можно назвать КБ-474А.
- Из европейских производителей профессионалы отмечают марки Liebherr, Potain, Comansa.
- Также отличается безопасностью и простотой сборки турецкая техника компании TGM KULE VINC.
- ТЕХНОmagazine
Поделиться
Башенный кран: технические характеристики, методы перемещения
В период 1913-1916 годы, работая в университетах Цюриха и Берлина, Альберт Эйнштейн опубликовал свою работу по общей теории относительности. Эта работа перевернула понимание человеком основ природы и дала толчок к немыслимым ранее научным достижениям и техническим изобретениям. Об этом знают многие.
Однако немногие знают о том, что в это же время, а точнее, в 1913 году, на промышленной ярмарке в Лейпциге изобретатель по имени Юлиус Вольф представил широкой публики механизм, названный в местных газетах «гигантом из Хеилборна», который не менее радикально изменил строительную отрасль.
Изобретение, прообразом которого был этот механизм, дало человеку возможность возводить здания, в которых число этажей исчисляется десятками, а высота – сотнями метров. Это изобретение – башенный подъёмный кран.
Устройство башенного крана в течение последующих десятилетий совершенствовалось всё больше, и многочисленных наследников того первого механизма сегодня можно увидеть буквально повсюду.
Многие мужчины, среди эпизодов своего городского детства, наверняка вспоминают какую-нибудь стройку, на которой так интересно было играть в различные детские игры.
Кроме игр, там было увлекательно наблюдать за работой различных механизмов и приспособлений, над которыми гордо возвышался башенный подъёмный кран.
И в голове любого мальчишки, который наблюдал за работой такого крана, наверняка возникал вопрос: «как это он не падает?» Выяснению этого и посвящена данная статья, в которой в общих чертах рассматривается конструкция башенного крана.
Основы устойчивости башенного крана
На башенный кран действуют различные силы, создающие опрокидывающий момент. Основные действующие силы – это вес поднимаемого груза и грузозахватного устройства. Дополнительные силы – это:
- инерция, возникающая во время спуска, подъёма, торможения или изменения скорости работы различных механизмов, таких, как передвижение крана или груза по стреле, а также изменение вылета стрелы;
- центробежная сила, возникающая во время изменения наклона стрелы или вращения поворотной части крана;
- атмосферные факторы – давление ветра на конструкцию крана и на подвешенный груз, а также вес снега или наледи при работе в условиях отрицательных температур.
С учётом всех обстоятельств задачу по удержанию башенного крана в равновесии можно сравнить с выполнением стойки на руках акробатом или гимнастом.
Судите сами – с грузом или без, в спокойную или ветреную погоду центр тяжести всей конструкции самоходного крана должен находиться в пределах небольшого, в сравнении с рабочими габаритами, прямоугольника, ограниченного шириной подкрановых путей и расстоянием между осями ходовых колёс.
Конструкция башенного крана рассчитывается таким образом, чтобы при его установке и эксплуатации запас устойчивости был достаточным для двух случаев:
Вакуумный усилитель тормозов — принцип работы и устройство
- опрокидывания в сторону груза (грузовая устойчивость);
- опрокидывания в сторону противовеса (собственная устойчивость при нерабочем состоянии крана).
Назначение кранов башенного типа
Основным назначением башенных кранов является подъем и перемещение грузов на заданную высоту и расстояние. Крепление груза осуществляется на специальный крюк, который тросом соединен с лебедкой и перемещается вдоль стрелы. Опрокидывание груза исключается за счет наличия противовеса и особой формы стрелы.
По назначению краны бывают следующих типов:
- высотные, позволяющие проводить работы на большой высоте;
- общего назначения, применяемые при строительстве жилых или хозяйственных объектов;
- специальные, используемые в промышленности для возведения ответственных конструкций и зданий;
- погрузчики, применяемые на складах, полигонах или базах.
При выполнении разовых строительных или подъёмных работ выгоднее арендовать технику, а для постоянных – покупать. Продажа башенных кранов осуществляется специализированными компаниями, поэтому для их приобретения рекомендуется обращаться к официальным дилерам или непосредственно производителям.
Основные типы конструкции башенного крана
Существует несколько основных конструктивных решений, на основе сочетания которых создаются башенные краны различных видов.
По типу конструкции башни:
- Краны с поворотной башней. В таких кранах башня, вместе с закреплённой на ней стрелой и противовесом, вращается вокруг своей вертикальной оси. Противовес в таких кранах может иметь верхнее или нижнее расположение.
- Краны с неподвижной неповоротной башней. В таких кранах стрела и противовес закреплены на особом шатре, который вращается вокруг неподвижной башни.
По типу стрелу:
- Кран с подъёмной стрелой. Такие краны имеют оголовок для возможности изменения угла наклона стрелы.
- Кран с балочной стрелой. В таких кранах по неподвижной горизонтальной стреле перемещается грузовая тележка с грузозахватным механизмом.
- Стационарный кран – при установке фиксируется в определённом месте ( приставной кран).
- Передвижной кран – самоходный или перемещаемый тягачом.
По способу установки:
Самоходные краны, как правило, выполняются по схеме с поворотной башней. Такая схема башенного крана удешевляет его конструкцию, уменьшает время, необходимое на его монтаж-демонтаж и упрощает транспортировку. Однако чемпионами по грузоподъёмности и высотности всё же являются стационарные краны с неповоротной башней, среди которых особо выделяются приставные краны.
Устройство башенного крана приставного типа даёт возможность реализовать особое преимущество – самостоятельное увеличение собственной высоты благодаря использованию механизмов наращивания башни.
Приставной кран устанавливается в начале строительства вблизи строящегося здания, жёстко прикрепляется к нему и увеличивает свою высоту по мере роста этого здания. Имея стрелу длиной 30-60 м.
, кран может обслуживать широкий фронт, постепенно наращивая высоту подъёма крюка до нескольких сотен метров.
Модели оборудования
На отечественном рынке представлено больше двадцати моделей оборудования. Разделенные по сериям, они обладают схожими характеристиками.
КБ-403
Существует два подтипа техники модели КБ-403 – модификации А и Б. Они отличаются длиной стрелы и увеличенной массой с противовесами. КБ-403А обладает такими характеристиками:
Грузоподъемность башенного крана КБ-403
- наибольший поднимаемый вес – 8 т;
- грузовой момент – 120 тм;
- длина стреловой конструкции – 26,3 метров;
- поднимание при поднятой стреле – 52 метра;
- глубина опускания – 3 метра;
- противововес общий – 80 т.
В КБ-403 передвижение тележки с грузом по наклонной невозможно. Для повышения скорость вертикального перемещения используется лебедка У59.
В модификации Б грузовой момент увеличен до 132 тм, высота подъема – до 54,7, а глубина опускания – до 5 м. Максимальная длина рабочего устройства – 30 м.
КБ-408
Данная модель башенного крана имеет такие характеристики:
Башенный кран КБ-408 — характеристика
- грузовой момент – 160 кНм;
- грузоподъемность – 8-10 т;
- на максимальном вылете – 2-6 т;
- наибольший и наименьший вылет – 25-35 и 6 м;
- высота подъема – 41-46,6 при горизонтальной стреле;
- глубина опускания – 500 см;
- вертикальное перемещение предметов в минуту – 67 м.
Две модификации КБ-408 из пяти имеющихся не поднимают груз на наклонном рабочем органе. Плавная посадка материалов производится со скорость 4,8 метров в минуту. Кран относится к полноповоротной передвижной разновидности.
КБ-100
Оборудование этой модели используется для возведения зданий от 5 до 9 этажей. Двигается в рамках рабочей зоны по рельсовым путям. КБ-100 имеет наклонную подъемную конструкцию и поворотную башню с высотой подъема грузов до 33 метров. Темп перемещения по вертикали составляет 43 метра в минуту.
Грузоподъемность крана КБ-100
КБ-515
Модель КБ-515 производится в пяти модификациях Кохомским заводом. Максимальный груз, поднимаемый оборудованием на максимальном вылете, составляет от 3 до 10 т. Грузовой момент в ряду моделей варьируется от 150 до 300 тоннометров. Глубина опускания груза – 5 м. Грузоподъемность на наименьшем вылете в 35 м – десять тонн, уровень подъема крюка – от 82,6 до 95,2 м.
Технические характеристики башенного крана КБ-515
Основные элементы конструкции башенного крана
Рис 1. Слева — кран с поворотной башней и подъемной стрелой; справа — кран с неповоротной башней и балочной стрелой
Устойчивая и безопасная работа самоходного башенного крана обеспечивается объединением в единой конструкции нескольких базовых элементов (см. рис 1.):
По типу ходового устройства башенные краны делятся на следующие виды:
- рельсовые – получили наибольшее распространение благодаря простоте эксплуатации и безопасности работы;
- автомобильные – смонтированные на шасси автомобиля;
- на шасси автомобильного типа – смонтированные на специально разработанном под кран пневмоколёсном шасси с кабиной;
- пневмоколёсные – смонтированные на специальном пневмоколёсном шасси без кабины;
- гусеничные – смонтированные на гусеничном ходовом устройстве;
- шагающие – краны, имеющие ходовое устройство шагающего типа.
Как устроен кран, его принцип действия
Модели башенных кранов, которые выпускают современные машиностроительные предприятия, имеют 5 основных частей.
Башню решетчатую. На основе трубок или телескопическую с поворотом внизу, вверху вертикальной части конструкции. Среди моделей, которые выпускают в наше время, бывает оборудование с наращиваемой или подращиваемой складной башней (с возможностью демонтажа на объекте) и неразборное.
Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.
Устройство башенного крана
Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.
Преимущества и характеристики 51-ого ГАЗ
Несущую опору. Удерживает весь кран. Она располагается в основании башни и противостоит всем опрокидывающим нагрузкам, обладает повышенной прочностью и надежностью.
Устройство перемещения (ходовая). Она отвечает за перемещение всей конструкции башенного крана и его разворота. Бывает с применением разных опорно-движущих элементов.
Кабина оператора. Из нее происходит управление всеми типами механизмов, ответственных за работу узлов оборудования.
Подкрановые пути башенных кранов
Мобильные и подвижные самоходные башенные краны на рельсовом ходовом устройстве требуют для своей работы особый элемент – подкрановые пути. От качества изготовления этих путей зависит устойчивость и безопасность работы крана, поэтому им уделяется большое внимание при организации строительных работ.
Подкрановые пути башенных кранов испытывают значительные нагрузки в процессе эксплуатации, поэтому должны подвергаться регулярным осмотрам и проверкам на предмет выявления повреждений и дефектов, соответствия геометрическим нормам и пр.
Электрическая схема башенного крана насыщена многими высоковольтными и многоамперными элементами, поэтому подкрановый путь самоходного крана должен также обеспечивать надёжное заземление.
Башенные краны являются ключевым механизмом для решения всё более сложных строительных задач современности. Конструктивное развитие этого вида устройств продолжается уверенными темпами, и своё первое столетие семейство этих строительных гигантов встречает, величаво возвышаясь над строительными площадками всего мира.
Башенный кран: назначение, классификация, технические характеристики
Башенным кран называется потому, что несущая опора этой грузовой техники напоминает конструкцию башни, все элементы которой выполнены из металла. Кроме подъема, крановое оборудование может перемещать груз вдоль, а также поворачивать его вокруг центральной оси. Это дает возможность доставлять стройматериалы практически в любую точку проведения работ.
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
Эксплуатация крана приводит к постепенному изнашиванию и разрушению деталей, узлов и систем, что впоследствии является причиной старения агрегата и выхода его из строя.
Для обеспечения нормальной работоспособности в течение всего срока службы проводят регламентированное техническое обслуживание башенных кранов — комплекс планово-предупредительных мероприятий, направленных на эффективное использование агрегата, поддержание его надежности и исправности во время работы.
Трактор ДТ-75. Обзор модельного ряда, устройство, отзывы
В систему ТО входят такие операции:
- профилактика;
- текущий ремонт;
- контрольные меры.
Согласно руководству по эксплуатации кранов башенного типа, ТО выполняют в соответствии с намеченным графиком, ремонтные работы — при необходимости. Все записи по обслуживанию ведутся в рабочем журнале.
По регламенту ТО подразделяется на такие виды:
- ежесменное (после каждой смены);
- периодическое (ТО-1, ТО-2 проводятся в установленные сроки);
- сезонное (2 раза в год в период смены сезона).
Плановые ремонтные операции бывают 2 типов:
Классификация кранового оборудования
Башенные краны классифицируют по нескольким признакам.
По целевому назначению:
- Общего использования – для строительства промышленных и гражданских объектов среднего уровня сложности.
- Специального применения – для решения задач высокой сложности.
- Высотные краны, способные работать на большой высоте при возведении небоскребов. Они бывают самоподъемные, приставные и ползучие.
- Крановые погрузчики – чаще двухстоечные системы (козловой кран), установленные на рельсовые направляющие для перемещения. Их интенсивно используют на крупных производственных складах.
По свободе перемещения:
- Стационарного типа – делятся на приставные и универсальные модели.
- Передвижные – транспортируемые прицепным способом либо на самоходной основе.
- Самоподъемное оборудование, которое крепится на вершине возводимого строения.
По устройству ходового механизма:
- Гусеничные;
- На колесах пневматических;
- На роликах по рельсовой трассе;
- На шасси;
- Краны шагающие;
- На базе автомобилей.
Кроме этого, конструкции современной крановой техники бывают классическими, быстрого монтажа и безоголовочными.
Учитывая исполнение башенных кранов и роль их применения, оборудование объединяют в группы. Внутри этих групп модели могут иметь идентичные сборочные единицы, похожие принципиальные схемы и типовые блок-модули. Такой подход значительно облегчает задачу выбора нужного агрегата потребителем среди разных производителей. Также упрощается обслуживание крановой техники.
Как выбрать
Выбор агрегата зависит от марки и рабочих показателей модели. При подборе башенного крана обращают внимание на его индексацию.
Условное обозначение выглядит следующим образом: КБ1-234.567, где
- КБ — кран башенный, КЕМ — кран башенный модульный, КБР — кран башенный для технических работ, КБГ — кран башенный для гидротехнического строительства;
- 1 — функциональные особенности Г, Р, М;
- 2 — размерная группа от 0 до 9 с грузовым моментом, в т*м;
- 3, 4 — порядковый номер базовой комплектации (01…69 — с башней поворотного типа, 71…99 — с неповоротной частью);
- 5 — модернизация А, Б, В;
- 6 — климатическое исполнение.
Согласно статье 358 Налогового кодекса России, краны подпадают под понятие транспортного средства, поэтому облагаются транспортным налогом.
Как устроен кран, его принцип действия
Модели башенных кранов, которые выпускают современные машиностроительные предприятия, имеют 5 основных частей.
Башню решетчатую. На основе трубок или телескопическую с поворотом внизу, вверху вертикальной части конструкции. Среди моделей, которые выпускают в наше время, бывает оборудование с наращиваемой или подращиваемой складной башней (с возможностью демонтажа на объекте) и неразборное.
Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.
Устройство башенного крана
Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.
Несущую опору. Удерживает весь кран. Она располагается в основании башни и противостоит всем опрокидывающим нагрузкам, обладает повышенной прочностью и надежностью.
Устройство перемещения (ходовая). Она отвечает за перемещение всей конструкции башенного крана и его разворота. Бывает с применением разных опорно-движущих элементов.
Кабина оператора. Из нее происходит управление всеми типами механизмов, ответственных за работу узлов оборудования.
Работа строительной техники
На чем работает башенный кран – это один из важных вопросов при эксплуатации высокотехнологичного механизма. В современном мире, как правило, привод крана работает от электричества.
В конструкции привода реализованы несколько двигателей, каждый из которых отвечает за свой тип нагрузки. Важным составляющим элементом остается и гидравлический подъемник.
Его работа зависит от исправной эксплуатации мотора.
Типы нагрузки, за которые отвечают двигатели:
- подъем груза на заданную высоту;
- вращение стрелы;
- перемещение платформы.
Исправная работа привода отражается на качестве и безопасности всех видов выполняемых работ.
Именно поэтому машинист перед началом работы в обязательном порядке выполняет ревизию техники, проверяя исправность работы всех основных механизмов.
Опыт показывает, что выполнение этого несложного правила пусть и занимает время, но, в целом, помогает избежать непредвиденных аварий и простоя на стройке.
Базовые системы
Механика крана предполагает наличие трех базовых систем, с помощью которых возможны все движения грузоподъемного оборудования – это лебедки, блоки и полиспасты. Они позволяют осуществлять:
- Поворот и передвижение башни;
- Подъем и спуск стрелы в вертикальном направлении;
- Изменение вылета по горизонтали, либо передвижение грузовой телеги.
Для захвата груза используется крюковая обойма, зафиксированная на стальном тросе. Трос перемещается за счет работы лебедки через блок на грузовой тележке, обеспечивая подъем на нужную высоту.
Также лебедка отвечает за перемещение самой тележки.
Поворот конструкции осуществляется за счет устройства опорно-поворотного, которое передает опрокидывающие нагрузки и вертикальные нагрузки на фиксированную часть рамы.
Лебедки
Лебедки, как и противовесы, располагаются на противоположной стороне стрелы. Конструкция крановых лебедок состоит из электродвигателя, барабана, тормоза и редуктора. Различают грузовые, стреловые, тележечные лебедки.
Современные грузовые лебедки имеют несколько скоростей подъема и опускания груза. На отдельные башенные краны устанавливают сразу несколько грузовых лебедок: для больших, средних и малых грузов. Стреловые лебедки применяются для изменения вылета крюка и угла наклона стрелы.
Тележечные лебедки используются для движения грузовых тележек по балочной стреле.
НОВАЯ ЛИНЕЙКА ТРАКТОРОВ «КИРОВЕЦ» К-7 СЕРТИФИЦИРОВАНА
Основные технические характеристики
Подъемные механизмы башенного типа характеризуется следующими параметрами:
Технические характеристики башенного крана КБМ-401ПА с подъёмной стрелой
- Максимальным вылетом стрелы с наклоном и горизонтально;
- Минимальным вылетом;
- Предельно возможным вылетом при максимально допустимом грузе с наклоном и горизонтально;
- Предельно допустимой массой груза при максимальном вылете стрелы;
- Максимальным уровнем подъема в высоту;
- Минимальным опусканием груза;
- Скоростью выдвижения нагруженной стрелы;
- Скоростью подъема тяжести;
- Скоростью подъема пустого крюка;
- Скоростью передвижения по местности;
- Частотой вращения вокруг опорной башни.
КБ-408.21
Например, кран КБ-408.21 конструктивно имеет:
- Стрелу – балочного типа;
- Башню — поворотного исполнения;
- Возможность выдвижения – с нагруженным крюком;
- Тип ходовой – на роликах по рельсам;
- Управление приводом – электрическое;
- Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху;
- Башню из восьми секций.
Башенный кран КБ-408.21
Технические характеристики подъемного механизма следующие:
- Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 3, наклонно – 10;
- Вылет (м) максимальный горизонтально – 40, наклонно – 35;
- Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5, наклонно – 4,2;
- Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 16, наклонно – 14;
- Высота подъема (м) горизонтально – 54, наклонно – 72,2.
РБК-2.20
Кран РБК-2.20 конструктивно имеет:
- Стрелу – балочного типа;
- Башню — поворотную телескопическую;
- Возможность вылета – с нагруженным крюком;
- Стационарный;
- Управление приводом – электрическое;
- Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху.
Башенный кран РБК-2.20 — технические данные
Технические характеристики следующие:
- Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 0,7;
- Вылет (м) максимальный горизонтально – 25;
- Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5;
- Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 10;
- Высота подъема (м) – 18,9.
Сфера применения и установка
Сборка башенного крана КБ начинается с установки подкранового рельсового пути. Для этого используют рельсы Р50/Р43. После установки ходовой части башня приводится в вертикальное положение. Для этого используют краны среднего класса грузоподъемности. Сборку заканчивают монтированием стрелы, выдвижением башенной части и настройкой узлов.
Требования к организации и проведению работ по монтажу грузоподъемных кранов
Область применения башенного крана
Есть несколько отраслей, где применяются башенные краны. Это в основном:
- Строительство недвижимости;
- Судостроительные верфи;
- Крупные промышленные цеха и склады;
- Специальное назначение.
В строительстве краны делятся по мощности:
Башенные краны применяются в промышленном и гражданском строительстве
- Маломощные – задействованы в малоэтажном строительстве. Они могут поднимать грузы массой до 5 тонн;
- Среднемощные – возводят многоэтажные объекты общего назначения и промышленные здания. Им под силу тяжести до 25 тонн;
- Большой мощности оборудование осуществляет монтаж конструктивных элементов на промышленных объектах и в гидростроительстве. При этом вес груза может доходить до 100 тонн.
В гидротехнической области могут быть задействованы краны всех уровней мощностей. Слабые выполняют операции вспомогательного характера, средней силы – в качестве буртоукладчиков для доставки бетона в таре при сооружении бетонных монолитных элементов. Высокомощное оборудование применяется для монтажа конструкций из железобетона.
При строительстве гидроузлов низкого напора с массой составных элементов, достигающих 80 т, в работе используют башенные краны большой грузоподъемности свыше 100 тонн. Их устанавливают парой по сторонам сооружения.
На заводах судоремонтных и судостроительных применяют два типа грузоподъемного оборудования:
- С боковой ограниченной подачей (неподвижные краны);
- С подачей боковой по всей линии стапеля (передвижные краны).
Типовые параметры башенных кранов
Неподвижные башенные краны удобны за счет возможности разворота башни на 360 градусов, что увеличивает область действия. Подвижные краны на катках имеют простое исполнение, они наиболее часто используются.
Перевозка
Вид транспортировки кранов башенного типа зависит от их габаритных размеров, массы и конструкции. Технику могут доставлять до отдаленных строительных пунктов такими способами:
- по железной дороге;
- автопоездом.
Подъемные модули перевозят железнодорожным транспортом, предварительно устанавливая на специальную открытую платформу, размеры которой не должны превышать габариты подвижного состава. На заводе с кранов снимают балласт, противовесы, при необходимости разбирают на составные элементы с последующей маркировкой. Сборочные узлы и механизмы размещаются на платформе и фиксируются.
При перевозке кранов по автомобильным магистралям используют седельные тягачи, имеющие полуприцепы с низкой рамой или одно-и двухосные подкатные тележки.
Размеры автопоезда:
- длина — до 28 м;
- высота — до 4,2 м.