Устройство и сфера применения стального троса

Сфера использования стального троса

Стальной трос – это наиболее распространённое вспомогательное средство в таких областях, как строительство, судоходство, промышленность. Его также применяют в грузоподъёмных и буксировочных устройствах и даже при армировании бетонных конструкций.

Подобрать нужный стальной канат, не зная всех тонкостей, бывает весьма непросто. Основное, что надо учесть – это норма грузоподъёмности, прочность и натяжение. Хорошим качеством является защита троса для работы вне помещения или в опасной среде (например, нержавеющий материал). Не последним параметром являются масса и диаметр.

Строение стального троса

Имея одинаковый вид, трос, тем не менее, весьма непрост в строении и производстве. Трос – это много стальных проволок, сплетающихся в пряди, которые, в свою очередь, обвиваются вокруг сердечника. Сердечник служит для смягчения внутреннего давления.

Его чаще всего производят из органического (пенька, ткань из хлопка, манила, сизаль) или синтетического (полиамидные нити) сырья. Нередко эта сердцевина покрывается алюминием или цинком во избежание коррозии. Изделия бывают разной степени гибкости.

Наиболее жёсткими считает трос, сердечник которого изготовлен из пеньки, а стальные нити в своём количестве составляют 42 штуки. Средняя жёсткость – это 72 проволоки, которые сплетены в 6 прядей.

Наиболее гибкими являются изделия, состоящие с 144 проволок, разделённых по 6 прядей и скрученных вокруг сердечника из волокна.

Классификация тросов по типу навивки:

  1. Одинарная: сердечник обвит определённым числом нитей. Такого вида тросы служат материалом для более затейливых изделий.
  2. Двойная: изготавливается из тросов с одинарной навивкой. Канаты бывают одно- и многослойными.
  3. Тройная: изготавливается из тросов с двойной навивкой, следуя особой технологии.

Маркировки категорий, разделённых по методу образования прядей:

  1. ЛК (линейное касание): пряди, намотанные с одним и тем же шагом;
  2. ЛК-0: пряди, сделанные из проволоки идентичного диаметра;
  3. ЛК-Р: пряди верхнего слоя, намотанные проволокой иного диаметра;
  4. ЛК-РО: пряди разных типов.

Приспособления и дополнительные устройства

Вспомогательные средства нужны потому, что стальной трос сам по себе – это довольно жёсткое изделие, которое часто нужно закрепить к другим устройствам или поверхностям. Завязать узел нередко очень сложно. Также бывает и такое, что материал, к которому крепится стальной трос, является недостаточно прочным, из-за чего он может перетереться.

Во избежание таких неполадок существуют изделия, упрощающие использование тросов:

  1. Клюз. Рамка, которую чаще всего используют на кораблях, устанавливая её для предохранения борта от трения троса. Материал изготовления – алюминий или чугун.
  2. Зажим. Используется для сцепления тросов или завязывания узла. Бывает дугообразным и плоским, любых размеров и прочности. Изготавливается из особой стали и дополнительных элементов.
  3. Огон. Самодельная петля на тросе. С одного конца распустить трос до нужной длины, изогнуть его петлёй и соединить с прядями. Чтобы надёжно их скрепить, нужно монтировкой сделать просвет в тросе, в него запустить начальную прядь справа, затем таким же образом ещё две пряди. После чего петлю повернуть, миновать две пряди, снова повернуть и вплести последнюю прядь. Таким способом распределить все пряди. После завершения укладки положить на соединение метку и проверить на прочность.

Изделия из металла можно приобрести на нашем сайте для любых производственных или бытовых целей. Наша компания специализируется на продаже металлопроката разного рода. Если вам понадобился стальной трос, проволока, лист или уголок обратитесь к нам и мы обязательно предоставим необходимый товар по доступной цене.

Источник: http://ros-met.com/sfera-ispolzovaniya-stalnogo-trosa/

Назначение стального каната

Дата публикации: 21/02/2012

Для перемещения грузов со значительной массой и при работе системы в нестандартных условиях очень часто используются металлические канаты. Они имеют особую жесткость, устойчивость к изгибам и к другим видам механических, химических и температурных нагрузок.

Наиболее функциональным и надежным в эксплуатации считается оцинкованный стальной трос. Технология его производства достаточна сложная и заключается в специфическом переплетении стальной проволоки, которая имеет различный поперечный диаметр.

Кроме этого, в центральной части располагается сердечник, который может быть органическим, неорганическим или металлическим. Для усиления стойкости к различным видам воздействий, поверхность каната покрывается специальными смазками, а в некоторых случаях и антигнилосотной пропиткой.

В зависимости от размера сечения готового изделия, а также его элементов, тросы приобретают определенные технические свойства и соответствующие характеристики, которые отражаются в аббревиатуре каждой марки.

Такое метизное изделие, как канат стальной, может быть грузовым, грузолюдским или арматурным.

Основная сфера применения грузовых оцинкованных тросов – это подъемные и тяговые промышленные механизмы. Это буровые устройства, мостовые и другие виды кранов, экскаваторы, растяжки различного эксплуатационного назначения, судовая подъемно-транспортная система, нефтедобывающие устройства и так далее.

Грузолюдские канаты используются для перемещения объектов с людьми. Это могут быть специальные лифты или подъемные механизмы шахт. К этим метизным изделиям предъявляются особые технические требования, так как от них зависит безопасность людей.

Арматурные стальные канаты в основном применяются для процесса армирования железобетонных конструкций.

Любой качественный канат трос должен быть выполнен в соответствии с ГОСТом и иметь определенную маркировку. Относительно этих параметров и подбирается оптимальный вариант каната, который предназначен для выполнения той или иной функции.

От толщины стальной проволоки, количества витков, плотности структуры и сердечников зависит способность троса выдерживать различные нагрузки, в том числе и весовые.

Кроме этого, большое значение имеет число свивок, которое может варьироваться в зависимости от предназначения каната.

Для повышения стойкости к воздействию агрессивных сред, поверхность проволок покрывается специальными средствами, которые предотвращают изделия от коррозии и других разрушающих явлений.

Основные виды современного кирпича и его применение. 26/01/2014 – 03:11

Кирпич – уникальный искусственный камень. Современный кирпич часто называется еще искусственным камнем, так как этот материал по прочности, стойкости и функциональности не уступает природному камню, а в ряде случаев даже превосходит его по строительным общим характеристикам.

Читать далее >>

Источник: http://www.stcrim.com/naznachenie-stalnogo-kanata

Области применения стальных канатов

Каждый стальной канат имеет свои прочностные характеристики, которые связаны с определенным ГОСТом.

Эти нюансы принимаются в расчет при выборе канатов для каких-то определенных целей использования. Срок эксплуатации стального каната будет зависеть от физических свойств материала сердечника.

Долговечность зависит и от защитных покрытий, которые наносятся при эксплуатации в агрессивных средах.

Рекомендации по использованию канатных тросов согласно их свойствам

Канаты, которые сплетены одинарной свивкой с помощью круглой проволоки имеют лучшие показатели жесткости среди аналогов. Такие канаты рекомендуется использовать в условиях повышенных растягивающих нагрузок. Например, в линиях электропередач в качестве грузозащитных тросов.

Метод двойной свивки в канате обеспечивает ему хорошие прочностные характеристики. Вариаций конструкций подобных канатов достаточно много. В большинстве случаев их используют для операций, где имеются высокие концевые нагрузки или есть условия интенсивного механического износа.

Канаты из стали вида лк-р предлагаются к использованию при эксплуатации на пространствах с открытым небом, когда осадки и перепады температур оказывают дополнительные нагрузки на износ. Высокая прочность этих канатов обеспечивает надежную работу металлургических кранам, экскаваторам, различных подъемным установкам.

Стальные тросы типа лк-о показали отличную износоустойчивость при работе в условиях повышенного истирания.

Каждый стальной трос этого типа имеет на внешнем слое проволоки повышенного диаметра, которые обеспечивают длительные сроки эксплуатации.

Подобные стальные тросы широко используются в подъемных механизмах на судах и в лифтовых системах. Их применяют на висячих канатных дорогах в горной местности и во многих других областях.

Области применения канатов по ГОСТам

Стальные канаты, которые отвечают ГОСТ 2688-80, производятся для барабанных лебедок. Их разрешено применять на кранах, в шахтных установках, в тельферах, в качестве оснастки трапов, в механических элементах горного оборудования, в буровых машинах, в гидравлических подъемниках, на экскаваторах, для подвесных дорог, в различных кранах.

Стальные канаты, изготовленные по ГОСТ 3077-80 используется в подъемниках на судах, в лифтовых механизмах, на канатных дорогах.

Стальные канаты по ГОСТ 7667-80 сделаны с помощью двойной свивки и имеют металлический сердечник. Тросы этого стандарта используются тогда, когда необходима повышенная гибкость.

Эти канаты нельзя использовать при наличии воздействия агрессивной среды. Диаметр таких канатов может быть от восьми до сорока семи миллиметров.

Тросы этого типа нашли применение в вантах для мостовых конструкций, в качестве элементов талей, в строительном грузоподъемном оборудовании.

Стальной канат, выпущенный по ГОСТ 7669-80, широко применяется в качестве основного элемента землеройного оборудования, в горных агрегатах, на шахтных установках.

Стальной канат по ГОСТу 3062-80 имею спиральную одинарную свивку и применяются в оттяжках мачт. Эти канаты можно увидеть на высоковольтных линиях, в конструкциях подвески рыболовного оборудования, в троллейбусной системе.

Источник: http://tros-steel.ru/oblasti-primeneniya-stalnyh-kanatov/

Категории тросов. Где применяют различные типы канатов

Спецболт для зернохранилищ

Изготовление крепежа
по чертежам

Стальной канат – очень важная и неотъемлемая часть любого известного нам подъёмного механизма. Существует большое множество видов канатов, каждый из которых имеет свои прочностные и физико-механические свойства.

От этих свойств напрямую зависят сферы применения данных изделий.

Тросы (канаты) принято разделять на категории, исходя из следующих критериев:• По числу свивочных операций: одинарный, двойной, тройной (проволоки свиваются в нём по спирали в один или несколько слоёв)• По конфигурации сечения прядей: плоскопрядные, овальнопрядные, трехгранные;• По характеру свивки: тросы точечного, линейного или смешанного касания;• По направлению свивки: обратные и прямые.• По материалу, из которого изготавливается сердечник: МС (металлический сердечник), ОС (сердечник из органических или же синтетических волокон).

Для того чтобы увеличить стойкость канатов к агрессивному воздействию внешней среды, их покрывают защитной антикоррозионной смазкой.

Сердечник – это ось, сердцевина каната, он исполняет функции внутренней опоры, а также амортизации прядей и всего изделия.

Когда изготавливается стальной канат, большое внимание специалисты уделяют разновидности смазки, а также методам её нанесения. От этого напрямую зависит долговечность троса и его надёжность.

Качественная смазка не только защищает металл от коррозии, но и значительно уменьшает трение (и соответственно износ) внутренних и наружных прядей.

В современном мире металлические канаты широко применяются в самых разных областях, начиная с рыболовли и заканчивая судостроительством и нефтеперерабатывающей индустрией.

Металлополимерный канат (в ПВХ оболочке) используется при прокладывании воздушных линий связи, в грузоподъёмных конструкциях (для обвязывания грузов). Кроме того, он применяется при монтаже разнообразных ограждений. Металлический канат, покрытый полимерной оболочкой, не пропускает влагу, а также некоторые агрессивные вещества.

Тросы ЛК-РО используются как элементы конструкции шагающих экскаваторов. Обеспечивая гибкую связь тяговой лебедки с ковшом.

Канат типа ЛК-3 часто используется в лифтах, подъёмниках доменных печей и лесопогрузочных машин.

Канаты ЛК-Р хорошо выдерживают эксплуатацию в условиях природной среды (под открытым небом). Они отлично переносят перепады температур, повышенную влажность и атмосферные осадки.

ЛК-О имеют высокую износостойкость при эксплуатации в условиях повышенного истирания. Такие тросы применяют в подъёмных конструкциях: например, в лифтах, на судах, в канатных дорогах горной местности. Тут есть маленький нюанс: их хорошее функционирование возможно только при использовании блоков и барабанов с повышенным диаметром.

Канаты типа ТК (точечного касания) – это изделия общего назначения, они достаточно универсальны и их можно использовать в качестве буксировочных элементов. Однако их прочностные характеристики не позволяют использовать канаты в грузоподъёмных кранах.

Канаты одинарной свивки с использованием круглой проволоки характеризуются высокими показателями жесткости. Их использование особенно целесообразно в условиях высокого уровня растягивающих нагрузок. Помимо этого их применяют в качестве грозозащитных линий электропередач.

Канаты с двойной свивкой хорошо использовать в условиях повышенного уровня механического износа. Их можно использовать в условиях минимально допустимого отношения диаметра каната к диаметру органа навивки.

Для заказа канатов, метизов, крепежа или консультации свяжитесь с нами:

(068) 171-74-74(095) 050-74-74Телефон/факс:+38 (056) 740-94-05
+38 (056) 740-94-06
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: https://xn--e1aadn0ae.com.ua/index.php/ru/stati/oblasti-primeneniya-stalnykh-kanatov

Трос стальной – как не запутаться в разнообразии предложений?

Существует довольно большое количество разновидностей тросов. Стальные канаты различаются конструкцией и типом свивки. По типу конструкции бывают одинарной, двойной или тройной свивки. Каждый из этих типов конструкции подразделяется на несколько видов. Например, канаты одинарной свивки бывают спиральными, однопрядными, тросами с точечным касанием проволок в пряди и много других.

Перечислять все виды нет необходимости. По типу свивки канаты бывают односторонними, крестовыми и комбинированными.

Заводы обычно изготавливают тросы крестовой свивки, канаты остальных видов изготавливаются под заказ. Также существуют гибкие и жесткие тросы.

Читайте также:  Как сделать "керхер" для мойки своими руками

Гибкие изготавливаются из большого количества проволок малого диаметра, жесткие же, наоборот, из малого числа толстых проволок, и превосходят гибкие канаты по прочности.

Трос стальной, ГОСТ 2688-80 которого определяет тип конструкции и толщину сечения, поставляется на металлических барабанах или деревянных бухтах. Каждое изделие имеет сертификат, где указан его тип, условное обозначение, вид свивки, предел прочности, разрывная крепость.

Трос стальной оцинкованный широко применяется во многих отраслях промышленности и народного хозяйства: в угольной, нефтедобывающей, горнорудной отрасли, в морском транспорте, в строительной индустрии, в машиностроении. Стальной канат – основной грузонесущий элемент подавляющего большинства транспортных, грузоподъемных, дорожно-строительных и других машин.

Стальной трос в оболочке ПВХ намного дороже обычного оцинкованного каната, зато имеет ряд преимуществ и более широкую сферу применения.

Его можно использовать при установке подвесных светофоров, информационных табличек, дорожных знаков, для протяжки телевизионных антенн, для поддержания электрических кабелей, при производстве товаров народного потребления, для монтажа различных конструкций и ограждений и так далее.

При использовании стальных канатов необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы избежать травм и аварий.

Определенный вид троса следует использовать при определенных условиях эксплуатации, потому что каждый из них обладает своими характеристиками.

Не стоит допускать спутывания троса, его довольно трудно распутать, к тому же это может привести к образованию петель, которые при натяжении его заламывают, приводя его в негодность.

При эксплуатации трос должен регулярно смазываться. Антикоррозийная смазка значительно продлит срок его службы.

Канат необходимо смазывать не реже, чем раз в полгода, и каждый раз, когда трос побывал в воде. Срок службы его также зависит от состояния поверхности шкивов и барабанов, на которые он наматывается.

Необходимо зачищать или обтачивать потертости или механические повреждения на этих поверхностях.

Если повреждение поверхности барабана или шкива невозможно устранить, их нужно заменить. Необходимо проводить периодические осмотры тросов на предмет дефектов: изъяны устранять, а пришедшие в негодность канаты заменять на новые.

Источник: http://ogodom.ru/stalnoy-tros-otsinkovannyiy-obolochka-gost-trosik.html

Сферы применения стальных канатов – ЕВРОТРЕЙД грузоподъемные системы ETM | ЕВРОТРЕЙД грузоподъемные системы ETM

Канат ГОСТ 2688-80
Канаты стальные, производство по государственному стандарту 2688–80 предназначены и комплектуются для барабанных лебедок, кранов и талей, подъемных устройств шахтных установок, тельферов, судовых кранов, для оснастки трапов, землеройных и горных машин, мостовых кранов, для машин бурения, для гидравлических лифтов, экскаваторов, подвесных дорог и кабель-кранов, для скиповых подъемников доменных печей, металлургических кранов и стоячего такелажа. 
Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6×19 (1 6 6/6) 1 о.с. Диаметр проволоки: центральной (36 шт.) — 0,3 мм; первого слоя (36 шт.) — 0,28 мм; второго слоя (по 36 шт.) — 0,22 и 0,3 мм. Площадь поперечного сечения всех проволок стального каната ГОСТ 2688-80 — 6,55 мм2. Область применения данных канатов — в качестве подъемных на судах и лифтах, тормозных — на шахтных подъемных установках, тяговых — на канатных, а также подвесных дорогах. Канаты оцинкованные (из оцинкованной проволоки) или нет. 
Канат стальной двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6×19(1 9 9)– 1 о.с., диаметр 4.6–41.0 мм. Суммарное разрывное усилие всех проволок в стальном канате ГОСТ 3077–80 14000–1050000 Н. Канаты стальные, изготовленные по государственному стандарту № 7667-80 — канаты двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях типа ЛК-З и металлическим сердечником конструкции 6×25(1 6; 6 12) 7×7(1 6). Канаты ГОСТ 7667–80 применяются в случае если требуется гибкость, с ограничением — что канат не подвергается агрессивной среде. Применять в агрессивной среде не следует по причине тонких проволок заполнения, легко поддающихся образованию коррозии. Диаметр стального каната составляет от 7,8 мм до 47,0 мм. 
Канат по ГОСТ 7667–80 используют для комплектации металлургических кранов, для вертикального подъема, несущие канаты и ванты для мостов, также применяются для шахтных установок, для талей, для скиповых подъемников доменных печей, для металлургических кранов и другого грузоподъемного и строительного оборудования. 
Канат ГОСТ 7668–80 двойной свивки, с линейным касанием проволок в прядах типа ЛК-РО с одним органическим сердечником конструкции 6×36 (1 7 7/7 14) 1о.с.. Диаметр такого стального каната от 6,3 до 72,0 мм.
Данные канаты отличаются сравнительно большим числом проволок в прядках и поэтому они обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое относительно толстых проволок дает возможность успешно применять их в условиях трения, износа и агрессивных сред. Производство канатов стальных может быть в оцинкованном варианте. 
Стальной канат ГОСТ 7668–80 используется для портальных кранов, судовых кранов, мостовых кранов, автокранов, башенных кранов, лебедок, изготовления строп. Кроме этого часто применяется для шахтных установок, для талей, для экскаваторов, для скиповых подъемников доменных печей, для металлургических кранов, для вагоно-опрокидывателей, для судовых грузоподъемных устройств. Производство стальных канатов этого типа обычно заказывается для металлургических кранов, землеройных и горных машин, экскаваторов, строительных сооружений, шахтных установок. 
Канат ГОСТ 7669–80 стальной двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях типа ЛК-РО с металлическим сердечником конструкции 6×36(1 7 7/7 14) 7×7(1 6). Диаметр каната 5,9 мм до 72,0 мм. 
Канат стальной ГОСТ 3062–80 спиральный одинарной свивки с линейным касанием проволок в прядях по типу ЛК-О. Типоконструкция 1×7(1 6). Производство стальных канатов этого типа идет в диаметре от 0,65 до 11,50 мм.

Канаты ГОСТ 3062-80 используются для устройств оттяжек мачт, в качестве перемычки заземлений металлических конструкций, в качестве грозо защитного троса, в качестве каната на высоковольтных линиях электропередач, подвески орудий рыболовства, в качестве системы в троллейбусной контактной сети и др.
Канат стальной ГОСТ 3063–80. Канат используется как грозозащитный трос, тросовый молниеотвод, заземлённый провод в воздушных: линиях электропередач, служащий для защиты токопроводящих проводов от прямых ударов молнии. 

Канат стальной ГОСТ 3063-80 (спиральный) с точечным касанием проволок в канате типа ТК, одинарной свивки. Конструкция 1×19(1 6 12).

Стальной канат ГОСТ 3066-80 двойной свивки с типом проволок в прядках — ЛК-О, канат производится с металлическим сердечником МС. Конструкция 6×7(1 6) 1×7(1 6).

Канаты устойчив к перетиранию, благодаря навивке в поверхностном слое проволок повышенного сечения. 
Канаты стальные ГОСТ 3066–80 производятся для применения на морских и речных судах, лифтах, на шахтных подъемных установках, в качестве тяговых на канатных дорогах и др. 

Канат стальной ГОСТ 3069-80 с линейным касанием проволок, двойной навивки типа ЛК-0, при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди конструкции 6×7(1 6) 1 органический сердечник.

 
Канат ГОСТ 3069–80 получили популярность в качестве подъемных на судах и лифтах, тормозных на шахтных подъемных установках, тяговых на канатных дорогах и др.

, но для их нормальной эксплуатации требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов. 

Канат стальной ГОСТ 3070-88

Канат производится в диаметре от 3,0 до 20,0 мм. Канат производится как оцинкованный так и без покрытия. 
Канат стальной ГОСТ 3070–88, с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди, двойной свивки типа ТК конструкции 6×19(1 6 12) 1 с органическим сердечником. Производство канатов оцинкованными или без покрытия.

Канат стальной ГОСТ 3081-80 свивка типа ЛК-О, 6×19 (1 9 9) 7×7 (1 6).

Канаты стальные данного типа произведены для условий сильного истирания, за счет верхнего слоя из проволок увеличенного сечения. 
Эти канаты достаточно популярны, но для их эксплуатации необходим немного повышенный диаметр блоков и барабанов. 
Рекомендуемые области применения — судовые установки, землеройные дорожные машины в качестве подъемных.

Источник: http://etm-cherepovets.ru/stati-o-nashej-produktsii/vse-o-kanatakh/sfery-primeneniya-stalnykh-kanatov

Конструкция стальных канатов и виды деформаций, необходимые знания при работе на мягкой кровле

Стальной канат – конструкции канатов могут содержать одну или много прядей (таблица 5.1), (рис.5.1).

Пряди состоят из проволок, которые делятся на одинаково нормальную структуру сечения (все проволоки с одинаковым сечением) и разного диаметра (комбинированная структура сечения).

Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.

Рис. 5.1 Стальной канат двойной свивки
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

Tаблица 5.1 Виды прядей

Название Изображение
Однопрядный
Трехпрядный
Пятипрядный(1 — проволока, 2 — прядь, 3 — сердечник)
Шестипрядный
Восьмипрядный
Восемнадцатипрядный
Закрытой конструкции с двумя слоями клиновидной проволоки, одним слоем Z-образной проволоки и сердечником типа ТК

По конструкции различаются канаты

Одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали (рис. 5.2)

Рис. 5.2 Одинарная свивка (спиральные)

Двойной свивки — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой (рис. 5.3).

Рис.5.3 Двойноая свивка

Тройной свивки – состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой (рис. 5.4).

Рис. 5.4 Тройная свивка

По типу касания проволок между слоями различают канаты:

С точечным касанием (тип ТК) – свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.

С линейным касанием (тип ЛК) – такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней.

Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров.

Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей.

Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок.

С точечно-линейным касанием (тип ТЛК) – пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;

По материалу сердечника различают канаты:

С органическим сердечником (ОС).

В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.).

С металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры.

Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

Канат односторонней свивки — с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате (рис. 5.5).

Рис. 5.5 Канат односторонней свивки

Канат крестовой свивки — с противоположным направлением свивки прядей и каната (рис. 5.6).

Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.

Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов применяют ка

наты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к раскручиванию под нагрузкой. Нераскручивающиеся канаты, свитые из предварительно деформированных проволок описание которых пойдет ниже.

По способу свивки канаты делятся:

Раскручивающимися – проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;

Читайте также:  Композитная арматура: преимущества и недостатки

Нераскручивающиеся (Н) – при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение.

Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

По степени крутимости канаты делятся:

Крутящиеся;

Малокрутящиеся (МК). Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза.

Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало – крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей.

В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

Дополнительные материалы:

Условное обозначение стального каната и признаки деформации стальных канатов

Капроновый и растительный канат

Подъемные механизмы при производстве работ на мягкой кровле

Каталог гидроизоляционных кровельных материалов компании “Технониколь”

Каталог кровельных наплавляемых материалов завода производителя ЗАО “Оргкровля”

Источник: http://www.armohim.ru/kanaty.html

Стальные тросы, применение

Тросами называют гибкие изделия, изготовленные из стальных проволок, каболок, нитей путем их свивки или плетения (в технической терминологии и ГОСТе слову трос соответствует слово канат).

Тросы применяют в качестве стоячего и бегучего такелажа; швартовов и буксиров; грузоподъемных и грузозахватных, траловых, судоподъемных, леерных, тентовых и спасательных устройствах; в приборах и механизмах; при водолазных, ремонтных, такелажных и других работах.

Стальные тросы изготавливают из светлой и оцинкованной проволоки диаметром от 0,2 до 4,0мм с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву от 1200 до 2000 – 2200 Н/мм2. Оцинкованная проволока выпускается марки «В» – высшая, «I» – первая, «II» – вторая. Светлая – марок «В» и «I». По способу изготовления тросы делят на крученые (витые), невитые, плетеные и плоские.

Проволоки в слоях прядей имеют линейное касание – ЛК, точечное – ТК, и комбинированное касание – ТЛК или ЛТК. Направление свивки бывает правое – Z и левое – S.

Если верхний слой проволок в пряди свит в том же направлении, что и прядь в тросе, то такой трос имеет одностороннюю свивку и обозначается ZZ или SS. При крестовой свивке верхний слой проволок в пряди свит в противоположную сторону свивки пряди в тросе и обозначается ZS или SZ.

Первая буква указывает направление свивки верхнего слоя проволок в пряди. Трос комбинированной свивки имеет пряди правой и левой свивки (рис. 5.5. и 5.6.).

     Стальные тросы: а) трос двойной свивки особо гибкий тройной работы, б) трос одинарной свивки спиральный  Свивки стального троса: 1-крестовая правая, 2-крестовая левая, 3-односторонняя правая, 4-односто-ронняя левая

Типы стальных тросов: ЛК-О – линейного касания, проволоки в верхнем слое пряди равного диаметра; ТЛК-РО – точечно-линейное касание, проволоки в слоях пряди разного и одинакового диаметра; ЛК-З – линейного качания, между слоями проволок в пряди имеются заполнители (проволоки малого диаметра).

Стальной канат конструкции 6´19(1+6+12)+1 ОС – шестипрядный, девятнадцать проволок в пряди, устройство пряди (1+6+12) – один проволочный сердечник, у которого в первом слое 6 проволок и 12 проволок во втором слое; 1 ОС – один органический сердечник.

Все тросы имеют свои условные обозначения. Например, 12.0-ГЛ-В-Л-О-Н-1800 ГОСТ 2688 – 69 – трос диаметром 12,0 мм, грузолюдского назначения (ГЛ), из светлой проволоки марки «В», левой (Л) односторонней свивки (О), нераскручивающийся (Н), с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 1800 Н/мм2.

почти все стальные тросы имеют сердечники, которые имеют многофункциональное назначение. По материалу сердечники бывают стальные, органические, асбестовые, синтетические. По конструкции – это проволока, слабо свитая в прядь; трос тросовой работы или шнур. Органический сердечник подвергают противогнилостной пропитке.

Сердечник предохраняет трос от ржавления и накапливания влаги внутри троса. Растительные и синтетические сердечники придают мягкость тросу. Чем толще такой сердечник, тем мягче трос. Асбестовые сердечники придают огнестойкость тросу. Сердечники сохраняют форму троса на изгибах при большом натяжении и улучшают гибкость троса.

Проволоки заполнения – это проволоки малого диаметра, которые заполняют пустоты между слоями проволок с одинаковым диаметром и тем самым улучшают механические свойства троса. Наибольшее распространение получили шестипрядные тросы с органическим сердечником двойной свивки (тросовой работы).

Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 500 – 900 Н/мм2, называются бензельными.

Плоские стальные тросы выпускают с органическим и стальным (проволочным) сердечником. Например, трос плоский конструкции 8´4´9(0+9)+32 ОС с условным обозначением 139.0-Г-В-Р-1400 ГОСТ3092 – 69 или канат плоской конструкции 8´4´7(1+6) – плоский стальной со стальным сердечником в прядях.

Плоские стальные тросы с органическим сердечником имеют ширину от124 до 233 мм и толщину от20 до 38 мм, а плоские тросы со стальным сердечником – ширину от 72 до 119 мм и толщину от11,5 до 19,5 мм.

Комбинированные витые тросы изготавливают из пеньки и стали. В этом случае стальные пряди покрывают слоем пеньковых каболок или пластмассой.

Например, трос типа «Геркулес» имеет пряди из стальных оцинкованных проволок, покрытых пряжей из пеньки. Пряди «Геркулеса» свивают вокруг растительного (пенькового) сердечника.

Он обладает большой гибкостью, но по прочности уступает металлическим тросам. Выпускают четырех- и шестипрядные комбинированные тросы.

Принимая трос на судно, его нужно тщательно осмотреть. Результаты наружного осмотра и конструктивные данные сверяют с биркой или с сертификатом.

При осмотре обращают внимание на дату изготовления, состояние оцинковки, смазки троса. Проверяют, нет ли вмятин, обрывов проволок и других повреждений.

Пряди должны иметь равномерную по всей длине свивку и плотно прилегать друг к другу. Толщину троса проверяют штангельциркулем.

На судне тросы хранят на вьюшках, барабанах лебедок, в тросовых кладовых или в бухтах.

Тросовые кладовые должны быть сухими и вентилируемыми. Перед укладкой на хранение грязный трос надо промыть, просушить и смазать. Вьюшки, барабаны и т. п. на открытой палубе должны быть зачехлены, а в хорошую погоду должны быть открыты для проветривания троса.

=Матрос II класса (стр.97), Морская практика для матроса (стр.9)=

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2145;

Источник: https://poznayka.org/s62801t1.html

Виды тросов

  • 30 сентября 2016 в 21:56:01
  • Просмотров: 1750

Трос стальной активно используется в различных отраслях промышленности: нефтепереработке, добыче угля, строительстве, при эксплуатации морского и речного транспорта и др.

Разнообразие стальных тросов

Назначение троса из стали

Изделие чаще всего применяется при выполнении такелажных, буксировочных и грузоподъемных работ. Такой прочный и одновременно гибкий элемент является неотъемлемой деталью оснащения подъемных кранов, экскаваторов и буровых установок.

Кроме того, он используется в механизмах подъема и опускания пассажирских и грузовых лифтов, с его помощью армируют бетон, придавая ему требуемые механические характеристики.

Наиболее широкое применение такие тросы получили при выполнении грузоподъемных работ, ведь высокая прочность и гибкость, которыми обладают эти изделия, позволяет изготавливать из них грузозахватные приспособления, способные выдержать значительные механические нагрузки.

Учитывая сложность работ, для выполнения которых используют стальные тросы, следует уделять очень серьезное внимание вопросам их выбора.

На современном рынке представлены различные виды канатов и тросов, изготовленных из стали, что делает их выбор очень затруднительным для несведущего человека.

В таких случаях лучше обратиться к профессионалам, способным подобрать изделие в соответствии с теми задачами, для решения которых его планируется использовать.

Буксировочный трос с карабином

Строгие требования по соответствию оговоренным эксплуатационным характеристикам предъявляются не только к металлическим тросам, но и к дополнительным элементам, в сочетании с которыми они используются. Такие изделия перед выпуском их в эксплуатацию подвергаются специальным испытаниям и проверкам, после чего на них выдаются сертификаты и разрешения на использование по их прямому назначению.

Особенности конструкции тросов

Стальные тросы сегодня изготавливаются по разным технологиям, но есть общие особенности их устройства, на которых и следует остановиться подробнее. Основу конструкции любого такого троса составляет множество стальных проволок, переплетенных вокруг общего сердечника. Сердечник может быть изготовлен из различных материалов, в том числе и неметаллических.

Основным назначением такого элемента является формирование модели готового изделия и предохранение его поверхности от продавливания, которое может возникнуть под воздействием значительных механических нагрузок.

Если в качестве материала изготовления сердечника используется металл, то его поверхность обязательно защищают от коррозии, для чего ее покрывают цинком или алюминием.

Конструкция стального троса

Часто тросы изготавливают с сердечником из органических материалов, в качестве которых используют х/б ткань, манилу, пеньку или сизаль. Органика, как известно, очень подвержена гниению и грибковым поражениям.

Чтобы избежать этого явления, сердечники из органики пропитывают специальной смазкой, значительно продлевающей срок службы стального изделия и дополнительно способствующей тому, чтобы минимизировать трение между его составными элементами.

Активно используются также типы канатов, сердечник которых изготовлен из синтетических материалов: полиамидных нитей. Как правило, такие тросы имеют двухслойное устройство, при этом оба слоя, разделенные синтетическими нитями, не трутся друг о друга.

Большим преимуществом стальных изделий такой конструкции является их относительно небольшой вес – очень важное свойство во многих ситуациях.

В качестве металлических сердечников тросов могут быть использованы изолированные пластины металла, проволока или лента, свитые в спирали.

По уровню своей гибкости тросы из стали подразделяются на три категории: с наименьшей степенью гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок), гибкие (72 проволоки, из которых предварительно выполнены отдельные пряди) и обладающие повышенной гибкостью (сердечник из пеньки и 144 проволоки, предварительно свитые в 6 прядей).

Трос стальной в ПВХ оболочке

Виды и маркировка изделий

При выборе стального троса для решения определенных задач следует учитывать массу факторов: его устройство, длину и диаметр, а также основные параметры – гибкость и предельную нагрузку, которую он способен выдержать. Нужно обязательно уделить внимание конструкции такого изделия, которая во многом и определяет его основные характеристики.

К тому или иному типу конструкции тросы причисляют в зависимости от того, из какого количества свивок они выполнены. Так, стальной трос одинарной свивки состоит из сердечника, на который по спирали накручена проволока.

Такие элементы часто используются в качестве отдельных прядей для изготовления более сложных изделий – стальных тросов двойной свивки.

Конструкция таких изделий включает в себя сердечник, на который с соблюдением определенной последовательности и накручивают пряди.

Пряди используются для изготовления как однослойных, так и многослойных тросов, которые способны выдерживать значительные нагрузки и могут обладать способностью не закручиваться в процессе работы, что очень важно во многих ситуациях.

Самыми сложными по своему устройству являются тросы тройной свивки, для изготовления которых используют так называемые стренги. Стренг – это, по сути, стальной трос двойной свивки, специально изготовленный для того, чтобы в дальнейшем формировать из него более сложные изделия.

https://www.youtube.com/watch?v=jsfll_7CdEQ

Для производства тросов сложной конструкции могут использоваться пряди, выполненные различными способами. Для маркировки и определения типа прядей, из которых выполнен трос, используют обозначение ЛК – линейное касание. Наиболее простые по своему устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивки во всех слоях и ее повторяющимся рисунком.

Для формирования слоев пряди может быть использована проволока разного диаметра, в таких случаях она обозначается ЛК-Р.

Существуют и смешанные типы прядей, одни слои которых изготовлены из проволоки одного диаметра, а другие – из проволоки разного. Такие пряди обозначаются ЛК-РО.

Способ изготовления прядей очень важно учитывать при выборе тросов различного назначения, так как именно он в большей степени определяет те свойства, которыми обладает готовое изделие.

Для производства стальных тросов также используются пряди, изготовленные по принципу не линейного (ЛК), а точечного касания проволоки в них (ТК).

Особенности устройства таких прядей заключаются в том, что в каждом их слое используется разный шаг намотки проволоки, кроме того, эти слои перекрещиваются между собой.

Читайте также:  Фильтр циклонный в пылесосе: особенности, плюсы и минусы

Следует сразу сказать, что не рекомендуется использовать стальные тросы с такими прядями в тех случаях, когда они будут испытывать значительные динамические нагрузки.

Типы плетения стальных тросов

Объясняется это тем, что в связи с невысокой плотностью внутренней структуры таких изделий, их слои под действием динамических нагрузок подвергаются сильному трению, что может привести к быстрому выходу из строя всего троса.

Существуют и комбинированные тросы, для изготовления которых использованы пряди ЛК и ТК типов. Обозначаются они соответственно ТЛК.

Каждый из приведенных выше типов стальных тросов следует выбирать в зависимости от их назначения, тщательно оценивая те условия, в которых они будут эксплуатироваться.

Стальные тросы по конструкции делятся на три вида:

  1. Канат одинарной свивки состоят из одной пряди, проволока которой имеет одинаковый диаметр и свита в один или несколько слоев (до четырех) по спирали вокруг одной проволоки.
  2. Трос двойной свивки называют тросом тросовой работы. Он изготовляется свиванием в один или два слоя нескольких прядей вокруг одного металлического, минерального или органического сердечника.
  3. Трехпрядные тросы свивают из нескольких тросов, которые называют в этом случае стрендями. Пряди канатов тройной и двойной свивки состоят из проволок, что могут иметь одинаковый или разный диаметр.

По уровню крутимости стальные тросы бывают крутящимися и малокрутящимися. По материалу сердечника каната – с металлическим сердечником (стальной однопрядный и стальной проволочный) и с органическим сердечником (волоконный, натуральный, синтетический, волоконный, волоконный армированный).

По сочетанию направлений свивки стальных тросов и его элементов канаты бывают:

  • односторонней свивки: направление каната и свивки в пряди проволоки одинаковы;
  • крестовой свивки: направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки в канат прядей;
  • комбинированной свивки: с одновременной практикой в канате прядей левого и правого направления свивки;
  • тройной свивки: крестовой свивки с противоположным направлением свивки проволок и прядей.

Область применения

Одним из наиболее примечательных видов стальных тросов, выпускаемых современной промышленностью, является изделие, выполненное из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии такой стальной трос помещен в оболочку из ПВХ.

Благодаря этим особенностям своего устройства трос может успешно эксплуатироваться даже в самых неблагоприятных условиях.

Так, изделия подобной конструкции используются для обвяза грузов, опускаемых в жидкие среды, с их помощью выполняют монтаж антенн и мачт, линий электропередачи и связи.

Освоили современные производители и выпуск металополимерных тросов, проволока в которых может быть дополнительно оцинкована, что придает изделию еще большую коррозионную устойчивость.

Существует и более простой способ защитить трос от возникновения и развития коррозионных процессов, который также используют современные производители.

Для этого гибкий стальной трос покрывают слоем специальных смазок, либо в его структуру вводят дополнительный слой, сформированный из оцинкованной проволоки.

Источник: http://teremokstroi.com.ua/vidy-trosov/

Назначение, устройство, классификация канатов

Поиск Лекций

Стальные канаты в качестве гибких элементов широко применяют в строительных машинах, особенно в грузоподъемных кранах: башенных, козло­вых, стреловых, мостовых, ка­бель-кра­нах; у экскаваторов с меха­ническим приводом и мягкой подвес­кой рабочего органа.

Если канат или цепь явля­ется составной ча­стью меха­низма подъема, их исполь­зуют подъ­емными или грузо­выми; если же они используются в каче­стве тяго­вого ор­гана в составе меха­низма, переме­щающего груз, масса ко­торого воспри­нима­ется не­сущей конст­рук­цией, их на­зывают тяго­выми.

Если по стальному канату как по рельсу перемещается грузовая те­лежка ка­бельного или коз­лового крана, его на­зывают несущим. Канат, используемый в качестве оттяжки для удержания кон­ст­рукции в опре­делен­ном положении, на­зывают вантовым или расчальным. Для обвязки под­ни­маемого груза при­меняют чалочные или строповые ка­наты.

Канат мо­жет быть оди­нарной свивки (спираль­ным), когда он сви­ва­ется сразу из большого числа отдель­ных про­воло­чек (рис. 14, а), или двой­ной свивки (см. рис.

14, б), ко­гда про­во­локи пред­вари­тельно свива­ются в пряди (стренги), а за­тем не­сколько прядей свива­ются во­круг мягкого или же­ст­кого сер­деч­ника в ка­нат.

Канат трой­ной свивки (ка­бель) свива­ется из не­сколь­ких ка­натов двой­ной свивки.

Канаты двой­ной свивки с пень­ко­вым сердечником со­стоят из шести пря­дей по 37 или 19 проволо­чек в каждой пряди.

Их при­меняют в каче­стве грузо­подъем­ных и тяго­вых средств; для свивки каната могут быть применены проволоки одного или разных диамет­ров.

Канат одного и того же диа­метра, свитый из проволок разных диамет­ров, имеет большую прочность по сравне­нию с ка­натом, свитым из проволок од­ного диа­метра, так как при этом металл заполняет се­чение каната более полно.

Канаты различаются между со­бой по свивке проволок между от­дельными слоями прядей, направле­нию свивки про­волок и прядей, а также по роду свивки.

Канаты могут быть параллель­ной (од­носторонней) свивки, при этом на­правления свивки проволочек в пря­дях и свивки прядей в канат совпа­дают; кре­стовой свив­ки с про­тивопо­ложными на­правлениями проволочек и прядей; ком­бинированной свивки, когда часть пря­дей имеет одно на­правление свивки про­воло­чек, а дру­гая часть — проти­во­по­ложное.

Канаты параллельной (односто­рон­ней свивки) более гибкие и менее под­вергаются износу, чем канаты кре­сто­вой свивки, од­нако их примене­ние более це­лесообразно в случаях, ко­гда по ус­ло­виям работы исклю­чается воз­можность раскручивания (напри­мер в качестве гру­зово­го каната в лифте или подъемнике).

Свивка проволок в пряди разли­ча­ется тем, что один их слой с другим мо­жет иметь точечное касание (ТК), ли­ней­ное (ЛК) или точечное и линей­ное (ТЛК). Канаты с ли­нейным каса­нием про­воло­чек более долго­вечны. Для уве­личения стой­кости против коррозии ка­нат сви­вают из оцинко­ванных проволо­чек.

Сердечник каната, выполняемый в большинстве слу­чаев из пеньки, придает ему большую эластичность и слу­жит ак­кумуля­тором смазки. Ка­наты, предна­зна­ченные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде ас­бестового шнура или пряди стальных проволок.

Канаты отличаются друг от друга по маркировке, в которой ука­зывают: диаметр каната, его назначе­ние (грузо­людской — ГЛ, грузовой Г), механиче­ские свойст­ва прово­локи (высшая марка — В, первая марка — I, вторая марка — II), вид покрытия (для лег­кого режима работы — АС, среднего — СС, жесткого — ЖС), на­прав­ление свивки (левая — Л), соче­тание направления свив­ки (од­но­сто­ронняя — О), способ свивки (рас­кру­чи­вающийся — р, нераскручиваю­щийся — Н), тип касания проволок в прядях, мате­риал сердечника (органи­че­ский сердеч­ник — О), номер ГОСТа.

2. Назначение, классификация, прин­цип действия тормозных уст­ройств.

Тормоза применяют для поглоще­ния инерции движе­ния при необходи­мо­сти оста­новки ма­шины или механиз­ма, для посте­пенного снижения скоро­сти движения перед остановкой и удер­жания остановлен­ной ма­шины или ме­ханизма в непод­вижном со­стоянии.

В грузоподъемных машинах тор­моза используют так­же для удержа­ния поднятого груза на весу и посте­пенно­го замедления скорости при его опускании.

Принцип работы тормоза осно­ван на использовании силы трения, возни­кающей от воздейст­вия тормоз­ного уси­лия между поверхностями двух деталей, одна из ко­то­рых жестко связана с за­тор­маживаемым ва­лом (тор­мозным шкивом, диском), а вто­рая (колодка, диск, лен­та) соединена с корпусом ма­шины. Сила трения зави­сит от величины тормозного усилия, нормального к по­верх­ности тре­ния, и фрикционных свойств кон­тактных по­верхностей.

По направлению тормозного уси­лия относительно оси затормажи­вае­мого вала тормоза мо­гут быть ради­аль­ными (ленточ­ные и колодоч­ные), у ко­торых тормоз­ное усилие на­правлено по ра­диусу тормозного шкива, и осевыми (дисковые и конус­ные), у которых тор­мозное уси­лие на­прав­лено вдоль оси затормаживае­мого вала.

По способу действия тормоза бы­вают нормально зам­кнутые (закры­тые) и нор­мально откры­тые.

Нор­мально замк­нутые тормоза постоянно затянуты уси­лием, дейст­вующим на систему рыча­гов груза или пру­жины, и рас­тор­маживаются (при включении двигателя) с помощью вспомога­тель­ных устройств электромаг­нитом, гид­ротол­кате­лем и др.

Нормально откры­тые тормоза замы­каются для за­тор­маживания, после от­ключения двига­теля маши­нистом с по­мо­щью проме­жу­точ­ных устройств (ры­чаж­ных, пневмати­ческих и гидравличе­ских).

По способу управления тормоза разде­ляют на авто­матически действую­щие и управляемые. К авто­матически действую­щим относятся тормоза: цен­тробежные, вин­товые грузоупорные, а также с некоторым допущением все нор­мально замкну­тые, рас­тормаживание ко­торых осу­ществ­ляется электромагни­тами и гид­ротолкателями.

К управляемым тормозам отно­сятся нормально от­крытые тормоза, за­мыкание которых осу­ществляется ма­шинистом.

По­ложительным качест­вом управляемых тор­мозов является то, что создаваемый ими тормозной момент и время тормо­жения можно регулировать и, сле­дова­тельно, обес­печивать плавное (постепен­ное) замед­ление скорости.

Однако свое­временность заторма­жива­ния нахо­дится в полной зависимости от вни­мания маши­ниста.

Механизмы подъема груза и из­ме­нения вылета крю­ка грузоподъем­ных машин с ма­шинным приводом долж­ны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, раз­мы­кающимися при выключении привода.

Ленточные тормозамогут быть про­стыми, дифферен­циальными и сум­мирую­щими.

Простой ленточный тормоз (рис. 37, а) состоит из стальной ленты 2, ох­ватываю­щей тор­мозной шкив 3 и при­крепленной од­ним (набегающим) кон­цом к проуши­не кор­пуса машины паль­цем 1, а вторым сбегаю­щим кон­цом — к рычагу 8 пальцем 10. К ленте с внут­ренней сто­роны при­креплена фрикци­онная об­кладка 4.

При нажиме на педаль 7 тормоз­ная лента натягива­ется и плотно об­жимает (удерживает) тормозной шкив. При сня­тии усилия с педали рычаг приподнима­ется пру­жиной 9 и между тор­мозной лен­той и шки­вом образует­ся зазор 1…1,5 мм. Правиль­ное положение ленты отно­си­тельно шкива обес­печивает ко­жух 6 и скобы 5.

Дифференциальный ленточный тор­моз применяют для уменьшения уси­лия на педали тормозного рычага (см. рис. 37, б). Отличается от про­стого лен­точного тормоза тем, что оба конца его тормозной ленты прикреп­ляются к ры­чагу с двух сторон отно­сительно оси ка­чания

У простого и дифференциаль­ного ленточного тормо­зов усилие на тормоз­ном рычаге зави­сит от направ­ле­ния вра­щения тормозного шкива, по­этому их нецелесооб­раз­но приме­нять в ревер­сив­ных механизмах. Они более при­годны для механизмов, у ко­торых тормозной момент всегда на­правлен в одну сторону, например, для меха­низма подъема груза,

Суммирующий ленточный тор­моз двухстороннего действия приме­няют для торможения механизмов с тор­мозным мо­ментом, меняющим на­прав­ления (ме­ханиз­мов поворота, пе­редвиже­ния).

У суммирующего тормоза (см. рис.

37, в) лента дву­мя, концами при­кре­плена к рычагу по одну сторону оси ка­чания на рав­ном расстоянии (b — а), по­этому тормоз­ной момент на­тяжения ленты будет одинаковым не­зави­симо от направления вращения тор­мозного шкива. Уси­лие, при­кла­дываемое к пе­дали суммирующего тормоза, требуется большее, чем при применении тормоза про­сто­го Дейст­вия (при одинаковых ус­ловиях).

Тормозной момент, развивае­мый тормозом, всегда должен быть больше фак­тического мо­мента на валу тор­моз­ного шкива с учетом коэффициента за­паса k. По нормам Госгортехнадзора для грузоподъем­ных машин с ручным при­водом и с машин­ным приводом при лег­ком режиме ра­боты k = 1,5; при машин­ном приводе и режи­ме ра­боты среднем – 1,75; тяжелом — 2 и весьма тяжё­лом — 2,5.

При известном тормозном мо­менте МT и диаметре тормозного шкива DT натя­жение набе­гающего конца ленты

Sнаб = 2MТеfa/DT(efa-1)

и натяжение сбегающего конца ленты

Sc6 = 2MT/DT(efa— 1)

Коэффициент трения асбестовой тормозной ленты по чугуну и стали f=0,35…0,37.

Усилие G, которое необходимо прило­жить к педали рычага простого ленточ­ного тормоза:

G = Sc6a-Qpl1/l,

где Qp — вес. рычага; l1расстояние от оси вращения рычага до центра его тяжести; l — рас­стояние от оси вращения рычага до цент­ра педали.

Усилие торможения на педали сум­мирующего тормо­за с равными пле­чами (а = b):

G = [(Sc6+ SHa6) a – Qpl1]l,

у дифференциального тормоза

G = (Scб а—Sнaб b— Qp l1) l.

Рис. 37. Ленточные тормоза

а — простого действия; б — дифференциальный; в — сум­мирующий; /, 10 — пальцы; 2

— стальная лента; 3 — шкив; 4 — фрикционная об­кладка; 5 —скоба; 6—ко­жух; 7

педаль; В — рычаг; 9 — пружина

Колодочные тормоза с двумя ко­лод­ками, расположен­ными с двух сто­рон шкива, имеют то преимущество, что не создают из­гибающей нагрузки на вал тормозного шкива.

Двухколодочный тормоз состоит из двух стоек 1 с колод­ками 2 и обкладками 8, обжимающими тормоз­ной шкив 3 под воз­действием усилия на систему рыча­гов, соз­давае­мого затянутой пружиной 4 (см. рис. 38, а) или грузом 7 (см. рис. 38,6).

Тормоз размыкается электро­маг­ни­том 5 с подвижным звеном 6 или гид­ро­толкате­лем. В за­висимо­сти от типа при­меняемого электро­магнита разли­чают колодоч­ные тор­моза с короткохо­до­вым (см. рис. 38, а, в) или длиннохо­довым (см. рис. 38, б, г) электро­магни­том.

Усилие NT прижатия тормоз­ных ко­ло­док к шкиву оп­ределяют исходя из не­обхо­димого тор­моз­ного момента МT и фрикци­онных свойств материала об­кладки и тор­мозного шкива:

NT = MT/(DTf).

В колодочном тормозе с гидротолка­телем (рис.

39) электродвигатель 1 вра­щает крыль­чатку 2 насоса, рас­положен­ного внутри ци­линдра 4, которым пере­качивает­ся жидкость из надпоршневого пространства А в под­поршневое Б и вы­зывает перемещение гид­роцилиндра от­носительно поршня 3 и штока 5, связан­ного с корпу­сом тормоза, вызывая его растормаживание. Возврат поршня в ис­ходное положение и торможение шкива про­исходит под воздействием пружины 6.

Источник: https://poisk-ru.ru/s17446t1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector