Как называется труба по которой спускаются пожарные

Как называется труба по которой спускаются пожарные

Представьте себе такую картину: 3.30 утра, вы видите уже не первый сон и ничего не тревожит вашу блаженную безмятежность. Вдруг будто ледяной водой вас обдает ревущим сигналом пожарной сирены. Вы резко встаете, в темноте и суматохе вместе с десятком сонных товарищей быстро натягиваете сапоги, хватаете с полки шлем и летите вниз с шестиметрового шеста со скоростью ракеты.

Это сцена разыгрывается три или четыре раза за ночь во многих городских пожарных частях, и одной из самых важных составляющих процесса сборов является пожарный шест.

С момента его изобретения и внедрения в конце XIX века, он стал неотъемлемой частью профессии, почти такой же известной как фирменные усы пожарников или их талисманы – далматинцы.

Во время школьных экскурсий в пожарные части шест неизменно привлекает повышенное внимание детей как символ опасных, но захватывающих будней тех людей, которые рискуют своей собственной жизнью.

  • 10 величайших изобретений конца XIX и начала XX века

Палка о двух концах

Преемник лестницы, шест через 150 лет после изобретения стоит на пути к вымиранию. В период своего расцвета этот атрибут пожарных частей совершил настоящую революцию: он позволил командам максимально оперативно реагировать на тревогу, быстрее добираться до машин и, в конечном счете, спасти жизни тех, кто оказался в огне.

Но шест – это «палка о двух концах». Он способен сократить время прибытия на место происшествия, но в то же время он является потенциально опасным (даже смертельно) изобретением для каждого, кто спускается с его помощью.

В архивах хранится немало документов, подтверждающих десятки несчастных случаев с летальным исходом и сотни — с получением серьезных травм.

Сегодня все больше пожарных частей вообще отказываются от шестов и реконструируют старые постройки для соблюдения техники безопасности.

Как называется труба по которой спускаются пожарные

Пожарные сидят у шеста (1905 год)

История пожарного шеста — это летопись инноваций и трагедий. В 1736 году Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) предпринимает попытку создания общих стандартов для всех пожарных депо США. На протяжении следующего столетия в арсенале команд появятся ведра, шланги, в зданиях будут установлены лестницы, но скорость реакции все еще будет оставаться невысокой.

Большинство пожарных частей в XIX веке находились двух- или трехэтажных зданиях.

Как правило, на первом этаже располагались конные пожарные экипажи и лошади, на втором — помещения для отдыха пожарных, и, в некоторых случаях, третий этаж использовали как склад для сена.

Зачастую, когда работники готовили еду на своем этаже, с первого по лестнице поднимались любопытные лошади, которых потом было довольно сложно спустить назад 🙂

Чтобы решить эту проблему, начали устанавливать узкие винтовые лестницы, по которым животные подняться уже не могли.

Это нововведение, однако, привело к более насущной проблеме: при звуке сирены десятку пожарных нужно было одновременно (и максимально быстро) спуститься по такой лестнице, но ее конструкция затрудняла оперативное реагирование, и время вызова стало увеличиваться. А во времена отсутствия технологий при пожаре на счету была каждая секунда.

Но все изменилось в 1878 году волею случая. Капитан Chicago’s all-black Engine Company Дэвид Кеньон (David Kenyon) помогал пожарному уложить стог сена на третьем этаже пожарной части, как вдруг раздался сигнал тревоги.

На этом этаже был длинный деревянный шест, который использовался при транспортировки сена. Недолго думая, пожарный соскользнул вниз по шесту и оказался внизу гораздо раньше своих коллег, спускавшихся по винтовой лестнице.

Как называется труба по которой спускаются пожарные

Пожарный шест рядом с винтовой лестницей

Кеньон был потрясен: он увидел большой потенциал в таком способе спускаться вниз.

На следующей неделе капитан убедил начальника отдела утвердить это нововведение и установить столб, а сам согласился следить за его техническим обслуживанием.

Тогда рабочие вырезали отверстие в полу двух верхних этажей и установили шест диаметром в 3 дюйма (7, 5 сантиметра), изготовленный из сосны. После покрытия лаком и парафином он был готов к использованию.

После такого нововведения над Кеньоном и всей его частью стали смеяться коллеги из других депо в Чикаго. Команда просто лишилась разума, считали они, раз использует такой странный способ спускаться вниз.

Но Кеньон и его коллеги быстро заработали репутацию самой оперативной бригады: порой им удавалось прибывать на место происшествия на 10 минут раньше остальных.

Этот факт привлек повышенное внимание к новому изобретению.

Спустя несколько месяцев начальник департамента приказал установить шесты в каждой пожарной части в Чикаго. В 1880 они также появляются в депо в Бостоне, а после — становятся стандартом для всех пожарных станций США.

  • Человек, который изобрел скотч

Первые проблемы

Как называется труба по которой спускаются пожарные

Никто не станет спорить, что работа пожарного крайне опасна. По статистике за последние 35 лет (без учета терактов 11 сентября), в среднем в год погибают 116 пожарных. Виновниками травм и даже летальных исходов стали не только происшествия, но и пожарные столбы.

Еще в 1885 году были зафиксированы случаи падения пожарных с шеста во время спуска. Некоторые просто оступались и падали вниз. Целая серия таких инцидентов произошла в начале ХХ века.

По данным архивов, только в шести крупных городах США: Нью-Йорке, Бостоне, Сент-Поле, Лос-Анджелесе, Чикаго и Филадельфии — было зарегистрировано 18 смертельных случаев, связанных с пожарным шестом в период с 1890 по 1930 год. Происшествия разнообразны: в 1904 году молодой сотрудник упал с 6-метровой высоты во время пожарной тревоги; капитан Томас С. Хоум (Thomas S.

Home) проснулся посреди ночи и, не увидев дыру в полу, упал вниз и разбился насмерть. Служащий из Чикаго соскользнул вниз слишком быстро, раздробил коленные чашечки и спустя несколько месяцев умер от инфекции.

Несмотря на эти инциденты, меры безопасности, такие как перила и ограждения вокруг отверстий в полу, смягчающие коврики на первом этаже, практически нигде не были внедрены вплоть до середины 1950-х годов. Даже тогда инциденты с пожарными шестами продолжались.

В 1959 году в Сент-Поле пожарный споткнулся о свои шнурки, перегнулся через перила и упал головой вниз с высоты 9 метров. Еще одна трагедия произошла спустя два года в Бостоне, где лейтенанта во время спуска по шесту сломал шею.

Сегодня количество таких инцидентов уменьшилось (всего их было зафиксировано четыре, начиная с 2000 года), но меры безопасности так и не смогли сократить число крупных и мелких травм.

По данным Управления здравоохранения (Occupational Safety and Health Administration), за последние 30 лет (1984-2014) произошли сотни случаев с получением самых различных травм, от сломанной лодыжки или пальца до повреждений черепа.

23 декабря 2003 года пожарный из Сиэтла Марк Джонс (Mark Jones) проснулся посреди ночи, чтобы сходить в туалет, и упал в отверстие для шеста.

Документы, предоставленные позднее в суд, так фиксируют причиненный вред: «Марк получил тяжелые травмы в результате падения с высоты 15 футов (4,5 метров), в том числе черепно-мозговые травмы и обширные телесные повреждения. Травмы мозга включали сотрясение, кровоизлияние в лобную долю и т.д.

Марк сломал таз в нескольких местах, многие позвонки и почти все правые ребра. Его легкое было пробито, мочевой пузырь лопнул. Марк позже перенес операцию по удалению некротических тканей, которые мешали его легким расширяться».

Джонс впоследствии подал в суд города Сиэтл за халатность и получил 12 750 000 долларов в качестве возмещения ущерба. После этого случая в Сиэтле запретили пользоваться пожарными шестами и вложили немалые средства в ремонт всех 32 местных депо.

Этот случай был не единственным: совсем недавно, в марте 2014 года, нью-йоркский пожарный подал иск в суд после того, как получил перелом позвонка нижней части позвоночника в результате скоростного спуска со столба. Он утверждает, что просто не мог контролировать скорость и жалеет, что даже после череды подобных инцидентов, пожарным приходится использовать шест.

  • История американских горок: развлечение как серьезный бизнес

За и против

Как называется труба по которой спускаются пожарные

Сегодня когда-то знаковый атрибут каждой пожарной части используется все реже. С появлением автомобилей отпала необходимость в содержании лошадей на первом этаже зданий и использовании многоуровневых депо. Несчастные случаи (которые продолжались, несмотря на защитные приспособления) заставили чиновников пересмотреть роль пожарного шеста.

Гарольд Шайтбергер (Harold Schaitberger), президент Международной Ассоциации пожарных (International Association of Firefighters), прокомментировал эту проблему в интервью для The New York Times: «С появлением современных частей шесты уходят все дальше в прошлое. Новые здания возводятся уже без отверстий в полу.

Вместо них устанавливаются лестницы».

Тем не менее, пока человечество не может придумать достойную альтернативу пожарному столбу, которая позволяла бы так же экономить время.

Некоторые пожарные части пытались внедрить разнообразные приспособления, но все они оказались неэффективны. Другие просто вернули все на круги своя и опять стали пользоваться лестницами.

Один из пожарных, Кен Мелвилл (Ken Mulville) признается, что лестницы были и будут одним из самых неудобных способов спускаться вниз:

«Это просто нелепо, мы были потрясены, когда узнали, что нам опять придется бежать по лестнице. Такой спуск занимает секунд 20, а пожарный столб позволяет быть внизу уже через секунду. И даже эти секунды могут быть решающими, когда мы едем на вызов».

Хотя случаи серьезных травм и даже летальных исходов имеют место быть, такие инциденты происходят нечасто, если учитывать, сколько раз пожарные спускаются по шесту каждый день. Для пожарных выбор за или против превращается в моральную дилемму: этот способ, безусловно, опасен, но, тем не менее, он остается одним из наиболее эффективных и позволяет экономить до 30 секунд.

Рассказывает один пожарный из Массачусетса:

«В нашей части есть столб, и я считаю его одной из самых опасных вещей в здании. Вокруг отверстия наверху установлены перила, но один неверный шаг возле шеста — и вполне можно упасть вниз.

Во время спуска довольно сложно контролировать скорость, что уж говорить о падении. Но я не могу и представить себе более быстрый способ для нескольких человек спуститься вниз.

Впятером, кувыркаясь на лестнице, вы более вероятно свернете себе голеностоп. Я использую шест каждый раз во время вызова».

На решение чиновников повлиял и такой фактор как стоимость. Со всеми приспособлениями для обеспечения безопасности новый столб стоит около 150 000 $ — гораздо больше, чем обычная бетонная лестница.

Какое же будущее ждет пожарный шест? Национальная ассоциация противопожарной защиты (The National Fire Protection Association), главная организация, которая устанавливает стандарты для сферы, призвала к демонтажу всех столбов со станций в США «в целях обеспечения безопасности». Организация предусматривает использование, прежде всего, одноэтажных зданий. В других сооружениях шесты могут остаться, но с обязательным использованием ограждений и ковриков.

Хоть пожарный столб и признан устаревшим изобретением, он остается одним из последних символов довоенных частей. И для многих пожарных, как, например, для лейтенанта Джеффа Монсена (Jeff Monsen), использование столба — это давняя и непререкаемая традиция. «Если я попадаю в другую пожарную часть, первое, что я спрашиваю: где у вас шест?», — говорит он.

Высоких вам конверсий!

Пожарный столб

Многим из нас приходилось видеть в фильмах такую сцену: в спасательной части звучит тревога, пожарные по очереди спускаются по столбу, запрыгивают в машину и мчатся навстречу опасности. Так вот такой столб называется пожарным шестом. Об истории и назначении этого приспособления читайте ниже.

Читайте также:  Описание фитингов для отопления

История пожарного шеста

Спусковой столб (второе название приспособления) используется специалистами с середины девятнадцатого века. С помощью него спасатели в один миг оказываются в самой нижней части здания, где стоят машины. Но так было не всегда.

Примерно два столетия назад пожарное депо выглядело следующим образом: на нижнем этаже размещались конюшни с лошадьми, инвентарь и выезды; на втором этаже находилось расположение дежурной смены; последний этаж помещения отводился на хранение корма для лошадей.

До 1878 года в зданиях подобного назначения использовались спиральные лестницы.

Интересно, что в специальных депо того времени вы не найдете ни одной обычной лестницы. Причина проста – лошади, жившие (и работавшие) в этих местах, могли вскарабкаться по ним наверх.

Конечно, спускаться по винтовой лестнице быстро не получалось. Или получалось, но с сопутствующим вывихом лодыжки.

Решение проблемы, как и все гениальное, оказалось простым. Свою историю пожарный столб начал в Америке.

Соединенные Штаты Америки

В пожарном депо №21 города Чикаго служил капитан по имени Дэвид Кеньон. Однажды он грузил сено на третьем этаже родной части, а когда закончил, воткнул вилы в пол второго этажа и съехал вниз по ручке инструмента. Так в голове ловкого капитана возникла идея о сквозном отверстии через все три этажа здания с установленным внутри шестом.

Как называется труба по которой спускаются пожарныеДэвид сразу же рассказал о своей идее начальнику департамента борьбы с огнем. После короткого согласования в 1878 году работники 21-го депо поставили у себя в части первый пожарный шест.

Новая конструкция была выполнена из сосны и достигала трех дюймов в диаметре. Во избежание заноз спасатели покрыли шест лаком и воском.

Современники не сразу приняли идею гения – огнеборцы депо №21 терпели насмешки от коллег. Тем не менее завистники успокоились, когда команда 21-го депо стала прибывать на «поле боя» с возгоранием раньше всех, особенно в ночное время суток.

Начальник департамента борьбы с огнем г. Чикаго приказал смонтировать шесты во всех пожарных частях подведомственной ему территории. Первый шест, выполненный не из дерева, был установлен в одной из частей Бостона в 1880 г. Кстати, материалом для нового приспособления послужила латунь.

Сегодня рациональность использования данного изобретения в США ставится под сомнение из-за высокого количества травм, получаемых спасателями при спуске. И все же во многих частях столбы все еще применяют.

Россия

В России же спусковые столбы в пожарных частях стали использовать сравнительно недавно. В относительно старых депо огнеборцы спускались по винтовым лестницам.

Шесты диаметром 200 мм используются на современных станциях МЧС. Как правило, шесты устанавливаются из расчета 1 шт. на 7 человек караула. Согласно стандартам, у основания шеста должны быть подстелены упругие маты диаметром не менее 1 м.

Преимущества и недостатки пожарного столба

Пожалуй, самое мощное преимущество такого приспособления – в скорости спуска людей. Работники пожарной службы оказываются в машине в мгновение ока.

Однако ни одно изобретение не приходит в жизнь гладко. Еще в первые годы эксплуатации нововведение привело к травмам и даже смертельным случаям.

В основном спасатели получали увечья при спуске с шеста: высокая скорость играла тут свою роль. Самым распространенным смертельным случаем было обычное падение: работники просто проваливались в дыру в полу, не заметив ее в ночных сумерках!

Примерно в середине 1950-х такие отверстия начали ограждать перилами для предотвращения инцидентов, а на пол стали стелить смягчающие коврики или маты. Но даже эти меры не искоренили несчастные случаи среди пожарных.

Шесты оказались довольно опасной конструкцией, которую активно демонтируют во имя безопасности работников. Однако сами спасатели этим недовольны: по словам пожарных, спуск по лестнице занимает 20 секунд, тогда как спуск по шесту – всего одну (!) секунду. Специалисты подтверждают, что даже секунды в их работе могут решить многое.

Детальная информация видна на видео:

Пожарная труба — это… Что такое пожарная труба (значение, термин, определение) — конструкция , разновидности (по расположению цилиндров, по устройству клапанов, по расположению воздушного колпака); принцип действия — ПожВики Портала про Пожарную безопасность

  • Пожарная труба
  • ПОЖАРНАЯ ТРУБА (ручной пожарный насос) — это переносной насос двойного действия (всасывающего и нагнетательного), предназначенный для целей пожаротушения [1].
  • Историческая справка

В XVII веке в России для борьбы с пожарамиПОЖАР — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (см. ПОЖАР) не было специализированной техники. Основными способами тушения пожаров (см.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) были непосредственное заливание огня водой и ломка деревянных строений на пути распространения огня.

Для этих целей использовались обычные предметы быта: ведра, топоры, ломы, багры, лопаты, крючья. Для предотвращения распространения огня (см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА) стены и крыши соседствующих с очагом пожара (cм. ОЧАГ ПОЖАРА) домов покрывались мешковиной, брезентом, лубом, которые постоянно поливались водой.

В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов принял два основополагающих документа, имеющих непосредственное отношение к пожарному делу: «Наказ о Градском благочинии» и «Соборное уложение».

«Наказ о Градском благочинии», вышедший 30 апреля 1649 года, — это первый общегосударственный документ об организации мер пожарной безопасности на Руси. В настоящее время 30 апреля отмечается как день Пожарной охраны России.

«Наказ» предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех.

Наказ требовал, чтобы в «пожарное время с решеточными приказчиками и со всякими людьми, и с водоливным запасом быть готовым». За невыполнение противопожарных мер, неявку на тушение пожаров вводились различные меры наказания: «черные и обычные люди» подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а о служивых и «всяких прочих» докладывалось государю.

После утверждения в 1649 году «Наказа о Градском благочинии» сторожа, следившие за противопожарным состоянием (см. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ) в городах, стали оснащаться также ручными пожарными насосами — «водоливными трубами» или «пожарными трубами» [2].

  1. Конструкция пожарной трубы
  2. Как называется труба по которой спускаются пожарные
  3. Рис. 1 Чертеж ручной пожарной трубы
  4. А — цилиндры, Б — воздушный клапан, В — шатуны (штоки), Г — поршни, Д — нагнетательные клапаны, Е — всасывающие клапаны, К — стойки для коромысла, Л — штуцер для приемного рукава, Н — штуцер для выкидного рукава, О — коромысла, П — ручки, Р — полок (доска), С — клапанная коробка (поддон).
  5. Кроме того, необходимыми составляющими любой пожарной трубы являются:
  6. –       всасывающий рукав;
  7. –       выкидной рукав;
  8. –       ствол;
  9. –       соединительные гайки.
  10. Виды ручных пожарных труб
  11. Чаще всего пожарные трубы отличаются расположением цилиндров, устройством клапанов и воздушного колпака. В зависимости от этого пожарные трубы классифицируются:
  12. ·        по расположению цилиндров:
  13. –       пожарные ручные трубы с цилиндрами, расположенными вертикально (отвесно);
  14. –       пожарные трубы с цилиндрами, расположенными наклонно.
  15. ·        по устройству клапанов:
  16. –       пожарные трубы с шарнирными клапанами;
  17. –       пожарные трубы с тарельчатыми клапанами;
  18. –       пожарные трубы с шаровыми клапанами.
  19. ·        по расположению воздушного колпака:
  20. –       с воздушным колпаком, расположенным вертикально;
  21. –       с воздушным колпаком, расположенным горизонтально (лежа под поддоном).

Пожарная труба изготавливалась из листовой меди или дерева, внутри которой двигался поршень. Длина трубы достигала 1 м, заканчивалась она узким наконечником, через который струя воды могла подаваться на расстояние до 7 м. Вода в трубу заливалась сверху ведрами. Трубы изготавливались в Москве на специально созданной для этих целей фабрике «Заливные трубы».

Принцип действия

Под влиянием сильного давления поршня, идущего вниз, сжимаемая поршнем вода стремится найти выход, и, проходя в большей части через выкидной клапан, в то же время в небольшом количестве проникает через незакрываемое отверстие в воздушный колпак.

Заключенный в колпаке воздух вытесняется входящей водой в верхнюю часть колпака и сжимается там. Когда движение поршня замедляется или совершенно прекращается в нижнем его положении, как сказано раньше, сжатый в воздушном колпаке воздух постепенно и равномерно вытесняет из нижней части колпака находящуюся там воду в выкидной рукав (см. ПОЖАРНЫЙ РУКАВ) [1].

  • Исторические факты:
  • ·        дальность действия водяной струи могла достигать величины в 10 м, что в те времена было немало;
  • ·        для обслуживания одной заливной пожарной трубы требовалось около 50 человек, из них 12 человек в две смены качали коромысло насоса, 8 — обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 — в одну или две «нитки» подносили к трубе воду ведрами.
  • Литература:

1. Учебник «Ручные пожарные трубы, рукава и принадлежности», Новониколаевское добровольно-пожарное общество, 1924 г.

2.. Учебник «История пожарной охраны России», АГПС России, 2003 г.

Пожарный шест (спусковой столб): охранаистория и назначение

Пожарный шест (или, как он называется в России, спусковой столб) – деревянный или металлический, используется в пожарных частях уже более 140 лет для быстрого спуска с верхних этажей здания на нижние.

Пожарный шест в городе Эль-Пасо США

Огнеборцы обычно находятся на верхних этажах здания пожарной части до того времени, пока не поступит пожарная тревога, после которой они должны как можно быстрее экипироваться, спуститься на нижний этаж и погрузиться в пожарные автомобили.

Комната отдыха пожарных в старой пожарной части

Планировка пожарного депо в 19 веке была типичной: на первом этаже размещались лошади и пожарные ходы, а также весь инвентарь. Второй этаж занимали помещения дежурной смены (караулов), в том числе спальня и бытовые помещения.

На верхнем этаже хранился зимний запас фуража для прокорма лошадей пожарной части. До 1878 года при строительстве депо обычно использовали спиральные лестницы.

Использованию обычных лестниц мешало любопытство лошадей, которые могли попытаться по ним вскарабкаться.

Скорость спуска по спиральным лестницам оставляла желать лучшего, нередко в спешке пожарные могли вывихнуть лодыжку на узких ступеньках.

Нижний этаж пожарной части с пожарным шестом

Капитан Дэвид Кеньон служил в одном из таких пожарных депо, № 21 в Чикаго (США), которое имело 3 этажа.

Однажды пожарный Джордж Рейд грузил сено для фуража на чердаке пожарной части с помощью вил с длинной деревянной ручкой, а затем, уперев их в пол нижнего этажа, съехал по ним вниз.

Действия ловкого пожарного натолкнули капитана на мысль сделать постоянное отверстие между этажами и установить шест для быстрого спуска вниз.

После согласования с шефом пожарного департамента, в 1878 году, пожарные 21-го депо изготовили шест из сосны диаметром 3 дюйма (7,62 см). Шест был покрыт несколькими слоями лака и слоем воска, для обеспечения хорошего скольжения.

Некоторое время пожарные были любимым объектом для насмешек от коллег, однако вскоре было замечено, что команда 21-ой пожарной части раньше всех прибывает на место вызова, особенно ночью.

Спусковой столб в современной пожарной части

Шеф пожарного департамента Чикаго распорядился установить шесты во всех пожарных частях города. Первый медный шест был установлен в 1880 году в Бостоне.

Платой за скорость был риск получения травм. При неправильном использовании, шест может служить причиной ожогов от трения, переломов, а иногда и падения с большой высоты.

По этой причине использование пожарных шестов в новых пожарных частях ставится под вопрос. Существующие устройства демонтируются, или используются с дополнительными мерами безопасности, например, укладкой матов вокруг области приземления.

Читайте также:  Делаем трубу из глины

  1. Пожарный шест в городе Эль-Пасо (США).
  2. Комната отдыха пожарных в старой пожарной части.
  3. Нижний этаж пожарной части с пожарным шестом.
  4. Спусковой столб в современной пожарной части.

Использование пожарного шеста связано с риском получения самых различных травм.

В некоторых пожарных частях приняты дополнительные меры безопасности для пожарных (например, наличие больших матов около шестов, на которые пожарные могут приземлиться).

В декабре 2010 года в США начался массовый демонтаж пожарных шестов в пожарных частях как опасных конструкций, однако в некоторых частях они сохраняются до сих пор. Вновь возводимые пожарные станции в США обычно одноэтажные.

Россия

Пожарный шест (или, как он называется в России, спусковой столб) – деревянный или металлический, используется в пожарных частях в РФ уже более 140 лет для быстрого спуска с верхних этажей здания на нижние.

Согласно Приказа Минтруда России 881н от 11.12.2020 Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны:

Новая формулировка сзвучит так:

Для спуска личного состава пожарной охраны в гараж из караульного помещения (помещения дежурной смены), расположенного на втором этаже, в помещении холла второго этажа в проеме межэтажного перекрытия могут устанавливаться спусковые столбы из металла с гладкой неокрашенной поверхностью. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного закрывания.

У основания спускового столба на полу укладываются легкие упругие маты диаметром не менее 1 м для смягчения удара при приземлении.

Кабины спусковых столбов должны иметь пригнанные двери с уплотнением в притворах, мягкими прокладками для предупреждения проникновения выхлопных газов из гаража. Подступы к кабинам спусковых столбов выполняются без выступов и порогов во избежание спотыкания при следовании к спусковым столбам.

Со стороны дверей и изнутри кабины спускового столба обеспечивается круглосуточное дежурное освещение.

Для предупреждения о непосредственной или возможной опасности на дверях кабин спусковых столбов вывешиваются знаки безопасности «Осторожно! Возможно падение с высоты!» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

История пожарного шеста

Отвага, мужество, героизм – именно эти слова приходят на ум при мысли о пожарных. Одна из особенностей людей столь необходимой профессии – скорость реагирования и прибытия на место, где произошло возгорание.

Что помогает пожарным сократить время на сборы и так быстро приезжать в пункт назначения? История пожарного шеста наглядно демонстрирует нам тот факт, что простое на вид изобретение может оказать огромное влияние на скорость оказания помощи при пожаре.

Пожарный шест или спусковой столб – это неотъемлемый помощник в экономии драгоценных минут при вызове. Чаще всего такой столб изготавливается из металла или дерева и применяется для более быстрого спуска пожарных с верхних этажей.

Как правило, пожарные части в России, да и в других странах имеют несколько этажей:

  • на первом располагается автомобильная техника, потому чаще всего он назвается гаражом;
  • на втором и более высоких этажах расположены комнаты отдыха, учебные классы, кабинеты руководства.

Отважные борцы с огненной стихией находятся на верхнем этаже до того момента, пока не поступит сигнал тревоги, свидетельствующий пожарным, что им необходимо максимально быстро надеть экипировку, а также спуститься вниз, занять места в пожарных машинах и отправиться на вызов.

Как все началось

История пожарного шеста началась более века назад, и за все время своей эксплуатации он зарекомендовал себя как отличный помощник огнеборцев. В XIX столетии пожарное депо относительно планировки и расположения объектов являлось типичным:

  • весь имеющийся инвентарь размещался на первом этаже, где также находились кони и пожарные ходы,
  • на втором этаже располагались помещения для дежурных смен, куда входили не только бытовые комнаты, но и спальня,
  • третий этаж, чаще всего, использовался для хранения запасов, применяемых для корма коней депо.

Во время строительства пожарных частей вплоть до конца XIX века использовали лестницы спирального типа.

Несмотря на то, что применение обычных лестниц могло упростить процесс их возведения, их не использовали в связи с особым любопытством лошадей, которые при возможности могли бы по ним вскарабкаться.

Конечно, время спуска пожарных по спиральной лестнице было не самым лучшим и быстрым, периодически борцы с огнем подворачивали в спешке лодыжки на узеньких ступеньках, но это был единственно возможный вариант спуска на тот момент.

Все изменилось благодаря наблюдательному капитану Дэвиду Кеньону. Он служил в пожарном депо № 21, которое находилось в Чикаго (США) и однажды заметил, как один из огнеборцев по имени Джордж Рейд грузил сено на чердаке вилами с длинной ручкой из дерева.

Опустив их на пол первого этажа и уперевшись на них, Джордж съехал по вилам вниз.

Именно эти ловкие действия пожарного дали капитану Кеньону идею установить в проделанное заранее отверстие между этажами шест, который бы помогал быстро спускаться вниз при сигналах тревоге.

После проведения необходимых согласований в 1878 году в депо № 21 в Чикаго установили шест диаметром 7,62 см (3 дюйма), изготовленный из сосны. Для того чтобы обеспечить максимальное скольжение, шест покрыли несколькими слоями лака, а затем и воска.

Появление пожарного шеста изначально вызывало множество насмешек со стороны коллег, но совсем скоро все полностью изменилось. Причиной тому стали наблюдения, что пожарные депо № 21 прибывали на место вызова значительно раньше своих сослуживцев из других частей, особенно, если сигнал поступал ночью.

В скором времени шесты были установлены во всех имеющихся пожарных депо города.

С течением времени шесты стали изготавливать не из дерева, а из меди. Несмотря на это, спусковые столбы являются довольно травмоопасными.

Если при скоростном спуске неправильно применять шест, то можно получить и переломы, и ожоги от сильного трения.

Именно по этим причинам в некоторых современных частях пожарные шесты модернизируются и дополняются особыми приспособлениями для безопасности, в других же их демонтируют и стараются найти альтернативное решение.

Вернуться к списку статей

Почему из-за лошадей пожарные отказались от лестниц и стали спускаться по пожарным шестам

Давным-давно, когда пожарные экипажи приводились в движение лошадьми, в пожарных частях, при спуске к пожарному обозу пожарные пользовались обыкновенными лестницами.

В те времена на первом этаже пожарной части располагались повозки, стойла для лошадей и стог сена для их прокорма. Сами пожарные находились выше, на втором этаже, на который вела обыкновенная лестница, и ни о каких пожарных шестах, по которым можно было за считанные секунды спуститься вниз, и речи тогда не было.

Кухня в здании была тоже наверху и лошади, привлеченные запахом еды, стали частенько, поднимаясь по лестнице, наведываться к пожарным в надежде, что и им перепадет что-нибудь вкусное.

В принципе, в том, что лошадь поднялась вверх по лестнице не было ничего страшного, если бы не одна маленькая деталь: лошадь относится к тем немногочисленным животным, которые могут лишь подняться по лестнице, но не спуститься. Так устроен их опорно-двигательный аппарат.

То есть, чтобы спустить лошадь вниз требовалось много усилий и времени, что для пожарной части было неприменимо. Тогда люди пошли на хитрость и заменили прямой пролет лестниц на винтовой, по которому лошади уже не могли подняться, они просто не втискивались между перил.

Но теперь возникла другая проблема: пожарные, спускаясь по винтовой лестнице теряли драгоценное время. Казалось бы проблема была неразрешима, пока не помог один случай.

В конце 1870-х годов, в Чикаго, пожарный по имени Дэвид, настолько спешил на вызов, что спустился между лестничным пролетом использую деревянный шест-стогователь, который торчал из стога, он просто прыгнул на него и соскользнул на стог сена вниз.

Скорость, с котором Дэвид достиг земли настолько поразила руководство пожарной части, что уже в 1878 году в этой пожарной части был установлен стационарный пожарный шест, которым стали пользоваться и остальные пожарные.

Новинку скрывали, так как между пожарными частями было соревнование: кто быстрее всех сможет снарядить экипаж и выехать на вызов, и именно эта пожарная часть оказывалась быстрее всех. Но это длилось недолго, вскоре об этом прознали в других частях и стали устанавливать такие шесты у себя.

Пожарный шест в пожарной частиПожарный шест в пожарной части

Вот так, благодаря лошадям и появились эти незаменимые устройства экономящие времени на сборы.

Бонусный факт: В России пожарные части комплектовались лошадьми, которые изымали у населения.

Если на улице лошадь нарушала правила дорожного движения, то её конфисковывали в пользу пожарной части. Начали так делать в Москве, но затем эта практика была распространена на всю Россию.

Лошадей приучали к огню водя перед их носом горящим сеном и ломали палки, чтобы приучить их к звукам огня.

Ликбез по пожарным стволам и рукавам

 В связи с тяжелой обстановкой с природными пожарами, сложившейся в России, считаю своим долгом как кадровый пожарный провести ликбез для добровольцев по пожарно-техническому вооружению (далее – ПТВ).

Здесь будут рассмотрены основные пожарные стволы и рукава. Итак …

Ствол пожарный предназначен для подачи воды к месту возгорания.

Пожарный ствол может формировать струю, создавать водяную завесу, прекращать подачу воды, создавать воздушно-механическую пену низкой и средней кратности.

Пожарные стволы в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества подразделяются на: водяные, порошковые и воздушно-пенные, в зависимости от пропускной способности и размеров: на ручные и лафетные.

Ручные пожарные стволы в зависимости от вида получаемых водяных струй делятся на 3 типа: для получения компактных струй, для получения распыленных струй и комбинированные. Скорее всего, добровольный пожарный будет сталкиваться только с ручными стволами, поэтому их и рассмотрим. Самые распространенные в России ручные пожарные стволы: РС-50, РС-70, РСК-50, РС-Б.

Примечание: народные названия пожарного ствола “брандспойт”, “наконечник”, “набалдажник”, “насадка”, “хрень” не верны. Пожалуйста, будьте грамотны и внимательны!

Ствол РС-50 предназначен для создания и направления сплошной струи воды для тушения пожара. Входит в комплект пожарных автомобилей, мотопомп и внутренних пожарных кранов.

Ствол состоит из корпуса, насадка, головки соединительной напорной муфтовой и переносного ремня. Дальность струи определена при расположении ствола на высоте 1 м с углом наклона к горизонту 0,52 рад (30гр.

) и при давлении перед стволом 0,4 МПа (4 кгс/см2).

Характеристики:- Рабочее давление перед стволом – 4-6 кгс/см2 (атм.).- Расход воды при рабочем давлении – 3,6 л/с, не менее.- Максимальная дальность компактной струи – 28 м.- Диаметр выходного отверстия насадка – 13 мм.- Реактивное усилие – 10,8 кгс.- Длина ствола – 265 мм- Масса ствола – 0,7 кг.

Ориентировочная стоимость – 160 руб.Наиболее дешевый и распространенный ствол. Им долгое время комплектовались подразделения ДПО, пожарные краны в зданиях и организациях и т.д. Важно – не спутать его с РС-50.01. Удержать такой ствол вкупе с 51-м рукавом в одиночку (без подствольщика) достаточно легко.

РС-50 не имеет перекрывного устройства (крана). Поэтому подача воды начинается, как только подается давление от насоса (помпы) либо открывается кран на рукавном разветвлении (“тройнике”). Выглядит РС-50 так:

Ствол РС-50.01. Пожарные ручные стволы для внутренних пожарных кранов РС-50.01 предназначены для постоянного крепления на конце пожарной рукавной линии. Служат для формирования и направления сплошной струи воды на очаг пожара. Стволы применяются для комплектации внутренних пожарных кранов (ПК). Пожарный рукав навязывается на втулку ствола.

Читайте также:  Диаметр выхлопной трубы ниссан санни

Характеристики:- Рабочее давление – 4-6 кгс/см2 (4-6 атм.)- Расход воды при рабочем давлении 4 атм. – 3,6 л/с, не менее.- Максимальная дальность компактной струи – 28 м.- Диаметр входного патрубка – 50 мм.- Диаметр выходного отверстия – 13 мм.- Масса ствола – 0,27 кг.Ориентировочная стоимость – 80 руб.

Младший брат РС-50.

Из всех стволов самый бюджетный и примитивный вариант. Изготовлен методом литья из дюралевого сплава, корпус цельный. Этот ствол не имеет соединительной головки, рукав на него надевается с широкой (входной) стороны и фиксируется при помощи плотной накрутки на рукав стальной проволоки.

Важно, чтобы проволока на нем сидела максимально крепко, иначе под давлением ствол вырвет из рукава, и ничего хорошего не получится. В ситуации с этим стволом хочу заметить: сейчас на рынок стали поступать РС-50.01 из пластмассы. Редкостное гавно некачественное изделие.

На проливке едва ли выдерживает больше 2-х часов, легко ломается и трескается. Используйте только металл! Вот как выглядит РС-50.01

Ствол РС-70. Ствол пожарный РС-70 предназначен для формирования и направления сплошной (компактной) струи воды при тушении пожаров. 

Характиеристики:- Рабочее давление – 6 кгс/см2 (6 атм).- Расход воды при давлении у ствола 4 кгс/см2 – 7,4 л/с, не менее.- Дальность струи при давлении у ствола 4 кгс/см2 – 32 м.- Диаметр выходного отверстия насадка – 19 мм.- Длина ствола – 450 мм.- Реактивное усилие – 23,1 кгс.

– Тип соединительной головки – ГМ-70- Масса – 1.85 кг.Ориентировочная стоимость – 260 руб.РС-70 состоит из корпуса, насадка, головки соединительной напорной муфтовой и ремня для переноски. На корпусе снаружи расположена оплетка, обеспечивающая удобство удержания ствола в руках.

Более мощный, чем РС-50, однако имеет больший расход воды. Достаточно эффективен, несмотря на свою простоту. Работать с ним можно в одиночку, без подствольщика. За счет оплетки снаружи на корпусе держать его относительно удобно (всяко лучше, чем РС-50.01).

Фото ствола РС-70:

Ствол РСК-50. Предназначен для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды с углом факела распыла 25° и 60°. Ствол состоит из корпуса ствола, корпуса крана, соединительной муфтовой головки, присоединяемой к напорному рукаву, насадка, ремня для переноски. Им часто комплектуются пожарные подразделения.

Принцип работы с РСК-50: При положении ручки крана на 45° относительно оси корпуса ствола,  жидкость через ствол не проходит (ствол перекрыт). При положении ручки пробкового крана вдоль оси корпуса ствола, поток жидкости выходит из насадки в виде компактной струи.

При повороте ручки крана на 90° относительно оси корпуса ствола, поток жидкости  выходит из насадки в виде распыленной струи.Характеристики:- Рабочее давление – 4 кгс/см2.- Расход воды при давлении у ствола 4 кгс/см2, не менее 2,7 л/с (для компактной и распыленной струи)- Дальность распыленной струи – не менее 30 м.

– Дальность компактной струи – не менее 12 м.- Реактивное усилие – 8,5 кгс.- Тип соединительной головки – ГМ-50.- Масса ствола – 2,2 кг.Ориентировочная стоимость – 1200 руб.Данный ствол уже считается профессиональным.

Позволяет работать распыленной струей и сплошной компактной струей, что оставляет Вам свободу выбора при тушении того или иного очага возгорания либо работе на защиту, охлаждение и отсечение огня от строений, участков и конструкций. В работе относительно удобен и надежен. Выглядит так:

Ствол РС-Б. Предназначен для формирования и направления сплошной и распыленной конусообразной струи воды при тушении пожаров.Ствол состоит из корпуса, распылителя, соединительной муфтовой головки ГМ, присоединяемой к напорному рукаву, устройства для перекрытия потока воды (крана) и ремня для переноски ствола.

Характеристики:- Рабочее давление – 4-6 кгс/см2 (4-6 атм).- Расход воды для распыленной струи при давлении у ствола 6 кгс/см2 – не менее 3,5 л/с.- Расход воды для сплошной струи при давлении у ствола 4 кгс/см2 – не менее 3,1 л/с.- Тип соединительной головки – ГМ-50.- Длина ствола – 400 мм.- Масса ствола – 1,8 кг.- Диаметр защитной завесы – 3 м.- Реактивное усилие – 7 кгс.

Регулировка факела от компактной струи до распыления в 120 град. осуществляется поворотом насадка вокруг своей оси.Стволом РС-Б укомплектовано 80% АЦ (пожарных автоцистерн), наиболее распространенный профессиональный ручной ствол в пожарно-спасательных подразделениях.

Умеет создавать сплошную и распыленную струю, формировать завесу воды для защиты ствольщика (пожарного, работающего со стволом) от теплового излучения. Соединительная головка – для 51 мм рукава. Выглядит он так:Итак, были рассмотрены основные виды пожарных ручных стволов (РС), с которыми возможно придется столкнуться бойцу добровольной пожарной охраны (ДПО).

Немного поясню простыми словами физический смысл приведенных параметров:

Рабочее давление – давление воды, на которое был рассчитан ствол ствол для его нормальной работы. То есть, это то давление, которое должно быть на выходе из рабочего рукава (перед стволом).

Занижение рабочего давления снизит струю воды, и как следствие – эффективность тушения, завышение может привести к разрушению ствола. Измеряется в кгс/см2 (условный килограмм силы на квадратный сантиметр) или же в атмосферах (фактически то же самое).

Расход воды – количество воды в литрах, которое будет подано из ствола за единицу времени при номинальном (или указанном) давлении у ствола. Обычно указывается минимальное значение. Его нужно брать в расчет во-первых, с целью учета потребления воды (пожарные водоемы или резервуары не безразмерны), во-вторых чтобы хватило производительности насоса или помпы. Расход дается типовой на ствол, фактически может значительно отличаться от паспортного.Дальность распыленной струи – параметр, указывающий максимальную дальность подачи распыленной струи воды (по последним каплям), измеренный при определенных типовых параметрах угла распыления (факела) и давления перед стволом.Дальность компактной струи – параметр, указывающий максимальную дальность (по последним каплям) подачи сплошной струи воды при номинальном давлении, если иное не указано.Диаметр выходного отверстия насадка – минимальный диаметр выходного отверстия насадка ствола, через которое осуществляется непосредственная подача струи воды.Тип соединительной головки – указывает на используемую соединительную головку, соединяющую ствол и рукав. Здесь важно правильно сопоставить головку с типом ствола и типом используемого рукава. Так, головка ГМ-50 напорная соединительная муфтовая предназначена в основном для работы с 51-мм напорными рукавами, оснащенными головками ГРН-50, а головка ГМ-70 в основном – с 66-мм рукавами с головками ГРН-70. При несоответствии диаметров рукавных линий можно применять переходники (к примеру, с 51 мм на 66 мм, и с 66 мм на 77 мм). Сейчас в России используются головки конструкции Богданова (ГМ, ГРН и т.д.) с двумя диаметрально расположенными захватами (“клыками”). Иногда головку называют “полугайкой”.В СССР также имели применение чугунные “гайки РОТТ” – устаревшие головки, имеющие 3 захвата, расположенные через 120 град, однако они уже давно сняты с производства, а их эксплуатация запрещена.

Реактивное усилие – усилие, необходимое ствольщику для удержания ствола при работе. Рассчитывается при номинальном рабочем давлении.

Краткий ликбез по пожарным рукавам.

Рукав пожарный – гибкий транспортируемый трубопровод, соединяющийся в рукавные линии и служащий для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожара. Рукава бывают всасывающими и напорными.

Всасывающие рукава нужны для подвода воды от водоисточника к всасывающему патрубку пожарного насоса или помпы.

Причем всасывающий рукав (I группа) предназначен для водозабора при атмосферном давлении, а напорно-всасывающий (II группа) – как для забора при атмосферном давлении (из открытого водоисточника), так и из водоисточника под давлением (гидранты, пожарные краны и т.д.

). Стандартные длины всасывающих рукавов – 4 м, значительно реже – 8 м. Стандартный ряд внутренних диаметров: 75 мм, 100 мм и 125 мм.

Внешний вид всасывающих рукавов приведен на картинке ниже:

Напорные рукава нужны для передачи воды по магистральной линии от насоса (помпы) до рукавного разветвителя (“тройника”) либо ствола и от рукавного разветвителя до пожарных стволов. Пожарные рукава изготавливают как из натуральных волокон, так и из синтетических материалов с прорезиненным покрытием, латексированные, с полимерным покрытием.Прорезиненные рукава бывают диаметром: 51, 66, 77, 89, 150 мм.Латексированные рукава бывают диаметром 51 и 66 мм.Льняные и льноджутовые рукава выпускаются диаметром 51, 66 и 77 мм.Номинальное рабочее давление рукавов 51 мм – 6 кгс/см2, 66 и 77 мм – до 10 кгс/см2.Стандартный ряд внутренних диаметров напорных пожарных рукавов (согласно ГОСТ): 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм.Также существуют рукава высокого давления (РВД), они могут работать при давлении жидкости до 3 МПа (30 кгс/см2).Для целей тушения природных пожаров лучше всего применять латексированные или прорезиненные рукава диаметрами 51 мм – для рабочей рукавной линии и 66 или 77 мм – для магистральной рукавной линии.

Для разветвления магистральной линии на 3 рабочих обычно служит трехходовое рукавное разветвление РТ-70 или РТ-80. Оно имеет одну входную и три выходных головки, снабженные клапанами (в просторечии “вентилями” или “кранами”). РТ-70 имеет условный проход входного и среднего выходного патрубка 70 мм (для РТ-80 значение 80 мм), а крайних выходных – 50 мм.  Выглядит оно так:

Правила эксплуатации рукавных линий:

При прокладке рукавной линии нельзя допускать резких перегибов рукавов, прокладки по острым или раскаленным (тлеющим) предметам и поверхностям, а так же поверхностям, залитым продуктами ГСМ. Сбрасывать грузы, предметы на рукавную линию, а так же наступать и ходить по ней запрещается. Во избежание разрывов линии от гидравлических ударов недопустима резкая подача воды. Клапаны нужно открывать плавно. По этой же причине запрещается резкое перекрытие ствола и резкое повышение давления в магистрали. При возникновении течи (свища) в рукавной линии ее необходимо ликвидировать с помощью рукавного зажима (стяжки, хомута), в противном случае течь под давлением увеличится и рукав можно будет выбросить.Рукава после использования следует вычистить и высушить. Рукава хранятся в скатках. 

Из того, что сейчас есть в магазинах российских городов, я бы порекомендовал недорогое решение в виде отечественных рукавов Сибтекс или Гетекс (не для рекламы!).

Внимание! Народные названия пожарного рукава “шланг”, “пожарный шланг”, “хобот” в корне не верны! Выражение “пожарники раскатали шланги” вообще обидно для любого пожарного.

  • Еще несколько советов:
  • Типовая схема проколадки водопенных коммуникаций при тушении лесного пожара.
  • Благодарю за внимание!

– Осматривайте ПТВ перед работой! Рукава не должны иметь трещин и дырок, стволы – видимых повреждений. Рукав должен надежно соединяться с головкой.- При соединении рукава и головки используйте стальную оцинкованную проволоку диам. 1-2 мм, не жалейте сил и количества витков! Не используйте краски, клей, лак и т.п. – эти материалы нарушат водостойкость рукава.- Кран ручного ствола должен ходить свободно, но не болтаясь.– Отверстие насадка не должно быть забито грязью или посторонними частицами.- Для более надежного соединения головок следует использовать ключ К-80 или К-150.- Не перегружайте линию, насос и стволы.- Мотопомпа устанавливается на водоем.- Устанавливается всасывающий рукав с защитной сеткой.- От мотопомпы пракладывается магистральная рукавная линия рукавами 77 мм (при необходимости наращивая длину) до места тушения пожара- Вблизи от боевого участка (места тушения пожара) устанавливается рукавное разветвление.- Прокладываются рабочие рукавные линии 51 мм до очага возгорания, подсоединяются стволы- При разнице в диаметрах головок используются переходники- Плавно подается давление в линию, открываются клапаны, вода подается на очаг возгоранияПока все, данный ликбез будет дополняться.Брандмайор Дмитрий в звании старшего сержанта ФПС МЧС России 🙂

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector