Дерево в раю труба

Дерево в раю труба

Рай – одно из самых волнительных понятий, которое свойственно всем религиям и прочно вошло в человеческую жизнь, как символ полного довольства, радости и счастья, которое Бог дарит в награду за праведную жизнь на земле.

Само понятие «Рай» относится и к философии, и к религии, и в обеих науках оно трактуется как место, либо состояние вечной жизни, совершенного бытия.

Сколько бы не было снято фильмов о Рае, фантазии людей не хватит, чтобы охватить хоть малую часть красот и наслаждений, которые уготовил Бог для верующих в Раю. В фильме приведенном ниже приводится лишь некоторая часть описаний, которая приводится в хадисах Пророка ﷺ и Священном Коране.

Исламская терминология

Ислам используется много обозначений слова “рай”:

  • Джаннат, что в переводе с арабского означает «сады»;
  • Ан-наим, что переводится как «благодать»;
  • аль-фирдаус, что переводится как «Рай».

Вопросы и ответы

  • Когда мусульмане попадут в Рай?
  • Ответ: по Исламу, верующие попадут в рай после Судного дня, а те, кто не уверовал в Господа, попадут в Ад и останутся пребывать в нем вечно.
  • Вечен ли Рай?
  • Ответ: верующие в Раю будут вечно наслаждаться благами, которые уготованы для них Всевышним Аллахом.
  • Какая наивысшая награда в Раю?

Ответ: главным благом и наградой для мусульманина будет возможность созерцать Всевышнего Аллаха.

Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха – наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаху, и пусть Всевышний позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».

Муслим и другие передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура Йунус (Иона), 26-й аят).

  1. Охраняется ли Рай?
  2. Ответ: охраняют Рай ангелы, который возглавляет ангел по имени Ридван.
  3. Какой размер Рая?

Ответ: по Исламу, размеры Рая огромны, и для разных категорий праведников с любовью Господом предусмотрены разные его уровни. Более подробно читайте об уровнях Рая.

Описание

В Коране и хадисах упоминается о Рае, но и коранический текст о райской обители дает только общее представление, хотя это представление изложено в понятной любому человеку форме, независимо от уровня образованности и эрудированности. Поскольку Священная Книга Коран была ниспослана Всевышним на земном языке, человеку доступна для понимания та информация, которую преподносит Коран.

Создан Рай из золотых и серебряных кирпичей, от которых исходит запах мускуса. Ни холодно в Раю, ни жарко. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ указано, что в Раю есть райское дерево Туба среди множества прочих деревьев, а венцом Рая называют дерево «сидрат аль-мунтаха», что в переводе означает «лотос крайнего предела».

В Коране есть такие слова: «Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им – райские сады, где текут реки. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее». А дадут им лишь похожее» (сура 2:25).

В Священной Книге Коран также дано описание райских садов: «сады и виноградники» (сура 78:32)  – «воздаяние от Господа, являющееся полным, щедрым дарованием» (сура 78:36), и это означает, что праведники могут наслаждаться дарами Рая беспрестанно, и красоты его никогда не будут приедаться им.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил о двух райских садах, в которых все из серебра, и еще о двух райских садах, в которых все сделано и золото, но эти золото и серебро ничего общего с земными металлами не имеют.

Дерево в раю труба

Райские реки

В описаниях Рая постоянно упоминается четыре основных источника, питающие жизнь человека – источник воды, источник молока как источник питания человека, источник наслаждения или вино и источник исцеления – мед.

Райская вода не сравнится даже с самой чистейшей водой на земле, и самый чистый и исключительного качества мед на земле не сравнится по своим вкусовым и целебным свойства с райским медом. Молоко в Раю не имеет ничего общего с молоком, которое приносят земные животные, и даже самое прекрасное вино на земле не сравнится и близко с тем вином, которое будут вкушать праведники в Раю.

Райское вино никакого отношения к пьянству не имеет – в Раю нет места бескультурью и прочим нечестивым проявлениям человека, это вино не будет иметь свойств опьянения человека.

В Коране рай представлен как тенистые бесконечные сады, у которых есть много источников и прудов каналов – это четыре сада Фирдаус, Адн, Наим и Мава, и по ним текут четыре реки – Каусар, Маин, Тасмим и Сальсабиль. Сад Фирдаус находится на верхнем уровне, и выше него только Трон Господа.

Райская утварь и предметы

По словам одного из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Ибн Аббаса, в мирской обители из Рая можно встретить только названия, но сами предметы там совершенно иного качества и формы, из разряда того, что человек никогда не слышал и не знал. 

В Священной Книге Коран сказано, что даже человеческая душа, хотя и обладает метафизическим началом, и у нее есть в плане ощущений, фантазий и впечатлений невероятные возможности, не знает о Рае ничего, поскольку это скрыто от праведников, но это ожидает их в качестве воздаяния за те хорошие дела, которые они совершили в своей мирской жизни. Для пожеланий человека, попавшего в Рай, нет никаких ограничений – все его потребности, касаются ли они вкуса или звуков, эстетических или моральных потребностей, будут удовлетворены. Верующие не испытают в Раю ни усталости ни утомления.

Священная Книга Коран рассказывает также о том, какая роскошь предстанет перед глазами тех, кто попадет в райские сады.

О Рае сказано, что там праведник найдет все, чего бы он ни пожелал, и будет его жизнь там в абсолютном упоении в любой форме, какую бы он ни пожелал.

Там ждут праведника любые яства, каких он ни пожелал бы, и лишь по названию будут схожи они с теми, что ему доводилось вкушать на земле – вкус же их будет превосходить знакомый нам земной вкус во много раз.

Дерево в раю труба

Райские жители

Пророк ﷺ описывал обитателей Рая следующим образом: они будут есть и пить, от них не будет исходить неприятный запах, они не будут ни мочиться, ни испражняться, а также не будут высмаркиваться.

Удивленные сподвижники спросили его: «А куда же будет деваться еда?» На что Пророк ﷺ отвечал: «Еда будет выводиться из организма посредством отрыжки и пота, пота подобного миску (т.е. он будет с ароматом)».

И вся это роскошь будет воздаянием Аллаха тем праведникам, которые были набожными и уверовали во Всевышнего Аллаха в своей земной жизни и следовали всем предписаниями Господа, сторонясь запретного.

Также сказано в Священной Книге Аллаха Коране, что люди, которые обитают в раю, имеют возможность украсить себя любыми драгоценностями, какие только пожелают они, и надеть любые роскошные одежды, какие только им захочется надеть.

Люди, которые попадут в Рай, будут иметь возможность сидеть на самой комфортной мебели, какую только они пожелают, смотреть и не найти во всем мире большей роскоши, чем та, которая ожидает праведников в Раю.

В Коране также сказано о том, что на лицах праведников, которые будут сидеть на своих комфортных роскошных ложах и смотреть на красоты рая, будет выражение полного довольства и блаженства – «На их лицах ты увидишь блеск благоденствия» (сура 83:24).

Уровни

Рай описан как состоящий из уровней, они уходят вверх, а уровни Ада уходят вниз. Но нельзя судить о строении Рая по тем законам физики, которые известны человечеству.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, в Раю сто уровней, которые уготованы для тех, кто усердно следует Божьему пути, проявляют стойкость в работе над собой, взращивают любовь ко Всевышнему, стараются стать духовным образцом и нравственным примером для остальных людей в самых разных областях.

Между каждым из уровней расстояние равняется тому расстоянию, какое между небом и землей, от земли до звезд на небе.

На этом уровне хватит места для представителей всех миров, существовавших на земле со времен Адама, до нынешних живущих на земле.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею – Трон, с которого берут начало райские реки».

  • Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что есть в Раю такие обители, в которых когда находишься, можешь видеть то, что находится снаружи, и наоборот – такие обители уготованы тем людям, которые проявляли в своей земной жизни гостеприимство, в своих речах были вежливыми, соблюдали пост и совершали молитвы тогда, когда спали все остальные.
  • Также Пророк Мухаммад ﷺ говорил о Рае, как о неописуемом великолепии, которое невозможно вообразить по его красоте, широта которого сравнима с широтой земли и неба.

Если рассматривать описание Рая в Библии, то найти какое-то развернутое описание этого места не получится, поскольку в Библии есть только упоминания о Рае как о «жилище на небесах», которое представляет собой нерукотворный вечный дом.

Также в Библии сказано о Рае как о чем-то, чего человеческое ухо не слышало и не видел человеческий глаз, но о том, что для верующего человека, который любит Господа, приготовил сам Бог.

Также упоминается о том, что человек не сможет пересказать те слова, которыми рассказано о Рае, а войти в Рай может только безгрешный человек как ребенок.

В Ветхом Завете сказано, что в Раю Бог поместил человека, который «насадил … в Эдеме на востоке» и «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», упоминается, что в центре Рая находится древо познания зла и добра.

Из Эдема для орошения Рая выходит река, которая потом разделяется на четыре реки: Фисон, которая обтекает землю Хавила, в которой хорошее золото, камень оникс и бдолах, Гихон или Геон, которая обтекает землю Куш, Хиддекель или Тигр, которая обтекает Ассирию, и Евфрат.

В Ветхом Завете поясняется, что Бог поселил человека в Эдемском саду для того, чтобы он возделывал сад и его хранил, заповедовав человеку пользоваться плодами всего сада, но пригрозил смертью наказать, если он тронет плоды с дерева познания. Из этих данных ученые богословы сделали вывод, что сады Эдема, как и сама страна Эдемская находится неподалеку от рек Тигра и Евфрата.

Привилегиями человека в Раю стала власть над любыми стихиями и живыми существами: «владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», а также дал человеку право дать имена всему, что есть сущего: «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Рай – это место, где была сотворена Ева, первая женщина и жена Адама, и сказано, что «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Адам и Ева имели возможность общаться непосредственно с Богом, являлись бессмертными и безгрешными.

Также в Ветхом Завете при описании последствий грехопадения указано, что Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», и здесь есть указания на то, что пока человек находился в Раю, он был избавлен от всех болезней и страданий.

Читайте также:  Как можно замаскировать газовые трубы

Наряду с Раем изначальным описывается также Рай обретенный. Христианство раскрывает смысл Рая, как Царства Небесного, которое уготовано от начала мира, которое потом утратили люди в результате своего грехопадения и которое вновь обретут, когда Иисус Христос победит силы Ада.

В идее Рая соединяется изначальное прошлое и конечное будущее, но Рай, который ожидает праведников в конце пути, будет принципиально иным: он станет Раем после познания греха, после того, как будут пережиты страдания и пройдены испытания, он покажет истинную мощь Бога и немощь человека.

Рай конечный, обретенный – это Рай после Ада, после того, как человечество переживет знакомство со злом и свободно отвергнет Ад. Рай будет наследован святыми после своей земной смерти, после своего воскресения в новом мироздании, когда не будут знать ни болезней, ни страданий, а будут ощущать лишь бесконечную радость.

По Евангелию, Рай – это место, где находится Иисус Христос.

Рай ассоциируется у христиан с таким понятием, как «Царство Небесное», то есть обитель, в которую попадут после смерти души праведников, тех грешников, кто покаялся и искупил свою вину, и воссоединился в Господом для вечной жизни.

В Откровении Иоанна Богослова описан Рай как Небесный Иерусалим: «сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего». Описывается, что у этого города высокая и большая стена, есть двенадцать ворот, на которых стоят двенадцать ангелов.

У этого города улицы сделаны из чистого, подобного прозрачному стеклу золота. В город не запираются ворота днем, а ночей в этом городе не бывает.

Также упоминаются реки по обе стороны улиц, древо жизни, которое приносит плоды двенадцать раз в течение года, и листья этого дерева исцеляют народы. Описывается, что в Небесном Иерусалиме нет ничего проклятого – только лишь престол Господа Бога и рабы божьи, служащие Ему.

Люди в этом городе увидят божественный лик. Богословы толкуют это описание как то, что здесь описывается «первое небо», то есть обитель, ближайшая к земле, но за этой обителью есть еще небеса. 

Наиболее ранее упоминание о Рае можно встретить у мученицы Святой Перпетуи, которая умерла в 203 году – там говорится о Рае как об обширном прекрасном саде, в котором дивные дерева и благоухающие цветы, а птицы поют чудно.

Рай в различных идеологиях

Буддизм говорит о Рае как о земле бесконечной радости, где все, кто воззвал к имени Будды, смогут возродиться к своей предстоящей жизни.

Понятие Рая существует в разных мифологиях и разных религиях.

Упоминание такого понятия как Иару встречается в египетской мифологии – это рай Осириса, который располагается на западе и является конечной целью души после того, как умирает человек.

Достичь этого места или состояния можно в результате долгого путешествия на солнечной ладье и справившись с испытанием, которое предлагается умершему в зале, где вершит свой суд Осирис.

Понятие Рая стало вдохновением для множества литературных произведений и произведений искусства, документальных и художественных фильмов.

Дерево, которое расплакалось из-за разлуки с Пророком (мир ему)

Дерево в раю труба

Роль деревьев в исламе

Многие из нас живут в городах, где практически отсутствуют деревья и растения. А та немногая зелень, которая все же встречается, находится в тени высотных зданий. Городской житель не может в полной мере наблюдать рассвет, закат, а также звездное небо. Его везде окружают каменные стены, высотные дома и машины.

Пусть эта статья станет нам напоминанием о важности деревьев и о том, что о деревьях и растительности говорится в Исламе. А также о том, что в Раю будут произрастать удивительные растения.

Деревья возвышаются над нами не только в этой жизни. Аллах выделил им собое положение, указав на это в Коране:

“Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди.” (Сура аль-Хаджж, аят 18)

Аллах поместил деревья в один ряд с другими Его величайшими творениями. Мы привыкли игнорировать деревья, и в целом растения, потому что они не производят ничего, что мы могли бы увидеть и чем могли бы удовлетворить наши прихоти здесь и сейчас.

Есть такая поговорка: “Если ты веришь в завтрашний день – посади сегодня дерево”. Деревья ассоциируются с живой природой и окружающим нас миром. Они хранят устойчивость жизни на Земле, через поддержание необходимого уровня кислорода. Поэтому флору часто называют “легкими Земли”.

К сожалению, загрязнение окружающей среды наносит деревьям такой же вред, какой наносит легким курение. Добавьте к этому ежеминутное сокращение количества лесов на Земле.

Защита природы в общем и деревьев в частности – цель, достойная мусульман, поскольку о деревьях целенапрвлено почти не заботятся. Их, как будто, упускают из виду. Более того, забота об окружающей природе – наша обязанность, согласно Корану и Сунне:

“Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный”. (Сура аль-Анам, 165)

В Коране также есть история о первом человеке и запретном дереве. Аллах разрешил ему и его жене наслаждаться всеми благами Рая, кроме одного дерева. Аллах запретил им его прежде, чем разрешил поселиться в Раю:

“Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников»”. (Сура аль-Бакара, аят 35)

История продолжилась тем, что они оба были соблазнены шайтаном. Первое человеческое искушение было связано с деревом. Таким образом, дерево становится отправной точкой в исламской истории.

В Коране Аллах часто сравнивает благие деяния с деревьями:

“Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу”. (Сура Ибрахим, аят 24)

  • Более того, в Коране упомянуто огромное количество разнообразных деревьев – от пальм до оливковых деревьев.
  • Посланник Аллаха (мир ему) проводил аналогии с деревьями когда сравнивал верующих и неверующих.
  • Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (мир ему):

“Верующий подобен ростку, который ветер раскачивает (направо и налево), то валя его (на землю), то выпрямляя, (и так продолжается), пока не наступит его срок. Что же касается лицемера, то он подобен твёрдо стоящему на своих корнях кедру, на которого ничто не может подействовать”. (Муслим)

Аллах предписал людям использовать блага, которые скрыты в деревьях:

“Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай и дает масло и приправу для вкушающих”. (Сура альМуминун, аят 20)

Посланник Аллаха (мир ему) уточнил этот аят следующими словами: “Ешьте (оливковое) масло и натирайтесь им. Воистину, оно (изготовлено из плодов) благословенного дерева”. (Тирмизи)

  1. Отсюда многочисленные преимущества, которые мы склонны игнорировать.
  2. В Исламе деревья ассоциируются со всем хорошим, что есть в этом и последующем мирах. Даже одеяние райских обитателей будет изготовлено из растений:
  3. «Туба — это дерево в раю, оно простирается на сто лет пути, а из его бутонов выходят одеяния для обитателей рая». (Ибн Хиббан)
  4. В этом нет ничего, что нам казалось бы странным, поскольку наша земная одежда также изготовлена из растений, будь то рубашки или джинсы.

Посланник Аллаха (мир ему) уважительно относился к природе, включая деревья. Он принял присягу мусульман Медины под деревом. Это произошло в местечке под названием Худайбийя, когда мекканские язычники в очередной раз поступили с ним вероломно. Это дерево, кстати, упомянуто в Коране:

“Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой”. (аль-Фатх, аят 18)

Также есть повествование о дереве, которое использовал Посланник Аллаха (мир ему) в качестве возвышения во время своих проповедей. Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему) проповедовал по пятницам около небольшой пальмы.

Кто-то из сподвижников предложил ему соорудить минбар, Пророк не стал возражать. К следующей пятнице минбар был готов и, когда Пророк (мир ему) поднялся на него для проповеди, со стороны пальмы стали доноситься звуки. Похожие на плач маленького ребенка. Посланник Аллаха (мир ему) спустился и обнял ствол пальмы, пока звуки не исчезли. Пророк (мир ему) сказал:

“Клянусь Аллахом, в Чьей власти находится моя душа, если бы я не обнял этот ствол, он не перестал бы плакать до наступления Судного дня”. Дерево плакало из-за разлуки с Посланником Аллаха.

Дерево может стать вашим ключом к Раю. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

“Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно зачтётся ему как садака”. (Бухари, Муслим)

Когда Пророк (мир ему) призывает нас сеять, а мы вместо этого искореняем, какими последователями Посланника Аллаха (мир ему) мы становимся? В мире абстрактных и меняющихся вещей, Посланник Аллаха  (мир ему) дал нам четкие указания того, как нам выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Одна из таких инструкций гласит:

“Не рубите пальмы, не сжигайте, не губите плодоносящие деревья!”. (аль-Муватта)

Это предельно ясное указание, которое поможет нам довольно быстро преобразить окружающий нас мир. В Раю деревья являются олицетворением награды от Аллаха. Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает от Посланника Аллаха (мир ему):

“Тому, кто скажет СубханАллахи аль-Азыйм ва бихамдихи, в Раю будет посажена пальма”.

Разве вы не хотите еще больше облагородить Рай?

Читайте также:  Тревожная мелодия классика труба

Наука давно доказала, что растения приносят человеку огромную пользу. Поэтому, стоит установить семейную традицию регулярно сажать деревья. Деревья являются неотъемлемой частью природных экосистем и играют жизненно важную роль в обеспечении их устойчивости.

Образ дерева и его корней используется во многих пословицах и крылатых выражениях как символ силы. И дерево, действительно, не только дает тень и пропитание множеству живых существ, но своими корнями обеспечивает укрепление грунта.

  • Что каждый из вас может сделать в деле сохранения деревьев?
  • * Организовать мероприятия по посадке деревьев, необходимых любому большому городу.
  • * Высаживать деревья и цветы в парках вашего района.
  • * Рассказывать о вреде вырубки лесов.
  • * Почаще выбираться вместе с семьей за город, чтобы наслаждаться природой.

И это только малая часть того, что вы можете сделать ради сохранения природы. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наша обязанность беречь ее, порой даже от самих себя…

Islam-today

Деревья и плоды в Раю

В раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы, бананы, акации: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники» (сура 78 «Весть», аяты 31-32);

«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68);

«И будут те, кто по правую сторону. Кто же будет по правую сторону? [Они пребудут] среди лотосов, лишённых шипов, под свисающими гроздями бананами (или акациями камеденосными), в распростёртой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов» (сура 56 «Свершившееся», аяты 27-32).

Лотос (дикая ююба) — это дерево с шипами, но в раю у него нет шипов. Акация камеденосная растёт в Хиджазе, и у неё тоже есть шипы, но в раю её ветви свисают под тяжестью гроздьев плодов, которые можно легко достать.

В Коране перечислены лишь немногие из райских деревьев. Аллах сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (сура 55 «Милостивый», аят 52). Но, несмотря на их многочисленность, обитатели рая смогут попросить любой фрукт, который они пожелают: «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питьё» (сура 38 «Сад», аят 51);

«…с фруктами, которые они выбирают» (сура 56 «Свершившееся», аят 20);

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают» (сура 77 «Посылаемые», аяты 41-42).

Одним словом, в раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

По мнению Ибн Касира, упоминание о лотосе и акации — пример указания на нечто большое и многочисленное посредством чего-либо меньшего и малочисленного.

В этом он усматривает тонкий намёк на величие райских плодов: «В земном мире дикая ююба плодоносит очень слабо, и у неё много шипов, а акация вообще приносит пользу только как источник тени.

И если на таких деревьях в раю вырастает множество прекрасных плодов, каждый из которых имеет семьдесят привкусов и оттенков, напоминающих друг друга, что тогда можно подумать о плодах тех деревьев, которые в этом мире приносят прекрасные плоды: яблонях, финиковых пальмах, виноградниках? Что можно подумать о всевозможных пахучих травах и цветах? Одним словом, там есть то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа, и мы просим Аллаха одарить нас этим по милости Его» (Ибн Касир. Бидайа. Т. 2. С. 262).

Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определённый сезон. Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35);

«[Верующие пребудут среди] многочисленных фруктов, которые не кончаются и не запретны» (сура 56 «Свершившееся», аяты 33-34), т. е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям рая насладиться ими.

Прелесть этих плодов в том, что обитатели рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”.

Но им будут давать нечто похожее» (сура 2 «Корова», аят 25).

У деревьев в раю множество длинных разросшихся ветвей. В Коране сказано: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада.

Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аяты 46-48). Они будут тёмно-зелёного цвета: «А перед теми двумя есть ещё два сада.

Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аяты 62-64).

  • Райские сады описаны так, потому что листва деревьев там настолько зелёная, что кажется тёмной, и потому что сами деревья переплетаются друг с другом.
  • Фрукты на райских деревьях опускаются низко, словно они слушаются жителей садов, и те смогут легко и без труда дотянуться до них. Коран гласит: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко» (сура 55 «Милостивый», аят 54);
  • «Плоды будут подчинены им полностью» (сура 76 «Человек», аят 14).
  • Тень деревьев в раю будет такой, какой её описал Всевышний: «Мы введём их в густую тень» (сура 4 «Женщины», аят 57);
  • «…в распростёртой тени» (сура 56 «Свершившееся», аят 30);
  • «Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал удивительные истории о некоторых из райских деревьев, об их больших размерах, надолго поражающих воображение тех, кто пытается представить их себе. Здесь мы приведём некоторых из хадисов посланника, мир ему и благословение Аллаха, на эту тему.

1. Дерево, в тени которого всадник скачет сто лет

Это — огромное дерево, вообразить размеры которого может только его Творец. Описывая его, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что всадник, скачущий галопом верхом на рысаке, может проскакать его в тени сто лет.

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, которое всаднику, скачущему во весь опор на маститом поджаром жеребце, не удастся миновать даже за сто лет».

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет. Если хотите, прочтите: “…в распростёртой тени” (сура 56 «Свершившееся», аят 30)».

Муслим передал со слов Абу Хурайры и Сахла ибн Са‘да, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет, так и не миновав его».

2. Лотос крайнего предела

Это дерево упоминается в Коране, и возле него наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила в том облике, в котором он был создан Аллахом.

Это дерево находится возле сада пристанища, и когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел его, оно было покрыто чем-то, о чём доподлинно известно только Аллаху: «Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища.

Лотос был покрыт тем, что покрыло его. Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (сура 53 «Звезда», аяты 13-17).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал нам это дерево: «Потом мне показали лотос крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши.

[Джибрил] сказал: “Это лотос крайнего предела”. Там были четыре реки: две из них явные, а две — скрытые.

Я спросил: “Джибрил, что это за реки?” Он ответил: “Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат”». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

В обоих «Сахихах» также приводится следующий хадис: «Потом меня повели дальше, пока мы не добрались до лотоса крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. Один его лист может накрыть чуть ли не всю эту общину. Он был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».

3. Туба

Это огромное дерево, из которого получают одежды для обитателей рая. В «Муснаде» Ахмада, «Тафсире» Ибн Джарира и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Туба — это дерево в раю, оно простирается на сто лет пути, а из его чашечек выходят одеяния для обитателей рая».

Райские плоды раскрываются, и оттуда выходят одежды обитателей рая. На это указывает хадис, переданный Ахмадом в «Муснаде» со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра.

В нём сообщается, что один человек пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Посланник Аллаха, расскажи нам об одежде обитателей рая: она будет сотворена готовой или её будут шить?» Кое-кто из людей засмеялся, но посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над чем вы смеётесь? Над тем, что человек, который не знает, спрашивает того, кто знает?» Потом он опустил голову, а спустя некоторое время сказал: «Где тот, кто задал вопрос?» Мужчина ответил: «Я тут, посланник Аллаха». Он сказал: «Нет, райские плоды будут раскрываться, и она будет выходить оттуда». Он повторил это трижды.

Аллах поведал о том, что в раю есть пахучие растения: «Если он будет одним из приближённых, то обретёт покой, базилик и сад блаженства» (сура 56 «Свершившееся», аяты 88-89).

Посланник же, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что лучшим из пахучих растений в раю будет хенна.

Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабире» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее из пахучих растений в раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям ал-Бухари и Муслима.

Среди удивительных рассказов посланника, мир ему и благословение Аллаха, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и ал-Байхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стволы всех деревьев в раю из золота».

Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим, встретив нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в раю.

Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает.

Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”».

Читайте также:  Как называются вязанные трубы

Деревья – молчаливое чудо

Я родился и вырос в городе, где было очень мало деревьев, а те, что и были, находились в тени небоскребов.

Я посвящаю эту статью жене и детям. Вместе с ними мы решились на одно важное начинание, перевернувшее нашу жизнь, и теперь живем в окружении прекрасных деревьев, таких высоких, что не видно вершин. И я задумался о том, почему деревья так важны, и что ислам говорит о деревьях в позитивном ключе. А также о том, что в раю будет прекрасная природа и невообразимой красоты деревья.

Эти великаны не только часть окружающего нас мира – Аллах (хвала Ему) отвел им особое место в Коране. В суре «аль-Хадж» Аллах говорит:

Таким образом, Он поставил деревья на один уровень с благородными созданиями. Человек часто не замечает деревья и растения в целом, потому что они, казалось бы, не делают ничего, что могло бы привлечь наше внимание и тем более вызвать чувство благодарности.

Есть такая пословица: «Если веришь в завтра, сажаешь растение сегодня». Деревья – это важный элемент живой природы, выделяя кислород, они поддерживают жизнь на этой прекрасной планете. Они подобны легким Земли. К сожалению, точно так же как легким вредит курение, загрязнение воздуха вредит деревьям. Добавим к этому постоянную вырубку, и окажется, что наши леса уменьшаются с каждой минутой.

Защита деревьев и природы в целом – одна из прекрасных концепций ислама. Тем не менее, ею часто пренебрегают. Хотелось бы, чтобы эта статья изменила отношение верующих к миру растений.

Земля – это творение Аллаха, и наш долг – беречь ее, этому учит Коран и сунна Пророка (мир ему и благословение).

Также Коран рассказывает о первом человеке и запретном дереве. Аллах (хвала Ему) разрешил Адаму (мир ему) и его жене подходить к каждому дереву и вкушать его плоды, за исключением этого дерева. Аллах огласил Свой запрет перед тем, как поселил их в Раю, Он сказал:

Однако они поддались на уговоры шайтана. Первый обман человека шайтаном связан с деревом. Субханаллах, дерево действительно играет заметную роль в нашей истории.

Аллах не только упоминает различные виды деревьев от пальмы до оливы, но использует образ дерева для описания благих речей. Он говорит:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибегнул к похожей метафоре, характеризуя верующих и неверующих.

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Верующий подобен растению, которое не перестают трепать ветра и верующего не перестают постигать испытания. Лицемер же подобен кедру, который не колеблется до тех пор, пока не созреет (для рубки)”» (Муслим).

В Коране Аллах также советует извлекать пользу из того, что могут дать человеку деревья. В суре «Аль-Муминун» Аллах говорит:

Ему вторит Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Передает Абу Асид Ас-Саади, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Употребляйте в пищу оливковое масло и наносите его на себя (на кожу и волосы), ибо оно выводится из благословенного дерева» (Ибн Маджа).

В исламе дерево ассоциируется со всем благим и полезным, что есть в этом мире и вечной жизни. В раю огромное дерево даже дает одежду для тех, кто сподобился туда попасть. Пророк, мир ему, сказал:

«Туба — это дерево в Раю, оно простирается на сто лет пути, а из его чашечек выходят одеяния для обитателей Рая» (Ибн Хиббан).

Аналогично, нашу одежду традиционно всегда изготавливали из волокон растений: льна, хлопка и пр.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда имел особое отношение к природе, в том числе, к деревьям. В Коране Аллах упоминает о дереве, под которым Пророк принимал от сподвижников клятву о верности до смерти. Это произошло в Худайбие, когда Посланник Аллаха узнал о предательстве мушриков:

Также есть хадис о дереве, которое привыкло слушать проповеди Пророка.

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сначала становился для произнесения хутбы на пальмовый пень, но затем ему изготовили минбар, и когда в следующую пятницу он сел на минбаре, то пальма «закричала подобно ребёнку, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего эта пальма принялась стонать, как ребёнок, которого стараются успокоить, и стонала, пока не затихла, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Она плакала, тоскуя по словам поминания Аллаха, которые слышала прежде”» (Бухари).

Деревья – наш ключ от рая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтется ему как садака» (Бухари, Муслим).

Пророк завещал нам сеять, а мы, наоборот, уничтожаем. Какие же мы после этого последователи Пророка? Во времена, когда многие вещи превращаются в нечто абстрактное и неопределенное, мы имеем четкие указания Пророка о том, как относиться к окружающей природе. Одно из них:

«Не рубите пальмы, не сжигайте, не губите плодоносящие деревья!» (Аль-Муватта).

Соблюдая это ясное наставление, мы получаем шанс на то, чтобы изменить состояние природы в лучшую сторону.

Деревья даже являются средством вознаграждения в раю, об этом тоже говорил Пророк (мир ему и благословение). Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах) о том, что Посланник Аллаха сказал:

«Для того, кто скажет: “Свят Аллах и хвала Ему”/Субхана-Ллахиль-‘Азыми ва би-хамдихи/, будет посажена пальма в раю”» (Тирмизи).

Разве вы не хотите внести свою лепту в райскую красоту?

Ученые тоже доказали, что деревья приносят человеку огромную пользу. Поэтому стоит хотя бы раз в год сажать дерево, а лучше регулярно принимать участие в подобных акциях всей семьей.

Деревья являются частью многих экосистем и играют жизненно важную роль в обеспечении их стабильности. Образ дерева и его корней используется во многих пословицах и крылатых выражениях как символ силы.

И дерево, действительно, не только дает тень и пропитание множеству живых существ, но своими корнями обеспечивает укрепление грунта.

Как родитель, я стараюсь обращать внимание детей на полезные свойства и красоту деревьев, чтобы они выросли людьми, уважающими живую природу и, в частности, растения.

Что каждый из нас может сделать в семье и общине:

  • 1. Устроить мероприятие по посадке деревьев, столь нужных в городских кварталах.
  • 2. Регулярно высаживать зеленые насаждения в парках своего города.
  • 3. Рассказывать о вреде уничтожения лесов.
  • 4. Отправиться вместе с семьей за город, чтобы насладиться красотой и богатством растительного мира.
  • 5. Организовать просветительские мероприятия соответствующей тематики в мечети.

Источник: Muslim Matters

Два райских дерева: что это было? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» – читаем мы в книге Бытия (2:9).

В дальнейшем одно из этих деревьев сыграет ключевую роль в истории грехопадения: именно плод с дерева познания добра и зла вкусит Ева, а потом угостит им Адама, вопреки ясному запрету.

В результате оба окажутся изгнанными из рая, отрезанными от другого дерева – дерева жизни.

И что же это за деревья, интересуются читатели Библии? Причем тут вообще какая-то растительность?

Если мы обратимся к отцам Церкви, мы не найдем у них единого мнения. Св.

Иоанн Златоуст считал, что само выражение «познание добра и зла» указывает на результат: Адам и Ева вкусили от плодов этого дерева и на собственном опыте убедились, что послушание Богу есть добро, а непослушание – зло (7-я беседа на Бытие). Он категорически отрицает мнение, будто само по себе дерево давало людям какое-то познание. Здесь Златоуст явно с кем-то спорит, но с кем?

На самой заре христианства существовала даже такая секта офитов (от греч. ὄφις  «змей»). Это была разновидность гностицизма – широкого и расплывчатого течения, сторонники которого видели высшую ценность в тайном религиозном знании, недоступном простым смертным.

Гностики создавали сложные мифологические системы со множеством всяких сущностей и действующих лиц – такое знание, действительно, не всякому доступно. Так вот, офиты, помимо прочего, верили, что в плодах этого самого дерева заключалось некоторое спасительное для людей знание, которого их хотело лишить злое божество.

А доброе божество, обернувшись змеем, убедило их отведать плодов. Понятно, что прямому смыслу Библии такое толкование противоречит, и Златоуст его сходу отвергает.

Впрочем, мы видим, что Златоуст тут скорее рассуждает о грехопадении, а про дерево не говорит практически ничего конкретного. Он, как и другие богословы антиохийской школы, впрочем, считает это дерево вполне настоящим.

Другая богословская школа, александрийская, как обычно, старалась интерпретировать его в аллегорическом духе. Так, св. Григорий Богослов считал, что «дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным» (Слово 38), подобное говорил и Св. Иоанн Дамаскин.

Но при таком подходе получается, что никаких деревьев там вообще не было, что это всего лишь поэтическая фигура речи.

Итог дискуссиям подвел в VІІ в. Анастасий Синаит: «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви». Очень трезвый вывод, особенно для тех, кто считает, будто отцы Церкви ответили абсолютно на все вопросы и были притом вполне единомысленны меж собой.

А что можем сказать мы сами, исходя из библейского текста?

Во-первых, что такое «добро и зло?» Как «небо и земля» означает весь этот мир, а «день и ночь» – сутки (включая утро и вечер), так, по-видимому, это выражение относится ко всему спектру нравственных оценок.

А что же тогда такое «познание»? В библейском языке это не просто «владение информацией»: муж познает свою жену в первую брачную ночь не в том смысле, что он узнает о ней нечто новое, а в том, что между ними возникает самая тесная близость, какая только возможна между людьми.

Есть в Библии и выражение «познавать Бога» – не просто читать о Нем разные умные книги, а стремиться к жизни в единстве и гармонии с Ним, насколько это доступно человеку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector