Тревожная мелодия классика труба

Тема мимолетности жизни и пребывания на бренной земле всегда стояла особняком в культуре.

Находя свои корни в древних обрядах, она была актуальна и в античные времена, когда появился знаменитый девиз «Memento mori».

Не потеряла она эту особенность и в Темные века — тогда жизнь была сложна и непредсказуема, могла оборваться в любой момент. Этот лейтмотив и лег в основу «Пляски Смерти», или «Danse Macabre».

Своего полного расцвета эта тема достигла во время эпидемии чумы. Черная Смерть косила тысячи жизней ежедневно, спасения от нее не было — ни в деревнях, ни в городах, ни в церкви.

И что же обычно изображалось на картинах, посвященных Пляске Смерти? Танец мертвецов на опустевших улицах городов и деревень, что не миновала Черная Смерть. Вереница пока еще живых людей вместе со скелетами шествует, словно в танце, а ведет этот танец сам Мрачный Жнец.

Ему плевать на статус умерших — король или крестьянин, богач или бедняк, блудница или монахиня, беззубый старик или младенец. Перед лицом Смерти все равны. Она откроет все двери, она заглянет во все углы, она уведет всех, чей час пробил, — под мелодию и с компанией, чтобы было не так скучно и страшно.

Питер Брейгель-старший, Михаэль Вольгемут, Ганс Гольбейн-младший, многочисленные рисунки и фрески храмов Средневековья, баллада Иоганна Гете и стихотворения Шарля Бодлера — в живописи и в литературе хватает изображений Пляски Смерти.

Тревожная мелодия классика труба

Ганс Гольбейн. Гравюры, посвященные Пляске Смерти

Тревожная мелодия классика труба

Ханс Бальдунг. «Девушка и Смерть»

Тревожная мелодия классика труба

Гравюра «Пляска Смерти» Михаэля Вольгемута

А что насчет музыки? Столь глубокая тема не могла не найти отражения в этом виде искусства — и, как это ни смешно или парадоксально, своим первым музыкальным воплощением Пляска Смерти обязана церкви.

Стихотворные псалмы, посвященные мимолетности человеческой жизни и основанные на строчках из Библии, распевались хористами.

Однако церковными песнопениями дело не ограничивается: композиторы-классики черпали не меньше вдохновения в мрачном словосочетании «Danse Macabre».

Тревожная мелодия классика труба

«Пляска Смерти». Гравюра неизвестного художника, XVIII век

Тревожная мелодия классика труба

Питер Брейгель-старший. «Триумф Смерти»

«Пассакалья о жизни, или Человек исчезает как тень» (Homo fugit velut umbra)

Это одно из самых ранних дошедших до нас музыкальных произведений, напрямую посвященных теме Пляски Смерти. До сих пор доподлинно неизвестно, кто именно является настоящим автором пассакальи, однако таковым принято считать итальянского композитора эпохи Барокко Стефано Ланди, который жил в XVII веке.

Само слово «пассакалья» появилось в Испании. Оно означает песнь в минорных тонах, что обычно исполняли при отъезде гостей с праздника. Неслучайно «Пассакалья о жизни» получила такое название — тема «отбытия» в иной, загробный мир стала основной для Пляски Смерти.

В этом произведении сильно ощущается настроение церковных песнопений Средневековья. Текст говорит о простых жизненных вещах, а также о том, что всех — независимо от статуса — ждет один конец. Главная мысль, что идет красной нитью сквозь песню, — часто повторяющаяся фраза-рефрен «Каждый должен умереть» («Bisogna morire»).

Эта пассакалья считалась одним из самых популярных произведений вокальной музыки и регулярно исполнялась на службах. И в наше время интерес к этому памятнику музыки не угасает.

Наиболее известная современная версия принадлежит итальянскому тенору Марко Бисли и ансамблю I’Arpeggiata, что исполняет ее на инструментах эпохи Средневековья.

Также мотивы этой мелодии, обработанные на современный манер, использовались в песне «Пассакалья» («Passacaglia») итальянского певца Франко Баттиато.

Франц Шуберт. «Смерть и девушка, или Струнный квартет №14 в Ре миноре»

Тревожная мелодия классика труба

Франц Шуберт

Первоначальный вариант этого произведения являл собой небольшую песню для фортепиано, написанную в 1817 году. Это краткий диалог между юной девушкой, что пытается уговорить Мрачного Жнеца не забирать ее жизнь, и Смертью, что называет себя другом и утверждает, будто принесла с собой лишь сладостный сон забвения.

Однако это было лишь первым шагом к созданию более масштабного произведения. Во многом оно отражает настроение и жизнь автора, которая была далеко не безоблачной. В 1824 году, во время создания этой пьесы, Шуберт, и так не отличавшийся крепким здоровьем, сильно заболел, лежал в больнице.

Его часто посещали мысли о приближающейся смерти. Он был практически банкротом. Впервые исполненная в 1826 году — и то в камерной манере в одном из частных домов в Вене, — широкой публике она была представлена лишь в 1831 году, уже после смерти композитора.

Но сейчас произведение заслуженно считается одним из столпов репертуара камерной музыки.

Пьеса, написанная для струнного квартета, состоит из четырех частей, представляющих собой единую историю о жизни, смерти и последующем воскрешении души.

Первая часть отличается тревожными нотами — музыка как будто предостерегает. Вторая часть более спокойная и размеренная — она отражает неспешное течение жизни, это своего рода «тема юной девушки». Третья часть служит переходом к финальной — ноты снова становятся чуть более нервными.

Заключительная часть постоянно наращивает темп и в определенный момент начинает звучать как танец тарантелла. Имеют место постоянные скачки от мажорных нот к минорным, нарастают волнение и отчаяние, а в конце все обрывается резким аккордом.

Видимо, все же девица нашла свой вечный покой в мягких объятиях Смерти.

«Пляска смерти» Ференца Листа

Одно из самых известных музыкальных произведений этого венгерско-немецкого композитора на тему Пляски Смерти. Созданное в 1849 году, оно отражает мрачное настроение Средневековья времен Черного Мора. Пьеса была написана под впечатлением от фресок собора Санта-Кроче во Флоренции, созданных во время эпидемии чумы мастером-живописцем Андреа Орканья.

Тревожная мелодия классика труба

«Больные старики молят о смерти». Часть фрески «Триумф Смерти» собора Санта-Кроче

Вступительные аккорды изображают тяжкую поступь надвигающейся Смерти. В музыке слышатся суетливые нотки, попытки избежать неизбежного. Однако некоторые из обреченных встречают Мрачного Жнеца как избавление от земных страданий — и с облегчением пускаются с ним в последнюю Пляску. Мелодия порой звучит как какофония, однако основная тема прослеживается всегда.

Тревожная мелодия классика труба

Ференц Лист

В финальной части пьесы звучит уже непосредственно сама Пляска — быстрая, почти неощутимая. Но эту легкость дробят громкие аккорды, которые задают темп всему Танцу — громкие, размеренные и строгие. В самом конце торжественно звучит изначальная тема Смерти, и Танец завершается ее триумфом.

«Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского

Говоря о тематике Пляски Смерти в классической музыке, невозможно не упомянуть одноименный цикл произведений русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Четыре вокально-инструментальные пьесы, написанные на стихи поэта Голенищева-Кутузова, изображают Смерть в различных обстоятельствах. Подробно об этих произведениях — в статье «Мистика и танатос в произведениях М.

П. Мусоргского».

Камиль Сен-Санс и его знаменитая «Пляска Смерти»

Одно из самых известных музыкальных произведений, посвященных этой тематике. Пожалуй, трудно найти человека, который хотя бы раз не слышал эту мелодию или ее мотивы.

Тревожная мелодия классика труба

Камиль Сен-Санс

Эта «Пляска смерти» была написана в 1874 году. На создание симфонии Сен-Санса вдохновило уже упомянутое произведение Листа — но не только оно. Стихотворение французского поэта Анри Казалиса «Равенство, братство» определило сюжет и мотивы будущей симфонии.

Название стихотворения преисполнено иронии — ни перед чем так не равны люди, как перед Смертью. Стоит сказать, что «Пляска» была посвящена выдающейся пианистке XIX века Каролине Монтиньи-Ремори, с которой непосредственно работали Сен-Санс и… Ференц Лист.

Здесь можно проследить схожесть процесса создания произведения с «Песнями и плясками» Мусоргского — соединение литературной основы, исторических веяний Темных веков и написание для исполнения определенным человеком.

Стоит сказать, что отголоски этой симфонии Смерти узнаются и в небольшом произведении «Ископаемые» — двенадцатой части музыкального цикла «Карнавал животных», также написанного Камилем Сен-Сансом.

Читайте также:  Четырехсторонний деревообрабатывающий станок

Симфония начинается с тонких и певучих звуков скрипки, которые обрываются резкими аккордами — словно кто-то пытается порвать смычком струны. Затем появляются музыкальные образы кладбища и Смерти, что держит в руках скрипку. Над могилами льется мелодия — одновременно и легкая, и напряжённая, — и из земли начинают подниматься скелеты. Начинается Пляска Смерти.

Скрипка продолжает играть свою дьявольскую мелодию, слышатся звуки ксилофона — как кости стучат о кости, — и Танец становится все быстрее и быстрее. В вихре скелеты танцующих поднимаются над землей, кричит петух — и восходит солнце.

Смерть нежной мелодией скрипки вновь укладывает всех в могилы и исчезает — до следующей ночи, когда, почти наверняка, Пляска повторится вновь.

Впервые исполненная в 1875 году, эта симфония наделала много шума в музыкальных кругах. Рецензии на нее были самые противоположные — от жесткого неприятия и сильного осуждения до одобрения и поддержки музыканта. Не обошлось без сравнения с «Пляской смерти» Ференца Листа. Интересно, что Мусоргский осудил симфонию, в то время как его коллега Римский-Корсаков ею восхищался.

В наше время она заслуженно считается одним из лучших классических произведений для оркестра — и не только. Фрагменты ее прозвучали в небезызвестной композиции «House of Horrors» Мерва Гриффина, написанной в 1962 году.

А в 1968 году прогрессив-рок-группа Ekseption создала электронную версию-обработку, которая используется до сих пор в заставке шоу «Что? Где? Когда?». Появляется эта симфония и в кино (сериал «Джонатан Крик»), и в мультфильмах — «Малыш и Карлсон» (1968), «Незнайка на Луне» (1997).

Звучит она и в одной из первых игр в жанре survival horror — «Alone in the Dark 1» 1992 года, где в бальном зале необходимо поставить пластинку именно с «Пляской смерти» Камиля Сен-Санса.

Тревожная мелодия классика труба

  • «Alone in the Dark 1»
  • «Малыш и Карлсон»

Тематика Пляски Смерти неисчерпаема до сих пор — и она находит свое отражение не только в музыке. Некоторые темы в искусстве вечны — как вечное противостояние Жизни и Смерти. И как люди, мечущиеся между ними, словно в странном Танце.

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

[ЗВУЧИТ ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА]: как современные композиторы заставляют нас бояться

Страх напрямую связан с эволюцией: развитая лимбическая система подарила нам насыщенную гамму эмоций. Порой они могут казаться бесполезными, но широкая гамма страхов говорит о высокой способности к выживанию.

Так что не стесняйтесь вздрагивать, придя на очередной хоррор. И помните, что команда мувимэйкеров использовала все возможные инструменты, чтобы сделать вам крипово.

В том числе и композиторы: их дело не всегда заметно, и от этого кровь стынет ещё больше.

Одно дело на экране фильм с расчленёнкой — нам просто становится неприятно или любопытно. Иное, когда на тёмном экране происходит что-то неясное: любопытство и дискомфорт уже немного другой. Бывает так, что ничего не происходит, но мы чувствуем подвох.

Если вы внимательный скептик, то сразу обратите внимание на ту самую тревожную музыку. Но как она сделана и почему вам всё равно страшно?

Базовые страхи

Самый простой способ воззвать к человеческой защитной реакции — создать иллюзию приближения. Страх приближающегося объекта находится в генетической памяти и свойственен всем здоровым сапиенсам.

Это не только звук автомобиля или чего-то узнаваемого.

Гораздо чаще эффект «вшит» внутри композиции: резкое нарастание звука, усиление звучания отдельных групп инструментов (чаще скрипок) и другие маскирующие приемы.

Это андреналин-спринтер — он заостряет наше внимание на короткой дистанции, но не погружает в состояние тревоги. Как же создается атмосфера ужаса?

В первую очередь, нам потребуются низкие звучности или басы: без густого гудения контрабасов не обходится почти ни один фильм ужасов.

Почему низкие звуки закрепились в сознании, как нечто ужасное? Всё дело в размере — вот где он дейстивтельно имеет значение.

Высокие звуки издают, в основном, беззащитные и мелкие существа: птицы, крошечные животные и детеныши. А кто обладает густым наливистым тембром? Медведи, тигры, львы и прочие крупные хищники.

Отсюда следует и другой прием: шумовой комплекс с глухим рычанием. Послушайте рык медведя и вы поймете, откуда берутся голоса киномонстров.

Рык медведя

Голос мистера Бабадука

Голос Венома в озвучке на десяти разных языках

Из чего состоит игра на нервах

Если до монстров дело не дошло, но необходимо создать атмосферу настороженности — можно сочетать низкие звучности с устрашающей музыкой. Для её создания используются определённые системы взаимоотношений звуков — лады.

В авангарде таких мрачных систем взаимоотношений звуков выступает фригийский, затем дорийский, локрийский и хроматический лад.

Лад — это система взаимоотношений звуков, из которых складываются мелодии разного характера.

Ступени лада — это порядковые номера нот системы. На сегодняшний день стандартными ладами считаются мажор и минор. В каждом из них по семь ступеней и нот соответственно.

  • Фригийский лад отличается от стандартного минора пониженной второй ступенью, создающей мрачный колорит. Как утверждает Головин, ещё Апулей считал, что ведьмы напевают мелодии во фригийском ладу.
  • Дорийский, наоборот, отличается повышенной шестой ступенью и делает минор более светлым и загадочным.
  • Локрийский — самый неустойчивый и мрачный: здесь уже две пониженные ступени, отличающие его от минора, вторая и пятая.
  • Хроматический лад менее всего похож на все остальные и имеет 12 ступеней, расположенных самым тесным образом. Если на клавиатуре фортепиано по очереди нажмем каждую белую и черную клавишу, то получим хроматический лад.

Фригийский лад

Песня Джека из культового мультфильма Тима Бёртона содержит линию в хроматическом ладу, предчувствия Салли становятся «мрачными» за счет второй пониженной ступени — признака фригийского лада. Он отвечает за таинственность, поэтому сказочные фильмы и фэнтези всегда содержат дорийские мелодии.

Песня Джека

Песня Салли

Между таинственным и страшным очень тонкая граница: до определенного момента нам нравится легкое возбуждение тайны. Поэтому в озвучивании ужасов, мистики, фэнтези и сказочных фильмов используются общие средства.

Неудивительно, что специфика «игры на нервах» находит своего профессионала: существует немало композиторов, работающих в этой нише.

Джеимс Ньютон Ховард — один из них, на его счету более 150 разных фильмов, но наиболее успешные саундтреки принадлежат сказкам и фэнтези.

«Лемони Сникетт и 33 несчастья», фрагмент

Современная академическая музыка полна диссонансов — острых созвучий, которые в прежние времена считали дисгармоничными. Эпоха сменилась, искусство пошло вперед, но диссонирующие созвучия до сих пор воспринимаются как нечто зловещее.

В начале XX века композиторы открыли все прелести кластера — тесного сочетания звуков. Если вы свободно бросите ладонь на клавиатуру фортепиано, то с большой вероятностью услышите кластер.

Расслышать в нем каждую ноту сможет только профессионал, из-за чего музыкальное облако моментально становится пугающим.

Но пальму первенства среди всех диссонантных созвучий держит тритон: напряженное сочетание из первой и пятой пониженной ступени лада всегда сообщает нам об опасности.

В сцене с приближающимся поездом в фильме «Лемони Сникетт и 33 несчастья» задействован тритон, звук приближения и, конечно же, дьявольский смех. А в музыке к «Фантастическим тварям…» Джеймс Ньютон Ховард воспользовался и хроматическим ладом и его противоположностью — целотонным.

Фильм — часть вселенной «Гарри Поттера…», поэтому главная мелодия Поттерианы тоже вошла в этот саундтрек.

Музыка к фильму «Фантастические твари и где они обитают»

Если мистер Ховард знаменит не только благодаря мрачным саундтрекам, то имя Фабио Фрицци связано исключительно с хоррорами. В сотрудничестве с Лючио Фульчи они создали культовые ужасы, которые сегодня считаются классикой жанра.

Синтетический мужской хор, диссонансы, тритоны и фригийский лад — некоторые стандартные на сегодняшний день приемы хоррор-музыки были разработаны именно им.

Фабио Фрицци, музыка к фильму «Проклятое дитя»

А вот композитор, всю жизнь проработавший в тандеме с Линчем, создал культовые произведения, которые знают даже те, кто не смотрел озвученные им фильмы. Хотя найдется ли сегодня человек, который не смотрел «Твин Пикс»?

Анжело Бадаламенти — мастер создания композиций с двойным дном. Безмятежность и мнимое благополучие, за которыми всегда скрывается что-то нехорошее — вот о чём музыка Бадаламенти.

Без стандартных композиций-пугалок в его творчестве тоже не обходится, но настоящее лицо его творчества раскрывается в тех незатейливых композициях, где ужас просачивается через ностальгическое благолепие.

Помимо специфических тембров характерный прием Бадаламенти — трезвучие с задержанием к первой ступени и терцовые ходы в тональности субдоминанты. Звучит сложно, но в переводе с музыкального это почти что «2+2». Именно эти стандартные фигуры объединяют самый популярный опенинг из «Твин пикса» с менее известной композицией «Nostalgia» из фильма «Простая история».

Композиция из фильма «Простая история»

Вступительная композиция к сериалу «Twin peaks»

Своеобразная простота присуща работам Филиппа Гласса — академического композитора-минималиста, известного на поприще киномузыки.

Читайте также:  Держатель для катка из труб детский

Представителю самого модного направления современной академической музыки удалось реализовать свой стиль в киноиндустрии.

Это редкая удача ставит Гласса в привилегированное положение по отношению к другим кинокомпозиторам, собирающих свою музыку из общеизвестных штампов. Ему принадлежит саундтрек к фильму «Candyman», который стал гораздо популярнее самого фильма.

Оригинальная композиция к фильму «Candyman»

Musicbox-версия композиции к фильму «Candyman»

Как сделать музыку непостижимой

Нам не нравится, когда мы чего-то не понимаем; человек стремится к контролю ситуации, чтобы гарантировать свою безопасность. До эпохи электронной музыки «странные созвучия» создавались особым сочетанием акустических инструментов. То, что сегодня мы с улыбкой воспринимаем как «те самые скрипочки», на рассвете Хичкоковского хоррора воспринималось как нечто жуткое и непонятное.

Знаменитая сцена из «психо» содержит еще один устрашающий эффект, действующий на более глубоком уровне: шум душевой воды, который скрывает звуки опасности.

Отрывок из фильма «Психо», музыка Бернарда Херрмана

С возникновением электронной музыки появились инструменты изменения уже готовых записей: реверс — проигрывание музыки в обратном порядке; приглушение или создание дополнительного эха.

Теперь саунд заброшенного ангара или мрачной пещеры можно создать вручную, выкрутив нужный контроллер.

Известные нам страшные звуки можно подретушировать так, чтобы узнавание происходило не сразу: когда вы слышите нечленораздельное звуковое облако, в котором мерцает звук церковного хора, это создает дополнительное напряжение.

Японский трейлер «Темные воды»

Тот же эффект производят «плавающие звучности»: в музыке нередко используются глиссандо — изменение звуковысотности без четкого разделения на каждую ноту. Такой прием можно извлечь из струнных инструментов.

При злоупотреблении ими создается эффект неустойчивости — а значит, и опасности.

Этот же эффект используется в сигнальной сирене воздушной тревоги, который так любят использовать в фильмах про вторжение инопланетян и апокалипсис.

«Мгла», фрагмент

Самый знаменитый пример использования реверса — всё в том же сериале «Твин Пикс»: населяющие красную комнату сущности говорят на «обратном» языке. Любители разгадывать режиссёрские загадки до сих пор «переворачивают» весь сериал в поисках ответов, а одна из серий Симпсонов воссоздает ситуацию красной комнаты с Лизой Симпсон в «главной роли».

Фрагмент в красной комнате, «Твин Пикс»

Трейлер третьего сезона «Твин Пикс», выпущенного спустя 25 лет после окончания второго сезона

Фрагмент из «Симпсонов», пародирующий красную комнату

Как музыка управляет дыханием зрителя

Как заставить зрителя затаить дыхание? Музыка тише, глаза открыты: герой напряженно перемещается в пространстве опасности, пока композитор готовит вам контрастный душ из тихих низких и громких высоких звуков.

Прямолинейно — не значит плохо. В фильмах самого модного хоррор-режиссера Джеймса Вана нередко звучит плач. Музыкально говоря, это тоже глиссандирующие неустойчивые звуки, и если приправить их такими же глиссанди (множественное число от glissando) в нижнем басовом регистре, получится годная крипота.

Во фрагменте с монахиней из фильма «Заклятие 3» напряженно вибрирующая музыкальная структура создается перебивками между тишайшими басовыми звучностями и громким магнитофоном: музыка дышит а вы — нет.

Заклятие 3, фрагмент

Порой вместо плавающих звуков используют ближайшие соотношения звуков, которые крутятся вокруг пятой ступени лада — чередование пятой и шестой, или пятой и повышенной четвертой ступени дает соответственно ощущение скорби и тревоги.

Такие соотношения звуков называют интонацией ламенто (итал. lamento.— жалоба, плач), академические композиторы осознанно использовали этот прием в операх, начиная с XVII века.

В плаче Ариадны кроме интонации ламенто появляется ее старшая ладовая родственница — хроматическая гамма.

Плач Ариадны из оперы Монтеверди «Ариадна»

Плач Аполлона из оперы Кавалли «Дафна»

В кино эта интонация используется постоянно. Если ее ускорить и многократно повторить, получится трель — стандарный фон, который обычно поручается струнным инструментам.

Фрагмент из фильма «Лестница Иакова»

Таблетка от скучной действительности

Смех и плач — яркие проявления человеческих эмоций. В зависимости от способностей к эмпатии эти звуки действуют на психику с тем или иным успехом.

Затертый многоразовым использованием крик вызывает меньший эмоциональный отклик, но основная причина его низкой эффективности не в этом: в отличие от плача и смеха, он не является бытовой реакцией — не знакомый с сильным стрессом человек просто не распознает этот «звуковой код». Кроме того, современное общество «дежурных улыбок» загоняет естественные человеческие проявления внутрь. Непроработанные эмоции несут вред организму, но и тут кинематограф «спешит на помощь». Проживание эмоций вместе с киногероями даёт +500 к ощущению полной жизни.

Таким же эмоциональным медиатором является хоррор: в ситуации формализованного благополучия он помогает осуществить такой необходимый нам выброс адреналина в кровь.

Проклятие 2, фрагмент

Скрипочка, орган и голос: главные инструменты хоррора

Тревожная мелодия классика труба

Франс Франкен, «Смерть, играющая на скрипке», 1625 год. Источник

Какой инструмент может достучаться до наших сердечек? Считается, что лучше всего это удается скрипке. Ее секрет в близости к звучанию человеческого голоса: струнно-смычковые инструменты способны гибко отражать эмоциональные перепады, схожие с речью.

Всю историю ее преследует инфернальный образ любимицы дьявола. Она встречается на гравюрах в руках чертей, в роли «дьявольского скрипача» нередко изображали Паганини, а посвящённые ей стихи создают криповый образ:

  • Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
  • У того исчез навеки безмятежный свет очей,
  • Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
  • Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
  • (Николай Гумилёв, «Волшебная скрипка»)

Мрачная красавица с «сомнительной репутацией» рифмуется с образом Лилит и вдохновляет на легенды до сих пор, а струнный оркестр неизменно сопровождает любой хоррор.

Фрагмент из фильма «Ван Хельсинг»

Кто еще прослыл обладателем мрачного тембра? Конечно, царь инструментов — орган. Никогда не выходящий за пределы церкви или концертного зала, он становится лицом таинственного, а его величественный звук вкупе с пугающими музыкальными формулами действуют безотказно.

Horror of Dracula

Фрагмент из фильма «Сонная лощина»

Трейлер фильма «Три лика страха»

Младший клавишный собрат органа — клавесин — используется только в специальных ситуациях: ужин у графа Дракулы, фильмы про ведьм и вампиров.

Фрагмент из сериала «Семейка Аддамс»

Фрагмент из фильма «Интервью с вампиром»

Ударные инструменты сопровождают большую часть всей существующей музыки, но в фильмах ужасов их роль особенно заметна: гонги, литавры и электронные барабаны звучат в начале любого хоррор-тизера и составляют драматургический «скелет» страшных сцен.

Для саунд-дизайна фильма особенно важны индустриальные шумы: стук капель, скрежет железа и скрипы половиц. Отдельно от видеоряда саундтрек порой кажется перенасыщенным шумовыми эффектами, но в фильме они производят нужное угнетающее впечатление.

Фрагмент из фильма «Сияние»

Фрагмент из фильма «Отражение»

Трейлер индийского фильма «6-5=2»

На вершине ужаса стоит не инструмент, но человеческий голос: зловещий хор — музыкальный атрибут каждого уважающего себя мистического фильма ужасов.

20 произведений классической музыки, которые могут нас напугать

Миссия канала

Чем может напугать музыка? Громкими или жуткими звуками, ужасающей историей, которую она может рассказать? Ниже — 20 музыкальных видео и небольших описаний к каждому. Пугайтесь, попутно открывая для себя новую музыку, если получится 🙂

1. Edvard Grieg, “In The Hall Of The Mountain King”

Шедевр нагнетания напряжённости Эдварда Грига должен вызывать в воображении пещеру, полную троллей, гномов и гоблинов. Однако сам Григ говорил о своём произведении следующее:

Для “Чертога Горного Короля” я написал что-то такое, что так пахнет коровами, норвежским ультра-патриотизмом и “самодостаточностью”, что я не могу это слышать, но вы послушайте, хотя я надеюсь, что ирония заставит себя почувствовать.

2. Camille Saint-Saëns, “Danse Macabre”

Как видно из названия “Пляска смерти”, этот маленький мрачный танец имеет все необходимое, чтобы заставить слушателя трепетать. В пьесе рассказывается история Смерти (скрипача, естественно), заставляющей мёртвых подниматься из могил на Хеллоуин и танцевать под его зловещую мелодию.

3. John Williams, “Jaws”

Не верится, что буквально две ноты могут вызвать такое чувство тревоги, но Джон Вильямс справился с этим. Его саундтрек к “Челюстям” Спилберга заставлял людей держаться подальше от моря с самого 1975 года.

4. Модест Петрович Мусоргский, “Ночь на Лысой горе”

Изначально симфоническая поэма “Ночь святого Иоанна на Лысой горе”, одна из самых известных работ Мусоргского, была отредактирована Римским-Корсаковым, а затем включена в саундтрек “Фантазии” Диснея. Каким бы ни было воплощение, это пугающий шедевр.

5. Maurice Jarre, “Ghost”

Эту музыку, возможно, ещё более жуткую и сверхъестественную, чем сам страх, тем не менее стоит послушать.

6. Hector Berlioz, “Dream of a Witches' Sabbath”

Берлиоз использует ряд оркестровых эффектов, чтобы создать сцену сборища ведьм — похоронный набат и так далее, вплоть до имитации хохота.

7. Bernard Herrmann, “Psycho”

Вы останавливаетесь в мотеле, принимаете душ и следующее, что вы узнаёте — сумасшедший в парике пытается напасть на вас. Как вы думаете, что могло бы звучать? Ну, Бернард Херрманн это знает и использует в саундтреке к “Psycho” Альфреда Хичкока.

Читайте также:  Упонор комфорт пайп плюс фитинги

8. J. S. Bach, Toccata & Fugue in D Minor

Это одна из самых больших проблем, когда дело доходит до “страшной музыки”. Это произведение использовалось в классических фильмах ужасов, таких как “The Black Cat”, “Dr. Jekyll and Mr. Hyde”, и даже в “Doctor Who”.

9. Jerry Goldsmith, “The Twilight Zone”

“Сумеречная зона” теперь выглядит как старомодный карнавал призраков, но когда дело дошло до того, что в 1982 году появилась популярная телевизионная передача, Jerry Goldsmith вмешался, чтобы сделать её настолько страшной, насколько мог.

10. Carl Orff, “O Fortuna” из “Carmina Burana”

Когда дело доходит до чистой ярости, немногие могут соперничать с Карлом Орфом. Величественное вступление “O Fortuna” из “Carmina Burana” вскоре переходит в интенсивное пульсирующее хоровое действо, которое потом выливается в полномасштабное оркестровое великолепие.

11. Paul Dukas, “The Sorcerer's Apprentice”

Ещё одна классика. Благодаря стараниям некоего Уолта Диснея, энергичная тема Дюка будет всегда ассоциироваться с образом Микки Мауса, пытающимся справиться с армией одержимых швабр.

12. Giuseppe Verdi, “Dies Irae” (from “Requiem”)

Когда дело доходит до музыки, способной вызвать мурашки, трудно соперничать с “Днём гнева” Верди. Реквием Верди — эпическое достижение во всех смыслах, и это изображение Судного Дня весьма тревожное. Слушайте его громко.

13. Wolfgang Amadeus Mozart, “Дон Жуан”

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что попасть в глубины ада — страшная ситуация. Но мало кто мог бы звучать так же ужасно, как это удаётся Моцарту в Дон Жуане. Слушайте бас Commendatore, когда он объявляет о своём прибытии.

14. Gustav Mahler, Symphony No. 2, “The Resurrection”

В Cимфонии № 2 (“Воскресение”) есть пара моментов, где композитор попытался передать ужас и боль смерти, что стало известно как “Death Shriek”.

15. Franz Liszt, “Totentanz”

Лист увлекался всякими жуткими вещами и часто отражал их в своей работе. Его “Mephisto Waltz”, “Pensées des morts” и “La lugubre gondola” — все заигрывают с понятиями смерти и посмертия. Totentanz (“Пляска смерти”) сразу узнаваем по его угрожающим начальным нотам оркестра и фортепиано, что открывает путь для захватывающих пятнадцати минут виртуозной и потусторонней фортепианной музыки.

16. Béla Bartók, “Transylvanian Dances”

Барток вдохновился написать свою сюиту в 1915 году после сбора народных мелодий в Румынии, где находится легендарная цитадель вампиров, Трансильвания. Он назвал сюиту “Трансильванскими танцами”, когда аранжировал их для оркестра.

17. John Williams, “Dracula”

1913 год, граф Дракула прибывает из Трансильвании, готов нагрянуть к Mina Van Helsing и выпить её кровь. Ужас, интрига и тревога — кто лучше сочинит саундтрек к фильму, чем гений киномузыки, Джон Вильямс?

18. Сергей Рахманинов, “Остров мёртвых”

Жалобный гобой и мрачные кларнеты изображают звуки вёсел Харона, прорезающих воды реки Стикс в торжественных вводных фразах симфонической поэмы Рахманинова. В этой жуткой пьесе музыка переносит наши бессмертные души через границу подземного мира.

19. Aaron Copland, “Grohg”

Эту адаптацию истории Дракулы, вдохновленную фильмом Nosferatu, Copland завершил примерно в 1925 году. Музыка использует джазовые синкопы и оживлённые мелодии со зловещими оттенками, чтобы добавить ощущение беспокойства. Copland использовал этот балет в качестве вдохновения для своей более поздней Dance Symphony.

20. Richard Wagner, “Ride of the Valkyries”

Этот боевой клич на самом деле является довольно торжественным моментом в оригинальной постановке Вагнера, но благодаря тому, что пьеса используется как саундтрек в кадрах с вертолетами, пролетающими через раздираемый войной Вьетнам в “Апокалипсисе сегодня” Фрэнсиса Копполы, можно с уверенностью сказать, что это является страшным.

По материалам статьи.

Тревожная музыка для фона

Все файлы безопасны для скачивания.

Здесь вы можете скачать и слушать онлайн «Тревожная музыка для фона» бесплатно. Используйте их для монтажа и вставки в свои видео ролики, в качестве звукового сопровождения, или для любых других целей.

Используйте плеер, чтобы прослушать аудиозаписи в режиме онлайн.

Волнительная и тревожная музыка для сцены театра [1,78 Mb] (cкачиваний: 18471). Тип файла: mp3.В полной темноте (атмосферный звук) [1,5 Mb] (cкачиваний: 7705). Тип файла: mp3.Тревожная музыка без слов для фона [1,96 Mb] (cкачиваний: 16811). Тип файла: mp3.Пугающая и тревожная музыка для сцены с монстрами или привидениями [1,91 Mb] (cкачиваний: 7347). Тип файла: mp3.Тревожная симфоническая музыка [2,9 Mb] (cкачиваний: 12247). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для выполнения трюков в цирке [1,58 Mb] (cкачиваний: 16805). Тип файла: mp3.Данная мелодия может быть использована для побега или чего-то такого, что можно делать в темноте незаконное [1,54 Mb] (cкачиваний: 7490). Тип файла: mp3.Что-то странное происходит под дождем, наверное, там маньяк [683,26 Kb] (cкачиваний: 4822). Тип файла: mp3. Тревожная музыка для выхода злодея на сцену [1,87 Mb] (cкачиваний: 6733). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для детектива и расследования [1,47 Mb] (cкачиваний: 16039). Тип файла: mp3.Мистическая, красивая и тревожная музыка [1008,98 Kb] (cкачиваний: 4434). Тип файла: mp3.Есть еще такой вариант для накала страстей [1,46 Mb] (cкачиваний: 4147). Тип файла: mp3.Тревожная сцена для фона [1,44 Mb] (cкачиваний: 3210). Тип файла: mp3.Тревожная музыка, а на фоне пожар (всё горит синим пламенем) [1,56 Mb] (cкачиваний: 4306). Тип файла: mp3.Тревожная и эпичная музыка для фона в видеомонтаже [1,43 Mb] (cкачиваний: 4720). Тип файла: mp3.Когда ходишь в раздумьях и не знаешь что делать, рвешь на себе волосы [1,49 Mb] (cкачиваний: 6018). Тип файла: mp3.Музыка, когда произошло что-то грустное и неприятное (на душе тревога)Когда сидишь в одиночестве, не знаешь что делать, взгляд в пустоту [1,43 Mb] (cкачиваний: 4080). Тип файла: mp3.Когда смотришь страшные сны и не можешь проснуться [1,77 Mb] (cкачиваний: 2602). Тип файла: mp3.Ужасная и тревожная музыка для роликов на Youtube [1,44 Mb] (cкачиваний: 1579). Тип файла: mp3.Цунами [1,98 Mb] (cкачиваний: 3084). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для детской сказки [939,39 Kb] (cкачиваний: 6134). Тип файла: mp3.Динамичная тревожная музыка для фона [2,09 Mb] (cкачиваний: 10775). Тип файла: mp3.Тревожная оркестровая музыка (обычно такая используется для трейлера) [1,06 Mb] (cкачиваний: 12323). Тип файла: mp3.Есть еще такая с битами [1,65 Mb] (cкачиваний: 6140). Тип файла: mp3.Военное сражение [1,49 Mb] (cкачиваний: 2079). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для комедийной сцены (детского мультфильма) [1,07 Mb] (cкачиваний: 4013). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для выхода волка на сцену (или другого существа) [1,17 Mb] (cкачиваний: 2125). Тип файла: mp3.Таинственная музыка с тревогой [1001,83 Kb] (cкачиваний: 2692). Тип файла: mp3.Быстрая тревожная музыка (или надо еще быстрее?) [1,58 Mb] (cкачиваний: 4342). Тип файла: mp3.Тревожная музыка для сказки в детском саду [1,79 Mb] (cкачиваний: 1471). Тип файла: mp3.Когда потерялся и понял, что выхода нет [1,14 Mb] (cкачиваний: 1012). Тип файла: mp3.Инструментальная музыка для тревожного момента

[2,79 Mb] (cкачиваний: 2283). Тип файла: mp3.

Тревожная музыка для танца огня [1,17 Mb] (cкачиваний: 991). Тип файла: mp3.Трагическая ситуация [1,14 Mb] (cкачиваний: 1591). Тип файла: mp3.Кинематографический вариант [1,48 Mb] (cкачиваний: 5479). Тип файла: mp3.

Мертвый город [1,62 Mb] (cкачиваний: 2665). Тип файла: mp3.

Понравился сайт? Хотите чтобы он развивался дальше? Направьте деньги на развитие. Это очень полезно для вашей кармы, сделайте хорошее дело.

Отблагодарить

Вам этого мало? Тогда смотрите ещё в рубрике «Музыка для монтажа». Отправить ссылку друзьям:

Интересное видео по теме:

Людей иногда что-то тревожит. В детстве мы переживаем редко, а с годами мы набираем множество страхов, с которыми сложно совладать. Здесь мы опубликуем музыку, которая подойдет для тревожных сцен. Вы можете их использовать без угрызения совести.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector