Технология хромирования деталей

Хромирование, хромирование деталей, технология хромирования

Хромирование применяется для защиты металлов от коррозии, износа, налипания на поверхность контактирующих веществ и для декоративной отделки поверхности изделий.

Химически стойкие хромовые покрытия обладают высокой пористостью и без подслоя не обеспечивают надежной зашиты металла основы от коррозии, так как в гальванопаре железо – хром железо является анодом.

По этой причине в тех случаях, когда вместе с повышенной износостойкостью изделие должно иметь также и защиту от коррозии, обычно хромовые покрытия осаждают на предварительно нанесенные слои меди толщиной 10-30 мкм и никеля 10-15 мкм.

Осажденный на поверхность блестящих медных и никелевых покрытий хром, несмотря на малую толщину слоя, значительно повышает их коррозионную стойкость и придает поверхности изделий красивый блестящий внешний вид.

Высокая твердость и износостойкость, низкий коэффициент трения, высокая жаростойкость и хорошая химическая устойчивость обеспечивают деталям, покрытым хромом, высокий ресурс в особо тяжелых условиях эксплуатации. Хромирование широко применяют для повышения твердости и износостойкости различного мерительного и режущего инструмента, трущихся деталей приборов и машин.

Большой эффект дает хромирование пресс-форм при изготовлении изделий из пластмасс, резин, в порошковой металлургии. Хромирование применяется также в производстве отражателей; хотя коэффициент отражения света у хрома несколько ниже, чем у серебра, он сохраняет блеск в течение длительного времени.

В зависимости от назначения изделий толщина хромового покрытия колеблется от 5 до 1000 и более мкм.

В зависимости от режима электроосаждения могут быть получены хромовые покрытия с различными свойствами:

  • при температуре 65-80°С и сравнительно невысоких плотностях тока (15-25 А/дм2) осаждается эластичное и беспористое покрытие, так называемый «молочный хром», отличающееся невысокой твердостью;
  • при температуре 45-60°С и средних значениях плотностей тока (30-100 А/дм2) хромовое покрытие обладает зеркальным блеском и имеет наивысшую твердость и износостойкость;
  • при низких температурах (до 40°С) и высокой плотности тока происходит осаждение хромовых покрытий серого цвета, характеризующихся высокой твердостью и хрупкостью.

Для получения твердых блестящих покрытий применяют следующий состав электролита (г/л) и режим хромирования:

Хромовый ангидрид – 150-250 г/л Кислота серная – 1,5-2,5 г/л Выход по току = 12-13 Температура = 45-60°С

Плотность тока = 15-50 А/дм2

Качество получаемых хромовых покрытий зависит от соотношения количества хромового ангидрида и серной кислоты. Величина его должна быть 100:1. Уменьшение отношения (50:1) приводит к ухудшению рассеивающей и кроющей способности.

Для обеспечения хорошей прочности сцепления следует выдержать детали в ванне без тока для того, чтобы они приняли температуру электролита и в начальный момент хромирования дать так называемый «толчок тока» на 0,5-I мин, повысив плотность тока в 2-3 раза по сравнению с рабочей, а затем плавно снизить ее до нормального значения.

Увеличение трехвалентного хрома в электролите приводит к ухудшению качества покрытия, которые становятся темными и хрупкими. Примеси железа влияют примерно так же, как и трехвалентный хром.

Очень вредной примесью является азотная кислота.

При содержании ее в количестве 1 г/л необходимо значительно повышать плотность тока, а при увеличении – нормальное проведение процесса хромирования уже невозможно.

При хромировании применяют аноды из чистого свинца или сплава свинца с 4-6% сурьмы. В последнее время популярность приобретает использование анодов из платинированного титана. Аноды изготовляют из стержней диаметром 10-15 мм или листов. Растворимые аноды применять нецелесообразно, так как хром растворяется преимущественно в виде трехвалентных ионов.

Отношение между поверхностью анодов и катодов должно находиться в пределах от 1:2 до 2:3. Свинцовые аноды в процессе работы покрываются слоем хромовокислого свинца, затрудняющего работу. Поэтому ежедневно рекомендуется очищать их стальными щетками. В перерывах между работой аноды вынимают из ванны и погружают в воду.

Аноды из платинированного титана в такой чистке не нуждаются.

Дефекты при эксплуатации электролита хромирования и способы их устранения

Дефект Причина дефекта Способ устранения
На деталях имеются не хромированные участки Низкая плотность тока Дать толчок тока в начале процесса
Взаимное экранирование деталей Изменить положение деталей в ванне
Коричневые пятна на покрытии Примеси железа Заменить часть электролита новым
Недостаток серной кислоты Добавить серную кислоту
Избыток трехвалентного хрома Проработать электролит под током при большой поверхности анодов
Дендриты хрома на углах и острых краях Высокая плотность тока на острых краях Закруглить края, установить специальные экраны
Отслаивание покрытия Плохая подготовка поверхности деталей Улучшить подготовку
Перерыв тока в процессе хромирования Предотвратить перерывы тока
Недостаточный прогрев деталей перед хромированием Прогреть детали
Матовые осадки хрома, трудности при полировке деталей Низкая температура электролита Повысить температуру электролита
Высокая плотность тока Снизить плотность тока
Недостаток хромового ангидрида Добавить хромовый ангидрид
Примеси железа Проработать электролит
Темные осадки, растворение свинцовой обкладки ванны Наличие азотной кислоты в электролите Заменить электролит

Для приготовления стандартного электролита хромирования раздробленные куски хромового ангидрида загружают в ванну с водой, подогретой до 60-80°С. Растворение хромового ангидрида ведут при тщательном перемешивании.

Так как технический хромовый ангидрид всегда содержит некоторое количество серной кислоты, то перед введением в ванну серной кислоты необходимо произвести анализ на ее содержание.

После проведения анализа добавляют недостающее количество серной кислоты и прорабатывают электролит под током.

Процесс хромирования протекает с сильным газовыделением при котором через бортовые отсосы улетучиваются мельчайшие капли электролита в виде тумана. В качестве мер по борьбе с испарением электролита применяют поплавки из полиэтилена, полихлорвинила или другого химически стойкого вещества.

Слой поплавков снижает потери электролита, так как пузырьки газа задерживаются и лопаются на поверхности поплавков. При этом слой поплавков уменьшает также расход энергии на подогрев электролита, предохраняя зеркало электролита от остывания.

В последнее время для этой же цели применяют специальную добавку «хромин», которая создаст тонкий слой пены на поверхности электролита, препятствуя его испарению.

Саморегулирующийся электролит хромирования

Стандартный электролит хромирования имеет некоторые недостатки. Он очень чувствителен к колебанию температуры, допуская незначительное отклонение (± 2°С) от рабочего режима процесса. Необходимо также поддерживать постоянную плотность тока и следить за соотношением между концентрациями хромового ангидрида и серной кислоты, что связано с частой корректировкой электролита.

Эти недостатки устраняют в саморегулирующемся электролите с автоматически регулируемой концентрацией сульфат ионов.

Сульфат ионы вводят в электролит в виде труднорастворимого сульфата стронция, взятого в избытке, с тем, чтобы часть его находилась в виде осадка на дне ванны.

По мере уменьшения концентрации ионов SO42- в растворе осадок растворяется, пополняя убыль этих ионов. Концентрация сульфат ионов является постоянной и составляет 2,5 г/л. Состав электролита (г/л) и режим хромирования:

Хромовый ангидрид – 260-300 г/л Стронций сернокислый – 5,5-6,5 г/л Калий кремнефтористоводородный – 18-20 г/л Выход по току = 17-19 Температура = 55-65°С

Плотность тока = 40-80 А/дм2

Электролит мало чувствителен к колебанию температуры и плотности тока и позволяет получать хромовые покрытия е производительностью и 1,5 раза выше, чем в стандартном.

Введение в электролит кремнефторида калия способствует стабильности электролита, однако наличие ионов фтора приводит к быстрому разрушению свинцовой футеровки хромовых ванн.

Поэтому взамен свинца ванны футеруют керамикой, фторопластом н другими стойкими материалами толщиной 2-3 мм. Из-за разрушающего действия саморегулирующегося электролита аноды изготовляют не из чистого свинца, а из свинцово-оловянного сплава с содержанием олова до 10%.

Так как этот электролит оказывает растравливающее действие на поверхность стальных деталей, особенно па внутренние полости и отверстия, то сложнопрофилированные детали не рекомендуется покрывать в саморегулирующихся электролитах.

Разработан саморегулирующийся электролит с добавкой препарата ДХТИ-10, который значительно повышает кроющую и рассеивающую способности электролита.

Из электролитов, не требующих нагревания, применяют тетрахроматный электролит хромирования. Этот электролит имеет повышенную рассеивающую н кроющую способности и обладает высоким выходом по току. В нем можно покрывать сложнопрофилированные детали без вспомогательных анодов. Состав электролита (г/л) и режим хромирования:

Хромовый ангидрид – 350-400 г/л Кислота серная – 1,5-3,0 г/л Едкий натр – 40-60 г/л Выход по току = 25-30 Температура = 15-25°С

Плотность тока = 40-80 А/дм2

За счет связывания большей части хромовой кислоты едким натром агрессивность электролита резко снижается, и в нем можно непосредственно хромировать детали из стали, латуни, цинковых сплавов и др. Поскольку плотность тока в тетрахроматных электролитах высокая, необходимо интенсивное охлаждение его, с тем, чтобы температура электролита не превышала 25°С.

Покрытие, полученное из тетрахроматного электролита, имеет низкие внутренние напряжения н пониженную пористость, вследствие чего они могут применяться для защиты основного металла без подслоя меди н никеля.

Недостатком тетрахроматного электролита является низкая твердость покрытия (3500-4000 МПа), что не позволяет использовать их для защиты трущихся деталей от механического износа.

Кроме того, тетрахроматные электролиты нецелесообразно использовать для декоративной отделки, так как осадки хрома получаются серыми, матовыми и доведение их до высокого блеска с помощью полирования связано с большой трудоемкостью.

Для приготовления тетрахроматного электролита растворяют необходимое количество хромового ангидрида в воде и определяют содержание сульфатов в растворе. В отдельной емкости растворяют едкий натр и осторожно приливают его к раствору хромового ангидрида. После охлаждения раствора в него вводят недостающее количество серной кислоты. Электролит требует проработки под током.

Интенсификация процесса хромирования

Для повышения скорости процесса применяют хромирование в проточном электролите и в ультразвуковом поле. Эти методы позволяют значительно увеличить рабочие плотности тока и получить осадки хорошего качества с более высоким выходом по току.

Хромирование в проточном электролите. Допустимый предел плотности тока при хромировании в проточном электролите зависит от скорости протекания электролита и расстояния между анодом и катодом. Чем больше скорость протекания электролита и расстояние между электродами, тем выше предел плотности тока. Состав электролита (г/л) и режим хромирования:

Хромовый ангидрид – 150 г/л Кислота серная – 1,5 г/л Расстояние между электродами = 2,5 мм Скорость протекания электролита = 10-100 см/с

Плотность тока = 60-160 А/дм2

Хромирование в ультразвуковом поле. Наложение ультразвукового поля в процессе хромирования повышает плотность тока до 200 А/дм2, улучшает кроющую способность электролита.

При хромировании в стандартном электролите при плотности тока 100-200 А/дм2 и температуре 50-60С с наложением ультразвукового поля интенсивностью 2-3 Вт/см2 получают осадки повышенной твердости и высоким выходом по току.

При хромировании и тетрахроматном электролите с добавками солей кальция при плотности тока до 200 А/дм2 и интенсивности ультразвукового поля 1,0-1,5 Вт/см2 получаются осадки с микротвердостью 6000-11000 МПа; выход по току при этом составляет 40%, Применение ультразвука рекомендуется также при непосредственном хромировании алюминиевых сплавов без промежуточного подслоя.

Снятие дефектных хромовых покрытий

Удаление дефектных хромовых покрытий с поверхности детали осуществляют несколькими способами: химическим растворением хромового покрытия, нанесенного на детали из стали, меди, латуни, никеля в 10-20% растворе соляной кислоты, но при этом подтравливается сталь; электрохимическим растворением хромового покрытия с деталей из стали, латуни и меди в 10-15% растворе едкого натра при анодной плотности тока 10-20 А/дм2 и температуре 25-З0°С. В качестве катода применяют сталь. Электролит не действует на сталь. Для снятия хромового покрытия с алюминия и цинковых сплавов вместе с подслоем никеля рекомендуется анодное растворение в 60% растворе серной кислоты с добавкой глицерина при плотности тока 5-10 А/дм2.

Источник: http://chromsamara.ucoz.ru/publ/khromirovanie_khromirovanie_detalej_tekhnologija_khromirovanija/1-1-0-68

Статьи

Защитно-декоративные покрытия пластиков, пластмасс и других диэлектриков широко применяется для изготовления разнообразных украшений, фурнитуры, декоративных пано, сантехнической арматуры, ручек, оправ, игрушек и т.д. Процесс металлизации пластмасс в промышленном масштабе был освоен сравнительно недавно, после того, как было поставлено производство abc–пластиков, специально предназначенных…

Читать статью полностью →

Золотые покрытия можно наносить непосредственно на медь, медные сплавы, серебро и никель. Наилучшие результаты при золочении металлов обеспечивает нанесение золота на никель. Введение в состав золотых осадков кобальта, меди, серебра, сурьмы, индия и некоторых других металлов, дает возможность получать золотые сплавы различных цветов, и имеющих улучшенные эксплуатационные свойства.

Читать статью полностью →

Компания “Ай Эм Пи Голд” предлагает большой выбор выпрямителей (источников питания) для различных процессов гальваноосаждения.

Сделанные на основе высококачественной элементной базы, данные выпрямители зарекомендовали себя как высоконадёжные электронные устройства, отличительными особенностями которых, является компактность, высокая точность поддержания величины выходного параметра и малая импульсная составляющая (напряжения или тока).

Читайте также:  Создание чпу станка своими руками

Читать статью полностью →

Электролитическое хромирование в практических целях осуществляется исключительно из растворов электролитов на основе шестивалентной окиси хрома. Многочисленные попытки создать промышленно полезный электролит на основе соединений трехвалентного хрома, позволяющий получать хромовые покрытия, обладающие такими же технико-эксплуатационными свойствами, особенно для получения толстослойных…

Читать статью полностью →

Электролитическое хромирование относится к технологически сложным гальваническим процессам. Для получения качественных гальванических осадков хрома, помимо строгого соблюдения технологических параметров процесса, требуется использовать специальные приспособления для монтажа деталей, необходимо наличие мощных источников тока и т.д. Перед электролитическом хромировании детали…

Читать статью полностью →

Хромирование пластика или любого другого диэлектрика проводится исключительно как финишный слой многослойного защитно-декоративного покрытия.

Несмотря на небольшую толщину слоя хрома наносимого на пластик (обычно это в пределах 0,3 – 0,5 мкм), хромовое покрытие значительно повышает коррозионную стойкость и механическую прочность покрытия, и придает поверхности более декоративный внешний вид.

Читать статью полностью →

Процесс аквапринта был впервые осуществлен в 80 годах двумя японскими студентами в условиях домашней фотолаборатории при печати фотографий. Для печати, тогда использовали специальную, чувствительную к свету фотобумагу.

Читать статью полностью →

Что такое полимочевина? Полимочевину часто называют полиуретаном, термопластичным полимером или пластиком. Многие знают полимочевину, как высокопрочное быстро отверждаемое полимерное покрытие.

Говоря о полимочевине, как о химическом продукте, можно сказать, что полимочевина это термореактивный полимерный материал, получаемый в результате реакции “сшивки” между изоцианатными и аминными функциональными группами.

Читать статью полностью →

Широкое использование традиционных наливных напольных систем ограничивается их высокой чувствительностью к температуре и влажности воздуха, воздействию УФ-излучения и временными затратами, которые требуются для их нанесения. Последнее особенно актуально для объектов общественного пользования, куда большую часть времени суток открыт доступ людей.

Читать статью полностью →

Виниловые пленки (автовинил) это особые самоклеящиеся плёнки, сделанные из высококачественного синтетического полимера – поливинилхлорида, используемые для оклейки наружных кузовных и внутренних декоративных элементов автомобиля.

Читать статью полностью →

Источник: http://impgold.ru/articles/5772/

Декоративное хромирование деталей как бизнес

Люди любят украшать свое пространство вокруг и готовы тратить за это немало средств. Но иногда этих средств не хватает на настоящие украшения. Тогда люди ищут недорогие аналоги.

Альтернативой дорогому хрому стало декоративное хромирование вещей. Услуга не так давно появилась на рынке – не более 10 лет назад. Поэтому данный бизнес не имеет высокой конкуренции. Стоимость входа в него небольшая.

Окупается он буквально за пару месяцев.

Что такое декоративное хромирование

По своей сути это нанесение на поверхность специального покрытия «под хром». Наносить покрытие можно практически на любую поверхность.

Это значит, что можно предлагать услуги по декорированию не только автомобилей, мотоциклов, велосипедов, но и мебели, элементов интерьера и прочее. Процесс нанесения прост, его может освоить любой.

Сложности возникают только с поиском поставщиков качественных реагентов.

Хромирование «под серебро», «под золото» производит неизгладимое впечатление, особенно на тех, кто не знаком с технологией. Приятный тон дает медное покрытие. Также пользуются спросом кобальт, никель.

Покрытые изделия сохраняют свой внешний вид годами, если стоят в интерьере и нечасто используются. Чуть менее долговечным оказывается покрытие, когда оно подвергается воздействию природных факторов.

Первый шаг

Начинать бизнес стоит с регистрации индивидуального предпринимателя. Это наиболее простая и подходящая форма для ведения дела. Затем следует изучить рынок, на котором планируете работать.

Необходимо выяснить, сколько в вашем районе новостроек, какого уровня доходы у жителей, готовы ли они использовать такие услуги.

Это поможет выяснить специализацию вашего дела, а также возможные сферы расширения услуг.

Помещение для работы

Для проведения химической металлизации необходимо специальное помещение. Идеальное помещение под этот бизнес – собственный гараж. Важно, чтобы он был достаточно вместителен, так как габариты обрабатываемых предметов могут быть разные. Будьте готовы хромировать не только диски для автомобилей, но и двери, столы, даже холодильники.

Помещение должно быть оборудовано хорошей системой вентиляции. Несмотря на то, что многие вещества химической металлизации считаются относительно безопасными, постоянно вдыхание их может нанести серьезный вред здоровью. Также позаботьтесь о канализации, исправной проводке.

Оборудование для хромирования

Список оборудования для химической металлизации зависит от того, какую технологию вы выбрали. Существуют такие ее виды:

  • окунание;
  • полив;
  • распыление.

Самым популярным является последний метод, когда растворы наносятся на предметы с помощью аэрозолей. Как правило, поставщики оборудования предлагают не только индивидуальный подбор оборудования, но и ряд сопутствующих услуг.

Например, типичным предложением на рынке будет:

  • собранная установка химической металлизации;
  • буклет-самоучитель по процессу химической металлизации;
  • рецепт приготовления реагентов;
  • химические реагенты на 10 кв. м.;
  • консультация по технологии химической металлизации.

Цена комплекта во многом зависит от производителя оборудования, реагентов, а также от региона продаж.

Технология металлизации

Поскольку бизнес обычно развивается на основе аэрозольного метода, рассмотрим последовательность этой технологии.

Прежде всего, необходимо очистить поверхность, особенно если нам нужна глянцевая поверхность. Для придания зеркальности она покрывается рядом специальных лаков. На этом этапе важно выдержать все режимы покрытия и просушки. Если где-то на детали допустить дефект, на последующих этапах его исправить не удастся.

Перед хромированием готовятся специальные растворы по собственной рецептуре. Их заправляют в пульверизатор и наносят на поверхность. Здесь важно строго соблюдать последовательность, в которой наносятся различные растворы.

От этого зависит качество нанесения. Также на него влияет чистота используемой воды, воздуха, температура, давление, состав реагентов и прочее. Недостатки проявляются в виде не прокрашенных зон, разводов, муаров и т. д.

Все металлы, кроме золота, требуют нанесения защитного покрытия. Например, серебро наносится слоем не более 0,2 мм, то есть его можно стереть пальцем. Кроме того, при взаимодействии с воздухом оно со временем темнеет.

Защитный слой наносится исходя из режимов эксплуатации предмета. Существуют три основных режима:

  1. Изделие будет стоять в интерьере и не использоваться. В этом случае его достаточно покрыть каким-то простым автомобильным лаком.
  2. Изделие будет стоять в интерьере, иногда использоваться. Тогда под слой лака наносится еще несколько защитных слоев.
  3. Изделие будет часто использоваться. Придется наносить максимально прочные и надежные лаки.

Обращаем внимание на то, что сцепление лака с поверхностью (адгезия) – тоже серьезная проблема, если поверхность гадкая. Поэтому перед нанесением лак необходимо специально подготовить, иначе он тоже быстро сотрется.

Немного расчетов

Сложно войти в бизнес без предварительных расчетов. По оценкам специалистов себестоимость одного квадратного метра хромированной поверхности – около 150 руб. При этом в условиях низкой конкуренции рыночную цену можно выставлять на свое усмотрение. Например, покрытие под цвет золота наивысшей пробы и зеркальностью 83% в среднем стоит около 2 тыс. руб. квадратный метр.

Стартовых вложений бизнес потребует около 100 тыс. руб. при наличии собственного гаража. В основном эти средства уйдут на закупку оборудования и реагентов. Обычно первый месяц уходит на освоение технологии и поиск клиентов. Поэтому основная прибыль пойдет уже в следующих периодах. Как правило, бизнес выходит на окупаемость уже за пару месяцев.

Чаще всего такие услуги предлагают в автомастерских для хромирования деталей автомобилей и мотоциклов. Но стоит обратить внимание на компании, предлагающие дизайнерские услуги. Также хорошую отдачу дает реклама среди населения.

Источник: https://newbusiness.su/dekorativnoe-xromirovanie-biznes-plan.html

5 УСЛОВИЯ ХРОМИРОВАНИЯ – Хром Сервис

Процесс износостойкого хромирования по сравнению с защитно-декоративным обладает некоторыми особенностями:

  1. Напряжение на клеммах ванны более (около 5,5 в), что является результатом применения менее концентрированных электролитов.
  2. Плотности тока, применяемые при хромировании, более высокие.

  3. Толщина слоя хрома несоизмеримо больше, что является причиной значительной продолжительности процесса, достигающей в отдельных случаях 24 час.
  4. Режим электролиза следует поддерживать в строго установленных пределах.

    Отклонения от установленной величины плотности тока и температуры электролита в процессе электролиза могут вызвать дополнительные напряжения в слое осажденного хрома.

  5. Хромированию подвергаются обычно стальные и чугунные детали машин без покрытия промежуточным слоем какого-либо другого металла.

Режимы хромирования, обеспечивающие получение блестящих (более твердых) и молочных (сравнительно мягких и эластичных) осадков, выбираются в зависимости от назначения деталей, условий их службы и требований, предъявляемых к покрытию.

 Ниже приведены основные режимы хромирования для получения осадков того или другого типа:

  • Температура электролита ……………………………54 – 56о
  • Катодная плотность тока Dк………………………….30 – 50 а/дм2
  • Температура электролита…………………………….66 – 68о
  • Катодная плотность тока Dк………………………….80 – 100 а/дм2 
  • Температура электролита ……………………………68 – 72о
  • Катодная плотность тока Dк………………………….25 – 30 а/дм2 
  • Температура электролита ……………………………60 – 65о
  • Катодная плотность тока Dк………………………….30 – 35 а/дм2 

При выборе режима хромирования следует считаться с рельефностью детали и формой применяемого анода, определяющими степень неравномерности распределения тока между ближними и дальними участками детали.

При хромировании может оказаться, что отдельные участки поверхности детали не покрываются хромом. 

Для предупреждения этого рекомендуются следующие меры.

При покрытии хромом деталей, имеющих некоторый рельеф, или при одновременном покрытии однотипных деталей, смонтированных на нескольких подвесках, хромирование следует начинать с толчка тока. 

При этом плотность тока должна быть, примерно, в 1,5 раза больше заданной. 

Продолжительность толчка тока составляет 2-3 мин., затем плотность тока постепенно, в течение нескольких минут, снижают до установленной величины.

Если по техническим причинам невозможно создание толчка тока, то хромирование следует начинать хотя бы при установленной величине плотности тока или близкой к ней. 

Совершенно не допускается начинать электролиз с небольшой плотности тока, а затем повышать ее до требуемой величины.

Размерное хромирование. 

Сущность размерного хромирования состоит в том, что детали покрываются слоем хрома точно до заданного размера и направляются в производство без последующей механической обработки. 

Размерное хромирование создает экономию в хромовом ангидриде и расходах на механическую обработку детали. 

При размерном хромировании требуется осадить слой хрома совершенно одинаковой толщины и точно сохранить первоначальную форму детали, например, при хромировании цилиндрических деталей не допускается конусность или овальность.

Для размерного хромирования требуется применение фигурных анодов, специальных подвесных приспособлений, позволяющих жестко монтировать детали и аноды, а также изолирующих экранов. 

Монтаж должен выполняться таким образом, чтобы в процессе электролиза концентрация силовых линий тока была одинаковой на всей поверхности хромируемой детали.

Значение величины выхода по току и плотности тока при хромировании позволяет точно определить время, необходимое для осаждения требуемой толщины стоя хрома. 

Расчет производится по формуле τ = 1314 мин., где τ – время в мин., δ – толщина покрытия в мк, Dk – катодная плотность тока в а/дм2, η – выход по току в %.

Однако для получения доброкачественного слоя хрома строго определенной толщины необходимо, чтобы поверхность покрытия не была шероховатой или пористой. 

Поэтому следует обратить внимание на чистоту поверхности детали перед покрытием (отсутствие царапин, пор и т.д.) и правильность состава электролита.

Если к покрываемой детали предъявляется высокие требования в смысле чистоты поверхности и границ допуска на изготовление, то размерное хромирование пригодно только при сравнительно малых толщинах слоя хрома. 

Примером могут служить гладкие калибры, хромируемые на толщину слоя 10-30 мк. 

Сравнительно толстые покрытия возможно наносить при размерном хромировании деталей с более широкой границей допусков, например, цилиндров двигателей внутреннего сгорания. 

Для этих деталей допускается некоторая конусность и эллипсность, величины которых практически лежат около 0,01 мм.

Источник: http://www.hrom-service.ru/tehnologii/hromirovanie-tonkosti/tehnologia-hromirovania/uslovia-hromirovania

Подготовка деталей перед хромированием

Подготовка деталей перед хромированием состоит из следующих последовательно выполняемых операций: механическая обработка поверхности (шлифование или полирование); предварительное обезжиривание для удаления основной части органических загрязнений по общепринятой технологии путем промывки органическими растворителями или обработки в горячем растворе щелочи, или в моющих растворах; заделка отверстий и изоляция участков, не подлежащих хромированию; монтаж деталей на подвески; обезжиривание; промывка в воде; активирование; подвешивание деталей в ванну.

Операция активирования может выполняться в ряде случаев после подвешивания деталей в ванну.

При сравнительно небольшом объеме работ и мелкосерийном и индивидуальном характере производства подготовка деталей дли износостойкого хромирования может выполняться по следующей упрощенной схеме; обезжиривание в горячем щелочном растворе, промывка и сушка; изоляция нехромируемой поверхности, укрепление контакта или монтаж в приспособлении – подвеске, укрепление защитных катодов и экранов; очистка хромируемой поверхности шкуркой до блеска, прогрев деталей в хромировочном электролите и анодное активирование в этом электролите.

Дли деталей из высокопрочных сталей применяются дополнительно: термообработка деталей при 200-230°С в течение 2-3 ч для снятия внутренних напряжений, оставшихся после механической обработки, и поверхностное упрочнение одним из методов поверхностной пластической деформации (гидропескоструйной обработкой до удаления следов предыдущей механической обработки, алмазным выглаживанием, виброупрочнением и др.) для создания в поверхностном слое напряжений сжатия. Детали из высокопрочной стали нельзя травить в кислых растворах и подвергать электролитическому обезжириванию.

Поверхностное упрочнение применяется также для деталей, у которых по условиям эксплуатации не должна снижаться усталостная прочность после хромирования.

Механическая обработка

Поверхность деталей перед защитно-декоративным покрытием хромом должна быть тщательно отполирована обычно применяемыми в гальванических цехах методами. Это в равной степени касается подслоя меди и никеля.

Все недостатки полировки последних будут особенно заметны на блестящем хромовом покрытии и их удаление после хромирования практически невозможно. Перед износостойким хромированием поверхность детали обычно подвергается шлифованию. Шероховатость поверхности должна соответствовать Rа = 0,16…0.08, Ra = 0,08…

0,04, однако для деталей, которые после хромирования подлежат шлифованию, шероховатость поверхности может быть более высокой.

Размер новых деталей перед покрытием занижается на величину слоя покрытия, предназначенного для повышения износостойкости деталей.

Если деталь после хромирования должна шлифоваться, то занижение должно также учитывать точность установки деталей на шлифовальном станке. Выступающие части детали, острые края, вершины углов, ребра рекомендуется закруглять.

При шлифовании деталей не допускаются «прижоги». Рациональная технология шлифования стальных деталей перед хромированием приведена в работе.

Изоляция поверхности

Хромирование деталей с открытыми отверстиями часто приводит к тому, что участки поверхности вокруг отверстий остаются не покрытыми хромом. Избежать этого можно путем заполнения отверстий каким-либо стойким в электролите материалом – свинцом, текстолитом и другим – или тщательной изоляцией лаком поверхности глухих отверстий.

Участки детали, не подлежащие хромированию, а также подвески (за исключением мест контактов) должны быть изолированы Особенно тщательно эта изоляция должна быть выполнена дли хромирования в электролитах, содержащих кремнефториды.

Изоляционные материалы, применяемые при износостойком хромировании, должны быть химически стойкими в обезжиривающих растворах и выдерживать не разрушаясь катодную поляризацию в хромовом электролите при температуре 50-70°С в течение длительного времени.

В прозрачные изоляционные лаки следует вводить какой-либо анилиновый краситель для облегчения контроля наличия изоляции на защищаемых поверхностях и исключения возможного загрязнения хромируемой поверхности неудаленными остатками лака.

Монтаж деталей на подвески

Подвески или приспособления предназначены для надежного подвода тока к хромируемой детали и должны способствовать равномерному распределению тока по хромируемой поверхности Надежность контактов при хромировании имеет большое значение, так как через них должны проходить значительные токи.

Поверхности контактов подвески с деталями и катодной шиной должны перед каждым хромированием тщательно очищаться шкуркой. Сечения токоведущих элементов должны быть достаточно большими, чтобы исключить их перегрев.

Рекомендуется рассчитывать сечения исходя из плотности тока 0,5 А/мм2 для стали и 10 А/мм2 для меди.

Детали, у которых хромируется наружная поверхность, не должны экранировать друг друга.

Детали с глубокими выемками, а также детали, у которых покрывается внутренняя поверхность, должны хромироваться с дополнительными анодами, укрепленными на той же подвеске, на которой смонтирована деталь, изолированно от нее и соосно с хромируемой поверхностью. Все поверхности подвески (кроме контактных мест и защитных катодов) должны быть покрыты изоляцией для устранения утечки тока.

Обезжиривание

При декоративном хромировании по подслою производится электролитическое обезжиривание по обычной технологии. Детали, подлежащие износостойкому хромированию, также могут обезжириваться электролитически, кроме деталей из высокопрочных сталей, для которых допустимо только химическое обезжиривание.

Если после предварительного обезжиривания или последующих операций деталь имеет значительные загрязнения, то она может обезжириваться повторно в горячем щелочном растворе или путем протирки хромируемой поверхности кашицей из венской извести.

Если на хромируемой поверхности нет заметных загрязнений, то можно, не производя специального дополнительного обезжиривания, освежить хромируемую поверхность шкуркой непосредственно перед загрузкой деталей в ванну.

Выбор способа подготовки поверхности связан с особенностями деталей, их монтажом на приспособлениях, наличием изоляции и дополнительных анодов.

Активирование

Перед хромированием стальные и чугунные детали подвергаются анодному активированию в хромовом электролите при температуре, соответствующей процессу хромирования.

После анодного активирования промывка' водой не производится, поэтому в ряде случаев износостойкого хромирования анодное активирование можно производить в хромировочной ванне после прогрева деталей, непосредственно перед хромированием. Включение тока производится рубильником – переключателем полюсов.

При анодном активировании в хромировочной ванне электролит загрязняется железом, однако, как показала практика, накопление железа происходит очень медленно, поскольку анодное активирование при длительном износостойком хромировании производится относительно редко.

Анодное активирование в хромовом электролите является очень важной операцией, так как от нее зависит сцепление хромового покрытия с основным металлом. При этой операции хромируемая поверхность полностью очищается бурно выделяющимся кислородом от остатков органических загрязнений.

Слабым протравливанием с нее удаляют тонкие окисные пленки и поверхностный слой металла с искаженной структурой, обеспечивая наилучшие условия для надежного сцепления хрома со сталью.

Похожие материалы

Источник: https://www.metalcutting.ru/content/podgotovka-detaley-pered-hromirovaniem

Виды хромирования деталей автомобиля и работа в домашних условиях

Хромирование позволяет создать особое покрытие детали, которое сочетает сразу несколько свойств:

  • Декоративное. Отражающий слой желаемого цвета привлекает внимание;
  • Износоустойчивость. Хромирование частично защищает делать от внешнего воздействия, чем пользуются, например, для продления срока службы поршней;
  • Восстановление. Для ремонта сломанных деталей покрытие может быть нанесено толстым слоем на требуемое место.

В последнее время такой тип тюнинга стал более распространённым, так как процесс стал дешевле и проще (может выполняться в том числе самостоятельно), а количество цветовых и текстурных решений заметно увеличилось.

Виды хромирования и их свойства

Существует три основных технологии, используя которые можно произвести хромирование:

  1. С помощью плёнки. Этот способ является самым простым и доступным, так как купить и нанести подобное покрытие можно с минимальными затратами денег и времени. Широкий диапазон цветов и текстур позволяет гарантированно получить даже самый сложный рисунок. Плёнка также выполняет защитные функции. При её удалении поверхность кузова предстанет в первозданном виде. Недостатками этого способа являются слабая защищённость детали и менее интересный эффект по сравнению с аналогами.
  2. Каталитическое хромирование. При его использовании на поверхность детали наносится специальное жидкое средство, в составе которого нет кислот — оно полностью безопасно для человека. Преимуществами этого способа является оптимальное соотношение качества и сложности, а также возможность работать с гибкими деталями, которой нет у аналогов. Каталитическое окрашивание может производиться даже с помощью бытовых аэрозольных баллончиков, но этот вариант значительно уступает использованию специального распылителя.
  3. Электрохимический способ, также известный как гальванизация. Этот способ требует наибольших трат денег и времени, а также владение некоторыми навыками. Хромирование в этом случае происходит при подаче электрического разряда на деталь, погружённую в ванну со специальным раствором. Этот метод является наиболее качественным, а также позволяет получить лучший внешний вид.

Самостоятельное хромирование деталей автомобиля

Придание бамперам, колёсным дискам и прочим агрегатам отражающего и защитного эффекта может производиться в домашних условиях.

Этот вариант используется в случае, когда владелец автомобиля хочет сэкономить время и средства на обращении в сервис.

Все три способа хромирования могут быть воспроизведены самостоятельно, но каждый из них требует большей или меньшей подготовки, вложений и умений обращения с инструментами.

Общие подготовительные действия

Для успешного хромирования деталей поверхность должна быть обработана. Это нужно для того, чтобы защитный слой лёг качественнее и надёжнее. Подготовительные шаги:

  1. Очистка изделия. В первую очередь требуется провести грубую обработку — удаление трещин, царапин, вмятин и прочих дефектов при помощи шлифовальной машинки. Следует использовать абразивный круг.
  2. Полировка поверхности. Этот шаг пропускается в том случае, когда целью хромирования является восстановление изделия либо повышение его износоустойчивости. В случае же, когда работа выполняется для придания антикоррозийных или декоративных свойств, полировка необходима. Произвести её можно с использованием фетрового или войлочного диска, прикреплённого к дисковой шлифовальной машинке. Он должен быть смазан специальной пастой.
  3. Финальным шагом общего приготовления будет очистка поверхности от жировых и прочих загрязнений. Для этого следует применять средства, не содержащие спирт. Подойдут растворители на основе ацетона или бензина.
  4. Опциональным шагом будет изоляция частей детали, которые не должны быть окрашены. Если поверхность подлежит хромированию не полностью, то соответствующие части следует защитить нанесением целлулоидного клея. Им же следует заделать отверстия, которые нарушают гладь поверхности.

Хромирование деталей автомобиля с использованием плёнки

Способ представляет собой нанесение особой фольги на подготовленный кузов. Этот вид работы является самым простым, уступая лишь покраске из аэрозольного баллончика.

Такое хромирование позволяет защитить покрытие автомобиля от воздействия погоды и небольших повреждений. При этом фольга может быть снята, а кузов под ней будет в том же состоянии, что и до работы.

Использование плёнки имеет один главный недостаток — покрытие получается нестойким и имеет слабый защитный потенциал, а порой отличается не лучшим качеством и внешним видом.

Подготовка к хромированию плёнкой включает в себя приобретение доступных инструментов:

  • Сама фольга;
  • Поверхность автомобиля или детали, зачищенная ранее описанным образом;
  • Обезжириватель;
  • Сухая ветошь;
  • Канцелярский нож;
  • Скребок из пластика или фетра;
  • Распылитель;
  • Моющее средство, смешанное с водой одна часть к десяти соответственно;
  • Мощный промышленный фен;
  • Бумажный малярный скотч.

Также следует заручиться поддержкой знакомого, который будет помогать с поклейкой крупных элементов плёнки.

Ход работы:

  1. Очищенный, отполированный и вымытый автомобиль нужно повторно обработать обезжиривателем непосредственно перед работой. Лучше всего подойдёт Уайт Спирит. Обычные растворы следует разбавлять.
  2. Примерка фрагмента плёнки. Не отклеивая подложку, следует приложить часть фольги для хромирования к тому месту, на которое она будет поклеена — это позволяет убедиться, что поверхность и фрагмент сочетаются. Чем больше изгибов имеет деталь, тем сложнее правильно подобрать плёнку.
  3. Как только примерка закончится, можно приступать к наклеиванию. Этот процесс не требует особых навыков или контроля — пузыри из-под поверхности будут выходить по специальным каналам для воздуха. Разглаживание производится обычным скребком из мягкого материала. Для того чтобы получить возможность перемещать фрагмент плёнки для хромирования по поверхности, допускается использовать метод влажного наклеивания. Он заключается в том, что перед нанесением фольги деталь обильно смачивается смесью воды и моющего средства. При поклейке следует избегать попадания мелкого мусора в поле работы.
  4. Наклеивать фольгу следует от середины фрагмента, плавно разглаживая края. Во время процесса следует подогревать плёнку промышленным феном. Для покрытия сложных изогнутых поверхностей требуется более продолжительное воздействие феном.
  5. Плёнку следует повторно просушить феном, после чего оставить на 20 минут для схватывания.
  6. Последним этапом работы будет разглаживание покрытия мягким скребком.

Качественная плёнка для хромирования может быть подвержена внешнему воздействию в день нанесения. Фольга плохого качества может вовсе разрушиться после первого дождя. Обработка плёночного покрытия не допускает использование абразивов.

Хромирование деталей автомобиля с помощью каталитического способа

Этот способ имеет среднюю сложность выполнения. Он позволяет добиться лучшей защиты по сравнению с плёночным покрытием.

Для создания защитно-декоративного покрытия путём окраски потребуются:

  • Пульверизатор;
  • Аэрограф;
  • Респиратор;
  • Промышленный фен;
  • Автомобильная краска чёрного цвета либо с отражающим эффектом;
  • Полирующее средство;
  • Обезжириватель, не содержащий спирт;
  • Малярный скотч.

Ход работы:

  1. Повторная обработка поверхности обезжиривателем, которая производится перед началом окрашивания.
  2. Защита стёкол и прочих элементов автомобиля, не подлежащих окрашиванию с помощью бумажной клейкой ленты.
  3. Перед нанесением слоя грунтовки поверхность необходимо нагреть феном.
  4. Распыление чёрной или отражающей краски на деталь.
  5. Нанесение каталитического средства, которое обеспечивает хромирование. При этом давление компрессора следует повысить относительно обычного использования — эта работа имеет больший расход воздуха. Необходимо дождаться высыхания слоя краски, чтобы понять, что делать дальше.
  6. Если покрытие высохло, но имеет незавершённое состояние, то следует нанести ещё один слой. Как правило, требуется более 2 подходов окрашивания.

Перед работой на поверхности автомобиля рекомендуется набить руку при окрашивании ненужных предметов, чтобы понять принципы процесса.

https://www.youtube.com/watch?v=oQstzGED-r0

Каталитическое окрашивание позволяет добиться результатов с разными цветами и оттенками. Оно обеспечивает неплохой защитный слой. Способ позволяет работать не только с изогнутыми, но и с гибкими деталями.

Электрохимический метод хромирования деталей автомобиля

Этот способ, известный также как гальваника, требует наибольшей подготовленности и является самым сложным. В то же время он считается единственным верным выбором для создания качественного покрытия, имеющего отличные показатели защиты и наиболее красивый внешний вид. Для работы необходимы:

  • Стеклянная ёмкость, которая вмещает деталь полностью;
  • Тэн;
  • Контактный градусник;
  • Короб из дерева;
  • Стеклоткань;
  • Вата минеральная;
  • Кисть из оргстекла с полой рукоятью, щетина которой обмотана свинцовым проводом;
  • Зажимы «крокодилы»;
  • Пластиковая ёмкость;
  • Устройство для закрепления детали;
  • Трансформатор большой мощности;
  • Хромовый ангидрит;
  • Серная кислота;
  • Дистиллированная вода;
  • Анод (стержневой или пластинчатый).

Следует учитывать, что химикаты не продаются обычным людям — приобретение оформляется на счёт организации или ИП. Также строго контролируется утилизация химикатов.

Подготовка электролита:

Смешивается 250 г хромового ангидрита и 2,5 г серной кислоты (из расчёта на 1 литр воды). Нагретая до 60 градусов по Цельсию дистиллированная вода заливается в ёмкость для смешения.

Первым добавляется хромовый ангидрид, после чего состав перемешивается.

После окончательной подготовки смесь должна несколько часов (до окрашивания в бордовый цвет) подвергаться воздействию тока из расчёта 6,5 ампер на 1 литр.

Ход работы:

  1. Перед непосредственным началом работы требуется очистить поверхность детали раствором соляной или серной кислоты. Этот процесс называется декапированием и позволяет улучшить адгезию. Также её нужно обезжирить.
  2. Важно убедиться, что подготовленная деталь соответствует нормам чистоты, указанным для той или иной составляющей процесса. От степени чистоты также зависит прочность сцепления хрома с поверхностью. Отверстия необходимо заделать материалом, устойчивым к воздействию кислот.
  3. Короб обивается стекловолокном и утепляется ватой или песком. Стеклянный сосуд помещается в таз, «крокодилы» подключаются к катоду как минус. Закрепляется анод. Закрепитель для детали располагается так, чтобы покрытие формировалось равномерно.
  4. Деталь погружается в раствор и закрепляется. Ток подаётся спустя 3–5 секунд после погружения. Мощность подаваемого тока определяется из расчёта от 50 до 60 ампер на квадратный дециметр жидкости. На протяжении работы температура должна находиться на уровне от 51 до 56 градусов по Цельсию.

Гальваническое хромирование является не только затратным, но и сложным с точки зрения закона. При малейшем отклонении от нормы мастера, выполняющего работу, ждёт серьёзная уголовная ответственность, так как реагенты являются сильнейшими канцерогенами, отравляющими природу при контакте с водой.

Заключение

Не все способы одинаково просты и подходят для хромирования в домашних условиях. Что касается электрохимического, то заниматься этим как бизнесом — довольно сложное решение, а для разового хромирования лучше всего обратиться к профессионалам.

Источник

Дмитрий созерцательДмитрий созерцатель

Источник: https://drive.temaretik.com/1033230942908975225/vidy-hromirovaniya-detalej-avtomobilya-i-rabota-v-domashnih-usloviyah/

Хромирование своими руками в домашних условиях

Любая металлическая деталь, покрытая хромом, выглядит более презентабельно.

Так, многие автолюбители, байкеры и те, кто хочет поразить окружающих эффектным видом своего транспорта, прибегают к покрытию металла сверкающим слоем хрома.

Естественно, что качественная хромированная деталь будет стоить недешево, к тому же существует риск наткнуться на металлическую подделку, с которой покрытие слезет через несколько недель.

В связи с этими обстоятельствами, многие начинают интересоваться технологией хромирования в домашних условиях. Можно ли своими руками хромировать различные детали? Это реально, необходимо лишь ознакомиться со всеми тонкостями процесса хромирования.

Особенности процедуры хромирования в домашних условиях

Для безошибочного и безопасного проведения процедуры хромирования в домашних условиях необходимо знать, какие физико-химические реакции будут протекать в гальванической ёмкости.

Практически все реактивы, задействованные в работе, являются особо опасными веществами, представляющими угрозу здоровью, поэтому перед началом экспериментов с хромом, нужно тщательно изучить теоретический аспект вопроса.

Под хромированием понимают совокупность физических и химических реакций, в результате которых обрабатываемая поверхность покрывается тонким слоем металлического хрома.

Этот твёрдый металл голубовато-белого цвета придаёт деталям блеск, благодаря чему хромированная поверхность становится более красивой.

Применяя гальванику, можно существенно повысить физические, химические и декоративные свойства материала.

Этот химический элемент демонстрирует крайнюю устойчивость к воздействию агрессивных сред, он не блекнет и не становится тёмным при многократном попадании на поверхность жидкости и воздуха. Всё это позволяет применять хром для оформления кузовных деталей автомобилей и сложных узлов, которые работают в трудных условиях.

Хромовое покрытие имеет толщину от 0,08 мм до 0,3 мм. Если никель наносят непосредственно на саму поверхность металла, то для хромирования требуется подложка. Её наносят тонким слоем, используя гальванический метод. Для создания такого подслоя применяют медь или никель. Такая дополнительная технологическая операция значительно усложняет процедуру хромирования.

Ещё один непростой момент, который создаёт препятствие для начинающего мастера на пути реализации намеченного плана, приобретение химических реактивов. Ключевой компонент хромирования — оксид хрома.

Его ещё называют хромовым ангидридом. Не каждый отважится работать с шестивалентным оксидом хрома, зная, что он является сильнейшим ядовитым веществом, летальная доза которого для людей приблизительно 5 г.

Оборот данного химического соединения ограничен и строго контролируется государственными органами. Отходы, образующиеся после покрытия деталей хромом, необходимо утилизировать, соблюдая особый порядок.

Ни в коем случае нельзя спускать отходы в канализационную систему или зарывать в землю.

Будучи сильным канцерогеном, раствор оксида хрома, попадая на кожные покровы, способен вызвать аллергическую реакцию, вплоть до развития экземы или дерматита, которые чреваты раком кожи.

Вступая в реакцию с каким-нибудь органическим веществом (масло, бензин), хромовый ангидрид может спровоцировать возгорание или взрыв. Окись хрома — чрезвычайно опасное соединение. Прежде чем приступать к работе с ним, следует трезво оценить все возможные риски, и только после этого закатывать рукава.

Способы хромирования

Самостоятельно покрыть деталь тонким слоем хрома можно, применяя одну из существующих технологий:

  • Гальванизация в растворе. Метод довольно прост. Он подходит для хромирования в домашних условиях автомобильных дисков, съёмных деталей из салона, пластмассовых и металлических бытовых предметов. Среди недостатков гальванизации в ванне с раствором выделяют необходимость в просторном помещении и дополнительном оборудовании для заливки электролитов (вместительная ванна). Без выполнения этих условий сложно произвести полноценное декорирование габаритных предметов, например, автомобильных дисков большого диаметра.
  • Напыление хромового слоя. Такой способ подразумевает использование гальванической кисти. Остановив свой выбор на этом методе, будет легче осуществлять контроль за толщиной и качеством напыления. Однако потребуется больше времени и денежных средств, потому что качественное декоративное оформление возможно только при многократном проведении кистью по одной и той же зоне. Применение технологии целесообразно, когда нужно хромировать мелкую несъемную деталь. Есть терпеливые специалисты, которые таким методом умудряются декорировать весь кузов автомобиля.

Подготовительная работа

Для выполнения хромирования в домашних условиях, требуется определённая подготовка. Первым делом подбирают подходящее для этой цели помещение. Помимо прочего, перед началом работ необходимо выполнить ряд рекомендаций:

  • Позаботиться о вентиляции рабочего пространства. В помещении, оборудованном для технологической операции, должна быть не естественная, а принудительная вентиляция.
  • Достать средства индивидуальной защиты: респираторную маску, защитные очки, латексные или резиновые перчатки, рабочую одежду.
  • Заранее обдумать, куда будут утилизированы технологические отходы.

Что представляет собой гальваническая установка для хромирования?

Вряд ли удастся найти готовый комплект оборудования для хромирования в домашних условиях в сантехническом магазине, учитывая, что каждый компонент подбирается в индивидуальном порядке. Промышленная установка доступна лишь обеспеченной прослойке людей, к тому же заводские агрегаты предназначены для работы только с фирменными реактивами.

Чтобы собственноручно соорудить гальваническую установку, понадобится:

  • Прочная ёмкость, обладающая повышенной кислотоустойчивостью. Она может быть выполнена из пластика, пропилена, полиэтилена. Геометрические параметры ёмкости не должны быть универсальными, в противном случае потребуется приготовить лишний объем раствора. Если в ванночке нет слива, то нужно найти плотную крышку, так как оксид хрома будет постепенно улетучиваться.
  • Источник тока. Элемент питания должен иметь общую мощность, не превышающую 1 кВт. Нормальную работу можно обеспечить при помощи стабилизатора постоянного тока (наподобие зарядника для аккумулятора). Оптимальный уровень допустимого напряжения 12 В, а сила тока 50 А.
  • Устройство, которое обеспечивает подогрев вещества, проводящего электрический ток. В качестве устройства подогрева зачастую используют керамический трубчатый электронагреватель. Также допустимо применение внешнего подогревателя.
  • Термометр, показывающий температуру до 100 градусов.

Какие компоненты образуют электролит и как его приготавливают?

Химическое хромирование в домашних условиях проводят только после того, как был приготовлен специальный раствор (электролит). В первую очередь придётся заняться поиском компонентов, поскольку аптечные сети не распространяют подобные реактивы. В аптеке лишь можно купить дистиллированную воду, хотя её можно заменить обычной, только с небольшим добавлением соли.

  • Чтобы получить устойчивый концентрат, нужен оксид хрома. Именно ангидрид хрома (Cr O3), осаждаясь на поверхности детали, образует декоративный слой. На литр жидкости требуется, как минимум, 200 г порошка.
  • В создании электролита немаловажная роль отводится концентрированной серной кислоте, которую можно купить на авторынке. Необходимо 2 г вещества на литр воды.

Алгоритм приготовления электролита:

  1. 1Дистиллированную или обычную воду нагревают до 55–60 градусов.
  2. Засыпают требуемое количество окиси хрома, тщательно размешивая. Доливают воду до нужного объёма и аккуратно вводят серную кислоту.
  3. Далее через раствор в течение трёх часов пропускается ток. Силу тока рассчитывают исходя из того, что на литр жидкости должна приходиться мощность порядка шести ампер. Перед этим оценивают располагаемый источник тока и уточняют объем жидкости. Если мощность подобрана правильно, то электролит окрасится в коричневый цвет.
  4. Полученную жидкость оставляют отстаиваться на сутки.

Для дальнейшей работы также понадобится соляная кислота, какой-нибудь растворитель и свинцовый лист.

Последовательность проведения гальванизации

Как и любое другое окрашивание, хромирование следует начинать с подготовки поверхности детали. Изделие нужно очистить от загрязнений и пыли. С предметов должны быть убраны все лишние элементы.

Так, с автомобильного диска предварительно должна быть снята резиновая шина. После проводят шлифовку и обезжиривание изделия.

Только после подготовительного этапа можно начинать процедуру хромирования деталей в домашних условиях в соответствии с выбранным способом.

Гальванизация в ванной

Если выбор пал на такую методику напыления хрома своими руками, то технологический процесс будет состоять из следующих шагов:

  • К обрабатываемой детали присоединяется катод, после чего она опускается в ёмкость с электролитным раствором.
  • Дожидаются момента, когда температура хромируемой детали и температура раствора будут аналогичными, затем подают ток.
  • Декорируемая деталь должна находиться в ванной около 15 минут (время нахождения в электролитном растворе зависит от размера предмета и особенностей его поверхности).
  • Достают изделие и просушивают в течение трёх часов.

Хромирование с использованием гальванической кисти

Чтобы покрыть металлическое изделие хромом можно использовать такой инструмент, как гальваническая кисть. Хромирование пластика в домашних условиях также допускает применение этого приспособления. Сделать гальваническую кисть можно самому:

  • Берут нужную щетину и обматывают её свинцовыми проводами.
  • Далее такая щетина помещается в подходящую цилиндрическую ёмкость (лучше, чтобы она была из органического стекла).
  • Выпрямителем тока будет служить трансформатор из китайского радиоприбора. Его соединяют по следующей схеме: минусовая клемма идёт на свинцовую щетину, а плюсовая — на источник питания.

Способ хромирования гальванической щёткой простой, но требует выдержки:

  • Присоединяют декорируемое изделие и гальваническую кисть, которая заправлена электролитом, к трансформатору.
  • Медленными движениями проходят кистью по обрабатываемой поверхности детали. Движения не должны быть резкими, а слой должен наноситься равномерно.
  • Завершив хромирование, деталь промывают и просушивают.

При таком способе покрытия хромом предмет будет сохнуть куда быстрее, чем при гальванизации в ванной. Нельзя забывать, что во время технологической операции недопустимо прикосновение к декорируемому предмету. Если на невысохшую поверхность попала пыль или грязь, то её убирают компрессором.

Источник: https://instrument.guru/svoimi-rukami/hromirovanie-v-domashnih-usloviyah.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector