Аварии с элементами колонны бурильных труб

(Лекция 14)

Под аварией в бурении следует понимать нарушение технологи­ческого процесса строительства скважины, вызываемое потерей под­вижности колонны труб или их поломкой с оставлением в скважине элементов колонны труб, а также различных предметов и инструмен­

тов, для извлечения которых требуется проведение специальных ра­бот. Все аварии в бурении условно подразделяются на аварии с эле­ментами бурильной колонны; прихваты бурильных и обсадных ко­лонн; аварии с долотами; аварии из-за неудачного цементирования; аварии с забойными двигателями; аварии в результате падения в сква­жину посторонних предметов и прочие виды аварий.

  • Аварии с элементами бурильной колонны – оставление в скважи­не элементов колонны бурильных труб из-за поломок по телу на глад­ком участке, в зоне замковой резьбы или по сварному шву, из-за срыва по резьбовому соединению, а также в результате падения в скважину перечисленных элементов.
  • Прихваты бурильных и обсадных колонн – непредвиденная потеря подвижности колонны труб вследствие прилипания под действием перепада давления; заклинивания в желобах, в местах сужения ствола или посторонними предметами; в результате обвала или осыпания горных пород со стенок скважины или оседания шлама за счет нару­шения режима промывки, а также из-за образования сальника на бу­рильной колонне.
  • Аварии с долотами – оставленные в скважине долота, бурильной головки расширителя, а также их элементов и частей.
  • Аварии с обсадными колоннами и элементами их оснастки – ава­рии со спускаемыми, спущенными и зацементированными колоннами либо с их частями, вызванные разъединением их по резьбовым соеди­нениям, обрывом по сварному шву и телу трубы, смятием или разры­вом тела трубы, падением колонны или ее части, повреждением обсад­ных труб при разбуривании цементного стакана, стоп-кольца обратно­го клапана, направляющей пробки или неисправностью элементов ос­настки низа обсадной колонны.
  • Аварии из-за неудачного цементирования – прихват затвердев­шим цементным раствором колонны бурильных труб, на которой спускалась секция обсадных труб или потайная колонна “хвостовик”; отказ в работе и повреждение узлов подвески секции обсадной колон­ны, нарушающие процесс крепления и дальнейшую проводку скважи­ны; оголение башмака, недоподъем в затрубном пространстве или ос- тановление в колонне цементного раствора, для удавления которого требуются дополнительные работы по устранению нарушения, а также негерметичность отдельных труб обсадных и бурильных колонн, по­служившая причиной некачественного цементирования.
  1. Аварии с забойными двигателями – оставление турбобура, элек­тробура, виброударника, виброударника, винтового двигателя или их узлов в скважине вследствие поломок или разъединения с бурильной колонной.
  2. Аварии в результате падения в скважину посторонних предме­тов – падение в скважину вкладышей ротора, роторных клиньев, па­
  3. раллелей и вкладышей ключей АКБ, кувалд, ключей, ручных инстру­ментов, приспособлений и их частей и других предметов, с помощью которых велись работы на устье скважины или над ним.
  4. Прочие аварии – аварии, возникающие при производстве промы­словых геофизических исследований в скважине (обрывы и прихваты кабеля, грузов, шаблонов, торпед и других устройств, применяемых при исследовании скважин и проведении вспомогательных работ), от­крытие нефтяные и газовые фонтаны; падение и разрушение вышек, морских оснований, падение элементов талевой системы; взрывы и пожары на буровой, приводимые к выходу и строя оборудования оста­новке бурения.

Наиболее часто аварии происходят с элементами колонны бу­рильных труб. Эти аварии вызваны в основном усталостью металла, возникающей при частом изменении нагрузки и направления ее дейст­вия.

Усталостное разрушение вызывают и другие причины: непра­вильно подобранные параметры режима бурения; конструктивные не­достатки элементов бурильной колонны; неблагоприятные геологиче­ские и технологические особенности бурения.

Так, например, про­дольные колебания бурильной колонны, возникающие главным обра­зом при бурении шарошечными долотами, зависят от степени одно­родности и твердости разбуриваемых пород, пульсации бурового рас­твора, соответствия типа и диаметра долота разбуриваемым породам, компоновки бурильной и ряда других факторов.

Если долота подобраны неправильно или параметры режима бу­рения не соответствуют механическим свойствам проходимых пород, то продольные перемещения влияют на прочность бурильной колонны Колебания происходят и вследствие неравномерной подачи буро­вого раствора при работе поршневых насосов. В результате пульсации давления на выкиде насоса бурильная колонна получает дополнитель­ные вынужденные колебания, которые при соблюдении частоты пуль­сации давления с частотой собственных колебаний колонны могут вы­звать явление резонанса, опасное для прочности колонны труб.

  • Распространению трещинообразования, ускоряющего слои эле­ментов бурильной колонны, способствует следующие нарушения не­достатки:
  • недостаточная длина УБТ;
  • установка над УБТ труб из легких сплавов без достаточной длины наддолотного комплекта сальных труб;
  • работа бурильной колонны в осложненных условиях с большой кривизной ствола;
  • несоответствие диаметра бурильной колонны диаметру долота; размыв и износ резьбовых соединений;
  • ненадежное крепление замкового резьбового соединения и др.

На возникновение прихвата значительно влияет наличие в разрезе мощных хемогенных толщ, комплекса переслаивающихся аргиллито* алевролитов и глинистых пород, склонных к текучести растворению^ осыпанию и обвалам; наличие зон с аномально высокими пластовыми давлениями и температурами; большие углы падения пластов и другие факторы геологического характера. Влияние этих факторов особенно ощущается при бурении первых скважин на площади.

Нередки случаи, когда работа, проведенная для предотвращений одной группы прихватов, приводит к возникновению других осложне­ний. Например, переход на бурение с промывкой растворами с пони* женной плотностью для предупреждения прилипания колонн обусло­вил возникновение осыпей и т.д.

Решающий фактор возникновения прихватов – вид промывочной жидкости. Основное число прихватов происходит в районах, где буре* ние ведется с применением в качестве промывочной жидкости глини­стых растворов.

  1. Прихваты подразделяются на следующие группы: применение колонн труб к стенке скважины; заклинивание колонн труб (суженной части ствола; в желобных выработках; посторонними предметами);
  2. прихват бурильной колонны обвалявшимися неустойчивыми по­родами;
  3. прихват бурильной колонны сальником.
  4. Основные причины аварий с обсадными колоннами: неудовлетво­рительная подготовка ствола к спуску обсадной колонны, плохая под­готовка труб, стыковочных муфт, разъединителей и другой оснастки обсадной колонны, спускоподъемного оборудования и цементировоч­ной техники, а также несоответствующая технология цементирования.
  5. Аварии с обсадными колоннами подразделяются на следующие группы:
  6. прихваты обсадных колонн в интервалах неустойчивых пород, буре­ние в которых сопровождается сужением ствола или обвалом пород; обрывы колонн по соединениям труб (резьбовым и сварным); смятие обсадных колонн;
  7. разрушение обсадных труб по телу (при разбуривании без пред­варительного удаления кусков металла от узлов оснастки вышестоя­щей секции; вызванные повышением внутренних давлений при вос­становлении циркуляции; в зонах заводского дефицита;
  8. падение обсадных колонн в результате неисправностей замков элеватора, из-за их самопроизвольного открытия при неожиданной остановке колонны на уступе скважины и др.;
  9. аварии вследствие неудачного цементирования из-за недосмотра за правильностью сборки разъединителей, муфт ступенчатого цемен­тирования, за их опрессовкой проверкой работы их до спуска в скважину.
  10. Аварии с забойными двигателями (турбобурами) происходят в основ­ном из-за слома корпуса в зоне резьбового соединения и срыва резьб.
  11. Аварии с долотами происходят главным образом из-за: наруше­ния правил крепления долот; плохого состояния резьб у переводников, к которым их крепят; чрезмерно частых отбивок долот путем враще­ния с большим числом оборотов вперед и последующей резкой отда­чей назад; плохого качества соединения лап между собой; длительной работы долота.
  12. Причинами падения посторонних предметов в скважину являют­ся: нарушения эксплуатации инструментов, устройств и механизмов, с которыми ведутся работы на устье; применение неисправного вспомо­гательного инструмента, отсутствие на устье устройств для предупре­ждения падения различных предметов в скважину; несоосность устья скважины с остью буровой вышки.
  13. К прочим видам аварий относятся:
  14. падение элементов талевой системы и обрывы талевого каната;
  15. аварии при промыслово-геофизических работах в скважинах;
  16. открытые фонтаны (к фонтанам приводят: бурение без противо- выбросового оборудования; неправильная эксплуатация противовыб- росового оборудования; недостаточная промывка скважины при буре­нии, и особенно перед подъемом бурильной колонны; плохая дегаза­ция выходящего из скважины бурового раствора, не обеспечивающая снижения содержания газа в буровом растворе в процессе бурения; падение уровня бурового раствора в скважине при подъеме бурильной колонны из-за недолива его или поглощения жидкости вскрываемыми пластами; несвоевременное или неправильное принятие мер при водо-, нефте-, и газопроявлениях для предотвращения выбросов и открытого фонтанирования; применение некачественного бурового раствора, особенно несоответствие его плотности; некачественное цементирова­ние обсадных колонн, на которые устанавливаются превенторы, что приводит к обрыву газа после закрытия превентора);
  17. падение и разрушение буровых вышек.
  18. Предупреждение аварий — это, прежде всего строгое выполнение требований, изложенных в проекте на строительство скважины (тех­нических и технологических), а также соблюдение требований инст­рукций и руководящих документов, обязательных для данного района и выработанных на основании фактического опыта бурения на данной и соседних площадках.
  19. В каждом буровом предприятии на основе действующих обще­союзных инструкций по предупреждению и ликвидации аварий, спе­цифических особенностей работ в данном регионе и с учетом первого опыта разрабатываются мероприятия по предупреждению аварий.

При бурении глубоких скважин желательно, чтобы перед прове­дением ответственных работ (крепление ствола промежуточными ко­лоннами, испытание возможных продуктивных горизонтов, начало бурения под очередную обсадную колонну и т.д.) проводилось обуче­ние буровой бригады особенностями работы на этом этапе.

Перед спуском бурильной колонны с целью предупреждения ава­рий при подготовительных работах члены буровой вахты проверяют: исправность инструмента; состояние тормозной системы буровой лебедки; исправность системы противозатаскивателя; надежность крепления фундаментных болтов лебедки и редуктора; цементировку вышки по отношению к ротору; талевый канат и осматривают талевую систему. Для предупреждения аварий при спуске бурильной колонны за­прещается: крепить долото при помощи ротора; применять цепные ключи для свинчивания труб (при помощи катушки буровой лебедки); свинчивать трубы пеньковым или стальным канатом при помощи ка­тушки без использования кругового ключа или канатодержателя.

Перед свинчиванием труб замковую резьбу следует очистить и смазать специальной смазкой. Все резьбовые соединения УБТ и зам­ковые соединения при спуске желательно докреплять с соответствую­щими моментами.

При спуске бурильной колонны в интервале, склонном к обвалам, необходимо проводить промежуточные промывки скважины. Рекоменду­ется первую промывке делать при достижении башмака последней обсад­ной колонны, а последующие после спуска каждых 1000 м труб.

  • Предупреждение аварий при бурении скважин заключается, пре­жде всего, в соблюдении требований технологии бурения, предусмот­ренных ГТН, и указаний, изложенных для конкретной скважины в проекте.
  • Нельзя допускать отклонений от установленной плотности про­мывочной жидкости более чем на ±0,02 г/см3 при фактической ее ве- личине до 1,45 г/см и более чем на ±0,03 г/см для растворов более высокой плотности. Контроль показателей свойств бурового раствора в скважинах, бурящихся в нормальных условиях, необходимо произ­водить в следующие сроки:
  • плотность и вязкость – не реже чем через 1 ч; водоотдачу СНС, рН, содержание твердой фазы и песка, толщину фильтрационной кор­ки – не реже 1 раза в смену; содержание солей в фильтрате 2 раза в неделю.
  • При бурении скважин в осложненных условиях, а также при раз- буривании газовых горизонтов, сроки контроля параметров бурового раствора следующие: плотность и вязкость контролируются через 10-15 мин, СНС, водоотдача и температура – через 1 ч; содержание нефти в буровом растворе – 1 раз в 10 дней, а остальные параметры в сроки, как и для скважин, бурящихся в нормальных условиях.

На всех скважинах, имеющих глубину более 3000 м, через каж­дый 1 ч промывки измеряется и регистрируется температура бурового раствора. Понижение ее указывает на негерметичность бурильной ко­лонны. В случае падения температуры нужно немедленно приподнять колонну на 13-15 мин. Если снижение температуры подтвердится, то бурильную колонну нужно поднять и опрессовать.

Бурильную колонну нельзя оставлять без движения в открытой части ствола, особенно в неустойчивых породах, в продуктивных го­ризонтах, в проницаемых пластах, а также напротив пород, склонных к образованию осыпей и обвалов, где даже кратковременная остановка на 3-4 мин ведет к прихвату.

Читайте также:  Фланец для соединения выхлопной трубы

Для ликвидации прихватов, происшедших в результате прилипа­ния под действием перепада давления, прихвата сальником, заклини­вания в желобной выработке, а также заклинивания колонны обломка­ми твердых тел предназначается гидроимпульсный способ ликвидации при­хватов. Этот способ не применяется, если плотность бурового раствора.

Схема обвязки оборудования для проведения работ по ликвида­ции прихвата гидроимпульсом показана на рис. 8.18.

При производст­ве гидроимпульса в бурильную колонну через нагнетательную головку 1 при открытой задвижке 3 закачивают на глубину Н воду или буровой раствор, плотность pi которого меньше плотности р.

За счет разности плотностей жидкости в трубах рг и затрубном пространстве pi создает­ся перепад давления Ар

Аварии с элементами колонны бурильных труб

растягивающий бурильную колонну.

Растягивающая сила G у верхнего конца колонны будет

Аварии с элементами колонны бурильных труб

где S — площадь сечения внутренней части колонны труб.

При достижении определенного давления в трубах диафрагма 2 разрывается, давление мгновенно падает, а в бурильной колонне воз­никает волна разгрузки, которая, дойдя по прихваченной части колон­ны, действует на нее как ударная нагрузка. Переток жидкости содейст­вует освобождению прихвата. Задвижка 3 служит для перекрытия колонны труб, чтобы не допустить большого снижения уровня рас­твора в затрубном пространстве. Если 25-30 импульсов при заданном

Аварии с элементами колонны бурильных труб

Если такие методы ликвида­ции прихвата как ванны, гидроим­пульса не дали результата, для ликвидации прихвата применяют­ся ударные механизмы (яссы, гид­равлический ударных механизм, возбудитель упругих колебаний).

Эти механизмы находят широкое применение при ликвидации при­хватов, вызванных заклиниванием, прилипаниями на небольшую вы­соту, а также обвалами.

Для ускорения ликвидации при­хвата в начальной его стадии це­лесообразно устанавливать удар­ные механизмы в компоновке бу­рильной колонны, чтобы сразу же при обнаружении прихвата вклю­чить Ясс в работу, что особенно важно при бурении в осложнен­ных условиях.

Прихваты вследствие заклинивания колонны труб устраняют также созданием ударной нагрузки при помощи взрыва шнурковых торпед малой мощности. В этом случае ударная волна, проходя через резьбовое соединение трубы, вызывает резкое ослабление его.

Если перед взрывом на трубы был приложен обратный вращающий момент, а резьбовое соединение было разгружено от веса вышележащих труб, то при взрыве происходит открепление резьбового соединения против нахождения торпеды, которое затем легко отвинчивают ротором.

Этот метод позволяет в большинстве случаев освободить трубы, находя­щиеся выше места прихвата.

Если, несмотря на принятые меры, бурильную колонну освободить не удается, приступают к извлечению прихваченной колонны по частям.

Таким образом, сложности аварий и их разновидности в общем можно представить в виде следующей таблицы (табл. 8.2).

В случае возникновения аварии на инструментальной площадке бурового предприятия рекомендуется иметь полный набор ловильного инструмента: колокола и метчики гладкие и нарезные, труболовки, ловители, механизмы для ликвидации прихватов, устройства для уда­ления металлических предметов, труборезы, печати и др.

Аварии с элементами колонны бурильных труб

Аварии с бурильной колонной. Причины. Способы предупреждения и ликвидации

Наибольшее число аварий с элементами буровой колонны происходит вследствие усталостных разрушений металла, возникающих при частом изменении нагрузки и направлении ее действия в более напряженно работающих местах.

Усталостные изломы наступают без всякого видимого изменения размеров и форм элементов бурильной колонны. Внешне разрушение металла проявляется в возникновении трещин. Изгибающие воздействия – основной фактор, приводящий к образованию остаточных напряжений во время вращения бурильной колонны.

Крутильный удар характерен для роторного бурения, особенно при работе с долотами режуще-скалывающего типа. Чем больше времени долото остается без движения, тем сильнее крутильные удары.

При бурении шарошечными долотами, например, в зоне с частым чередованием пород различной твердости долото заклинивается меньше, чем при разбуривании подобного интервала лопастными долотами.

Вибрации бурильной колонны, возникающие главным образом при бурении шарошечными долотами, зависят от степени однородности и твердости разбуриваемых пород, пульсации бурового раствора, соответствия типа и диаметра долот разбуриваемым породам, компоновки бурильной ко-лонны и ряда других факторов.

Перекатывание шарошек вызывает вертикальное перемещение центра тяжести долот, которое передается бурильной колонне. Чем тверже порода, тем интенсивнее колебания колонны.

Основные причины аварии с элементами бурильных колонн – нарушения техно-логии проводки скважин и правил эксплуатации бурильных колонн и их составных частей.

Вокруг замков и муфт, при помощи которых соединяются бурильные трубы, создаются зоны концентрации напряжений. Соединение замок – труба является более жестким, чем соединение труба – муфта.

При знакопеременных нагрузках, действующих на бурильную колонну, наибольшие напряжения концентрируются около первого витка резьбы на трубе, находящегося в полном сопряжении с резьбой бурильного замка.

Сломы по утолщенному концу трубы происходят и в других сечениях, расположенных на различных участках резьбы, или одновременно в нескольких сечениях. Однако наибольшее число аварий приходится на первый виток полного сопряжения резьбы.

Эта часть – наиболее опасное место.

Резьба в свою очередь способствует образованию трещин в теле трубы, особенно при малых радиусах закругления: там, где резьба имеет острые утлы, в металле образуются ультрамикроскопические трещины. Увеличение толщины стенки трубы путем высадки не предохраняет от распространения начавшегося трещинообразования в теле трубы.

Во всех элементах бурильной колонны возникают усталостные напряжения, которые зависят от условий работы колонны на отдельных ее участках и соблюдения буровой бригадой правил эксплуатации бурильных колонн.

Нередко для бурения скважин используют трубы, не соответствующие данной глубине и имеющие дефекты. В некоторых скважинах глубиной более 1500 м применяют трубы класса III вместо I и II.

Основной причиной большого числа аварий, связанных со сломом бурильных труб, является использование их не по назначению. Передаваемые на резьбу усилия зависят от степени жесткости и плотности свинчивания труб.

Если свинчивание проводилось автоматически, то резьбовые соединения могут перемещаться незначительно.

Недокрепление соединения способствует интенсивному перемещению плоскостей резьбы относительно друг друга, что ускоряет износ резьбы.

Одновременно на износ резьбы влияют число свинчиваний, качество бурового раствора, наличие в нем кварцевого песка и т.д., а также его давление в момент прокачки. Большие давления при турбинном бурении и бурении гидромониторными долотами снижают сроки службы замковых и резьбовых соединений, что менее характерно для роторного бурения и электробурения обычными

долотами, где давление намного меньше. Не отцентрированный по отношению к скважине фонарь вышки, а также смазка плохого качества для резьб способствуют ускорению износа резьбы при ее свинчивании.

Многие аварии возникают вследствие износа резьбовых соединений УБТ в связи с тем, что они работают в сами тяжелых условиях. Кроме того, резьба на соединениях УБТ слабее резьбы на замках, переводниках и долотах.

Аварии с элементами колонны бурильных труб

Аварии из-за нарушения резьбовых соединений вследствие заедания трубной резьбы происходят в результате увеличения нагрузки на резьбу.

Разрушения резьбовых соединений вызывают и другие причины: несоответствие элементов резьбы, особенно по конусности, применение смазки неудовлетворительного качества и т.д.

Размыв трубы происходит из-за дефектов на внутренней поверхности, нарушающих однородность. Такими дефектами являются плены, раковины, включения инородных материалов и другие повреждения, связанные с технологией изготовления труб. Возникновение аварии от разрыва труб ускоряется совместным воздействием усталостных напряжений в металле и коррозии.

Концентрация напряжений и дефекты в трубах приводят к образованию трещин. Часты случаи аварий, связанные с падением бурильной колонны вследствие ее подъема на одном штропе, поломки и неисправности спускоподъемного инструмента, неисправности тормозной системы, слома или разрушения сопряжений ее элементов во время спускоподъемных операций и др.

Осложнения и аварии с обсадными колоннами. Причины. Способы предупреждения и ликвидации. Методика расчета допустимой скорости спуска колон в скважину. Какие факторы влияют на эту скорость?

К авариям с обсадными колоннами и элементами их оснастки относятся аварии со спускаемыми, спущенными и зацементированными обсадными колоннами или их частями, вызванные: разъединением по резьбовым соединениям; обрывом по сварному шву; смятием или разрывом по телу трубы; повреждением обсадной колонны при разбуривании цементного стакана, стоп-кольца, обратного клапана и направляющей пробки. Аварии с обсадными колоннами составляют 7-8 % всех видов аварий в бурении. На ликвидацию их затрачивается более 10 % времени, затрачиваемого на ликвидацию аварий всех типов. Особенно тяжелы аварии этого вида в районах, где обсадные колонны спускают на большую глубину, и на разведочных площадях. В процессе разобщения пластов возникают аварии при спуске обсадных колонн, их цементировании, а также углублении скважины с зацементированными обсадными колоннами под последующую колонну. Прихваты обсадных колонн, главным образом кондукторов и промежуточных колонн, происходят в основном на площадях, где разрез представлен неустойчивыми породами, бурение в которых вызывает сужение стенок скважин или обвалы пород. Причинами прихвата обсадных колонн часто являются неудовлетворительная организация спуска колонн (несвоевременная промывка или отказ от предусмотренных планом промежуточных промывок, плохая проработка скважины перед спуском колонны, установка деревянных пробок, длительные остановки при спуске и т.д.) и технология бурения ствола скважины под обсадную колонну (бурение без УБТ и центраторов, несоблюдение оптимальных параметров режимов бурения в породах с чередующейся твердостью, использование кривых труб и бурового раствора плохого качества и т.д.). Обсадные трубы разрушаются по телу в связи с образованием внутренних давлений при восстановлении циркуляции после окончания спуска колонны, закачивании в затрубное пространство последней порции цементного раствора, испытании обсадной колонны на герметичность и т.д. Смятие обсадных колонн происходит как при спуске, так и в процессе бурения скважины. В зависимости от сложившихся обстоятельств трубы сминаются по-разному. Отдельные технологические упущения приводят к возникновению избыточных наружных давлений, которые вызывают смятие обсадных колонн. При действии на трубу избыточных давлений увеличивается и напряжение, которое достигает больших значений вначале в одной точке, а при дальнейшем росте давления зона повышенных напряжений начинает расширяться и труба сминается.

При спуске в скважину опасность смятия больше у тех обсадных колонн, которые имеют обратный клапан, так как не учитываются внешние добавочные усилия, возникающие из-за давления на некотором участке в колонне и за колонной, а также вследствие большой скорости погружения ко-лонны.

При спуске колонны с обратным клапаном обычно стараются не допускать снижения уровня в колонне более чем на 200-250 м для труб диаметром 168 мм и более чем на 300-400 м для труб меньшего диаметра. В противном случае внешнее давление может достигнуть и даже превысить критическое, и колонна может смяться.

Аварии такого вида особенно распространены при спуске колонн большого диаметра на большую глубину. На месторождениях, где бурят с применением утяжеленных буровых растворов, опасность смятия труб в результате несвоевременного долива еще более возрастает.

При спуске обсадной колонны с обратным клапаном происходят значительные колебания сминающих и растягивающих усилий. При совместном действии этих усилий сопротивление обсадных труб смятию снижается. Большую опасность для обратного клапана представляет повышение гидродинамического давления при спуске обсадной колонны.

Давление зависит от многих факторов, из которых основными являются статическое напряжение сдвига и вязкость бурового раствора, скорость спуска колонны, размер кольцевого зазора, диаметр колонны и др. Давление до-стигает 10 МПа и более.

В практике встречаются следующие случаи обрыва обсадных труб по месту их соединения, которые происходят вследствие неправильного свинчивания резьбы труб из-за пе-рекоса осей или неправильной установки трубы в муфте (перекос).

При перекосе осей деформируются витки резьбы труб, резьбу “заедает” и трубы полностью не свинчиваются или свинчиваются под большим усилием, приводящим к сильному нагреву места их соединения. При спуске свинченных подобным образом труб места их соединения в колонне разрушаются.

Читайте также:  Резьбовые фитинги для рвд

Неполное свинчивание резьбовых соединений обсадных труб наблюдается также из-за несоответствия размеров профиля резьбы и погрешности конусности, что приводит к разрушению резьбы. Наибольшее число аварий происходит с обсадными колоннами диаметром 219 мм и более.

Обрыв труб по резьбовому соединению может произойти и вследствие приложения чрезмерных нагрузок, превышающих пределы прочности соединения. Причиной выхода резьбы из сопряжения с резьбой муфты может быть неравнопрочность их соединения. Односторонняя нарезка резьбы на отдельных трубах ослабляет прочность одной части трубы и усиливает прочность другой ее части.

На участке трубы с ослабленной прочностью концентрируются напряжения, вызывающие деформацию тела трубы (на участке резьбы) с последующим выходом из сопряжения резьбы. Труба при равномерной нарезке резьбы имеет оди-наковую толщину стенки. Несмотря на это, прочность резьбового соединения ниже прочности тела трубы в среднем на 30-35 %. Эксцентричная нарезка резьбового соединения обсадных колонн снижает прочность и без того ослабленного участка трубы, что и является в ряде случаев причиной аварий. Вследствие нарушения технологии спуска обсадной колонны отдельные трубы или целые секции их могут упасть в скважину. Например, при быстром спуске обсадная колонна становится на уступ, элеватор идет вниз, защелка его поднимается, в результате элеватор открывается и колонна падает в скважину.

Лекция 11. Аварий с элементами колонны бурильных труб

  • Многочисленными теоретически­ми исследованиями и практикой доказано, что аварии вследствие поломки элементов бурильной колонны вызваны в основном уста­лостью металла.
  • Явления усталости возникают главным образом под действием следующих основных переменных нагрузок: изгиба, колебаний бу­рильной колонны, крутильных ударов.
  • Усталость металла ускоряют следующие факторы:

1) дефекты материала труб – расслоение и структурная неодно­родность металла, незаметные (на глаз) инородные включения в ме­талле и конструктивные дефекты, т.е. резкие переходы в сечении, острые надрезы, царапины и т.д.;

  1. 2) малые радиусы закругления восьминиточных резьб (трубных);
  2. 3) применение безупорного со­единения трубы с замком или соединительной муфтой;
  3. 4) неблагоприятные геологиче­ские и технологические условия бурения и нарушения запроекти­рованных режимов бурения.
  4. К таким неблагоприятным условиям относятся:
  5. – частое переслаивание пород, различных по крепости, крутые углы падения пластов;
  6. – работа колонн в средах с агрессивными химическими до­бавками (соли, кислоты, щелочи), способствующими возникновению коррозии;
  7. – работа бурильной колонны в скважинах, имеющих по стволу большие каверны, особенно при роторном бурении;
  8. – несоответствие размера долота диаметру бурильных труб;
  9. – несоответствие типа долота крепости разбуриваемых пород;
  10. – возникновение резонанса при совпадении частоты колебаний ко­лонны от пульсации давления на выкидной линии насоса с частотой собственных колебаний колонн;

– эксплуатация бурильной колон­ны в состоянии чрезмерного сжатия, т.е. при бурении без УБТ или с УБТ незначительной длины, тог­да как вес УБТ должен превы­шать нагрузку на долото на 25%;

– установка над УБТ труб груп­пы прочности Е, К, а также ЛБТ;

– применение труб несоответст­вующего класса для бурения на данной глубине;

– вмятины на трубах от инород­ных тел (шарошек, долот, креп­ких пород и т.д.);

  • – эксцентричность вышки, рото­ра по отношению к скважине.
  • Перечисленные факторы спо­собствуют возникновению аварий, вызванных:
  • – в ведущих трубах поломкой по телу и срывом трубной резьбы;
  • – в бурильных трубах поломка­ми и по телу на участках с номи­нальной толщиной стенки, в кон­цевых утолщениях, в зоне сварно­го шва и трубной резьбы, а также срывом резьбы, соединяющей тру­бу с бурильным замком;
  • – в бурильных замках поломка­ми по телу на участках, заключен­ных между резьбовыми концами и в зоне замковой резьбы ниппеля или муфты, а также срывом по замковой резьбе;
  • – в УБТ и переводниках полом­ками по телу в зоне замковой резьбы и срывом по замковой резьбе;
  • – в соединительных муфтах по­ломкой по телу.
  • Кроме этого, встречаются ава­рии, вызванные развинчиванием резьб в замковых соединениях бу­рильных замков, УБТ, переводни­ков и ведущих труб.
  • Поломки по телу
  • Поломки по телу характерны для всех видов труб (ведущих, бурильных и утяжеленных) и эле­ментов (бурильных замков, пере­водников и соединительных муфт), соединяющих их в ко­лонну.

Ведущие трубы

применяются цельные и сборной конструкции. Цельная ведущая труба на концах имеет высадки, на которых вверху нарезается внутренняя замковая левая резь­ба, а на нижнем конце — наружная замковая правая резьба.

Ведущая труба сборной конст­рукции состоит из квадратной штанги и переводников. На кон­цах квадратной штанги нарезается наружная коническая резьба с ша­гом 8 ниток на длине 25,4 мм и конусностью 1:16 с левым на­правлением резьбы вверху и с пра­вым направлением нарезки резь­бы внизу. На резьбы соответствен­но навинчиваются переводники под замковую резьбу.

С цельными ведущими трубами отмечены единичные аварии. Они, как правило, вызваны длительной работой с ведущей трубой без де­фектоскопических проверок. По­ломки приходятся на тело в зоне резьбы ниппеля и очень редко по муфте.

Ведущие трубы сборной конст­рукции ломаются в зоне кониче­ской резьбы и, за редким исклю­чением, на участке, прилегающем к ней. Поломка приходится на первый виток полного сопряже­ния резьбы, обычно на 5-6 нитке от торца ведущей трубы.

Развитию усталости и последующей полом­ке трубы способствует несовер­шенство конструкции соединения ведущей трубы с переводником.

На ускоренное развитие усталости этого узла влияют переменные нагрузки, неравномерный характер распределения которых по резьбе приводит к концентрации напря­жений во впадинах и отклонению элементов резьбы.

  1. Бурильные трубы.
  2. Буровые предприятия оснащаются бурильными трубами как с прива­ренными соединительными конца­ми, так и сборной конструкции, изготовляемыми из стали или лег­ких сплавов.
  3. Бурильные трубы с приварен­ными соединительными концами во время эксплуатации ломаются по сварному шву и телу.

Распространенная причина ава­рий с трубами по сварному шву и телу – промывы в местах наличия дефектов (посторонние включе­ния в металле, расслоения, рако­вины и т.д.). Аварии с трубами в виде поломок их по сварным швам могут быть вызваны также недоброкачественным изготовле­нием труб, т.е.

отсутствием соос­ности трубы и привариваемого по­лузамка, низкой ударной вязко­стью сварного шва по сравнению с ударной вязкостью металла тру­бы, что объясняется образованием (в большинстве случаев в сварном соединении) окисных пленок, трудностью получения высокока­чественной термической обработ­ки сварного шва, недостаточной площадью сварного шва по срав­нению с площадью сечения труб. Основная причина многих аварий со сломом труб по сварным швам и телу – использование труб не по назначению, например бурение с применением труб III класса в ин­тервалах, где по расчетам следует устанавливать трубы I и II классов или бурить роторным способом с трубами типа ТБПВ. Если крутящие моменты очень велики, то возможно разрушение труб по спирали и в поперечном направ­лении.

Спиральный слом труб возни­кает в скважинах, диаметр кото­рых не более чем на 100мм пре­вышает диаметр бурильных труб, причем чаще всего слом приходит­ся на обсаженный участок скважи­ны. При спиральном сломе труба разрушается по винтовой линии.

Он возникает от поперечной тре­щины на поверхности трубы и имеет усталостный характер. На­правление спирали совпадает с на­правлением вращения бурильной колонны.

Угол подъема спирали составляет приблизительно 45° к оси трубы, что соответствует наи­большим нормальным напряжени­ям при кручении.

Широко распространен попереч­ный излом труб, вызванный кон­центрацией напряжений в местах повреждений особенно от работы клиньями ПКР, а также на участ­ках с дефектами проката.

В зоне сварки и ее термического влияния развивается усталость металла, приводящая к поперечному изло­му труб. В поперечном направле­нии трубы ломаются и от скручи­вания в результате приложения чрезмерных крутящих моментов.

В месте слома труба имеет форму скручивания по спирали, однако ломаются трубы по спирали и в поперечном направлении в основ­ном при ликвидации аварий.

В продольном направлении тру­бы ломаются, как правило, из-за дефектов изготовления труб, т.е. при наличии в теле трубы раковин и других дефектов, а также из-за нарушения режима проката и термообработки, которые образуют значительные внутренние напряже­ния, приводящие к усталостным поломкам.

Бурильные трубы сборной кон­струкции, имеющие на концах утолщения с конической резьбой, широко применяются, хотя конст­рукция их неудачна.

Помимо по­ломок, присущих трубам с приваренными замками (промыва труб в зоне дефектов, разрушения по спирали и в поперечном направле­нии), бурильным трубам сборной конструкции свойственны полом­ки, приуроченные к утолщениям и нарезке трубной резьбы на концах труб.

Технология изготовления труб с утолщениями на концах не поз­воляет достигнуть равномерного охлаждения трубы во время за­калки, и, как следствие, образу­ются мелкие трещины, направлен­ные вдоль и поперек трубы, кото­рые способствуют ускоренному развитию усталости.

В соединении труба – замок концентрируются большие напряжения со знакопе­ременными нагрузками. Наиболь­шие напряжения концентрируются около первого витка резьбы на трубе, находящегося в полном сопряжении с резьбой бурильного замка.

Такая концентрация напря­жений в соединении замок – труба и наличие микротрещин от закал­ки трубы приводят во время рабо­ты к поломкам, приуроченным к этому участку трубы.

Сломы по утолщенному концу происходят и на других участках резьбы, находящихся рядом с пер­вым витком полного сопряжения.

Увеличение толщины стенки тру­бы в зоне резьбы не предохраняет от распространения трещин в теле трубы, а как бы увеличивает время работы трубы до излома.

Для труб из легких спла­вов (ЛБТ) сборной конструкции характерны аварии, присущие стальным трубам сборной конст­рукции. Помимо этого, для них свойственно развитие эрозии вблизи муфт соединений, которые при ослаблении их прочности при­водят к разрушению.

Эрозия возникает под действи­ем турбулентного движения про­мывочной жидкости в зоне муф­товых и замковых соединений, где внутренняя поверхность более шероховата, чем в остальной части трубы.

Кроме того, конструкция муфтовых и замковых соедине­ний труб способствует образова­нию местных сопротивлений, а следовательно, и более сложному характеру движения жидкости, которая интенсивно размывает трубу на этом участке.

Кроме того, ЛБТ ломаются из-за несвоев­ременного выявления износа тела трубы.

Бурильные замки и соедини­тельные муфты разрушаются по телу при ликвидации аварий вследствие приложения значитель­ных нагрузок. Концы разрушен­ных деталей имеют увеличенные диаметры и воронкообразную форму.

Такие аварии происходят в основном с бурильными замка­ми диаметром 118мм и менее, а также с соединительными муфта­ми диаметром 140мм и менее.

Разрушение муфт и замков по те­лу в поперечном направлении от­мечается также при неправильной их термической обработке: торцы сломанных деталей в поперечном направлении обладают мелкозер­нистой структурой.

В утяжеленных бурильных трубах и переводниках так же, как и

в бурильных замках, отламывают­ся кольца ниппеля и муфты. При­чины этих поломок аналогичны причинам слома замковых дета­лей по резьбе и труб по утолщен­ному концу.

  • Срыв резьбы
  • Наиболее часто аварии происходят из-за срыва замковой резьбы в бу­рильных замках, УБТ и перевод­никах.
  • Основные причины разрушения замковых резьбовых соедине­ний – их размыв и износ

после многократного свинчивания и развинчивания. При работе на забое бурильная колонна подвер­гается различным знакоперемен­ным напряжениям, отчего одна часть резьбового соединения пере­мещается по другой.

Нагрузки, пе­редаваемые на резьбу, зависят от степени жесткости и плотности свинчивания.

Недокрепление со­единения способствует интенсив­ному перемещению плоскостей резьбы относительно друг друга, что ускоряет износ резьбы.

На износ резьбы влияют так­же качество и давление промывоч­ной жидкости в момент прокачки. Чем больше давление в жидкости и чем больше в ней инородных тел, обладающих абразивными свойствами, тем скорее изнашива­ется резьба.

В результате размыва плоскость соприкосновения вит­ков резьбы уменьшается, увеличи­ваются силы, действующие на ослабленную резьбу, и она разру­шается.

Неотцентрированный фо­нарь вышки, а также недоброка­чественная смазка труб способст­вуют ускорению износа резьб при свинчивании.

Читайте также:  Грувлочные соединения оцинкованных труб грувлочные соединения оцинкованных труб

Большое число аварий с утяже­ленными бурильными трубами происходит также вследствие раз­рушения резьбовых соединений, поскольку они работают в более тяжелых условиях, чем замковые соединения бурильных труб. К то­му же резьбовые соединения в УБТ менее прочны, чем в замках, переводниках и долотах.

  1. Аварии в результате заедания или ослабления прочности резьбы при размыве возникают реже, так как места размыва на внешней части тела соединяемых элементов можно легко обнаружить.
  2. Резьбовые соединения разруша­ются вследствие заедания трубной резьбы под действием на нее уве­личенных нагрузки и температу­ры, возникающих на поверхности резьбы в процессе свинчивания и работы замка в скважине.
  3. Разрушения резьбовых соедине­ний также могут быть вызваны не­соответствием размеров элемен­тов резьбы (особенно по конусно­сти), поскольку значительные от­клонения размеров приводят к не­равномерному распределению на­грузки по ее виткам и, следова­тельно, к интенсивному износу.
  4. Падение колонны труб в скважину
  5. Падение бурильных колонн в скважину в основном происходит вследствие нарушения технологи­ческих требований к спуску и подъему колонны, а также в ре­зультате неисправностей спуско-подъемного инструмента и меха­низмов.
  6. Наиболее часто встречаются сле­дующие нарушения и неисправ­ности:
  7. 1) подъем бурильной колонны на одном штропе;
  8. 2) несоответствие грузоподъем­ности элеватора массе колонны и наличие трещин в верхней про­ушине;
  9. 3) слабое крепление защелки элеватора завода “Красное Сормо­во”, в результате чего при отходе элеватора от муфты защелка открывается, и колонна падает в скважину;
  10. 4) несовершенство конструк­ции защелки подъемного крюка;
  11. 5) поломка боковых серег и ствола крюка;
  12. 6) неисправность тормозной си­стемы – разрыв тормозной ленты и тормозного шкива, чрезмерный износ тормозных колодок, отклю­чение гидродинамического тормо­за, износ шарнирных соединений тормозной системы, заклинивание тормозного рычага, неисправность предохранительного устройства тормозного рычага, нарушение резьбового соединения натяжных болтов тормозной ленты;
  13. 7) слом и разрушение сопряже­ний элементов бурильной колон­ны во время спускоподъемных операций вследствие динамиче­ских напряжений, возникающих при резкой посадке колонны на ротор или на уступ;
  14. 8) работы штропами несоответ­ствующей грузоподъемности и при наличии износа выше нормы.
  15. В процессе эксплуатации по­ломки и разрушения сопряжений элементов бурильной колонны происходят в местах ослабленной прочности трубы или соединения.
  16. Нарушение трудовой и техно­логической дисциплины; недоста­точная автоматизация спускоподъ­емных операций (отсутствие АКБ, клиньев, встроенных в ротор, кон­структивные недостатки элеваторов и защелок крюка), отсутствие достаточного опыта членов буро­вой бригады – главные причины, приводящие к падению колонн в скважину.

Таким образом, можно отме­тить, что аварии происходят не только из-за недостатков конст­рукции бурильных труб, но и в ре­зультате слабого технического надзора и недостаточной квалифи­кации работников.

Это приводит к несвоевременной профилактике бурильных колонн, слабому креп­лению замковых соединений, не­удовлетворительной сборке бу­рильных колонн, спуску их в скважину с недопустимой сработкой отдельных элементов, плохо­му состоянию поверхностного оборудования, несоответствию прочности колонны условиям бу­рения, слабому учету работы бу­рильных колонн.

ОСН1 [стр.165-173], ДОП 1 [стр.30-38]

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы ускоряют усталость металла?

2. Назовите поломки по телу труб и их причины.

3. Из-за чего могут возникнуть разрушения резьбовых соединений?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Инциденты связанные с элементами буровой колонны Вопрос 25. Колонны. Причины, предупреждение и способы ликвидации инцидентов. Общие причины возникновения инцидентов с элементами бурильной колонны (БК)

Подборка по базе: Задание по теме Управление конфликтами. Способы и правила разре, Руткиты, и способы противодействия им.docx, Значение и способы мотивации труда.docx, Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звук, Законность и правопорядок, основные способы их обеспечения в сис, реферат. Способы тушения пожаров 2021.docx, Средства и способы спасения людей при пожаре.docx, исследование компонентного состава и физико-химических свойств п, Сплочение коллектива. Пути и способы предупреждения и разрешения, Сплочение коллектива. Пути и способы предупреждения и разрешения Вопрос 25. Классификация инцидентов с элементами бурильной колонны. Причины, предупреждение и способы ликвидации инцидентов. Общие причины возникновения инцидентов с элементами бурильной колонны (БК) До 95% всех аварий возникает по вине исполнителей в результате нарушения технологии бурения, условий эксплуатации оборудования и инструмента. 3-5% аварий возникает из-за заводского брака инструмента. Небольшая часть аварий возникает из-за низкого качества технических проектов. Характерные инциденты с элементами БК Ведущие трубы: поломка по телу; срыв трубной резьбы. • Бурильные трубы: поломка в концевой высадке; по телу; в зоне сварного шва; срыв трубной резьбы. • Бурильные замки: срыв замковой резьбы; поломка по телу. • УБТ и переводники: срыв замковой резьбы; поломка по телу в зоне замковой резьбы. • Соединительные муфты: поломка по телу. • Падение части колонны бурильных труб в скважину. Таком образом, можно инциденты с элементами БК можно классифицировать по месту возникновения: • поломка/разрыв по телу элементов буровой колонны, • поломка/разрыв по резьбовой части. Основные причины поломок бурильной колонны – усталостное разрушение металла под действием переменных по знаку и величине нагрузок.Поломка колонны бурильных труб возможна в результате чрезмерных нагрузок на нее при ликвидации аварийных ситуаций. Усталостному разрушению металла способствуют: • дефекты материала труб (микротрещины, включения, расслоения); • вмятины, царапины, надрезы на трубах; • конструктивные недостатки сборных бурильных труб; • резкие переходы в размерах поперечного сечения колонны; • колебания колонны (продольные, поперечные, крутильные, в т.ч. резонансные);

  • • наличие каверн в скважине;
  • • химическая агрессия бурового раствора и жидкостей ванн;
  • Причины срыва резьб бурильной колонны:
  • Причины падения бурильной колонны в скважину:

• абразивность пород, переслаивание пород по твердости; • искривление скважины; • малое количество УБТ; • несоответствие диаметра труб диаметру скважины; • несоответствие типа долота разбуриваемым породам; • эксцентричность вышки, ротора относительно скважины. • Чрезмерный износ резьбы из-за: плохой смазки; низкого качества изготовления; эксцентричности стола ротора и вышки. • Промыв резьбы. • Развинчивание замковых резьб в процессе спуска инструмента. • Посадки инструмента на уступы в процессе спуска. • Резкие посадки инструмента на ротор. • Неисправность тормозной системы лебедки. • Неисправность спуско-подъемного инструмента. • Несоответствие грузоподъемности оборудования и инструмента весу колонны бурильных труб. Предупреждение аварий с бурильной колонной Правила транспортировки труб • Перевозка труб допускается только специальным транспортом. • Длина выступающего конца труб должна быть не более 1м. • Ведущие трубы могут перевозиться только в обсадных трубах. • Резьбы труб должны быть защищены предохранительными кольцами. • Запрещается сбрасывание труб с транспортных средств. • Укладка труб производиться комплектами с деревянными прокладками, при этом необходимо исключить прогибы и удары. Подготовка труб к эксплуатации • Чистка резьб труб, и их контроль калибрами. • Дефектоскопия труб. • Толщинометрия. • Определение фактической кривизны. • Шаблонирование. • Установка протекторов (при роторном способе бурения). • Сборные трубы комплектуются селективно и только на трубных базах. • Опрессовка труб на полуторное рабочее давление, но не менее 30 МПа. • Разница в длине свеч должна быть не более 0,75 м. • На каждый комплект труб составляется паспорт. Предупреждение инцидентов с бурильной колонной в процессе эксплуатации • Горизонтальность стола ротора. • Центровка фонаря относительно скважины. • Смазка резьб перед свинчиванием. • Докрепление резьб с рекомендованными моментами свинчивания. • Не допускаются резкие торможения и удары колонны о ротор. • Через 10-20 СПО менять рабочие соединения на нерабочие. • Через 800 часов работы – опрессовка колонн на 1,5 рабочее давление, но не менее 30 МПа. • Дефектоскопия труб с периодичностью от 20 до 90 суток в зависимости от типа труб и условий • Определение величины износа труб скобами. Для стальных труб раз в месяц. • Проверка резьб калибрами раз в месяц. • Соответствие класса труб по износу условиям бурения. • Для ЛБТ водородный показатель бурового раствора должен быть меньше 11. Признаки обрыва колонны бурильных труб • Падение давления бурового раствора на стояке. • Снижение нагрузки на крюке. • Повышение частоты вращения ротора. • Уменьшение силы тока в электродвигателе привода ротора. • В глубоких скважинах (>2500 м) снижение температуры бурового раствора на устье. • Резкое перемещение колонны.

Основные сведения по авариям

  1. Основные сведения по авариям

  1. Описание основных ловильных инструментов и их конструкция

  • Список
    использованных источников
  • Аварией
    в бурении называется нарушение
    технологического процесса строительства
    скважины, вызываемое потерей подвижности
    колонны труб или ее поломкой с оставлением
    в скважине элементов колонны труб, а
    также различных предметов и инструментов,
    для извлечения которых требуются
    специальные работы.
  • Наиболее
    распространенными являются следующие
    аварии:

Аварии
с элементами колонны бурильных труб.


Сюда относится оставление в скважине
элементов колонны бурильных труб
(ведущих, бурильных и утяжеленных труб,
переводников, муфт, замков, центраторов,
амортизаторов, калибраторов) из-за
поломок по телу на гладком участке, в
зоне замковой резьбы и по сварочному
шву; вследствие срыва по резьбовому
соединению, а также в результате падения
в скважину названных ваше элементов
из-за развинчивания по резьбе или поломок
спускоподъемного оборудования или
инструмента при обрыве талевого каната,
подъеме на одном штропе и т.д.

Прихваты
бурильных и обсадных колонн.


К этому виду аварий относится непредвиденная
потеря подвижности колонны труб
вследствие прилипания под действием
перепада давления; заклинивания в
желобах, в местах сужения ствола или
посторонними предметами; обвала горных
пород со стенок скважины или оседания
шлама по причине нарушения режима
промывки, а также образования сальника
на бурильной колонне.

Аварии
с долотами
.
Эти аварии происходят в случае оставления
в скважине долота, бурильной головки,
расширителя, а также их элементов и
частей.

Аварии
с обсадными колонными и элементами их
оснастки.


Это аварии со спускаемыми, спущенными
и зацементированными колоннами или с
их частями, вызванные разъединением по
резьбовым соединениям, обрывом по
сварочному шву и телу трубы, смятием
или разрывом по телу трубы, падением
колонны или ее части, повреждением труб
при разбуривании цементного стакана,
стоп-кольца, обратного клапана,
направляющей пробки или неисправностью
элементов оснастки низа обсадной
колонны.

  1. Аварии
    из-за неудачного цементирования

    проявляются следующим образом: как
    прихват затвердевшим цементным раствором
    колонны бурильных труб, на которых
    спускались секции обсадных труб или
    хвостовик;
  2. как
    отказ в работе и повреждение узлов
    подвески секции обсадной колонны,
    нарушающие процесс крепления и дальнейшую
    проводку скважины;
  3. как
    оголение башмака, неподъем в затрубном
    пространстве или оставление в колонне
    цементного раствора, для удаления
    которого требуется дополнительные
    работы по устранению нарушения, а также
    негерметичность обсадных и бурильных
    труб, ставшая причиной некачественного
    цементирования;
  4. Авариями
    с забойными двигателями

    считаются оставление турбобура,
    электробура, виброударника, винтового
    двигателя или их узлов в скважине
    вследствие поломок или разъединения с
    бурильной колонной.
  5. Аварии
    вследствие падения в скважину посторонних
    предметов

    – это падение в скважину вкладышей
    ротора, роторных клиньев, ПКР, челюстей
    АКБ, кувалд, ключей, ручных инструментов,
    приспособлений и их частей и других
    предметов, с помощью которых велись
    работы на устье скважины или над ним.
  6. Прочие
    аварии

    – это аварии, возникающие при промысловых
    исследованиях в скважине (обрывы и
    прихваты кабеля, приборов, грузов,
    шаблонов, торпед, перфораторов и других
    устройств); открытые нефтяные и газовые
    фонтаны; падение и разрушение буровых
    вышек, разрушение основания, падение
    элементов талевой системы; взрывы и
    пожары на буровых, приводящие к выводу
    из строя оборудования и остановке
    процесса бурения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector